iv align="justify"> Оригинал здесь - http://www.hrono.info/biograf/borisov.html
Борисов Петр Иванович (1800-1854) - декабрист: с 1823 г. состоял в "Обществе соединенных славян"; на 14 декабря 1925 г. был подпоручиком. По приговору суда лишен чинов и дворянства, отбывал наказание в Сибири - вечная каторга; с июля 1839 г. на поселении.
БОРИСОВ 2-й Петр Иванович (1800 - 30.9.1854). Подпоручик 8 артиллерийской бригады (брат А.И. Борисова).
Из дворян Слободско-Украинской губернии. Воспитывался и служил одинаково с братом, но в отставку не вышел, подпоручик - 10.6.1825.
Один из основателей Общества соединенных славян.
Приказ об аресте - 9.1.1826, арестован Ап. В. Веденяпиным в 8 артиллерийской бригаде и 21.1.1826 доставлен из Житомира в Петербург подпоручиком 17 егерского полка Шефлером на главную гауптвахту, в тот же день переведен в Петропавловскую крепость ("присылаемого Борисова 2-го содержать строго и хорошо") в 20 Кронверкской куртины, закован в ручные железа - 15.2.1826, раскован - 30.4.1826.
Осужден по I разряду и по конфирмации 10.7.1826 приговорен в каторжную работу вечно (приметы: рост 2 аршина 6 1/2 вершков, "лицом бел, глаза карие, немного ряб, волосы на голове и бороде имеет темнорусые, на левом глазу небольшое бельмо, на левой руке имеет наколотые порохом литеры М.В., означающие имя бывшей невесты его девицы Мальвины Бродовичевой, также стрелку, якорь и косу, сухощав"). Его дальнейшая судьба полностью совпадает с судьбой брата. Скоропостижно умер в д. Малая Разводная. Был похоронен в д. Б. Разводная, могила не сохранилась. Художник-акварелист.
ВД, V, 7-75; ГАРФ, ф. 109, 1 эксп., 1826 г., д. 61, ч. 12, 28.
Использованы материалы с сайта Анны Самаль "Виртуальная энциклопедия декабристов" - http://decemb.hobby.ru/
Борисов Петр Иванович (1800-1854, д. Малая Разводная Иркутской губ.) - декабрист. Сын отставного майора, дворянин без имения. Борисов и его старшего брата Андрея отец сам учил языку; географии, истории, математике и астрономии. Борисов вспоминал: "Мой родитель не старался влить в меня чрезмерной набожности, он часто говорил мне, что Богу приятнее всех жертвоприношений видеть человека честным и делающим добро". Изучение истории греков и римляне детства вселило в него "любовь к вольности и народодержавию". Борисов с братом поступили юнкерами в артиллерийскую бригаду и с трудом переносили военные порядки. Особенно тяжелое впечатление произвело на Борисова телесное наказание нижних чинов. Братья Борисовы стали основателями "Общества соединенных славян", где главную роль играл Борисов и целью которого было "уничтожение существующей власти и введение народного образа правления". В "Катехизисе", составленном Борисовым, были сформулированы нравственные правила участников: "Не надейся ни на кого, кроме твоих друзей и своего оружия. Друзья тебе помогут, оружие тебя защитит; Не желай иметь раба, когда сам рабом быть не хочешь" и т.д.
Соединившись с Южным обществом декабристов, Борисов с братом согласились войти в число цареубийц. Восстание в Петербурге и выступление Черниговского полка в 1825 застали Борисова врасплох. Братья вели агитацию среди солдат и офицеров, попытались принять непосредственное участие в военных действиях, но безуспешно. Борисов и его брат мужественно вели себя на следствии. Они были осуждены на вечную каторгу, сокращенную до 20, а затем до 13 лет. В 1839 были отправлены на поселение. Борисов давал уроки, занимался переплетным делом, был художником-акварелистом. Скончался скоропостижно с кистью в руке. Его душевнобольной брат после этого покончил с собой.
Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.
На этом же дворе у ворот стояла еще небольшая крестьянская изба с окнами, выходившими на деревенскую улицу, и в ней помещались декабристы - два брата Борисовы; отец прошел с нами и к ним. Старший брат, Петр Иванович, был необыкновенно кроткое и скромное существо; он был невысокого роста, очень худощав; я до сих пор не могу позабыть его больших вдумчивых глаз, искрившихся безграничной добротой и прямодушием, его нежной, привлекательной улыбки и тихой его речи. Он представлялся совершенною противоположностью только что оставленному нами А. 3. Муравьеву: насколько последний был шумен, неудержимо весел и экспансивен, настолько первый казался тих, даже застенчив в разговоре и во всех своих движениях, и какая-то сосредоточенная, глубоко засевшая на душе грусть лежала на всем его существе. О П. И. Борисове мне придется говорить еще не раз, так как он вскоре сделался также нашим наставником. Жил он вместе со своим братом Андреем Ивановичем у которого развилась в ссылке психическая болезнь, что-то вроде меланхолии; он чуждался всякого постороннего человека, тотчас же убегал в другую комнату, если кто-нибудь заходил в их избушку, и Петр Иванович был единственным живым существом, которое он допускал до себя и с которым свободно мог разговаривать - и взаимная привязанность этих братьев между собой была самая трогательная. Из России они ни от кого помощи не получали и жили скудно на пособие от товарищей-декабристов; кроме того, П. И. зарабатывал ничтожные крохи рисованием животных, птиц и насекомых и был в этом искусстве, не находившем в то время почти никакого спроса в России, тонким мастером. А. И. тоже не оставался без дела: он научился переплетному ремеслу и имел небольшой заработок.
Белоголовый Н.А. Из воспоминаний сибиряка о декабристах. В кн.: Русские мемуары. Избранные страницы. М., 1990.
Литература:
Нечкина М.В. Общество Соединенных Славян. М.-Л., 1927.
Оригинал здесь - http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/12526/%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2
Борисов, Петр Иванович (1800 - 30.09.1854) - один из основателей и рук. декабристского Об-ва соединенных славян, автор проекта всеславянской федерации. Род. в дер. Малая Разводная Слободско-Украинской губ. Начальное образование получил дома под руководством отца. Имел "склонности к натуральной истории, философии и морали", увлекался чтением "греч. и римской истории и жизнеописаниями великих людей Плутарха и Корнелия Непота". Самостоятельно овладел франц. и польским языками, началами филос. Просвещения, Вольтера, Гельвеция, Гольбаха и др. писателей, особенно соч. Ж.-Ж.Руссо "Об Общественном договоре, или Принципы политического права". С детства испытывал "любовь к вольности и народодержавию", но избрал карьеру военного; подпоручик 8-й артиллерийской бригады. Был арестован и привлечен к суду по "Делу о тайных злоумышленных обществах", отнесен к гос. преступникам первого разряда, осужденным к "смертной казни отсечением головы". Высочайшим указом Б. дарована жизнь; он был лишен чинов и дворянства и приговорен к вечной каторге в Сибири, где и скончался в 1854 г. от разрыва сердца. Либеральные убеждения и "желание быть полезным человечеству" побудили юнкера Б. к созданию в 1818 "Общества первого согласия" - организации, руководствовавшейся правилами "Пифагоровых братств" времен Великой франц. революции конца XVIII в., боровшихся против тирании, за всеобщее равенство и нравств. самоусовершенствование. Позже, назвав себя "Друзьями Природы", они обратились к Платону и вдохновились его утопией идеального гос-ва. Юношеские мечты о справедливом об-ве подвигли Б. к созданию в 1823 тайного полит. Общества соединенных славян на основах конституционализма и панславизма, к-рое он и возглавил. Общество объединилось позднее с Южным об-вом декабристов, составив отдельную управу, приняв его программу. По-видимому, цели и назначение Общества определял проект Б. объединения славянских и нек-рых соседних народов в федерацию демокр. республик. Б. предполагал освобождение всех славянских племен от самовластия; уничтожение нац. ненависти, существующей между нек-рыми из них; создание республиканской федерации "восьми славянских колен": России, Польши, Моравии, Далмации, Кроации, Венгрии с Трансильванией, Сербии, Молдавии с Валахией; точное определение границ каждого гос-ва; введение в них формы демокр. представительного правления; постройку в центре Союза города-столицы, где сосредоточилось бы гл. управление федерации; составление Конгресса (собрания представителей от всех республик) - органа Верховной власти, для управления делами Союза и для изменения, в случае необходимости, общих коренных законов (Конституции); предоставление каждому гос-ву возможности заняться внутр. устройством и быть независимым в составлении частных своих узаконений. Каждый народ должен был иметь свою конституцию, основанную на демокр. принципах, с учетом нац. особенностей. Б. руководствовался максимой: "Общее благо есть верховный закон". Основу благоденствия союзных народов должны были составить "три основания": промышленность, отвращающая бедность и нищету; нравственность, исправляющая дурные наклонности, смягчающая страсти и внушающая человеколюбие; просвещение - "вернейший сподвижник противу зол, присущих невежеству".
Соч.: Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. В Зт. Л.,
1951. Т.2-3.
А.В.Пролубников