sp; противоестественный характер, и поэтому является неприемлемой. То же самое
можно сказать и о любви за деньги - о проституции. Однако, несмотря на это,
Арцыбашев, хотя и не поощряет проституцию, но говорит о ней без явного
отвращения, В рассказе "Бунт", главной героиней которого является
проститутка, разворачивается сюжет, почти в точности повторяющий
"Воскресение" Толстого. Однако, если в "Воскресении" автор говорит о
недопустимости проституции, приравнивая ее к тяжелейшим грехам человечества,
то Арцыбашев в "Бунте" вполне приемлет проституцию, считая ее, хотя и не
вполне нормальным, но все же способом добычи денег. Проститутка никому не
причиняет вреда, хотя и считается антисоциальным элементом. Говоря о
проституции, Арцыбашев также мягко намекает на то, что те, кто ходит по
борделям, в сущности, ни чем не лучше самих проституток, а по борделям ходят
почти все, у кого хватает на это денег. В это же самое время общество резко
осуждает проститутку, считая ее занятие недостойным человека. Но, не будь
тех, кто ходит к проституткам, не было бы и самих проституток. Спрос создает
предложение.
Другое произведение, раскрывающее тему любви, рассказ "Жена", посвящено
проблеме брака. Арцыбашев не приемлет брака, считая его непреодолимой
помехой любви. Во-первых, брак служит основной причиной того, что
взаимоотношения двух любящих друг друга людей из-за совместной жизни
становятся предельно приземленными. И любовь, сильное высокое чувство,
теряет свой смысл и перестает быть любовью.
Но, наиболее важным недостатком брака Арцыбашев считает полное
отсутствие свободы у обоих партнеров. Любовь, считает Арцыбашев, должна быть
свободной, а там, где нет свободы, нет и любви. Партнеры в браке связаны
крепкими гражданскими, социальными и религиозными узами. Таким образом, в
браке утрачивается само понятие любви. Если брак не имеет смысла, то не
имеет смысл и целомудрие. Арцыбашев отвергает этот предрассудок, как для
мужчины, так и для женщины. Он связывает понятие о целомудрии с понятием, о
ревности - и у того, и у другого один корень: инстинкт собственничества.
Ревнующий мужчина относится к женщине, как к своей собственной вещи, что,
само собой, неприемлемо. Ревность, таким образом, не что иное, как
малодушие. Следует заметить, что Арцыбашев, изображая любовь в столь
неприглядном на первый взгляд виде, раскрывая порой довольно сокровенные ее
аспекты, не опошляет и уж тем более не отрицает само понятие любви.
Арцыбашев считает любовь высоким и сильным чувством, он пытается разобраться
в этом чувстве, проникнуть в самую его суть, отыскать корни. И он находит
эти корни: как и счастье, любовь находится в самом любящем и не зависит от
внешних факторов. Любовь зарождается не в небесах, а внутри самого человека.