В. Г. Белинский
Повесть Ангелина... Сочинение Николая Молчанова
--------------------------------------
Собрание сочинений в девяти томах
М., "Художественная литература", 1979
Том четвертый. Статьи, рецензии и заметки. Март 1841 - март 1842
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
--------------------------------------
ПОВЕСТЬ АНГЕЛИНА. В трех частях. Сочинение Николая. Молчанова. 1837.
Санкт-Петербург. В типографии губернского правления. 1841. В 12-ю д. л. 92
стр.
Какие иногда великие события происходят в мире - и их никто не знает!
Кому до сего времени могло быть известно, что в 1837 году была сочинена
превосходная поэма "Ангелина"? - Решительно никому, кроме самого сочинителя,
и разве еще счастливых друзей его. Но 1841-й выдал великую тайну 1837 года:
теперь просвещенная Европа узнает, что на святой Руси покойник романтизм был
еще в полном цвете жизни и разражался такими романтическими поэмами, в
которых сквозь самый лучший телескоп не откроешь ни тени классицизма. В
самом деле, если романтизм состоит в туманности, неопределенности смысла,
выражений и целого содержания, то "Ангелина" есть по превосходству
романтическое произведение, особенно драгоценное в наше время, когда
математическая точность в словах, выражениях, вымысле, характерах сделалась
первым условием всякого поэтического произведения. Судите сами:
Давно уж солнце догорело
_И потемнела прелесть дня_;
Давно погасла и заря,
_Крыло ночное зачернело_,
Умолк на Волге шумный гул,
Легли туманы, ветр уснул,
_И волны, думы и работы
Не бьются в грудь; умолкли гроты,
Стоит ночная тишина_,
И сон, и вольность, и свобода... {1}
Ну, не правы ли мы?.. _Потемневшая прелесть дня; почерневшее крыло
ночи; не бьющияся в грудь_ (не знаем чью) _волны, думы и заботы; стоящая
тишина, сон, вольность и свобода_, которые, вероятно, лежали днем: что же
все это, если не романтизм? Классики, то есть люди, требующие от поэзии
здравого смысла, пожалуй, скажут, что это не романтизм, а галиматья; но кто
же верит этим черствым душам, которые не понимают того, что поэзия не
математика и что чем она туманнее, тем возвышеннее!..
И вот уж полночь наступила,
Луна полбега совершила...
_Луна полбега совершила_; романтизм, решительный романтизм!.. Но вот что-то
в сумраке чернеется и бьется: что бы это такое было? Автор отвечает -
_пловец_; но кто он - этого сам автор не знает, потому что "пловец под
тайною скрывался". С пловца спал широкий плащ, шляпа полетела к ногам, палаш
в сторону и -
Плеч_а_ в кудрях, грудь обнажилась, -
В герое - дева отразилась.
Так, вы угадали: это она, это Ангелина. Она убрана волшебною красой, в
ней пламенеет не бой; она каменеет не от страха, она отваге предана; она
потеряла друга и, доверившись луне, пришла на берег Волги с томностью, с
кудрями и с мечтами. Какая интересная девица! должно быть, дочь бедных, но
благородных родителей...
Но довольно, читатели: в "Ангелине" 92 страницы, а мы разобрали только
_две_: судите же, какова бы вышла наша статья, если б мы разобрали всю
поэму, со всеми ее романтическими красотами - _и с мечтами, и с кудрями, и с
смертельным пистолетом, который дрожал в руке героя, Ардалиона,
блистательного и надменного Марса, - с бичем мира, сыном природы, то есть
Наполеоном, с палашами, путниками, чернецами_ и многими другими интересными
вещами, из которых сочинена "Ангелина"?.. И потому, не смея "доверить луне"
и взять в руки "шарф и меч с пучиной слез", ограничимся кратким известием,
что поэма оканчивается тем же, чем и началась - прогулкою на берегах Волги,
что ясно обнаруживается в сих прекрасных заключительных стихах:
Заветной думой увлеченный,
Затрепетал мой дух стесненный,
И вдруг гроза минувших дней
Мелькнула в памяти моей.
Приветом ласково природа
Живила сердце и мечты;
И юных дней краса, свобода
Мелькали с призраком судьбы.
И мрак, и думы, и печали
Своей заветною тоской,
Своей заветною волной
Мне душу тихо наполняли.
Еще мне мнится мрачный сон,
Я помню, как на лоне счастья,
В объятьях друга и участья,
Покинул мир Ардалион...
И героиня молодая,
Тоскуя, томная, в мечтах,
И как богиня неземная,
Одна гуляла в берегах!..
Не понимаем ни слова - а хорошо, прочтешь раз - хочется прочесть еще!
Но в том-то и сущность романтизма, что он пленяет без помощи смысла, который
должен быть принадлежностью одной прозы... {2}
ПРИМЕЧАНИЯ
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
В тексте примечаний приняты следующие сокращения:
Анненков - П. В. Анненков. Литературные воспоминания. М., Гослитиздат,
1960.
Белинский, АН СССР - В. Г. Белинский. Полн. собр. соч., т. I-XIII. М.,
Изд-во АН СССР, 1953-1959.
ГБЛ - Государственная библиотека им. В. И. Ленина.
Герцен - А. И. Герцен. Собр. соч. в 30-ти томах. М., Изд-во АН СССР,
1954-1966.
ГИМ - Государственный исторический музей.
ГПБ - Государственная Публичная библиотека СССР им. М. Е.
Салтыкова-Щедрина.
ИРЛИ - Институт русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР.
КСсБ - В. Г. Белинский. Сочинения, ч. I-XII. М., Изд-во К. Солдатенкова
и Н. Щепкина, 1859-1862 (составление и редактирование издания осуществлено
Н. X. Кетчером).
КСсБ, Список I, II... - Приложенный к каждой из первых десяти частей
список рецензий Белинского, не вошедших в данное издание "по
незначительности своей".
ЛН - "Литературное наследство". М., Изд-во АН СССР.
Панаев - И. И. Панаев. Литературные воспоминания. М., Гослитиздат,
1950.
ПР - позднейшая редакция III и IV статей о народной поэзии.
ПссБ - В. Г. Белинский. Полн. собр. соч., под ред. С. А. Венгерова (т.
I-XI) и В. С. Спиридонова (т. XII-XIII), 1900-1948.
Пушкин - А. С. Пушкин. Полн. собр. соч. в 10-ти томах. М.-Л., Изд-во АН
СССР, 1962-1965.
ЦГИА - Центральный Государственный исторический архив.
Повесть Ангелина... Сочинение Николая Молчанова. Впервые -
"Отечественные записки", 1842, т. XX, 1, отд. VI "Библиографическая
хроника", с. 9-10 (ц. р. 31 декабря, вып. в свет 2 января). Без подписи.
Авторство - КСсБ., Список VI, с. 661.
1 Здесь и далее курсив в цитатах принадлежит Белинскому.
2 Рецензируя в 1843 г. первый том "Стихотворений Николая Молчанова"
(СПб., 1842), критик писал о продукции автора: "это - просто гениальность
бездарности, если можно так выразиться" (Белинский, АН СССР, т. VI, с. 565).
А. Л. Осиповат и Л. С. Пустильник