Главная » Книги

Блок Александр Александрович - Петроградский священник. О Блоке, Страница 2

Блок Александр Александрович - Петроградский священник. О Блоке


1 2

росились бежать,
   Люблю высокие соборы
   Душой смиряясь, посещать.
  
   1902
  
   Мотив пародийности, лежащий в основе творчества, обнажен здесь самим поэтом.
   "Что еще требуете свидетелей. Се ныне слышахом хулу его"47.
  
   Был вечер поздний и багровый,
   Звезда предвестница взошла.
   Над бездной плакал голос новый
   Младенца Дева родила.
  
   На голос тонкий и протяжный,
   Как долгий визг веретена,
   Пошли в смятеньи старец важный,
   И царь, и отрок, и жена.
  
   И было знаменье и чудо:
   В невозмутимой тишине
   Среди толпы возник Иуда
   В холодной маске, на коне.
  
   Владыки, полные заботы,
   Послали весть во все концы,
   И на губах Искариота
   Улыбку видели гонцы.
  
   1902
  
   "Но из-под маски лицемерной смеются лживые уста", - сказано было выше про себя. Значит, улыбающийся Иуда - автопортрет.
   "Ты в поля отошла без возврата". Страстная суббота - слышится в этом великосубботнем стихотворении какой-то выверт мотива: "Не рыдай Меня Мати, зряще во гробе"...
  
   Девушка пела в церковном хоре.
  
   Смысл стихотворения мне представляется как тонкое кощунство: ребенок, причастный Тайнам, т. е. Тайнозритель, знает один, что молитва бесполезна и что, следовательно, все, кому кажется, что радость будет, - жалкие самообольщенцы.
   Тут параллель тютчевскому:
  
   И нет в творении Творца,
   И смысла нет в мольбе48.
  
   "Второе крещение" ("Открыли дверь мою метели"). Стихотворение говорит про себя. Это нечто повторяющее опыт Юлиана Отступника с раскрещиванием, попытка "отмыть воды крещения"49.
   Здесь - отрицание купели и обетов при ней. Примечательно - крещением третьим будет смерть.
  
   ПРОЧЬ
  
   . . . . . . . . . . . .
   Трижды северное солнце
   Обошло подвластный мир!
   Трижды северные фьорды
   Знали тихий лед ночей!
   Трижды красные герольды
   На кровавый звали пир!
   Мне - мое открыло сердце
   Снежный мрак ее очей!
   Прочь лети, святая стая,
   К старой двери
   Умирающего рая!
   Стерегите злые звери,
   Чтобы ангелам самим
   Не поднять меня крылами,
   Не вскружить меня хвалами,
   Не пронзить меня Дарами
   И Причастием своим!
  
   1907
  
   НЕТ ИСХОДА
  
   Нет исхода из вьюг,
   И погибнуть мне весело.
   Завела в очарованный круг,
   Серебром своих вьюг занавесила...
   Тихо смотрит в меня Темноокая. <...>
  
   1907
  
   Это не единственное стихотворение у Блока, где он сам сознает безвыходность своей одержимости.
  
   По улицам метель метет,
   Свивается, шатается,
   Мне кто-то руку подает
   И кто-то улыбается.
  
   Ведет - и вижу: глубина,
   Гранитом темным сжатая.
   Течет она, поет она,
   Зовет она, проклятая.
  
   Я подхожу и отхожу,
   И замер в смутном трепете:
   Вот только перейду межу -
   И буду в струйном лепете.
  
   И шепчет он - не отогнать
   (И воля уничтожена):
   "Пойми: уменьем умирать
   Душа облагорожена...
   . . . . . . . . . . . . .
  
   [Ведет его (- как четко выражен характер данности, срв. терминологию Н. О. Лосского "мое" и "данное мне") часто являвшийся в метелях демон самоубийства. (Данное стихотворение можно сопоставить с "Демоном самоубийства" Брюсова.)
   Диавол - не только дух небытия, но и дух самоуничтожения. Не имея средств уничтожить себя до конца, дух тьмы требует от Бога себе уничтожения... "И будут гореть в огне гнева своего вечно, жаждать смерти и небытия. Но не получат смерти" {Достоевский ?. ?. Полн. собр. соч. Т. XIV. С. 293.} (Зосима в "Брат<ьях> Карамаз<овых>").
   Не получая уничтожения своей "ноуменальной личности", диавол свою тягу к небытию осуществляет тем, что обращает самоубийство на свою социальную веру, уничтожая в людях веру в свое существование, и толкает на самоубийство одержимых. Уныние - один из смертных грехов. Оно прямой путь к небытию. Существо, впавшее в уныние, обыкновенно стремится покончить с собой путем повешения (от Иуды до Есенина) и готово было бы ежедневно совершать над собой тот отвратительный акт, если бы могло надеяться прийти таким путем к полноте небытия. Отсюда - вожделенность смерти для Блока. Но не самоубийства тут - бесполезного, - он понимает, но самого страшного - смерти второй - абсолютного метафизического уничтожения. Вот о чем слова: "Крещением третьим будет смерть".
   Христиане - "в смерть Его (Иисуса Христа) крестихомся".
   Блок хочет "креститься в его смерть".
   Глубинная пародийность очевидна.]
   (Кое-что в этом примечании из статьи Лосского "О природе сатанинской" (по Достоевскому). "Сборник" под ред. Долинина50.)
  

ПРИМЕЧАНИЯ

  
   Впервые: Путь (Париж). 1931. No 26. С. 86-109. Печатается по изд.: Литературная учеба. 1990. No 6. С. 93-100 (в прямых скобках даны фрагменты, отсутствовавшие в первой публикации).
   Текст анонимного доклада был опубликован Н. А. Бердяевым в редактировавшемся им журнале за подписью "Петроградский священник" и в сопровождении статьи "В защиту Блока" (см. наст. изд.). Публикация была приурочена к десятой годовщине смерти поэта. Повторная публикация - в журнале "Вестник Российского Студенческого Христианского Движения" (1974. No 114) за подписью "Свящ. П.Флоренский", с подзаголовком "неопубликованная авторская запись доклада" и рядом вставок. В России впервые доклад был опубликован Е. В. Ивановой (по тексту "Вестника РСХД") в журнале "Литературная учеба" с послесловием "Флоренский подлинный или мнимый?", где приводились доказательства авторства П. А. Флоренского, а текст был отнесен к разряду "Dubia". Данная гипотеза была аргументированно оспорена в пользу авторства протоиерея Федора Константиновича Андреева (1887-1929), священника храма св. Сергия и храма Воскресения Христова ("Спаса на Крови") в Петрограде-Ленинграде, известного проповедника, авторитета в вопросах философии литургии, отличавшегося аскетизмом и подвижничеством, духовно близкого к о. П. Флоренскому. См.: Пайжан А. Творчество Александра Блока в оценке русских религиозных мыслителей 20-х - 30-х годов // Блоковский сборник. Вып. XII. Тарту, 1993. С. 54-70; Фатеев В. А. П. Флоренский или Ф. Андреев? Еще раз об авторстве доклада о Блоке//Труды Гос. музея истории Санкт-Петербурга. СПб., 1999. Вып. IV. С. 269-287.
  
   Эпиграф - из стихотворения Блока "Как свершилось, как случилось?.." (1912).
   1 Вечер памяти Блока в Большом драматическом театре в Ленинграде состоялся 15 ноября 1926 г. и был приурочен ко дню его рождения (28 ноября). На нем выступили Е. И. Замятин, представлявший Всероссийский союз писателей вместо заболевшего Ф. Сологуба (см. его речь в сообщении Е. Ю. Литвин // Лит. наследство. Т. 2. Кн. 5. С. 584-588), П.Н.Медведев, А. И. Пиотровский, ?. ?. Монахов, была представлена концертная программа. См. подробное описание вечера в заметке Д. Толмачева (Жизнь искусства. 1926. No 47. С. 16; полностью приведена в указ. сообщении Е. Ю. Литвин, с. 586).
   2 третьего не дано (лат.).
   3 не дано и второго (лат.).
   4 через родовое сходство и видовое отличие (лат.).
   5 Слова Смердякова из романа "Братья Карамазовы" (Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1972-1990. Т. 14. С. 115).
   6 Из стихотворения "За гробом" ("Божья матерь Утоли мои печали...", 1908).
   7 Имеется в виду поэма Соловьева "Три свидания" (1898).
   8 Тропарь Богородице святителя Космы Майумского (VIII в.): "Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без нетления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем".
   9 Преподобным Сергею Радонежскому и Серафиму Саровскому не раз являлась Божья Матерь, что описано в их житиях.
   10 См. об этом: Соловьев С. Воспоминания об Александре Блоке // Письма Александра Блока. Л., 1925. С. 12, 99.
   11 Неточная цитата из стихотворения Пушкина "Жил на свете рыцарь бедный...", где данная строфа представляет речь духа лукавого: "Он-де Богу не молился, / Он не ведал-де поста, / Не путем-де волочился / Он за матушкой Христа...".
   12 Канон, состоящий из девяти песен, соответствующих по содержанию определенному празднику, читается на утрени - второй части всенощного богослужения. Перед 9-й песнью диакон возглашает перед иконой Богородицы: "Богородицу и Матерь Света песньми величии" (см.: Всенощное бдение. Литургия. Изд. Московской Патриархии, 1982. С. 71).
   13 Чтение полиелейных гимнов - самая торжественная часть утрени. Полиелей начинается чтением псалмов 134 ("Хвалите имя господне...") и 135 ("Славьте Господа, ибо Он благ...). Пародийным по отношению к ним можно считать стихотворение М. Ю. Лермонтова "Благодарность" (1840).
   14 Суточный богослужебный круг (вечерня, утреня, полнощница и четыре службы часов, после которых начинается литургия) символизирует шесть дней творения (шестоднев).
   15 Согласно Библии, на четвертый день творения Бог создал небесные светила (Бытие 1: 14-16).
   16 "Ante Lucem" (перед светом - лат.) - заглавие первого отдела, предшествующего отделу "Стихи о Прекрасной Даме", в "первом томе" лирической трилогии Блока.
   17 См. примеч. 12.
   18 Имеется в виду поэма "Три свидания", в которой повествуется о видениях Вечной женственности, трижды являвшейся лирическому герою.
   19 Опечатка, правильно: отделение.
   20 Учение о Софии, которое развивали русские философы-"софиологи" (Вл. С. Соловьев, Е. Н. Трубецкой, П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков, Л. П. Карсавин), было осуждено Православной Церковью и догматическим богословием как еретическое. Против основных софиологических трудов О.С.Булгакова "Свет невечерний", "Ипостась и ипостасность", "Агнец Божий" были направлены выступления архиепископа Серафима Соболева "Новое учение о Софии Премудрости Божией" и "Спор о Софии" В. Н. Лосского.
   21 Паремия (греч.) - притча; в православном богослужении - чтение отрывков из Ветхого Завета, в которых дано пророчество или символическое указание на событие, которому посвящен праздник. В Рождество Богородицы читается "Премудрость созда Себе дом..." (Минея, сентябрь, 8 день. М., 1978. С. 216).
   22 Ср.: "В кабаках, в переулках, в извивах, /В электрическом сне наяву / Я искал бесконечно красивых / И бессмертно влюбленных в молву <...> / Ждал я Светлого Ангела к нам, / Чтобы здесь, в ликованьи тротуара, / Он одну приобщил небесам...".
   23 Из стихотворения "Сны раздумий небывалых..." (1902).
   24 Из стихотворения "Странных и новых ищу на страницах..." (1902).
   25 Имеется в виду стихотворение "Незнакомка" (1906).
   26 Этот блоковский мотив воспринимался как "хлыстовский" многими современниками (Андреем Белым, С. Соловьевым, Мережковским, Е. Ивановым). См.: Грякалова Н.Ю. "Ты в поля отошла без возврата...". А. Блок в период "антитезы" // Блок А. Собр. соч.: В 12 т. / Под ред. С. С. Лесневского. М.: Автограф, 1995. Т. 2. С. 245-248.
   27 В поэме Пушкина "Гавриилиада" (1821, опубл.: 1861, Лондон; в России: 1908, с купюрами) пародийно обыгрывались сюжеты Священного Писания в духе французской гривуазной поэзии (Э. Парни, Вольтер и др.). В 1918 г. в московском издательстве "Альциона" вышло отдельное издание "Гавриилиады" со вступительной статьей В. Брюсова, что вызвало резкое неодобрение в среде православной интеллигенции. Например, бывший секретарь Религиозно-философских собраний С. П. Каблуков в письме к Вяч. Иванову возмущался этим событием, называя его в ряду "Двенадцати" Блока, статей Иванова-Разумника, "Апокалипсиса нашего времени" Розанова: "А в первопрестольной Москве кто-то легально издал "Гавриилиаду" для всеобщего чтения. Уже воцарилась "мерзость запустения на месте святее"" (Лит. наследство. Т. 92. Кн. 3. С. 478). Ср. также: Томашевский Б. В. Первые плоды свободы печати // Почтово-телеграфный журнал. 1918. No 5-8. С. 250-254.
   28 См. об этом: Магомедова Д. М. Блок и Волошин. (Две интерпретации мифа о бесовстве) // Блоковский сборник. Вып. XI. Тарту, 1990. С. 39- 49.
   29 В именах персонажей поэмы автор усматривает пародию на апостолов Петра, который был в числе первых учеников Христа, поэтому назван Первоверховным, Андрея Первозванного и Иоанна, любимого ученика Христа (Ин. 13: 23).
   30 следовательно (лат.).
   31 Излагаются близко к тексту основные положения работы П. А. Флоренского "Иконостас".
   32 Слова из чина оглашения, центрального в обряде крещения.
   33 "Греши, пока тебя волнуют..." (1915).
   34 В "Двенадцати" дано написание имени Иисуса согласно старообрядческой традиции (Исус).
   35 Антоний Великий, преподобный (251-356) - один из отцов Церкви, основатель пустынножительства, автор монашеских наставлений, вошедших, в частности, в 1-й том "Добротолюбия". Согласно мемуарным записям Белого ("К материалам о Блоке"), "в первом томе "Добротолюбия" рукой А. А. подчеркнуто из Антония Великого I: 1) "Какая выгода приобретать то, чего не возьмем с собою" (3). 2) "По причине страстей..., мы не можем уже познать красоту и требования нашей духовной природы" (35). 3) "Знайте, что Дух ничем не погашается, как суетными беседами" (41). 4) "Душа, если не воспримет душевной сладости, расти не может" (52). II) 5) "Свободу и блаженство души составляют настоящая чистота и презренье привременности" (II, 18). "Почитают несчастьем потерю денег или детей или рабов, или другого имущества, да ведают, что должно быть довольными тем, что подает Бог" (II, 36)" (Лит. наследство. Т. 92. Кн. 3. С. 811). См. примеч. 37.
   36 См.: Чуковский К. Александр Блок как человек и поэт. Пг., 1924. С. 27-28.
   37 Приводим 3-ю строфу стихотворения "К Музе": "И когда ты смеешься над верой, / Над тобой загорается вдруг / Тот неяркий, пурпурово-серый / И когда-то мной виденный круг". Блок был знаком с "Добротолюбием", сборником духовных наставлений и поучений Отцов Церкви, первый том которого в издании 1905 г. был им приобретен и прочитан с проекцией на личный духовный опыт, о чем свидетельствуют пометы на книге, письма (например, к матери от 16 июня 1916 г.), запись от 14 июня 1916 г.: "Может быть, "Добротолюбие" и есть великая находка" (ЗК, 306), а также записи Белого (см. примеч. 35). Подробнее см.: Ильюнина Л. А. Круг чтения А. Блока 1910-х гг. (Блок и "Добротолюбие") // Христианство и русская культура. Сб. 2. СПб., 1996. С. 334-343.
   38 "Обнажение приема" - термин формальной школы, широко употреблялся в эстетике и критике 1920-х гг.
   39 Во время проскомидии (первая часть литургии) совершается обряд символического претворения хлеба и вина в тело и кровь Христову. Священник при этом возглашает: "А еже в чаше сей, честную кровь Христа Твоего", дьякон произносит: "Аминь".
   40 Дефект текста. "Ты знаешь ли, какая малость..." - начало 5-й строфы стихотворения Блока "Демон", цитируемого в тексте. Далее - неточная цитата из поэмы Лермонтова "Демон".
   41 С. Соловьев первый сравнил данное стихотворение Блока с пушкинской "Гавриилиадой". См.: Блок в воспоминаниях, 1. С. 126.
   42 Несторианская ересь, в которой разделяется Божественная и человеческая природа Христа и тем самым разрушается Его Богочеловеческая природа, была осуждена на Ефесском соборе в 431 г.
   43 Из тропаря на праздник Благовещения.
   44 Слова молитвы из литургии Василия Великого.
   45 Стихотворение "Благовещение" Блок счел необходимым сопроводить примечанием, где, отмечая, что стихи были внушены картинами художника раннего Возрождения Джианникола Манни, автора фресок в Collegio del Cambio в Перудже, высказал одновременно и свою точку зрения на свободу художника при обращении к религиозным сюжетам: "Под его "Благовещением" и другими новозаветными фресками подписано ite procul moneo, sacer est locus, ite profani <предупреждаю: подите прочь, непосвященные, это место свято (лат.). - Ред>. Как бы оградившись этим заклинанием с оттенком личного (moneo) от непосвященного и склонного заподозрить кощунство зрителя, художник позволяет себе с интимностью (вечной спутницей демонизма) изображать бытовые сцены: моют новорожденного Иоанна Крестителя; Елизавета прибегает с кумовскими ужимками сообщить Марии важную новость; тут же - история Саломеи; и наконец - темноликий вестник в красной одежде дерзким любовным приветствием заставляет красавицу оторваться от книги. - Демоны художников диктуют - "Леду и Лебедя" тому, кто замыслил "Annunziazione", и "Гавриилиаду" - автору стихотворения "Средь множества картин"" (ПСС-20. Т. 3. С. 198).
   46 Стихотворение Н.Клюева "Полуденный бес, как тюлень..." (между 1916 и 1918) из сборника "Песнослов", кн. 2 (1919) цитируется неверно: в обратном порядке даны строки 1 и 2, в стихе 8 нужно читать: "ляги".
   47 Мф. 26: 65; Мр. 14: 63-64.
   48 Из стихотворения Ф.И.Тютчева "И чувства нет в твоих очах..." (1836).
   49 Имеется в виду римский император Юлиан (361-363), прозванный Отступником за отказ от принятой им христианской веры.
   50 Лосский Н. О. О природе сатанинской (По Достоевскому) // Достоевский. Статьи и материалы / Под ред. А. Долинина. Пг., 1922. С. 65-92.
  

Другие авторы
  • Лукомский Александр Сергеевич
  • Буланже Павел Александрович
  • Стопановский Михаил Михайлович
  • Берви-Флеровский Василий Васильевич
  • Скворцов Иван Васильевич
  • Ватсон Мария Валентиновна
  • Квитка-Основьяненко Григорий Федорович
  • Лажечников Иван Иванович
  • Ковалевский Максим Максимович
  • Федоров Николай Федорович
  • Другие произведения
  • Сулержицкий Леопольд Антонович - Дневник матроса
  • Бобров Семен Сергеевич - Стихотворения
  • Навроцкий Александр Александрович - Патриарх Гермоген
  • Гарин-Михайловский Николай Георгиевич - Эскиз
  • Гмырев Алексей Михайлович - Гмырев А. М.: Биобиблиографическая справка
  • Холодковский Николай Александрович - Холодковский Н. А.: Биографическая справка
  • Воровский Вацлав Вацлавович - В кривом зеркале
  • Глинка Сергей Николаевич - Оссиан и внук его
  • Потапенко Игнатий Николаевич - Студент в рясе
  • Наседкин Василий Федорович - Н. В. Есенина (Наседкина). Мой отец
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
    Просмотров: 297 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа