АЛИПАНОВ, Егор Ипатьевич (1800, Людиновский горный завод Жиздринского у. Калужской губ.- не ранее 1856) - поэт-самоучка. Отец Л. был крепостным владельца Людиновского завода И. А. Мальцева. А. не получил никакого образования, но с детства пристрастился к чтению. До 1824 г. выполнял плотницкую и столярную работу в заводских мастерских, затем был назначен приказчиком и по делам службы начал регулярно ездить в Петербург. Эти поездки позволили А. расширить круг чтения. Писать стихи начал около 1828 г. после знакомства с книгой Ф. Н. Слепушкина "Досуги сельского жителя". А. был представлен читателю в 1830 г. в журнале "Отечественные записки" (Ч. XI.- No 117.- С. 105-110) писателем Б. М. Федоровым, приложившим немалые усилия для воспитания в верноподданническом духе литераторов из социальных низов. Небольшая публикация стихов А. (Там же.- С. 111-118) открывалась панегириком Николаю I и завершалась стихотворением "Чувства крестьян - доброму помещику". Вскоре при содействии Б. М. Федорова была издана первая книга А. ("Стихотворения".- Спб., 1830). Хотя А. заявил о себе как о последователе Слепушкина, дальнейшего развития в его произведениях тема крестьянского быта не получила. На страницах стихотворного сборника А. вновь появились популярные в поэзии XVIII в. условные буколические пастушки, по сравнению с которыми даже кроткие и трудолюбивые "земледелы" Слепушкина, обрисованные в полном соответствии с канонами официальной народности, казались вполне достоверными персонажами. Печатью вторичности, литературного стилизаторства отмечены почти все стихи А., вошедшие в его первую книгу. В стихотворениях на военные темы заметно влияние Державина, стихи для детей написаны в худших традициях сентиментализма, ряд произведений - перепевы мотивов лирики Жуковского, Батюшкова, молодого А. С. Пушкина. Так как уровень культуры и стихотворная техника у начинающего поэта были очень невысоки, некоторые его опыты больше походили на пародии, чем на подражания. Тем не менее в первой книге А. прозвучала одна совершенно новая для русской поэзии тема. Три стихотворения ("Труды заводских мастеров", "Заводские работы", "Послание Ф. Н. Слепушкину") он посвятил описанию работы металлургического и стекольного заводов. Стихотворение "Заводские работы", построенное на сравнении завода с разбушевавшейся, клокочущей лавой Этной ("Не Этна ль пламенем зияет? / Там искры с шумом вверх летят, / Клокоча, лава прах снедает, / И вихри звезд златых кипят" - "Стихотворения".- С. 130), выдержано в классицистическом стиле, в "Трудах заводских мастеров" процесс изготовления металла воспроизведен с обстоятельностью и скрупулезностью, характерными для творческой манеры Слепушкина ("Тут каждый к должности пустился: / Кто уголь, кто чугун тащил, / А кто огонь класть торопился, / В колесы воду пропустил" - Там же.- С. 56). Новизна и необычность темы, затронутой А., не были замечены современниками. Лишь спустя около 100 лет к стихам А. с заводской тематикой впервые проявили интерес историки литературы, занятые поисками истоков пролетарской поэзии (см.: Гроссман Л. П. Поэты крепостной поры.- М., 1926.- С. 12-33; Розанов И. Н. Литературные репутации. М., 1928,- С. 81-103; Селиванов К. Страничка из истории пролетарской поэзии // Волжская новь (Самара).- 1930.- No 7.- С. 30; Левин Л. У истоков пролетарской поэзии // Резец.- 1931.- No 9).
Вторая книга А.- "Басни" (СПб., 1832) - была во многом удачней первой. Ряд басен А., содержащих обличительные мотивы, не лишен сатирической остроты и реалистических деталей ("Медведь и мышонок", "Рак и осетр", "Сель екая карета", "Свинья в огороде", "Мухи", "Статуя"). Одна из любимых тем А.-баснописца - самоуправство сильных и власть имущих и беззащитность слабых. Однако сатирическое начало в сборнике басен вполне уравновешивается благонамеренным морализаторством ("Змея", "Крестьянин и сверчок", "Воробей", "Две белки") и сентиментальными аллегорическими картинками ("Скворец", "Голубь, осел и козел", "Дитя и бабочка", "Зяблик и ястреб"). Отказ А. от последовательной разработки острых социальных тем во многом объяснялся влиянием его наставников (кроме Федорова, ему покровительствовал А. С. Шишков), стремившихся вписать его литературную деятельность в рамки официальной народности. Наклонность А. к литературным заимствованиям проявилась и в этой книге: он в равной степени подражает и Крылову и Дмитриеву.
За книгу басен А. был награжден серебряной медалью Российской Академии. Шишков представил обе книги А. Николаю I, и автор получил в подарок от августейшей четы двое золотых часов. И. А. Мальцеву было направлено от имени академии ходатайство об освобождении А. от крепостной зависимости. А. получил вольную и приписался к петербургским мещанам. Несколько лет спустя он женился на дочери Слепушкина (1837) и обзавелся собственной типографией (в ней в 1840 г. были отпечатаны "Мечты и звуки" Н. А. Некрасова). Типография просуществовала недолго, т. к. приносила убытки. В дальнейшем А. работал десятником на строительстве железной дороги Петербург - Москва и приказчиком на Червинском стекольном заводе И. А. Мальцова (Новгородская губ.).
Литературная активность А. заметно снизилась после выхода второй книги, хотя в 30 гг. он еще продолжает издавать новые произведения. В 1835 г. появился в печати водевиль "Ханский чай", не имевший успеха и выдержавший всего одно представление в Александрийском театре, а в 1838 г.- стихотворная "Сказка о мельнике колдуне, Федоте, хлопотливой старухе, о двух жидках и о двух батраках", которая, напротив, пользовалась большой популярностью и выдержала не менее 20 лубочных изданий. И водевиль, и "Сказка о мельнике" отличались невысоким художественным уровнем и незначительностью тематики. В "Сказке" был использован фольклорный сюжет о хозяине и работнике (тот же, что в пушкинской "Сказке о попе и о работнике его Балде").
В нач. 40 гг. А. практически прекращает литературную деятельность.
Резко отрицательно относился к А. В. Г. Белинский, посвятивший его произведениям три рецензии. Гневные слова Белинского были обращены не только против А., но и в адрес его покровителей, направивших поэта-самоучку по ложному пути: "...в сердце г. Алипанова глубоко запали назидания Б. М. Федорова, и он, увлеченный примером и стихотворной доблестью своего учителя, до сих пор нижет рифмы. Вот плоды полезных наставлений! Творениям г. Алипанова указывали на храм бессмертия, а вместо того они попали в мешки букинистов, на макарьевскую ярмарку, в руки деревенских лакеев и т. д." (Поли. собр. соч.- Т. VII.- С. 618).
Соч.: Русская басня.- М., 1986.- С. 332-337; Песни русских поэтов. XVIII - первая половина XIX века.- Л., 1936; Русские поэты XIX века. Хрестоматия / Сост. Н. М. Гайденков.- М., 1964; Качалкин А. П., Пехтерев А. С., Пухов А. В. Забытые писатели земли калужской.- Калуга, 1984.
Лит.: [Федоров Б. М.) Новый поэт-крестьянин Е. Алипанов // Отечественные записки.- 1830.- Ч. XI.- No 117; Сомов О. М. Стихотворения крестьянина Е. Алипанова.- СПб., 1830 // Литературная газета.- 1830. - Т. II.- No 72.- 22 дек.; Полевой Н. Стихотворения крестьянина Е. Алипанова.- СПб., 1830 // Московский телеграф.- 1831.- Ч. XXXVII.- С. 107-108; Белинский В. Г. Полн. собр. соч.- М., 1954-1955.- Т. IV.- С. 388-389; Там же.- Т. VI.- С. 117; Там же.- Т. VII.- С. 617-618; Гроссман Л. П. Егор Алипанов // Гроссман Л. П. Цех пера.- М., 1930.- С. 55-73.
Источник: "Русские писатели". Биобиблиографический словарь.
Том 1. А-Л. Под редакцией П. А. Николаева.
М., "Просвещение", 1990
OCR Бычков М. Н.