Главная » Книги

Бальмонт Константин Дмитриевич - Элементарные слова о символической поэзии, Страница 2

Бальмонт Константин Дмитриевич - Элементарные слова о символической поэзии


1 2

p; Из тонких линий идеала,
  
  
  
  Из детских очерков чела
  
  
  
  Ты ничего не потеряла,
  
  
  
  Но все ты вдруг приобрела.
  
  
  
  Твой взор - открытый и бесстрашный,
  
  
  
  Хотя душа твоя тиха;
  
  
  
  Но в нем сияет рай вчерашний
  
  
  
  И соучастница греха.
  Это идеальное чувство любви приобретает двойную красоту, когда Фет соединяет его с воспроизведением мимолетных состояний из жизни Природы.
  
  
  
  Сядем здесь, у этой ивы.
  
  
  
  Что за чудные извивы
  
  
  
  На коре вокруг дупла!
  
  
  
  А под ивой как красивы
  
  
  
  Золотые переливы
  
  
  
  Струй дрожащего стекла!
  
  
  
  Ветви сочные дугою
  
  
  
  Перегнулись над водою,
  
  
  
  Как зеленый водопад;
  
  
  
  Как живые, как иглою,
  
  
  
  Будто споря меж собою,
  
  
  
  Листья воду бороздят.
  
  
  
  В этом зеркале под ивой
  
  
  
  Уловил мой глаз ревнивый
  
  
  
  Сердцу милые черты...
  
  
  
  Мягче взор твой горделивый...
  
  
  
  Я дрожу, глядя, счастливый,
  
  
  
  Как в воде дрожишь и ты.
  Возьмем другой полюс любви, тот момент, когда счастливый влюбленный задыхается от страсти.
  
   Какое счастие: и ночь, и мы одни!
  
   Река - как зеркало, и вся блестит звездами;
  
   А там-то... Голову закинь-ка да взгляни:
  
   Какая глубина и чистота над нами!
  
   О, называй меня безумным! Назови
  
   Чем хочешь! В этот миг я разумом слабею
  
   И в сердце чувствую такой прилив любви,
  
   Что не могу молчать, не стану, не умею!
  
   Я болен, я влюблен; но, мучась и любя, -
  
   О, слушай! о, пойми! - я страсти не скрываю,
  
   И я хочу сказать, что я люблю тебя -
  
   Тебя, одну тебя люблю я и желаю!
  "Я болен!" Этот возглас может напомнить мудрые слова одного эллинского философа: "Религия - болезнь, но болезнь священная".
  Такой же деликатностью языка и двойственностью очарования отличаются те стихотворения Фета, где он выступает неменьшим маэстро, стихотворения из жизни Природы.
  Волны, облака, снежинки и цветы, деревья, полосы света и волны, эти перепевные, слитные, вечно повторные, вечно новые сплетенья отдельных воплощений Красоты без конца опьяняют Фета, он смотрит на мир просветленным взглядом, на губах его возникают мелодические слова, и призрачная невеста, одухотворенная Природа, вступает в бестелесный брак с влюбленной душою поэта.
  Это - поэзия нюансов, тонких, еле зримых, но видных и существующих. Есть улыбки: они еще не возникли, но вы их уже видите, вот-вот сейчас они блеснут. Но нет, они исчезли, не возникнув, - и все же вы могли их почувствовать.
  Есть такие же моменты в жизни души и в жизни Природы. Это мир недосказанного, царство призрачных теней, того, что чувствуется, но не поддается выражению. Фантазия Фета, как героиня поэмы Теннисона, фея Шалотт, не соприкасается с жизнью, а воспроизводит в чудесных узорах то, что она видит отраженным в зачарованном зеркале.
  Я обхожу пока молчанием целый ряд превосходных образцов философской лирики Фета и кончаю цитаты из него стихотворением, написанным более полустолетия тому назад, и тем не менее настолько отмеченным печатью современного символизма, что как будто это цветок, раскрывшийся сегодня утром.
  
   Каждое чувство бывает понятней мне ночью, и каждый
  
   Образ пугливо-немой дольше трепещет во мгле...
  
   Самые звуки доступней, даже когда, неподвижен,
  
   Книгу держу я в руках, сам пробегая в уме
  
   Все невозможно-возможное, странно-бывалое... Лампа
  
   Томно у ложа горит, месяц смеется в окно,
  
   А в отдалении колокол вдруг запоет, - и тихонько
  
   В комнату звуки плывут: я предаюсь им вполне;
  
   Сердце в них находило всегда какую-то влагу,
  
   Точно как будто росой ночи омыты они...
  
   Звук все тот же поет, но с каждым порывом иначе:
  
   То в нем меди тугой более, то серебра.
  
   Странно, что ухо в ту пору, как будто не слушая, слышит;
  
   В мыслях иное совсем, думы - волна за волной...
  
   А между тем, еще глубже сокрытая сила объемлет
  
   Лампу, и звуки, и ночь, - их сочетавши в одно:
  
   Так между влажно-махровых цветов снотворного маку
  
   Полночь роняет порой тайные сны наяву.
  Третий из названных мною наиболее крупных поэтов-символистов современной России, Случевский, стоит совершенно одиноко. Долгое время его обходили молчанием, но за последние несколько лет он нашел, наконец, в России всеобщее признание со стороны тех лиц, которые могут чувствовать поэзию. Главные достоинства Случевского заключаются в его несравненном умении воссоздавать картины русской природы и душу простолюдина, в чисто национальном колорите его поэзии и в глубине философских настроений, которыми отмечены его символические стихотворения, полные оригинальности и смелости. Поразительно по жизненному и по страшному скрытому значению его стихотворение "После казни".
  
  
  Тяжелый день... Ты уходил так вяло.
  
  
  Я видел казнь. Багровый эшафот
  
  
  Давил, как будто бы, столпившийся народ,
  
  
  И солнце ярко на топор сияло.
  
  
  Казнили. Голова отпрянула, как мяч,
  
  
  Стер полотенцем кровь с обеих рук палач,
  
  
  А красный эшафот поспешно разобрали,
  
  
  И увезли, и площадь поливали.
  
  
  Тяжелый день... Ты уходил так вяло.
  
  
  Мне снилось - я лежал на страшном колесе,
  
  
  Меня коробило, меня на части рвало,
  
  
  И мышцы лопались, ломались кости все.
  
  
  И я вытягивался в пытке небывалой.
  
  
  И, став звенящею чувствительной струной,
  
  
  К какой-то схимнице, больной и исхудалой,
  
  
  На балалайку вдруг попал, едва живой.
  
  
  Старуха страшная меня облюбовала,
  
  
  И пальцем нервным дергала меня,
  
  
  "Коль славен наш господь" уныло напевала,
  
  
  И я ей вторил, жалобно звеня.
  В этом мучительном и прекрасном стихотворении Случевского мы видим повторение явленья, общего всей символической поэзии. Конкретные факты, помимо непосредственной своей красоты, приобретают здесь какие-то фантастические очертания и говорят о скрытом философском смысле всего, что происходит.
  В то время как поэты-реалисты рассматривают мир наивно, как простые наблюдатели, подчиняясь, вещественной его основе, поэты-символисты, пересоздавая вещественность сложной своей впечатлительностью, властвуют над миром и проникают в его мистерии. Создание поэтов-реалистов не идет дальше рамок земной жизни, определенных с точностью и с томящей скукой верстовых столбов. Поэты-символисты никогда не теряют таинственной нити Ариадны, связывающей их с мировым лабиринтом Хаоса, они всегда овеяны дуновениями, идущими из области запредельного" и потому, как бы против их воли, за словами, которые они произносят, чудится гул еще других, не их голосов, ощущается говор стихий, отрывки из хоров, звучащих в Святая Святых мыслимой нами Вселенной. Поэты-реалисты дают нам нередко драгоценные сокровища - такого рода, что, получив их, мы удовлетворены - и нечто исчерпано. Поэты-символисты дают нам в своих созданьях магическое кольцо, которое радует нас, как драгоценность, и в то же время зовет нас к чему-то еще, мы чувствуем близость неизвестного нам нового и, глядя на талисман, идем, уходим, куда-то дальше, все дальше и дальше.
  Итак, вот основные черты символической поэзии: она говорит своим особым языком, и этот язык богат интонациями; подобно музыке и живописи, она возбуждает в душе сложное настроение, - более, чем другой род поэзии, трогает наши слуховые и зрительные впечатления, заставляет читателя пройти обратный путь творчества: поэт, создавая свое символическое произведение, от абстрактного идет к конкретному, от идеи к образу, - тот, кто знакомится с его произведениями, восходит от картины к душе ее, от непосредственных образов, прекрасных в своем самостоятельном существовании, к скрытой в них духовной идеальности, придающей им двойную силу.
  Говорят, что символисты непонятны. В каждом направлении есть степени, любую черту можно довести до абсурда, в каждом кипении есть накипь. Но нельзя определять глубину реки, смотря на ее пену. Если мы будем судить о символизме по бездарностям, создающим бессильные пародии, мы решим, что эта манера творчества - извращение здравого смысла. Если мы будем брать истинные таланты, мы увидим, что символизм - могучая сила, стремящаяся угадать новые сочетания мыслей, красок и звуков и нередко угадывающая их с неотразимой убедительностью.
  Если вы любите непосредственное впечатление, наслаждайтесь в символизме свойственной ему новизной и роскошью картин. Если вы любите впечатление сложное, читайте между строк - тайные строки выступят и будут говорить с вами красноречиво.
  1900 г.
  
  
  
  
  ПРИМЕЧАНИЯ
  Печатается по сб. статей К. Бальмонта "Горные вершины" /М.: Гриф, 1904/. К статье автор сделал примечание: "Читано перед русской аудиторией в Латинском квартале в Париже весной 1900-го года". В настоящем изданий статья воспроизводится полностью, за исключением подстрочных примеч. автора к стих-нию Ф. Тютчева "Mal'aria" и к стих-нию К. Случевского "После казни". Для Бальмонта характерно расширенное толкование символизма как искусства, в котором конкретный план сочетается со "скрытой отвлеченностью", и символизм в его понимании зачастую оказывается близок к символике. С этим связано зачисление в ряд символистов многих писателей и поэтов разных стран и разных времен, начиная с испанского поэта и драматурга Кальдерона /1600-1681/. В статье упоминаются также немецкие философы Ф. Ницше /1841-1900/ и А. Шопенгауэр /1788-1860/, оказавшие сильное влияние на "старших символистов". ...строитель Сальнес - герой одноименной драмы /1892/ норвежского писателя Г. Ибсена /1828-1906/. Икар - в греч. мифологии сын Дедала; погиб, поднявшись высоко над морем на крыльях /жаркое солнце растопило воск, склеивавший перья/. "Priere" - "Просьба" /"Мольба"/, название стих-ния III. Бодлера /см. примеч. к стих-нию "К Бодлеру"/. "Les Fleurs du Mai" - "Цветы зла", название сб. стих-ний Бодлера. Ариадна - в греч. мифологии дочь критского царя Миноса; помогла афинскому герою Тезею выйти из лабиринта при помощи клубка ниток /нить Ариадны/.

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
Просмотров: 327 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа