оэтому ни покоренная имъ Грец³я, перенесши свою художественную дѣятельность за Адр³атическое море, не получила новаго стимула, освѣжающаго и возвышающаго искусство, указывающаго ему новые и высок³е пути, и побѣдитель Римъ, ослѣпленный блескомъ внѣшней культуры своего вассала, но могъ разобраться въ полученныхъ сокровищахъ и болѣе прельщался творен³ями послѣднихъ временъ, ласкавшими глазъ и щекотавшими нервы. Не было причины ни тамъ ни тутъ къ поднят³ю упадшаго было искусства на былую высоту въ этомъ новомъ его отечествѣ: и оно пошло по скользкому наклонному пути, угождая вкусамъ избалованной и разнузданной толпы. Цѣлый рядъ Венеръ, одна нескромнѣе другой, создается на почвѣ итал³йской; проходитъ немного времени,- и сами императрицы не стыдятся позировать передъ публикой въ видѣ полунагихъ мраморныхъ богинь. Нѣтъ, какъ кажется, никакой возможности толковать о
греческомъ религ³озномъ искусствѣ послѣ уничтожен³я Грец³и: греческ³е художники въ Итал³и, въ тѣхъ рѣдкихъ случаяхъ, когда имъ приходилось создавать изображен³е въ сколько-нибудь строгомъ стилѣ, обращались къ прежнимъ знаменитымъ образцамъ и болѣе или менѣе удачно копировали ихъ. Понятно само собой, что коп³и эти, созданныя не творческой фантаз³ей подъ руководствомъ вѣры, a способомъ почти механическимъ, лишены были того внутренняго содержан³я, того духа, который жилъ въ творен³яхъ лучшихъ ваятелей стараго времени. Манерность замѣнила фантаз³ю, сухость стала на мѣсто одушевлявшаго прежн³е кумиры духа. Уже изъ этого бѣглаго очерка видно, какъ развивалась истинно-религ³озная пластика древнихъ, какъ она достигла своего апогея въ школѣ Фид³я, точно посланнаго самимъ Провидѣн³емъ для просвѣщен³я темной массы язычниковъ, какъ она еще стремилась держаться старыхъ традиц³й въ IV в. и какъ постепенно она утрачивала ихъ подъ вл³ян³емъ разныхъ модныхъ направлен³й, въ которыхъ сильнѣе всего сказывалась струя реалистическая, уничтожавшая въ изображен³и божества - все божественное; мы старались показать, какъ, наконецъ, подъ давлен³емъ этихъ модныхъ и перемѣнчивыхъ течен³й подалась столь твердая, казалась, традиц³я собственно-религ³ознаго искусства и какъ, разъ допустивъ въ себя эту тлетворную струю, оно исказилось въ самомъ существѣ своемъ и исчезло, замѣнившись пластикой свѣтской и блестящей, но безъидейной и поверхностной. Видѣли мы, какъ параллельно шли два явлен³я: измельчан³я религ³озныхъ и общественныхъ идеаловъ, упадокъ нравственности и, наконецъ, уничтожен³е религ³и подъ наплывомъ сомнѣн³я и разсудочности,- и постепенное паден³е строгаго характера религ³ознаго искусства и вырожден³е его въ искусство свѣтское по преимуществу. Сколько поучительнаго въ этомъ кругѣ событ³й, сколько предупрежден³й новому времени съ его также чрезмѣрнымъ преклонен³емъ передъ умомъ человѣческимъ, съ его явной пропагандой крайняго реализма въ искусствѣ, реализма, отъ котораго, какъ было замѣчено выше, не убереглась и наша, прежде столь строгая церковная живопись и даже иконопись. Слѣдуетъ очень подумать объ этомъ, дабы не утерять того сокровища, которое давно уже утеряно Западомъ и которое трудно вернуть себѣ снова. Но надо надѣяться, что новыя вѣян³я не найдутъ себѣ y насъ въ этой области ни сочувств³я, ни распространен³я: въ работахъ нѣкоторыхъ живописцевъ нашихъ мы видимъ, напротивъ, зарю новой блестящей жизни нашего церковнаго искусства.