Главная » Книги

Бестужев-Рюмин Константин Николаевич - Иоанн Iv Васильевич, Страница 2

Бестужев-Рюмин Константин Николаевич - Иоанн Iv Васильевич


1 2

581 г. и неудача псковская побудили Батория желать мира. Посредником явился папский посол иезуит Антоний Поссевин, прибывший вследствие предложения о посредничестве высказанного в Риме царским посланником Шавригиным. В Риме этим посольством были очень довольны; уже не раз делались из Рима попытки так или иначе подчинить себе далекую Московию. Поссевин известен был раньше тем, что, переодетый, проник в Швецию и склонил короля Иоанна к мысли возвратиться в католицизм; тогда же познакомился он с Баторием. Еще в Риме начал Поссевин изучать дела московские; ему были открыты все дипломатические документы. При отъезде из Рима Поссевину была дана любопытная инструкция, в которой указываются две ближайшие цели: установить торговые сношения Венеции с Русью и способствовать заключению мира между царем и королем, причем он должен был дать понять, какое сильное участие принимает в этом деле папа; предписывалось также указать на цель примирения - союз против турок и соединение церквей, без которого и самый союз не может быть прочен. Чтобы побудить царя к этому важному шагу, рекомендовалось указать на стыд повиноваться патриарху, зависящему от турок, на славу войти в союз с Европой и на награду на небе. Заехав в Венецию и к императору, для переговоров об общем союзе, Поссевин, в июне 1581 г., приехал в Вильну к королю Стефану. Король посмотрел сначала подозрительно на переговоры Поссевина с императором, которого считал своим врагом; но иезуит победил все затруднения. Переговоры начались в Полоцке, но шли туго; тогда Поссевин сам поехал к царю. И. в переговорах показал себя хорошим дипломатом: о турках говорилось мало, вопрос религиозный был отложен; только венецианским купцам дозволено было иметь при себе священников. Пробыв в Москве недель шесть. Поссевин в сентябре вернулся к Баторию: И. созвал боярскую думу, постановившую "Ливонские города, которые за государем, королю удержать, а Луки Великие и другие города, что он взял, пусть уступит государю, а помирившись с королем Стефаном, стать на шведского". Послами были назначены кн. Елецкий и печатник Алферьев. В декабре 1581 г. начались переговоры в дер. Киверова гора (около Порхова). Со стороны польской были Зборажский, Радзивилл и Гарабурда. До 6 января 1582 г. продолжались бурные переговоры, пока наконец не подписано было перемирие на десять лет, на условиях, уже предрешенных постановлением думы, причем Баторий вытребовал от И. обязательство не воевать Эстонию. Это обещание имело влияние на прекращение Шведской войны. Несмотря на неудачу шведов под Орешком, в августе 1583 г. заключено было на р. Плюссе (близ Нарвы) перемирие на три года, на основании которого все занятое шведами осталось за ними. Кроме обещания, данного Баторию, причиной заключения перемирия было восстание черемис и, вероятно, сознание, что для успехов европейской войны необходимо преобразовать войско. Поссевин, по заключении перемирия, приехал в Москву. Здесь он требовал только подчинения папе и за это указывал в перспективе, на Византию; но все это мало действовало на царя; он отказывался говорить о делах духовных, потому что "долг мой заправлять мирскими делами, а не духовными". Несчастный исход войны не заставил Грозного отречься от мысли вознаградить свои потери: он продолжал искать союза с европейскими государями. С этой целью отправлен был в 1582 г. в Англию Федор Писемский. Ему поручено было хлопотать о заключении тесного союза с королевой на короля польского, а вместе с тем сватать за царя родственницу королевы, Марию Гастингс. Англичанам не хотелось ни того, ни другого, а хотелось добиться беспошлинной торговли. С щекотливым поручением достигнуть этой цели в июне 1583 г. поехал в Москву Иероним Боус (см. соотв. статью). Долго тянулись эти переговоры с разными перипетиями; царь то прогонял Боуса, то снова призывал его к себе. Переговоры еще не пришли к концу, когда Грозного царя не стадо. В январе 1583 г., огорченный всеми событиями внешними, пораженный горем о смерти им же убитого сына, И. был обрадован появлением в Москве присланных Ермаком казаков, пришедших "бить ему челом новой землицей - Сибирью" (см. Ермак, Сибирь). Жизнь, слишком неправильная, рано подорвала здоровье И.; убийство сына много способствовало упадку духа. Еще в начале 1584 г. обнаружилась у него страшная болезнь - гниение внутри, опухоль снаружи. В марте разослана по монастырям грамота, в которой царь просил молиться о его грехах и об исцелении от болезни. Перед смертью он сделал распоряжение о правлении. Постригли его уже полумертвого (18 марта 1584 г.). У И. было семь жен: Анастасия Романовна († в 1560 г.), Мария Темрюковна († в 1569 г.), Марфа Васильевна Собакина († в 1571 г., вскоре после брака), Анна Алексеевна Колтовская (разрешение на этот брак дано было собором; пострижена в 1577 г., † в 1626 г.), Анна Васильчикова (похоронена в суздальской Покровской обители), Василиса Мелентьева (женище; с двумя последними Грозный не венчался, а брал благословение на сожительство) и Мария Феодоровна Нагая (брак был в 1580 г., † в 1608 г.). После И. осталось два сына: Феодор (от Анастасии), который после него наследовал, и Димитрий (от Марии Нагой). Современники и потомство различно относились к Грозному: Курбский видит в нем только тирана и приписывает все хорошее советникам; кн. Ив. Катырев-Ростовский выделяет его умственные качества ("муж чудного разумения"); летописцы новгородский и псковской относятся к нему несочувственно; большинство иностранцев видит в нем и тирана, и стремящегося к завоеваниям государя, что им было в особенности противно; противными им казались и русские, которых, как варваров, не следовало пускать в Европу. Из новых историков князь Щербатов не разобрался в характере Грозного и представил только перечень его противоречивых качеств; Карамзин, а потом и многие другие (Полевой, Погодин, Хомяков, К. Аксаков, Костомаров, Иловайский, Ясинский) пошли вслед за Курбским; иные из них даже отрицают умственное превосходство Грозного. Арцыбашев первый подверг критике сказания Курбского и иностранцев о жестокостях И. Другие, не отрицая недостатков нравственного характера И., видят его политический ум и многое хорошее в его государственной деятельности (С. М. Соловьев, Кавелин, Е. А. Белов, Г. В. Форстен). Медики (проф. Чистович и проф. Ковалевский) отыскивают в Грозном следы умственного расстройства. Сложный характер Грозного долго еще, быть может, будет привлекать к себе внимание исследователей, как трудно разрешимая психологическая загадка. По главным чертам своего характера он скорее был человек созерцательный, чем практический. Задавшись мыслью, он искал исполнителей и доверялся им до первого подозрения: легко веря, он легко и разуверялся и страшно мстил тем, в ком видел нарушение доверия (по замечанию И. Н. Жданова). Нервный и страстный от природы, он еще более был раздражен событиями своего детства. Воспитание не дало ему никакой сдержки. Руководительство такого узкого человека, как Сильвестр, могло его только раздражать. Ряд обманутых надежд вызвал в нем недоверие и к своему народу. Ю. Ф. Самарин справедливо заметил, что сознание недостатков века соединялось у И. с недовольством на самого себя. Отсюда его порывы раскаяния, сменявшиеся порывами раздражения. Тяжело было его душевное состояние в последние годы, при виде гибели всех его начинаний. Оставив по себе след в политической истории России, И. оставил след и в истории ее литературы: он был начетчик и в духовных книгах, и в исторических сочинениях, ему доступных. В писаниях его слышится московский книжник XVI века. Он отличается от Курбского тем, что последний проникся западно-русской книжностью, тогда как Грозный оставался совсем московским человеком. По форме изложения он принадлежит своему веку, но сквозь эту форму пробивается его личный характер. В переписке с Курбским он ярко высказывает свою теорию царской власти, зависящей только от Бога и суд над которой принадлежит Богу. С сильной иронией обличает он злоупотребления боярские и покушения Сильвестра подчинить себе его совесть. Те же качества видим и в его послании в Кириллов-Белозерский монастырь ("Акты историч."), в котором, смиренно сознаваясь в своих грехах, он громит ослабление иноческого жития в кирилловских старцах и те послабления, которые они делают постриженным у них вельможам. Послание к Баторию (в "Метрике литовской") чрезвычайно сильно. Написанное в том же духе послание к шведскому королю (в "Летоп. Зап. Арх. Комиссии") тоже, вероятно, писано самим Грозным. Есть вероятность, что и некоторые другие дипломатические акты писаны самим Грозным: так, почти несомненно принадлежат ему ответы бояр Сигизмунду-Августу.
  Источники. Летописи: Никоновская, Львовская, Александро-Невская (в "Русской Ист. Библиотеке"), Норманского (во "Временнике"), Псковская, Новгородская и некоторые другие; "Сказание кн. Курбского". Акты: "Собрание Госуд. Гр. и Догов.", "Акты Археографич. Экспедиции", "Акты исторические", "Акты Зап. России", "Литовская метрика", "Разрядные книги" (в "Библиотеке" и "Симбирском сборнике"). Иностранцы: главный сборник - Старчевского: " Hist. Ruth. Script.". Сборники ливонские: " Monum. Liv. Ant.", "Script. Rer. Liv."; Ширрен, "Quellen z. Geschichte d. Unterg. Livländisch. Selbstständigkeit"; Бинеман, "Briefe nnd Urkunden" (многие из лифляндцев переведены в " Сборнике материалов и статей по истории Балтийского края "); "Hist. Russ. Monum."; Эверс, "Beiträge zur Kenntmss Russlands". Из отдельно изданных лифляндцев важны: Ренер, "Liviändische Historien", и Кельх, " Livlandische Chronick", хотя это произведение позднейшее. Из англичан важны сборник Hackluyt, "Collect. of early voyages ", Горсей и Флетчер; из поляков - Стрыйковский, Бельский, Гейденштейн (есть русский перевод, изданный арх. ком.), "Дневник похода Стефана Батория на Россию" (изд. арх. комис.). Любопытная статья о брошюрах той эпохи помещена В. Г. Васильевским в "Ж. M. H. Пр." (1889). Пособия: русские истории Щербатова, Карамзина, Полевого, Арцыбашева, Соловьева, Костомарова, Иловайского и Бестужева-Рюмина; Шиман, "Russland, Polen u. Livland" (в "Сборн. Онкена"). Историки: ливонские - Рихтер, Рутенберг, польские - Шуйский, Бобржинский. Важны еще некоторые отдельные сочинения: В. О. Ключевский, "Боярская дума"; Е. А. Белов, "Об историческом значении русского боярства"; его же, "Предварительные замечания к истории царя Ивана Васильевича Грозного"; Ясинский, "Сочинения кн. Курбского, как исторический материал"; И. Н. Жданов, "Материалы для истории Стоглава" ("Ж. М. Н. Пр.", 1876); П. И. Ковалевский, "Иоанн Грозный и его душевное состояние", а также сочинения по истории русской церкви, русского права и русской литературы.
  К. Бестужев-Рюмин.

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
Просмотров: 328 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа