p;Для князя и княгини
Отворяет ворота вальящатые,
А князьям и боярам - хрустальные.
Простым людям - ворота оловянные.
Наехало полон двор гостей. Пленко Сароженин повел князя и княгиню в
светлые гридни {21}, посадил их в почетное место; посадил князей, бояр и
могучих русских богатырей, - и начался пир; понесли и яства и питья
заморские, чтобы развеселить князя.
Веселая беседа, на радости день;
Князь со княгинею весел сидит.
Посмотрел Владимир в косящетое окно и увидал в поле толпу людей. "По
грехам не случилось меня дома, - сказал Владимир, -
Ко мне едет король из Орды,
Или какой грозен посол".
Старый Пленко лишь только усмехается, а сам потчует: "Изволь ты,
государь князь, со княгинею и со всеми своими князьями и боярами, кушать. Не
король едет из Орды и не грозен посол, а едет храбрая дружина сына моего,
молодого Чурилы Пленковича; когда он будет перед тобою, государь, тогда пир
будет во полупире, будет стол во полустоле". Опять пьют, едят, потешаются;
день вечереет, закатывается красное солнышко, в поле сгущается толпа,
человек за пятьсот и до тысячи.
Едет Чурила ко двору своему;
Перед ним несут подсолнечник {*},
Чтоб не запекло солнце бела его лица.
{* _Зонтик_; у Стефана Яворского; _сонечник_.}
Приехал Чурила к своему двору; прежде его прибежал скороход, заглянул
на двор и увидал, что некуда ехать Чуриле с дружиною и с добычею. Тогда
поехал Чурила с товарищами на свой окольный двор, там они остановились и
принарядились. Догадался Чурила, что делать; он взял золотые ключи, пошел в
подвалы глубокие, взял оттуда золота, сорок сороков черных соболей, другой
сорок лисиц _печерских_ и камку белохрущатую {22}; пришел Чурила к князю
Владимиру и положил перед ним на убранный стол подарки. Рады были князь и
княгиня, и князь сказал: "Чурило Пленкович!
Не подобает тебе в деревне жить,
Подобает тебе, Чуриле, в Киеве жить, князю служить".
Чурила не ослушался князя Владимира, сей час велел оседлать коня, и все
поехали в Киев-град, к ласковому князю Владимиру.
В добром здоровье их бог перенес.
Приехали, соскочили с коней, пошли в светлые гридни и сели за убранные
столы. Снова пир. Владимир посылает Чурилу Пленковича звать к себе в гости
князей и бояр:
_А зватого приказал брать со всякого по десяти рублев_ {*}.
{* Весьма замечательное указание. Итак, этот княжеский пир - складчина.
Пир складчиной - явление совершенно русское и древнее; вспомним братчины,
напр<имер> братчину Никольщину, где складочный пир и вместе союз, в котором
выбирается и пировой староста. Это также чисто общинное явление; это -
вольное видоизменение самой самородной общины, ее отпрыск, если так можно
выразиться. К таким же общинным явлениям, возникшим из самой коренной
общины, причисляем мы артель (не ротель {23} ли?) и также козацкое
устройство.}
Чурила всех обошел, всех позвал, зашел к Бермяте Васильевичу, к его
молодой жене, к Катерине прекрасной, и позамешкался там. Владимир-князь ждет
его, что долго замешкался; наконец, спустя немного, пришел Чурила Пленкович.
Втапоры Владимир-князь ни во что положил;
Чурила пришел, и стол пошел.
Пили, ели, прохлаждались на веселом пиру и наконец разъехались по
домам.
Поутру, рано-ранешенько,
Рано зазвонили к заутрене.
Князья и бояре пошли к заутрене; в то утро выпала пороша снегу, - и
нашли они свежий след; удивляются князья и бояре: "Или заяц скакал, или бел
горностай". А другие усмехаются и говорят: "Это не заяц скакал и не бел
горностай, -
Это шел Чурила Пленкович
К старому Бермяте Васильевичу,
К его молодой жене, Катерине прекрасной".
Характеристика этого богатыря очень полно и верно обрисована уже в
одной этой песне. Его щегольство доходит до того, что перед ним несут зонтик
от солнца. Отношения его к жене Бермяты, о которых упоминается мимоходом,
достаточно дополняют его характер. Мы уже говорили, что Чуриле поручает
Владимир выбирать женское платье. Чурила еще является мельком, но и тут
верный своему характеру, в одной песне, именно о Дюке Степановиче. Богатый
Дюк на пиру Владимира стал отламывать у калача верхнюю корочку, а нижнюю
откладывать прочь:
А во Киеве был счастлив добре
Как бы молодой Чурила сын Пленкович,
Оговорил он Дюка Степановича:
Что ты, Дюк, чем чванишься? -
Верхню корочку отламываешь,
А нижнюю прочь откладываешь.
Песня очень тонко выражает здесь тот же характер Чурилы: кто сам
склонен к чванству, тот заметит чванство другого и обидится им; кто щеголь,
тот прежде всех заметит щегольство другого и, как скоро оно в больших
размерах, также обидится им. Надо прибавить, что Дюк молод, богат, одет
великолепно и красавец собой, - так что все засмотрелись на него, когда он
вошел в гридню, на пир Владимира.
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
Среди молодых сильных могучих богатырей один только стар: богатырь Илья
Муромец, далеко превосходящий силою всех остальных. Песня не придает ему
обыкновенного присловья: _удалый_; и точно - в нем нет удальства. Все
подвиги его степенны, и все в нем степенно: это тихая, непобедимая сила. Он
не кровожаден, не любит убивать и, где можно, уклоняется даже от нанесения
удара. Спокойствие нигде его не оставляет; внутренняя тишина духа выражается
и во внешнем образе, во всех его речах и движениях. В богатыре этом,
несмотря на его страшную, вне всякого соперничества, силу, слышится еще
более сила духа. Этот неодолимо могучий и кроткий богатырь - крестьянин.
В собрании песен Кирши Данилова три песни говорят об Илье Муромце {24}.
Кроме их известны еще другие; из них одна напечатана в "Москвитянине" (1843,
11) {25}, другая - в "Московском Сборнике" (т. 1). Есть также печатная об
нем сказка с лубочными картинками, и наконец об нем много в народе
рассказов, более или менее известных. Воспользуемся всем, что напечатано и
что сохранилось в народе (сколько мы знаем) о богатыре Илье Муромце. Илья
Муромец пользуется общеизвестностью больше всех других богатырей. Полный
неодолимой силы и непобедимой благости, он, по нашему мнению, представитель,
живой образ русского народа.
В селе Карачарове, близ Мурома (оно и теперь еще находится там), жил
крестьянин Иван Тимофеевич; у него был сын Илья (Муромец). Илья с малых лет
не владел ногами и сидел сиднем тридцать лет. Однажды отец и мать его и вся
семья были на работе. Илья оставался один дома. Приходят в дом два старца,
подходят к нему и говорят, чтоб он принес им напиться. - "Я без ног, -
отвечает Илья, - и сижу сиднем тридцать лет". - "Поди и принеси нам
напиться", - говорят ему старцы. Желая исполнить их требование и напоить
прохожих старцев, Илья Муромец подымается на ноги, и... встает; он идет и
приносит старцам целое ведро. - "Выпей сам", - говорят ему они; Илья
выпивает. - "Что ты в себе слышишь?" - спрашивают старцы. - "Слышу в себе
силу, - говорит Илья, - дерево с корнем вырву из земли". - "Принеси еще
ведро". - Илья идет за другим ведром и приносит. "Выпей и это ведро", -
говорят ему старцы. Илья выпивает. - "Что ты в себе слышишь теперь?" - "Если
бы кольцо ввернуть в землю, - отвечает Илья, - я бы повернул землю". (По
другим рассказам: "Если бы утвердить столб между землею и небом, я повернул
бы столб"). - "Это много, - говорят ему, - принеси третье ведро". Илья
приносит третье ведро. - "Выпей", - говорят старцы. Илья выпил, и силы в нем
поубавилось против второго раза. - "Будет с тебя и этого", - говорят старцы
и уходят. Замечательно это предание. Доброе дело возвращает Илье
употребление ног и дарит страшную силу; добрым делом начинаются его подвиги,
его богатырская жизнь. Илья, оставшись один, идет к своим на работу. Они (по
рассказам, сколько я помню) рубили лес. "Смотрите-ка, Илья идет", -
заговорили все, увидав его. Илья тут же начал помогать им и принялся с
корнем рвать деревья. Ясно стало всем, что Илья - богатырь.
Богатырь Илья Муромец собрался на богатырские подвиги, добрым на
радость, злым на страх. Он просит великого благословения у отца и у матери и
падает им в ногb. Отец и мать дают ему благословение великое, и Илья едет в
Киев дорогою прямоезжею, по которой уже давно никто не ездит, которая уже
давно залегла; на этой дороге в лесу свил себе гнездо на семи дубах
Соловей-разбойник. Этою-то прямой дорогой поехал Илья. Во время пути, идучи
пешком по берегу Оки, в узком месте (быть может, коня он вел за повод),
встретился Илья с богатырем, Зюзей, который шел и один тянул расшиву
бичевой. Место было узкое; разойтись трудно. "С дороги!" - кричал спесиво
Зюзя. Не понравилась эта хвастливость Илье. "Сам с дороги", - отвечает он
Зюзе. Зюзя, кинув бичеву, пошел к Илье, чтоб дать ему отведать своей
богатырской силы (из рассказа видно, впрочем, что онн знали друг друга или
тут сказали свои имена). Не вступает с ним в бой Илья, не хочет драться.
Илья хватает Зюзю на руки и кидает вверх. Летит Зюзя вверх и потом летит
вниз; сто раз успел он сказать на полете: "Виноват, Илья Муромец, вперед не
буду!" Илья подхватил его на руки, поставил на землю и продолжал свой путь.
До сих пор все, сказанное нами, взято из устных рассказов народа, из
сказки с лубочными картинками и частью из песни, напечатанной в
"Москвитянине"; теперь к этому присоединяются песни из собрания Кирши
Данилова.
В темных лесах Брынских {38} наехал Илья на девять дубов; на этих
девяти дубах жил Соловей-разбойник. Заслышал Соловей-разбойник конский топот
и поездку богатырскую, засвистал по-соловьиному, зашипел по-змеиному,
заревел по-звериному; конь пал на карачки под Ильею. Говорит коню Илья
Муромец:
А ты, волчья сыть, травяной мешок!
Не бывал ты, конь, во темных лесах,
Не слыхал ты свисту соловьиного,
Не слыхал ты шипу змеиного,
А того ли ты крику (реву?) звериного,
А звериного крику, туриного!
Илья вынул каленую стрелу и пустил в Соловья-разбойника, попал ему в
правый глаз, и
Полетел Соловей с сыра дуба
Комом ко сырой земле.
Илья Муромец подхватил Соловья на руки и привязал к седельной луке.
Проехал Илья крепкую воровскую заставу, подъезжает к Соловьеву подворью; на
семи верстах двор у Соловья, около двора железный тын; на всякой тынинке по
маковке и по богатырской голове. Жена Соловья увидала издали Илью Муромца,
бросилась с чердака, стала будить своих девять сыновей:
"А встаньте, обудитесь, добры молодцы,
А девять сынов, ясны соколы!
Ступайте в подвалы, берите ключи, отмыкайте ларцы, берите золотую
казну, выносите на широкий двор и встречайте удалого добра молодца. Чужой
человек едет сюда и везет в тороках отца вашего". Но девять сынов
Соловья-разбойника не то думают, они думают обернуться черными воронами с
железными носами и расклевать на части Илью Муромца. Подъезжает богатырь ко
двору разбойника. Бросилась к нему жена Соловья и молит его: "Бери, удалой
добрый молодец, золотой казны, сколько надобно: отпусти Соловья-разбойника,
не вези его в Киев". Грубо поговаривают девять сынов Соловья. - Не обращает
внимания Илья на их речи, ударил он своего доброго коня, и только его и
видели,
Что стоял у двора дворянского.
Как сокол, летит Илья и приезжает в Киев на двор княженецкий,
соскакивает с коня, привязывает к дубовому столбу и идет в светлую гридню,
молится Спасу со Пречистою, кланяется князю и княгине и на все четыре
стороны. У великого князя Владимира был в то время почестный пир, и много
было на пиру князей и бояр, много сильных-могучих богатырей. Илье подносят
чару зелена вина в полтора ведра; Илья берет одной рукой и выпивает одним
духом. "Ты скажись, молодец, - говорит ему ласковый князь Владимир, - как
тебя по имени зовут: по имени можно тебе место дать, по отечеству можно
пожаловать". - "Ласковый стольный Владимир-князь! - отвечает Илья, - меня
зовут Илья Муромец сын Иванович; я проехал дорогу прямоезжую из стольного
города Мурома, из села Карачарова". Могучие богатыри говорят на это:
"Ласковое солнце, Владимир-князь!
В очах детина завирается.
А где ему проехать дорогою прямоезжею? -
Залегла та дорога тридцать лет
От того Соловья-разбойника".
Говорит на это Илья Муромец: "Владимир-князь!
Посмотри мою удачу богатырскую:
Вон я привез Соловья-разбойника на двор к тебе".
Князь Владимир пошел вместе с Ильею на широкий двор посмотреть его
богатырской удачи. Вышли тут и князья, и бояре, и богатыри: Самсон
Колыванович, Сухан, сын Домантьевич, Светогор, Полкан, семь братьев
Сбродовичей, мужики Залешане (Заолешане) и два брата Хапиловы (так именует
песня); всего их было тридцать молодцов. Илья стал уговаривать Соловья:
"Послушай меня, Соловей-разбойник,
Посвисти, Соловей, по-соловьиному,
Пошипи, змей, по-змеиному,
Зрявкай (зареви), зверь, по-туриному,
И потешь князя Владимира".
Соловей засвистал по-соловьиному, оглушил князей и бояр, зашипел
по-змеиному, заревел по-туриному. Князья и бояре испугались, наползались по
двору на карачках, тут же и сильные могучие богатыри. Со двора разбежались
кони, и сам Владимир-князь с дорогой княгиней едва жив стоит и говорит Илье:
"Илья Муромец сын Иванович, уйми ты Соловья-разбойника: эта шутка нам не
надобна".
Очевидно, что Илья остался в Киеве и сел богатырем за княжий стол. Из
других песен видно, что он оберегает русские пределы; в лубочной сказке
говорится, что он разбил идолище. В "Сборнике" Кирши Данилова несколько раз
говорится об Илье в отдельных песнях, которые более и более определяют его
могучий, спокойный, важный и тихий образ.
На Киев подымался злой Калин-царь. Калин-царь имеет весь вид татарского
хана: его нашествие дышит, в песне, ужасом нашествия татарского, -
анахронизм очевиден: явление позднейшее перенесено в древнейшую эпоху.
Впрочем, сама песня тем не менее древняя. Вместе с Калином собиралось силы
на сто верст во все четыре стороны. Не дошед до Киева за семь верст, Калин
стал у Днепра, написал ярлыки скорописчатые, выбрал огромного татарина выше
всех ростом и послал с ним в Киев. В ярлыках иапнсано:
Что возьмет Калин-царь стольный Киев-град,
А Владимира-князя в полон полонит,
Божьи церкви на дым пустит.
Татарин сел на коня и приехал в Киев на княженецкий двор; соскочил татарин с
коня; он не вяжет коня, не приказывает, бежит в светлые гридни,
А Спасову образу не молится,
Владимиру-князю не кланяется,
И в Киеве людей ничем зовет.
Татарин бросил ярлыки на круглый стол перед великим князем Владимиром и,
уходя, выговорил слово:
Владимир-князь, стольный киевский!
А наскоре сдай ты нам Киев-град,
Без бою, без драки великия
И без того кроволития напрасного.
Опечалился Владимир; наскоро распечатал и прочел ярлыки.
По грехам над князем учинилося -
Богатырей в Киеве не случилося,
а Калин-царь под стеною, и с Калином страшная сила.
Не окончено было еще это дело, еще не выехал из Киева татарин, а
Василий-пьяница взбежал на стрельную башню, взял свой лук разрывчатый и
перяную стрелу и выстрелил в Калина-царя; в него не попал, попал в зятя его,
Сартака, прямо в правый глаз, и ушиб его до смерти. Оскорбился Калин: как!
еще первую беду враги его не свалили с плеч, а уже другую затеяли: убили его
любимого зятя. Калин послал другого татарина к князю Владимиру, чтобы выдали
виноватого.
Но вот, спустя немного времени, с полуденной стороны,
Что ясный сокол в перелет летит,
Как белый кречет перепархивает,
мчится на коне старый богатырь, Илья Муромец. Приехал на княженецкий двор,
Не вяжет коня, не приказывает,
Идет во гридню, во светлую;
Он молится Спасу со Пречистою,
Бьет челом князю со княгинею,
И на все четыре стороны,
А сам Илья усмехается:
Гой еси, сударь Владимир-князь!
Что у тебя за болван пришел,
Что за дурак неотесанный!
В ответ князь Владимир подал Илье ханские ярлыки. Илья прочел. "Пособи
мне, Илья Муромец, - сказал Владимир, - думушку думать; сдать ли мне, не
сдать ли Киев, без бою, без драки, без кроволития напрасного?" - "Ни о чем
не печалься, Владимир, князь киевский, - отвечает Илья, - бог наш Спас
оборонит нас, Пречистая и всех сохранит. Насыпай мису чистого серебра,
другую красного золота, третью скатного жемчуга, и поедем со мной к
Калину-царю со своими честными подарками. Этот татарин-дурак прямо нас
доведет". Князь нарядился поваром, замарался котельной сажей и поехал с
Ильею в стан татарский. Приехав, Илья соскочил с коня, кланяется царю и
говорит: "Калин-царь, злодей Калинович! Прими дорогие подарки от великого
князя Владимира,
А дай ты нам сроку на три дня,
В Киеве нам приуправиться,
Отслужить обедню с панихидами,
Как де служат по усопшим душам,
Друг с дружкой проститися".
Вот чего требует Илья; понятен смысл этого требования. Царь отвечает:
"Илья Муромец! Выдайте нам виноватого, который застрелил моего любимого
зятя". - "А ты слушай, Калин-царь, что велят, - говорит Илья, - прими
подарки от великого князя Владимира; где нам искать этого человека и вам
отдавать?" Калин принял подарки с бранью и срока не дал. Обидно стало Илье,
что не дал Калин-царь сроку ни на три дня, ни на три часа, и сказал он ему:
Собака, проклятый ты. Калин-царь!
Отойди с татарами от Киева!
Охота ли вам, собака, живым быть?
Обидно стало и царю такое слово; он велел татарам схватить Илью. Схватили
Илью,
Связали ему руки белыя
Во крепки чембуры шелковые.
Вновь оскорбился Илья, но еще терпит и повторяет только царю слова свои:
Собака, проклятый ты, Калин-царь!
Отойди с татарами от Киева!
Охота ли вам, собака, живым быть?
Вновь рассерженный, Калин-царь плюет Илье в ясны очи, говоря: "Всегда
хвастливы русские люди. Весь опутан стоит передо мною да еще хвастает".
Сильно оскорбился Илья; за великую досаду показалось ему, что плюет ему царь
в ясные очи;
Вскочил в полдрева стоячего,
Изорвал чембуры на могучих плечах...
Не допускают Илью до доброго коня и до его тяжелой палицы, до медной, литой
в три тысячи пуд. Схватил Илья татарина за ноги, того самого, который
ездил в Киев, и начал татарином помахивать:
Куда ли махнет - тут и улицы лежат,
Куды отвернет - с переулками;
А сам татарину приговаривает:
А и крепок татарин, не ломится,
А и жиловат, собака, не изорвется.
Видно, не тому дивится Илья, что вокруг него валятся татары, а тому, что
татарин, который ему служит вместо палицы, не ломается и не рвется; это
шутка силы, все вокруг себя превосходящей. Какое нужно спокойствие силы,
чтобы заметить крепость татарина в такую минуту и чтобы пошутить так. Но
только сказал Илья свои слова, как оторвалась татарская голова,
Угодила та голова по силе вдоль
и на полете бьет и ломит татар. Побежали татары, потонули в болотах и реках.
Воротился Илья к Калину-царю, схватил его в белые руки,
Согнет его корчагою,
Воздымал выше буйной головы своей,
Ударил его о горюч камень,
Расшиб его в крохи пирожныя {*}.
{* Вместо: пирожныя, в издании "Сборника" К<ирши> Д<анилова> поставлены
точки; это заменение сделано нами, ибо к крохам придается и этот эпитет
{27}.}
Бегут остальные татары и заклинаются:
Не дай бог нам бывать ко Киеву,
Не дай бог нам видеть русских людей,
Неужто в Киеве все таковы?
Один человек всех татар прибил.
А Илья Муромец пошел искать товарища своего, Василия Игнатьева,
пьяницу: он один в Киеве поднял руку на татар, и Илья идет искать его; скоро
нашел он его на Петровском кружале и привел к киязю Владимиру.
А пьет Илья довольно зелена вина
С тем Васильем со пьяницей,
И называет Илья того пьяницу
Василья братом названым.
В этом рассказе также является нрав и обычай Ильи. Как он спокоен, как
медлит он идти на бой, как он долготерпелив, и только в крайнем случае,
когда лопнуло наконец его терпение, и вооружается он всею грозною своею
силой, - как он необоримо могуч и велик. В этом образе любимого русского
богатыря как не узнать образа самого русского народа.
Другой рассказ об Илье, находящийся в "Сборнике" Кирши Данилова, полон
таких намеков, которых нет возможности разрешить без новых данных. Здесь
является новое лицо: Збут Борис-королевич, сын или внук Задонского короля.
Перескажем и этот рассказ.
Из славного города Киева выезжали два могучие богатыря: Илья Муромец и
брат его названый, Добрыня Никитич; они выехали на чистое поле, вверху реки
Череги, и подъехали к Сафат-реке. Тогда Илья сказал: "Молодой Добрынюшка
Никитич! поезжай ты за горы высокие, а я поеду подле Сафат-реки". Добрыня
поехал на высокие горы, наехал на белый шатер, и подумалось ему, что в шатре
сильный могучий богатырь. Из белого полотняного шатра вышла баба Горынинка и
завела ссору с Добрынею. Добрыня соскочил с коня и кинулся на бабу
Горынинку; начался бой; бились они палицами тяжкими.
У них тяжкие палицы разгоралися,
И бросили они палицы тяжкие;
Они стали уже драться рукопашным боем.
Между тем Илья Муромец ездил подле Сафат-реки, наехал на бродучий след
и поехал по следу; увидал он богатыря в чистом поле, Збута
Бориса-королевича. В это время молодой Збут-королевич отвязывал от стремени
выжлока {28} и спускал с руки ясного сокола; он выжлоку наказывает:
А теперь мне не до тебя пришло.
А и ты бегай, выжлок, по темным лесам
И корми свою буйну голову, -
И ясну соколу он наказывает:
Полети ты, сокол, на сине море
И корми свою буйну голову;
А мне, молодцу, не до тебя пришло.
Замечательная минута, в которую является Збут-королевич; почему
отпускает он и выжлока и сокола, почему молодому богатырю не до них пришло -
неизвестно; но минута эта необыкновенная, не незначительная в его жизни.
Илья подъезжает к нему. Молодой Збут-королевич пустился на старого богатыря
Илью Муромца и выстрелил ему в грудь из тугого лука; он попал ему в грудь,
но, видно, это ничего Илье Муромцу. Он (Илья Муромец)
Не бьет его палицей тяжкою,
Не вымает из налушна тугой лук,
Из колчана калену стрелу.
Не стреляет он Збута-киролевнча;
он только схватил его в белые руки и бросил выше дерева; не взвидел свету
кинутый на воздух королевич и назад летит к земле. Илья подхватил его на
богатырские руки, положил на землю и стал спрашивать его дядину
(дедину?)-отчину. "Если б я сидел у тебя на груди, - отвечает
Збут-королевич, - я спорол бы тебе белую грудь". Илья дал ему почувствовать
силу своей богатырской руки, и Збут сказал, что он - того короля Задонского.
Заплакал тогда Илья Муромец,
Глядючи на свое чадо милое.
"Поезжай, - говорит он Збуту, - поезжай, Збут Борис-королевич, к своей
матушке. Если б ты попал на наших русских богатырей, не отпустили бы они
тебя живого от Киева". Збут поехал и приехал к царю Задонскому, к своей
матушке и стал ей рассказывать: "Я ездил, матушка, на потешные луга князя
Владимира; в поле наехал я на старого богатыря и выстрелил ему в грудь;
схватил меня в руки старый богатырь среди чистого поля, чуть не забросил
меня за облако, и опять подхватил на руки". Тогда мать Збута ударилась о
землю и едва говорит в слезах: "О, Збут Борис-королевич! Зачем наезжал ты на
старого богатыря? Не надо бы тебе с ним драться; надо бы съехаться в чистом
поле и надо бы тебе ему поклониться о праву руку до сырой земли; по роду он
тебе батюшка, старый богатырь Илья Муромец сын Иванович".
В это время Илья поехал на высокие горы искать названого брата Добрыню
Никитича. Он нашел его, все бьющегося с бабой Горынинкой; чуть душа его в
теле _полуднует_. "Ты не умеешь драться с бабой, Добрыня Никитич, - сказал
ему Илья Муромец, - надо драться иначе". Услыхав слова Ильи, покорилась баба
Горынинка и сказала: "Не ты меня побил, Добрыня Никитич, а побил меня старый
богатырь Илья единым словом". Добрыня вскочил на грудь бабе Горынинке,
выхватил чингалище и хотел спороть ей грудь; но она взмолилась Илье Муромцу:
"Илья Муромец, не прикажи мне резать грудь; у меня много в земле и злата и
серебра". Илья схватил Добрыню за руки, и баба Горынннка повела их к своему
глубокому погребцу. Стали Илья с Добрыней у глубокого погребца, и удивляются
богатыри, что много золота и серебра, и цветного, все русского, платья.
Оглянулся Илья Муромец в широкое поле; в это время Добрыня Никитич срубил
бабе голову.
Эта песня замечательная в отношении художественном, в отношении
характеристики богатырей и, наконец, своими намеками. Как художественна в
песне минута, когда отвязывает Збут выжлока от стремени и спускает сокола с
руки; это многозначительная минута в его жизни; но почему? но как? -
неизвестно; об этом можно только догадываться. Сама эта неизвестность
составляет художественную прелесть. Это минута, выхваченная из жизни; она
сама ярко освещена, но ее окружает туман неизвестности прошедших и настоящих
обстоятельств. Это особенный, чисто художественный взгляд на жизнь, когда
вырванное из нее явление, поставленное ярко перед нами, дает предчувствовать
много других явлений, его окружающих и с ним связанных, теряющихся в
бесконечном пространстве жизни, когда при этом, чисто частном, явлении
человек чувствует все многообразие и бесконечность жизни, его окружающей.
Здесь частное явление выходит перед вами как будто с обрывками, которые и
сообщают ему такой характер. Далее: как хорошо, и художественно хорошо, это
простое движение Ильи, когда нагляделся он на золото и серебро, и вдруг
захотелось ему оглянуться в поле, движение, которым воспользовался Добрыня
на беду бабе Горынинке. Относительно характеристики богатырей эта песня тоже
очень важна. Как благодушен Илья, который богатыря, пустившего ему в грудь
стрелу, только хватает на руки, кидает на воздух, опять подхватывает и
кладет невредимого на землю, дав ему почувствовать свою силу. Много также
высказывают его собственные слова, отличающие его от других витязей: если бы
ты попался нашим русским богатырям, они бы не отпустили тебя живого от
Киева. Наконец, он хватает за руку Добрыню, не давая ему резать грудь у бабы
Горынинки; только пользуясь тем, что Илья загляделся в поле, Добрыня срубает
голову бабе. Как всюду здесь явственно выступает Илья, этот могучий выше
сравнения, благодушный богатырь! В этой песне есть замечательный намек,
необъяснимый при том виде и количестве песен, в каком они нам известны.
Збут-королевич - сын Ильи. В своем ответе Илье он не называет себя сыном
короля Задонского, а просто говорит: _я того короля Задонского_; по этому
ответу, он мог принадлежать к его семье или роду, быть его внуком,
происходить от него. Не говорится, чтобы его мать была женою короля
Задонского. Когда Збут рассказал своей матери о встрече с Ильею, в песне
говорится:
Еще втапоры его (_королевича_) матушка,
Того короля Задонского.
Здесь этот оборот вовсе не значит, чтобы она была матерью короля
Задонского; она - мать королевича. Выражение: _того короля Задонского_ имеет
свой отдельный смысл. Мы не имеем причины заключить из этого выражения, чтоб
мать Збута была женою короля Задонского; она могла быть его дочерью,
принадлежать к его семье. По всему мы, кажется, должны скорее предположить,
что она дочь Задонского короля; нам кажется, что и неоконченный оборот самый
с родительным падежом может скорее означать это, как и вообще нисходящую
линию. Припомним, что в этом смысле говорилось: храброго Долгорукого; и пр.,
что таким образом явились прозвища: _живого, белого_ и пр. Алеша Попович
также говорит про себя: "Меня зовут Алешею Поповичем, из города Ростова,
старого попа соборного". Но если справедливо наше предположение, и мать
Збута - дочь или родственница Задонского короля, то тем не менее требует
объяснения самое обстоятельство. Илья Муромец, не так же ли, как Рустем, был
некогда в гостях у короля Задонского, женился на его дочери или родственнице
и уехал, уступая требованиям своей богатырской жизни или даже обязанности?
Будем ждать, чтобы какая-нибудь вновь узнанная песня объяснила нам эту
загадку; во всяком случае, мы несомненно уверены, что объяснение может быть
только такое, которое вполне согласуется с чистым, благим и великим образом
первого русского богатыря.
Есть еще песня, очень важная для характеристики Ильи Муромца, вот она:
Далече, далече, в чистом поле, что ковыль трава в чистом поле шатается,
ездит в поле стар матер человек, старый богатырь, Илья Муромец; конь под
ним, как лютый зверь; он сам на коне, как ясен сокол. На этот раз было с
Ильею много денег. На богатыря нападают станишники или разбойники; окружили
его со всех сторон,
Хотят его, старого, ограбити,
С душой, с животом разлучить хотят.
"Братцы станишники, - говорит им Илья Муромец, -
Убить меня, старого, вам не за что,
А взяти у старого нечего".
Илья вынул из налушна крепкий лук, вынул каленую стрелу:
Он стреляет не по станишникам,
Стреляет он, старый, по сыру дубу.
Вспела тетива у тугого лука, угодила стрела в крепкий дуб, изломала дуб
в черенья ножевые. Станишники попадали с коней, лежат без памяти на земле.
Опомнившись, они бьют челом Илье Муромцу и просят взять их в вечное
холопство (службу), обещая дать рукописанье служить ему до веку. На это Илья
отвечает им только:
А и гой есть (_есте_) вы, братцы станишники!
Поезжайте от мена во чисто поле,
Скажите вы Чуриле сыну Пленковичу
Про старого козака Илью Муромца.
В этой краткой песне является Илья со всем своим характером. На него
нападают разбойники: он может их всех перебить, но он не хочет
кровопролития; он показывает им свою силу, разбивает стрелою вдребезги дуб и
тем удерживает их нападение. Величавое благодушие Ильи здесь все на виду.
Песня оканчивается намеком на какие-то отношения к Чуриле Пленковичу,
намеком, необъяснимым покуда.
В "Московском Сборнике" (т. 1) помещена песня об Илье Муромце и о
других богатырях; она сохранилась в очень древнем виде (хотя, конечно, есть
и позднейшие наросты) и чрезвычайно замечательна. В ней рассказан бой
богатырей с богатырем из земли козарской. Там сказано: земли жидовской, но
мы принимаем объяснение А. С. Хомякова, который так разумеет землю
жидовскую. Название земли козарской землею жидовской показывает, по нашему
мнению, чрезвычайную древность самой песни; ибо, следовательно, в эту эпоху
было в свежей памяти, что козаре исповедуют веру жидовскую. Расскажем, хотя
вкратце, эту замечательную песню.
Под Киевом стоит богатырская застава; на заставе атаман - Илья Муромец;
податаманье - Добрыня Никитич, есаул - Алеша Попович. Кроме того, были у них
Гришка, боярский сын, и Васька долгополый. Все богатыри были в разъезде:
Гришка жил кравчим; Алеша Попович ездил в Киев; Илья Муромец был в чистом
поле; Добрыня ездил за охотою к синему морю. Возвращаясь с охоты, увидал
Добрыня ископыть великую. А. С. Хомяков говорит, что это означает глыбу,
вырванную копытом из земли; мы, может быть, только определим его мысль, если
скажем, что это не глыба, вырванная из земли, а из самого копыта выпавшая
земля, прежде туда набившаяся. Увидав эту ископыть, а ископыть была
величиною с полпечи, догадался Добрыня, что тут проехал сильный бо