Главная » Книги

Белинский Виссарион Григорьевич - (Стихотворения Баратынского), Страница 2

Белинский Виссарион Григорьевич - (Стихотворения Баратынского)


1 2 3

ова и блестяща. В XIX веке эта мысль и стара и пошла:
  
   Все мысль, да мысль! Художник бедный слова!
   О жрец ее! Тебе забвенья нет;
   Все тут, да тут, и человек и свет,
   И смерть, и жизнь, и правда без покрова.
   Резец, орган, кисть! счастлив, кто влеком
   К ним чувственным, за грань их не ступая!
   Есть хмель ему на празднике земном! 194
   Но пред тобой, как пред нагим мечом,
   Мысль, острый луч! бледнеет жизнь земная!
  
   И это понятие об отношении мысли к искусству совершенно гармонирует с понятием г. Баратынского об отношении ума к чувству, науки к жизни. Что такое искусство без мысли? - то же самое, что человек без души - труп... И почему разум и чувство - начала враждебные друг другу? Если они враждебны, то одно из них - лишнее бремя для человека. Но мы видим и знаем, что глупцы бывают лишены чувства, а бесчувственные люди не отличаются умом. Мы видим и знаем, что преимущественное развитие чувству насчет ума делает человека, самым счастливым образом одаренного от природы, или фанатиком-зверем, или старою бабою, суеверною и слабоумною; так же, как один ум без чувства делает человека или безнравственным существом, эгоистом, или сухим диалектиком, безжизненным педантом, который во всем видит одни логические формальности и ни в чем не видит души и содержания. Очевидно, что разум и чувство - две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвые и ничтожные одна без другой. Чувство и разум - это земля и солнце: земля в своих таинственных недрах скрывает растительную силу и все зародыши плодов своих, солнце возбуждает ее растительную силу - и радостно рвутся на свет его из темной роковой страны зеленеющие стебли ее порождений... Так в груди человека - в этом подземном царстве темных предчувствий и немых ощущений, скрываются, словно в земле, корни всех наших живых стремлений и страстных помыслов; но только свет разума может и развивать, и крепить, и просветлять эти ощущения и чувства до мысли, - без него они остаются или животным инстинктом, или дикими страстями, черными демонами, устрояющими гибель человека... Чувство в свою очередь есть действительность разума, как тело есть реальность души: без чувства идеи холодны, светят, а не греют, лишены жизненности и энергии, неспособны перейти в дело. Итак, полнота и совершенство человеческой натуры заключается в органическом единстве разума и чувства. Горе дому, который разделяется сам на себя; горе человеку, в котором чувство восстанет на разум или разум восстанет на чувство! И однакож это горе неизбежное, необходимое, и мертв, ничтожен тот человек, который не испытал его! Чувство по натуре своей стремится к положению, любит останавливаться на положительных результатах; разум контролирует положения чувства и, если не найдет их основательными, отрицает их. Отсюда происходит мука сомнения. Но без этого сомнения человек, остановившись раз на известном положении, и закоснел бы в нем, не двигаясь вперед, следовательно, не развиваясь, - не делался бы из младенца отроком, из отрока юношей, из юноши мужем, из мужа старцем, но до смерти своей оставался бы младенцем. Дух сомнения гонит человека от одного определения к другому, - и благо тому, кто сомневался в известных истинах, не сомневаясь в существовании истины, ибо истины преходящи, но истина вечна!
   Помнится нам, г. Баратынский где-то сказал что-то вроде следующей мысли: положение поэта трудно потому, что в одно и то же время он находится под противоположным влиянием огненной творческой фантазии и обливающего холодом рассудка. Мысль, не скажем несправедливая, но не точная: обливающий холодом рассудок действительно входит в процесс творчества, но когда? - в то время, когда еще поэт вынашивает в себе концепирующееся свое творение, следовательно, прежде, нежели приступить к его изложению, ибо поэт излагает уже готовое произведение. Разумеется, здесь должно предполагать высшие таланты, потому что только низшие сочиняют с пером в руке, еще не зная сами, что сочиняют они, или затрудняются в выражении собственных идей. Истинный поэт тем и велик, что свободно дает образ каждой глубоко прочувствованной им идее, выражает словом постижимое для одного ума и невыразимое для каждого, кто не поэт.
   Этот несчастный раздор мысли с чувством, истины с верованием составляет основу поэзии г. Баратынского, и почти все лучшие его стихотворения проникнуты им. В одном из них ему предстает в горькую минуту истина и обещает успокоить путем холодного бесстрастия. Она говорит поэту:
  
   Пускай со мной ты сердца жар погубишь,
  
  Пускай, узнав людей,
   Ты, может быть, испуганный, разлюбишь
  
  И ближних и друзей.
   Я бытия все прелести разрушу,
  
  Но ум наставлю твой,
   Я оболью суровым хладом душу,
  
  Но дам душе покой.
  
   Поэт в трепете отказывается от страшного дара неземной гостьи; но в заключение просит его у ней так:
  
   . . . . . . Когда мое светило
  
  Во звездной вышине
   Начнет бледнеть, и все, что сердцу мило,
  
  Забыть придется мне,
   Явись тогда! открой мне очи, 195
  
  Мой разум просвети,
   Чтоб, жизнь презрев, я мог в обитель ночи
  
  Безропотно сойти.
  
   Так, в другом стихотворении поэт окрыляет надеждами обольщений безумную юность, но, обращаясь к знающим, говорит:
  
   Но вы, судьбину испытавшие,
  
  Тщету надежд, печали власть,
   Вы, знанье бытия приявшие
  
  Себе на тягостную часть!
   Гоните прочь их рой прельстительный;
  
  Так! доживайте жизнь в тиши,
   И берегите хлад спасительный
  
  Своей бездейственной души.
   Своим бесчувствием блаженные,
  
  Как трупы мертвых из гробов,
   Волхвы, словами пробужденные,
  
  Встают со скрежетом зубов;
   Так вы, согрев в душе желания,
  
  Безумно вдавшись в их обман,
   Проснетесь только для страдания,
  
  Для боли новой прежних ран.
  
   Большое, отличающееся превосходными стихами стихотворение "Последняя смерть" есть апофеоза всей поэзии г. Баратынского. В нем вполне выразилось его миросозерцание. Поэт представляет в яркой картине кипящий жизнию мир; потом, в другой картине, увядание мира, а в третьей -
  
   Прошли века, и тут моим очам
   Открылася ужасная картина:
   Ходила смерть по суше, по водам,
   Свершалася живущего судьбина. 196
   Где люди, где? скрывалися в гробах!
   Как древние столпы на рубежах
   Последние семейства истлевали;
   В развалинах стояли города,
   По пажитям заглохнувшим блуждали
   Без пастырей безумные стада;
   С людьми для них исчезло пропитанье:
   Мне слышалось их гладное блеянье.
   И тишина глубокая во след
   Торжественно повсюду воцарилась,
   И в дикую порфиру древних лет
   Державная природа облачилась.
   Величествен и грустен был позор (?)
   Пустынных вод, лесов, долин и гор.
   Попрежнему животворя природу,
   На небосклон светило дня взошло;
   Но на земле ничто его восходу
   Произнести привета не могло:
   Один туман, над ней синея, вился
   И жертвою чистительной дымился.
  
   Великолепная фантазия, но не более, как фантазия! И главный ее недостаток заключается в том, что она везде является черным демоном поэта. Жизнь как добыча смерти, разум как враг чувства, истина как губитель счастия - вот откуда проистекает элегический тон поэзии г. Баратынского и вот в чем ее величайший недостаток. Здание, построенное на песке, недолговечно; поэзия, выразившая собою ложное состояние переходного поколения, и умирает с тем поколением, ибо для следующих не представляет никакого сильного интереса в своем содержании. Мало того: сделавшись органом ложного направления, она лишается той силы, которую мог бы сообщить ей талант поэта.
   Конечно, этот раздор мысли с чувством явился у поэта не случайно, - он заключался в его эпохе. Кто не знает и не помнит пушкинского Демона? Пушкин, как первый великий поэт русский, которого поэзия выходила из жизни, первый и встретился с демоном. "Печальны были наши встречи!" - восклицает он о своем демоне.
  
   Его улыбка, чудный взгляд,
   Его язвительные речи
   Вливали в душу хладный яд.
   Неистощимый клеветою
   Он провиденье искушал;
   Он звал прекрасное мечтою;
   Он вдохновенье презирал;
   Не верил он любви, свободе,
   На жизнь насмешливо глядел -
   И ничего во всей природе
   Благословить он не хотел.
  
   В самом деле, это страшный демон, особенно для первого знакомства! Впрочем, он опасен не тем, что он на самом деле, а тем, чем он может показаться человеку. Люди имеют слабость смешивать свою личность с истиною: усомнившись в своих истинах, они часто перестают верить существованию истины на земле. Вот тут-то демон и бывает опасен, тут-то он и губит людей. От него может спасти человека только глубокая и сильная, живая вера. Пусть он во всем разочаровался, пусть все, что любил и уважал он, оказалось недостойным любви и уважения, пусть все, чему горячо верил он, оказалось призраком, а все, что думал знать он, как непреложную истину, оказалось ложью, - но да обвиняет он в этом свою ограниченность или свое несчастие, а не тщету любви, уважения, веры, знания! Пусть самое отчаяние его в тщете истины будет для него живым свидетельством его жажды истины, а его жажда - живым свидетельством существования истины: ибо чего нет, о том несродно страдать человеческой натуре. Пусть прошло для него время познания истины, и он отчается навсегда узреть ее обетованную землю, но пусть же не смешивает он себя с истиною и не думает, что если она не для него, то уже и ни для кого. Но как же, скажут, верить, если вся действительность есть отрицание всякой веры?.. Действительность? - Но что такое действительность, если не осуществление вечных законов разума? Всякая другая действительность - временное затмение света разума, болезненный витальный процесс, - а разве может быть вечное затмение солнца, разве солнце не является после затмения в большем блеске и большей лучезарности; разве страдание, претерпеваемое младенцем при прорезывании зубов, бывает продолжительно и не составляет необходимого временного зла для продолжительного добра? Скажут: младенцы часто умирают от процессов физического развития. Правда, умирают младенцы, которые подчинены необходимо болезненным процессам органического развития и которые смертны, но не человечество, которое подчинено болезненным процессам исторического развития и которое бессмертно. Надо уметь отличать разумную действительность, которая одна действительна, от неразумной действительности, которая призрачна и преходяща. Вера в идею спасает, вера в факты губит. Есть люди, которые отрицают добродетель и достоинство женщины, потому что случай сводил их все с пустыми и легкими женщинами, потому что они не знали ни одной женщины высшей натуры. И это безверие, как проклятие, служит достойным наказанием безверию, ибо в душе благодатной должен заключаться идеал женщины, - в действительности же должно искать не идеала, а только осуществления идеала; найти или не найти его, это дело случая. То же можно сказать и о людях, которых разложение и гниение элементов старой общественности, продажность, нравственный разврат и оскудение жизни и доблести в современном - заставляют отчаиваться за будущую участь человечества... Здесь, очевидно, демон губит их на факте, за которым они не видят идеи, не понимая, что умирает и гниет только отжившее, чтоб уступить место новому и живому. Если б вместо того, чтоб испугаться демона, они испытали его, он указал бы им на последнее время умиравшей древности, которая в амфитеатрах своих тешилась кровавым зрелищем, как звери терзают христиан, и которая, в слепоте своей, не подозревала, что этою победою над мучениками она сама была побеждена с своими уже опошлившимися богами... Тогда они поняли бы, что смерть старой истины еще не означает смерти истины вообще... Демон, по своей демонической натуре, зол и насмешлив. Он презирает бессилие и веселится, терзая его; но он уважает силу и сторицею воздает ей за временное зло, которым ее терзает. Он служит и людям и человечеству, как вечно движущая сила духа человеческого и исторического. То страшный и мрачный, то веселый и злой, он, как Протей, неистощим в формах своего проявления, как Антей, неистощим в своих средствах. Он внушал Сократу откровения его нравственной философии и помогал ему дурачить софистов их же обоюдуострым оружием. Он внушал Аристофану его комедии; он нашептывал ритору Лукиану его "Диалоги богов"; он помог Колумбу открыть Америку; он изобрел порох и книгопечатание; он продиктовал Ульриху Гуттену его злую сатиру "Epistolae obscurorum virorum" {"Письма темных людей". - Ред.}; Бомарше - его "Фигаро", и много философских сказок и сатирических поэм продиктовал он Вольтеру; он уничтожил ошейники вассалов и рыцарские разбои феодальных баронов, священную инквизицию и благочестивое аутодафе. Гёте схватил его только за хвост в своем Мефистофеле, а в лицо только слегка заглянул ему. Зато колоссальный Байрон не трепеща смотрел ему в очи и гордо мерялся с ним силою духа и, как равный равному, подал ему руку на вечную дружбу. Из русских поэтов первый познакомился с ним Пушкин, и тягостно было ему его знакомство, и печальны "были его встречи с ним... Он не пал от него; но и не узнал, не понял его... И не удивительно: ничто не делается вдруг. Зато другой русский поэт, явившийся уже по смерти Пушкина, не испугался этого страшного гостя: он знаком был с ним еще с детства, и его фантазия с любовию лелеяла этот "могучий образ", для него:
  
   Как царь немой и гордый, он сиял
   Такой волшебно-сладкой красотою,
   Что было страшно... 197
  
   Он был избранным героем пламенного бреда его юности, и ему посвятил он целую поэму, где за все утраченные блага жизни этот страшный герой сулит открыть "пучину гордого познанья"...
   Человек страшится только того, чего не знает; знанием побеждается всякий страх. Для Пушкина демон так и остался темною, страшною стороною бытия, и таким является он в его созданиях. Поэт любил обходить его, сколько было возможно, и потому он не высказался весь и унес с собою в могилу много нетронутых струн души своей; но, как натура сильная и великая, он умел, сколько можно было, вознаградить этот недостаток, тогда как другие поэты, вышедшие с ним вместе на поэтическую арену, пали жертвою неузнанного и неразгаданного ими духа, и для них навсегда мысль осталась врагом чувства, истина - бичом счастия, а мечта и ребяческие сны поэзии - высшим блаженством жизни...
   Из всех поэтов, появившихся вместе с Пушкиным, первое место бесспорно принадлежит г. Баратынскому. Несмотря на его вражду к мысли, он, по натуре своей, призван быть поэтом мысли. Такое противоречие очень понятно: кто не мыслитель по натуре, тот о мысли и не хлопочет; борется с мыслию тот, кто не может овладеть ею, стремясь к ней всеми силами души своей. Эта невыдержанная борьба с мыслию много повредила таланту г. Баратынского: она не допустила его написать ни одного из тех творений, которые признаются капитальными произведениями литературы, и если не навечно, то надолго переживают своих творцов.
   Взглянем теперь на некоторые стихотворения г. Баратынского со стороны мысли. В послании к Г-чу поэт говорит:
  
   Враг суетных утех и враг утех позорных,
   Не уважаешь ты безделок стихотворных,
   Не угодит тебе сладчайший из певцов
   Развратной прелестью изнеженных стихов:
   Возвышенную цель поэт избрать обязан.
  
   Затем он объясняет Г-чу, почему не может принять его вызова -
  
   оставить мирный слог
   И, едкой желчию напитывая строки,
   Сатирою восстать на глупость и пороки.
  
   И чем же? - тем, что сатирою можно нажить себе врагов, а благодарность общества - плохая благодарность, ибо он, поэт, не верит благодарности. Вот заключение этого стихотворения:
  
   Нет, нет! разумный муж идет путем иным,
   И снисходительный к дурачествам людским,
   Не выставляет их, но сносит благонравно,
   Он не пытается, уверенный забавно
   Во всемогуществе болтанья своего,
   Им в людях изменить людское естество,
   Из нас, я думаю, не скажет ни единый
   Осине: дубом будь, иль дубу: будь осиной;
   Меж тем - как странны мы! - меж тем любой из нас
   Переиначить свет задумывал не раз.
  
   Подобные мысли, без сомнения, очень благоразумны и даже благонравны, но едва ли они поэтически-великодушны и рыцарски-высоки... Благоразумие не всегда разумность: часто бывает оно то равнодушием и апатиею, то эгоизмом. Но вот еще несколько стихов из этого же стихотворения:
  
   Полезен обществу сатирик беспристрастный,
   Дыша любовию к согражданам своим,
   На их дурачества он жалуется им:
   То укоризнами восстав на злодеянье,
   Его приводит он в благое содроганье,
   То едкой силою забавного словца
   Смиряет попыхи надменного глупца; 198
   Он нравов опекун и вместе правды воин.
  
   Сличив эти стихи с приведенными выше, легко понять, почему такое стихотворение, даже если бы оно было написано и хорошими стихами, не может теперь читаться...
   "На смерть Гёте" есть одно из лучших между мелкими стихотворениями г. Баратынского. Стихи в нем удивительны; но стихотворение, несмотря на то, не выдержано и потому не производит того впечатления, какого бы можно было ожидать от таких чудесных стихов. Причина этого очевидна: неопределенность идеи, неверность в содержании. Поэт слишком много и слишком бездоказательно приписал Гёте, говоря, что
  
   ...ничто не оставлено им
   Под солнцем живым без привета;
   На все отозвался он сердцем своим,
   Что просит у сердца ответа:
   Крылатою мыслью он мир облетел,
   В одном беспредельном нашел он предел. 199
  
   Прекрасно сказано, но несправедливо! Не было, нет и не будет никогда гения, который бы один все постиг или все сделал. Так и для Гёте существовала целая сторона жизни, которая, по его немецкой натуре, осталась для него terra incognita. {Неведомой землей. - Ред.} Эту сторону выразил Шиллер. Оба эти поэта знали цену один другого, и каждый из них умел другому воздавать должное. Обидно видеть, как люди, не понимая дела, все отдают Гёте, все отнимая у Шиллера... Если уж надо сравнивать друг с другом этих поэтов, то, право, еще не решенное дело, кто из них долее будет владычествовать в царстве будущего; и многие не без основания догадываются уже, что Гёте, поэт прошедшего, в настоящем умер развенчанным царем... Вместо безотчетного гимна Гёте поэту следовало бы охарактеризовать его, - и он сделал это только в четвертом куплете, в котором довольно удачно схвачен пантеистический характер жизни и поэзии Гёте:
  
   С природой одною он жизнью дышал:
   Ручья разумел лепетанье,
   И говор древесных листов понимал
   И чувствовал трав прозябанье,
   Была ему звездная книга ясна,
   И с ним говорила морская волна.
  
   Следующие затем заключительные куплеты слабы выражением, темны и неопределенны мыслию, а потому и разрушают эффект всего стихотворения. Все, что говорится в пятом куплете, так же можег быть применено ко всякому великому поэту, как и к Гёте; а что говорится в шестом, то ни к кому не может быть применено за темнотою и сбивчивостию мысли.
   Теперь обратимся к поэмам г. Баратынского. В них много отдельных поэтических красот; но в целом ни одна не выдержит основательной критики.
   Русский молодой офицер, на постое в Финляндии, обольщает дочь своего хозяина, чухоночку Эду, - добродушное, любящее, кроткое, но ничем особенным не отличное от природы создание. Покинутая своим обольстителем, Эда умирает с тоски. Вот содержание "Эды" - поэмы, написанной прекрасными стихами, исполненной души и чувства. И этих немногих строк, которые сказали мы об этой поэме, уже достаточно, чтоб показать ее безотносительную неважность в сфере искусства. Такого рода поэмы, подобно драмам, требуют для своего содержания трагической коллизии, - а что трагического (то есть поэтически-трагического) в том, что шалун обольстил девушку и бросил ее? Ни характер такого человека, ни его положение не могут возбудить к нему участия в читателе. Почти такое же содержание, например, в повести Лермонтова "Бэла"; но какая разница! Печорин - человек, пожираемый страшными силами своего духа, осужденного на внутреннюю и внешнюю бездейственность; красота черкешенки его поражает, а трудность овладеть ею раздражает энергию его характера и усиливает очарование ожидающего его счастия; холодность Бэлы еще более подстрекает его страсть, вместо того чтоб ослабить ее. Но когда он упился первыми восторгами этой оригинальной любви к простой и дикой дочери природы, он почувствовал, что для продолжительного чувства мало одной оригинальности, для счастия в любви мало одной любви, - и его начинает терзать мысль о гибели милого, хотя и дикого, женственного существа, которое, в своей естественной простоте, не умело ни требовать, ни дать в любви ничего, кроме любви. Трагическая смерть Бэлы, вместо того, чтоб облегчить положение Печорина, страшно потрясает его, с новою силою возбуждая в нем вспышку прежнего пламени, - и от его дикого хохота содрогается сердце не у одного Максима Максимыча, и становится понятно, почему он после смерти Бэлы долго был нездоров, весь исхудал и не любил, чтоб при нем говорили о ней... Это не волокита, не водевильный дон-Хуан, вы не вините его, но страдаете с ним и за него, говоря мысленно: "О горе нам, рожденным в свет!" Для некоторых характеров не чувствовать, быть вне какой бы то ни было духовной деятельности -хуже, чем не жить; а жить - это больше чем страдать, - и вот является трагическая коллизия, как мысль неотразимой судьбы, достойная и поэмы и драмы великого поэта... Гораздо глубже, по характеру героини, другая поэма г. Баратынского - "Бал":
  
   Презренья к мнению полна,
   Над добродетелию женской
   Не насмехается ль она,
   Как над ужимкой деревенской?
   Кого в свой дом она манит;
   Не записных ли волокит,
   Не новичков ли миловидных?
   Не утомлен ли слух людей
   Молвой побед ее бесстыдных
   И соблазнительных связей?
   Но как влекла к себе всесильно
   Ее живая красота!
   Чьи непорочные уста
   Так улыбалися умильно?
   Какая бы Людмила ей,
   Смирясь, лучей благочестивых
   Своих лазоревых очей
   И свежести ланит стыдливых
   Не отдала бы сей же час
   За яркий глянец черных глаз,
   Облитых влагой сладострастной,
   За пламя жаркое ланит?
   Какая фея самовластной
   Не уступила б из харит?
  
   ---
  
   Как в близких сердцу разговорах
   Была пленительна она!
   Как угодительно-нежна!
   Какая ласковость во взорах
   У ней сияла! Но порой
   Ревнивым гневом пламенея,
   Как зла в словах, страшна собой,
   Являлась новая Медея!
   Какие слезы из очей
   Потом катилися у ней!
   Терзая душу, проливали
   В нее томленье слезы те:
   Кто б не отер их у печали.
   Кто б не оставил красоте?
  
   ---
  
   Страшись прелестницы опасной,
   Не подходи: обведена
   Волшебным очерком она;
   Кругом ее заразы страстной
   Исполнен воздух! Жалок тот,
   Кто в сладкий чад его вступает:
   Ладью пловца водоворот
   Так на погибель увлекает!
   Беги ее: нет сердца в ней!
   Страшися вкрадчивых речей
   Одуревающей приманки;
   Влюбленных взглядов не лови:
   В ней жар упившейся вакханки,
   Горячки жар - не жар любви.
  
   И этот демонический характер в женском образе, эта страшная жрица страстей, наконец, должна расплатиться за все грехи свои:
  
   Посланник рока ей предстал.
   Смущенный взор очаровал,
   Поработил воображенье,
   Слиял все мысли в мысль одну
   И пролил страстное мученье
   В глухую сердца глубину.
  
   В этом "посланнике рока" должно предполагать могучую натуру, сильный характер, - и в самом деле портрет его, слегка, но резко очерченный поэтом, возбуждает в читателе большой интерес:
  
   Красой изнеженной Арсений
   Не привлекал к себе очей:
   Следы мучительных страстей,
   Следы печальных размышлений
   Носил он на челе: в очах
   Беспечность мрачная дышала,
   И не улыбка на устах -
   Усмешка праздная блуждала.
   Он незадолго посещал
   Края чужие; там искал,
   Как слышно было, развлеченья,
   И снова родину узрел;
   Но видно, сердцу исцеленья
   Дать не возмог чужой предел.
   Предстал он в дом моей Лаисы,
   И остряков задорный полк
   Не знаю как пред ним умолк -
   Главой поникли Адонисы.
   Он в разговоре поражал
   Людей и света знаньем редким,
   Глубоко в сердце проникал
   Лукавой шуткой, словом едким,
   Судил разборчиво певца,
   Знал цену кисти и резца,
   И сколько ни был хладно-сжатым
   Привычный склад его речей,
   Казался чувствами богатым
   Он в глубине души своей.
  
   Нашла коса на камень: узел трагедии завязался. Любопытно, чем развяжет его поэт и как оправдает он в действии портрет своего героя. Увы! все это можно рассказать в коротких словах: Арсений любил подругу своего детства и приревновал ее к своему приятелю; на упреки его Ольга отвечала детским смехом, и он, как обиженный ребенок, не понимая ее сердца, покинул ее с презрением... Воля ваша, а портрет неверен!.. Что же потом? - Потом Нина получила от него письмо:
  
   Что ж медлить (к ней писал Арсений)
   Открыться должно... небо! в чем?
   Едва владею я пером,
   Ищу напрасно выражений.
   О, Нина! Ольгу встретил я;
   Она поныне дышит мною,
   И ревность прежняя моя
   Была неправой и смешною.
   Удел решен. По старине
   Я верен Ольге, верной мне.
   Прости! твое воспоминанье
   Я сохраню до поздних дней:
   В нем понесу я наказанье
   Ошибок юности моей.
  
   Несмотря на трагическую смерть Нины, которая отравилась ядом, такая развязка такой завязки похожа на водевиль, вместо пятого акта приделанный к четырем актам трагедии... Поэт, очевидно, не смог овладеть своим предметом... А сколько поэзии в его поэме, какими чудными стихами наполнена она, сколько в ней превосходных частностей!..
   "Цыганка", самая большая поэма г. Баратынского, была издана им в 1831 году под названием "Наложница", с предисловием, весьма умно и дельно написанным.200 "Цыганка" исполнена удивительных красот поэзии, но опять-таки в частностях; в целом же не выдержана. Отравительное зелье, данное старою цыганкою бедной Саре, ничем не объясняется и очень похоже на deus ex machina {Бога из машины. - Ред.} для трагической развязки во что бы то ни стало. Чрез это ослабляется эффект целого поэмы, которая, кроме хороших стихов и прекрасного рассказа, отличается еще и выдержанностию характеров. Очевидно, что причиною недостатка в целом всех поэм г. Баратынского есть отсутствие определенно выработавшегося взгляда на жизнь, отсутствие мысли крепкой и жизненной.
   Кроме этих трех поэм, у г. Баратынского есть и еще три: "Телема и Макар", "Переселение душ" и "Пиры". Первых двух, признаемся откровенно, мы совершенно не понимаем - ни со стороны содержания, ни со стороны поэтической отделки. "Пиры", собственно, не поэма, а так - шутка в начале и элегия в конце. Поэт, как будто только принявшись воспевать пиры, заметил, что уже прошла пора и для пиров и для воспевания пиров... У времени есть своя логика, против которой никому не устоять... В "Пирах" г. Баратынского много прекрасных стихов. Как мила, например, эта характеристика нашей доброй Москвы:
  
   Как не любить родной Москвы!
   Но в ней не град первопрестольный,
   Не золоченые главы,
   Не гул потехи колокольной,
   Не сплетни вестницы-молвы
   Мой ум пленяли своевольный.
   Я в ней люблю весельчаков,
   Люблю роскошное довольство
   Их продолжительных пиров,
   Богатой знати хлебосольство
   И дарованья поваров.
   Там прямо веселы беседы;
   Вполне уважен хлебосол;
   Вполне торжественны обеды;
   Вполне богат и лаком стол. -
  
и прочее. Г. Баратынского за эту поэму некогда величали "певцом пиров": мы думаем, что за этот отрывок его следовало бы называть "певцом Москвы"... Как хороши эти стихи в "Пирах":
  
   Любви слепой, любви безумной
   Тоску в душе моей тая,
   Насилу, милые друзья,
   Делить восторг беседы шумной
   Тогда осмеливался я.
   Что потакать мечте унылой,
   Кричали вы, смелее пей!
   Развеселись, товарищ милый,
   Для нас живи, забудь о ней!
   Вздохнув рассеянно послушный,
   Я пил с улыбкой равнодушной;
   Светлела мрачная мечта,
   Толпой скрывалися печали,
   И задрожавшие уста
   "Бог с ней!" невнятно лепетали...
  
   Говоря о поэзии г. Баратынского, мы были чужды всяких предубеждений в отношении к поэту, которого глубоко уважаем. Не скрывая своего мнения и открыто, без уклончивости, высказывая его там, где оно было не в пользу поэта, мы и не старались, в пользу нашего мнения, скрывать его достоинства, и выписывали только такие отрывки из его стихотворений, которые могли дать высокое понятие о его таланте. Стих г. Баратынского не только благозвучен, но часто крепок и силен. Однакож, говоря о художественной стороне поэзии г. Баратынского, нельзя не заметить, что он часто грешит против точности выражения, а иногда впадает в шероховатость и прозаичность выражения. Вот несколько примеров:
  
   Снять поспешила как-нибудь
   Дня одеяния неловки.
  
   ---
  
   Что знаменует сей позор (вм. зрелище),
  
   ---
  
   Хотело б сердце у нее
   Себе избрать кумир единый,
   И тем осмыслить бытие.
  
   ---
  
   . . . . . . .Скажите:
   Я равнодушен вам, иль нет?
  
   ---
  
   Всегда дарам своим предложит
   Условье некое она
   Которым злобно-смышлена,
   Их отравит иль уничтожит.
  
   ---
  
   Проказы жизни боевой
   Никак веселые проказы.
  
   ---
  
   Храни свое неопасенье,
   Свою неопытность лелей.
  
   ---
  
   Какое же потом в груди твоей
   Ни водворится озаренье,
   Чем дум и чувств ни разрешится в ней
   Последнее вихревращенье.
  
   Кроме стихотворений, на которые мы уже ссылались, в сборнике г. Баратынского особенно достойны памяти и внимания еще следующие: Финляндия; Завыла буря; Я возвращуся к вам, поля моих отцов; Лета; Падение листьев; Глупцы не чужды вдохновенья; Когда печалью вдохновенный; Тебя из тьмы не изведу я; Идиллик новый на искус; Элизийские поля; Когда взойдет денница золотая; Когда исчезнет омраченье; Напрасно мы, Дельвиг, мечтаем найти; Не бойся едких осуждений; Разуверение; Старик; Притворной нежности не требуй от меня; Болящий дух врачует песнопенье; Череп; О, мысль, тебе удел цветка; Наяда; Мудрецу; На что вы, дни!; Осень и пр.
   Нельзя вернее и беспристрастнее охарактеризовать безотносительное достоинство поэзии Г: Баратынского, как он сделал это сам в следующем прекрасном стихотворении;
  
   Не ослеплен я музою моею,
   Красавицей ее не назовут,
   И юноши, узрев ее, за нею

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
Просмотров: 395 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа