н "великим писателем", гением. Критик подчеркивает, что "замечательно сильный талант" Жан Поля принял "до дикости странное направление" и развился "уродливо". Насмешливо выделяются проявления "филистерской елейности" в его отношении к социальной действительности эпохи, многие из его афоризмов откровенно именуются "вздором". Характерно, что даже в произведениях Гофмана, юмор которого и теперь признается "гораздо жизненнее, существеннее и жгучее" юмора Жан Поля, Белинский осуждает "нелепый и чудовищный фантазм, в котором, как многоценная жемчужина в тине, потонул его блестящий и могучий талант". Так, прямее, суровее оценивает Белинский теперь противоречия в отношении романтиков и идеалистов к действительности. Рецензия по общему направлению и выводам соотносится с появившейся четыре месяца спустя статьей о "Сочинениях В. Ф. Одоевского", которого в начале 1840-х гг. Белинский блинке всего сопоставлял "по духу, форме и достоинству" произведений именно с Жан Полем (см. наст. изд., т. 3, с. 348).
В "Антологии" Белинский выделяет прежде всего те отрывки, которые выражают критическое отношение Жан Поля к отдельным сторонам современной социальной действительности. Так, цитируется большой отрывок, связанный с критикой брачных отношений и униженного положения женщины в буржуазном обществе. Это связывает данную рецензию с рецензией на роман Ф. Бремер "Семейство" (см. примеч. к ней). Вместе с тем Белинский отмечает половинчатость и слабость подобных критических выступлений Жан Поля. В этом плане Белинский противопоставляет Жан Полю современные французские романы, исполненные "интересов настоящего, которое, одно важно для живых людей, потому что оно есть последний результат всего прошедшего и непосредственная причина будущего...". При этом Белинский ставит на первое место Жорж Санд, произведения которой в это время подвергались в России нередко преследованиям и вызывали возмущение реакционной и консервативной критики.
В последующих произведениях Белинского упоминаний о Жан Поле уже почти нет (ср., впрочем, упоминание об историко-литературном значении двух его романов в статье о "Терезе Дюнойе" Э. Сю в т. 8 наст. изд.).
1 Из стихотворения Е. А. Баратынского "На смерть Гете" (1832).
2 Князь Иринеус (Ириней) в произведении Гофмана "Житейские воззрения кота Мурра".
3 Поэт Фирмиан - в романе Жан Поля "Зибенкэз".
4 Первый консул Римской республики Люций Юний Брут осудил на смерть своих детей, сторонников Тарквиния Гордого.
5 См. примеч. 5 к рецензии на "Метеор", с. 756.