Главная » Книги

Анненский Иннокентий Федорович - Сочинения гр. А. К. Толстого как педагогический материал, Страница 2

Анненский Иннокентий Федорович - Сочинения гр. А. К. Толстого как педагогический материал


1 2

это сравнение своей души с мучеником, с которого сдирают кожу:
  
   Живая ткань ее обнажена,
   И каждое к ней жизни прикасанье
   Есть злая боль и жгучее страданье.
  
   Иногда пропускается один член сравнения, чтоб интенсивнее выделить второй:
  
   Ты прислонился ко мне, деревцо, к зеленому вязу,
   Ты прислонился ко мне, я стою и надежно и прочно.
  
   Сравниваться могут еще реальное и предполагаемое, наблюдаемое и желаемое:
  
   Но юный плющ, виясь вкруг зданья,
   покрыл следы вражды и зла.
   Ужель еще твои страданья
   Моя любовь не обвила?
  
   Но чаще всего встречается сравнение мимолетное, по одному признаку:
  
   Сквозной узор их молодых ветвей.
   Как легкий дым, терялся в горной дали.
  
   Рядом со сравнением (о параллелизмах мы уже упоминали, а олицетворения будут указываться ниже, в разборе его притч), можно отметить еще контрасты:
  
   1) признака:
   И была его длань, как погибель сильна,
   Сердце зыблемой трости слабее.
  
   2) Явления:
   Природы смерть покойна и легка;
   На части сердце, умирая, рвется.
  
   3) контраст, сопряженный со сравнением:
   Но жизнь шумит, как вихор ломит бор -
   Как ропот струй, так шепчет сердца голос.
  
   4) контраст отрицательный:
   Буду кипеть, негодуя, тоской и печалью,
   Все же не стану блестящей, холодною сталью.
  
   Хороши некоторые сочетания красок, из которых вообще Толстой, вероятно, больше всех, любил голубую, потому что он часто ее одну отмечает в своих картинах:
  
   Ты знаешь край, где нивы золотые
   Испещрены лазурью васильков;
   Где светлый ключ, спускаясь вниз,
   По серым камням точит слезы;
   Ползут на черный кипарис,
   Гроздами пурпурные розы.
  
   С золотою каймой ленту алую.
   Изменился моря вид:
   Засверкал меж бирюзою
   Изумруд и малахит.
  
   Как дымкой, солнечный перенимая свет,
   То бледным золотом, то мягкой синей тенью
   Окрашивает даль.
  
   В эпитетах лирики можно указать мало особенно замечательного.
   Небо Толстой называет, обыкновенно чистым (эпитет, который в народной поэзии прилагается к серебру и полю).
   Вот на подбор несколько эпитетов:
   1) Образные: чешуйчатая сосна, седое облако, лазурная и звездная стезя, бурый коршун, бледно-розовая даль, зеленый дым, огненные иглы солнца, зеленая мгла, голубой эфир, мохнатая сова, пестрые стада; зубчатый клен и гладкий бук, и твердый граб, и дуб корнистый.
   2) Эпитеты свойств и метафорические эпитеты: клубятся медленные тучи, трепещущий ствол тополя, терновник злобный, злая боль, жгучее терзанье.
  
   И вольные рои, испуганные нами,
   Меж зелени висят жужащими гроздами.
  
   Жемчужная дробь соловья.
  
   Замечательны метонимические эпитеты: звонкий ряд кувшинов и подков железный звук.
   Вот беглый и, вероятно, неполный комментарий к лирике А. К. Толстого. Его главная цель - указать воспитателям размеры и формы эстетических бесед с юношами в этой области. Теперь перейдем к эпосу.
  

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
Просмотров: 297 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа