Главная » Книги

Боткин Василий Петрович - Боткин В. П.: Биографическая справка

Боткин Василий Петрович - Боткин В. П.: Биографическая справка


iv align="justify">  Оригинал здесь - http://www.rulex.ru/01020659.htm
  
  Боткин, Василий Петрович, - известный писатель (1810 - 1869), брат знаменитого клинициста. Систематически учился только в московском пансионе Кряжева, с обычной скудной программой пансионов того времени; оттуда был взят отцом и посажен приказчиком в амбар. Одаренный и любознательный от природы, он стал употреблять для занятий свободное от работы время, с увлечением отдаваясь литературе. Из пансиона он вынес знание новейших языков, что способствовало его раннему знакомству с Шиллером, Шекспиром и всеми новинками немецкой, французской и английской литературы. По позднейшему его признанию, он в это время находился под влиянием сен-симонизма. В 1835 г. Боткин посетил Францию и Италию, где, по его словам, "впервые почувствовал искусство". Введенный Белинским в кружок Станкевича , Боткин сделался одним из постоянных его членов, отражая на себе все его увлечения, интересы и переживания. Будучи, по определению одного из своих друзей "подсолнечником, поворачивающим свою голову ко всякому светилу", Боткин близко сошелся с Герценом , Грановским и Белинским, оказав на последнего, как видно из его писем к Боткину, громадное влияние. Образованный, начитанный и чуткий Боткин знакомил Белинского с западноевропейской философией и искусством и дружеским участием согревал его талант. Боткин принимал активное участие в "Отечественных Записках", где поместил ряд статей об искусстве и произведениях иностранной литературы, а позднее - в "Современнике", в котором печатал свои "Письма об Испании". Эти письма привлекли всеобщее внимание и вышли в 1857 г. отдельным изданием. В своих первых статьях Боткин был ярым поклонником Гегеля, но в дальнейшем от влияния его отчасти освободился, признав, что "Гегель - человек гениальный, но его надобно читать с критическим взглядом, а мы, да и все его последователи, изучали его как нового мессию, и кланялись ему, как буряты своим фетишам". Боткин приходит к заключению, что "понятия, идеи совершенно обусловливаются общественностью, в которую поставлен человек, а идеи, развиваемые одними книгами, не повторяемые беспрестанно процессом общественным, быстро улетучиваются в отвлеченности, да, кроме того, принимают еще колорит и комбинации той общественности, куда попадают эти идеи..." "Но я вру, - продолжает Боткин, - Тогда как в Англии и Франции литература есть зеркало нравов, у нас она - наставница. Вот почему вся сила ее заключается в идеологии. Двигают массами не идеи, а интересы, но просвещают их идеи". Типичный представитель 1840-х годов, Боткин отдал дань и разъедающей рефлексии, которая составляла болезнь того века и сыграла видную роль в жизни Станкевича и других людей 1840-х годов. Эта рефлексия ярко сказалась в неудачной женитьбе Боткина на француженке с Кузнецкого моста. Этот эпизод художественно описан Герценом в очерке "Базиль и Арманс" ("Былое и Думы", т. II). Герцен так характеризует Боткина: "Резонер в музыке и философ в живописи, он был одним из самых полных представителей ультра-гегельянцев. Он всю жизнь носился в эстетическом небе, философских и критических подробностях. На жизнь он смотрел так, как Ретшер на Шекспира, возводя все в жизни к философскому значению, делая скучным все живое, пережеванным все свежее, словом не оставляя в своей непосредственности ни одного движения души". Со смертью Белинского Боткин как-то стушевался, и литературная деятельность его поблекла. "Приставьте, - объясняет это явление профессор С.А. Венгеров, - к скромному источнику света большой блестящий рефлектор, и оба вместе они будут бросать яркий свет на далекое расстояние. Умер Белинский, и Боткин исчезает из истории русской литературы". В 1860-х годах Боткин только брюзжит, высказывает недовольство недостаточной строгостью цензоров. Умер Боткин в 1869 г., завещав 70 тысяч руб. на научные и художественные учреждения. Собрание сочинений его вышло в трех томах в 1890-1893 годах. Незадолго до смерти Боткин предпринял собрание материалов для обширной истории искусств, но выполнить этой работы не успел. - Литературу о Боткине см. в "Источниках Словаря русских писателей" С.А. Венгерова. О. Ларин.
  
  Оригинал здесь - http://www.hronos.km.ru/biograf/bio_b/botkin_vp.html
  
  Боткин, Василий Петрович (1810-1869) - писатель, сотрудник "Отечественных Записок", где он помещал статьи об искусстве и произведениях иностранной литературы, и "Современника", где были напечатаны его "Письма об Испании". Друг Герцена и Белинского, Боткин был одним из типичных представителей людей 40-х годов. Его миросозерцание сложилось под сильным влиянием Гегеля и Сен-Симона.
  
  Боткин, Василий Петрович [27.XII.1811 (8.I.1812), Москва, - 10(22).X.1869, Петербург] - русский писатель, критик, переводчик. Родился в купеческой семье. Первоначальное образование получил в частном Московском пансионе Кряжева. Одаренный дилетант, увлекавшийся искусством и философией, Б. в 30-е годы был участником передовых кружков Н.С.Селивановского и Н.В.Станкевича, где сблизился с В.Г.Белинским; обширная переписка Б. с Белинским представляет исключительный общественный интерес. В 1835 году Б. совершил поездку во Францию, где встречался с В.Гюго. В начале 40-х годов был близок к А.И.Герцену и Н.П.Огареву. Начал печататься в 1833 году. Выступал как переводчик и автор статей по вопросам философии, литературы, живописи, музыки и театра в периодических изданиях 30-40-х годов. В 1843 году Б. опубликовал в "Отечественных записках" обзор германской литературы за 1842 год, содержавший выписки из брошюры Ф.Энгельса "Шеллинг и откровение. Критика новейшего покушения реакции на свободную философию". В 1847-1848 годах в "Современнике" печаталось наиболее значительное произведение Б. - "Письма из Испании" (отдельное издание 1857), в которых, по словам Н.Г.Чернышевского, автор представил "...живую и полную картину страны, им описываемой" (Полн. собр. соч., т. 4, 1948, с. 224). Б. - также автор цикла статей о Шекспире. Мировоззрение Б., сложившееся под влиянием различных политических и философских направлений, носило эклектический характер. По некоторым вопросам эстетической и общественной мысли Б. высказывался в демократическом духе. Вслед за Белинским и под его влиянием он отстаивал "гоголевское направление" в литературе; позднее с большим участием (по его словам) следил за печатавшимися в "Современнике" "Очерками гоголевского периода..." Чернышевского (1855-1856), в диссертации которого "Эстетические отношения искусства к действительности" Б. находил "очень много умного и дельного". В конце 50-х годов Б., как типичный либерал-западник, чуждый социалистическим и революционным идеям, резко разошелся с революционными демократами. Его программная статья о стихах А.А.Фета (1857) была направлена против передовых литературных течений в защиту "чистого искусства". В статьях о музыке Б. обращал внимание на "эстетическое значение" музыкального произведения, призывал говорить не ободной только форме, но и о содержании. Б. был пропагандистом преимущественно западноевропейской музыки - Л.Бетховена, Ф.Шопена, Ф.Листа.
  
  Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Государственное научное издательство "Советская энциклопедия", т.1, М., 1962.
  
  Сочинения:
  
  Сочинения, т. 1-3, СПб, 1890-1893; Переписка: [Письма Б. к П.В.Анненкову], в книге: П.В.Анненков и его друзья, СПб, 1892; [Письма Б. к А.А.Краевскому], в книге: Отчет императорской Публичной библиотеки за 1889 год, СПб, 1893; Письма П.В.Боткина. Сообщение Н.Измайлова, альманах "Литературная мысль", т. 2, П., 1923; [Переписка Л.Н.Толстого с Б.], в книге: Толстой. Памятники творчества и жизни, в. 4, М., 1923; [Переписка с И.И.Панаевым], в книге: Тургенев и круг "Современника". Неизданные материалы. 1847-1861. М.-Л., 1930; В.П.Боткин и И.С.Тургенев. Неизданная переписка. 1851-1869, М.-Л., 1930; Письма к А.В.Дружинину (1850-1863), в книге: Летописи литературного музея, кн. 9, М., 1948.
  
  Литература:
   Анненков П.В., Литературные воспоминания, СПб, 1909; Белинский В.Г., [Письма к П.В.Боткину], Полн. собр. соч., т. 9-12, М., 1956; Герцен А.И., Собр. соч. в 30 томах, т. 2, М., 1954, т. 9, М., 1956, т.11, М., 1957 (см. Указатель имен); Чернышевский Н.Г., Письма об Испании, Полн. собр. соч. в 15 томах, т. 4, М., 1948; История русской критики, т. 2, М.-Л.,1958; Фет А., Мои воспоминания, ч. 1-2, М., 1890; Ашевский С., Белинский в оценке его современников, СПб, 1911; Саккулин П.Н., Русская литература и социализм, ч. 1, 2 изд., М., 1924; Пруцков Н.И., В.П.Боткин и литературно-общественное движение 40-60-х годов XIX столетия, "Ученые записки Грозненского государственного педагогического института. Филологическая серия", 1947, в. 3 (No 3); Оксман Ю., Летопись жизни и творчества В.Г.Белинского, М., 1958; "Литературное наследство", т. 56, М., 1950; Алексеев М.П., "Письма об Испании" В.П.Боткина и русская поэзия, "Ученые записки ЛГУ. Серия филологических наук", 1948, в. 13 (No 90); Кремлев Ю., Русская мысль о музыке, Л., 1954.

Другие авторы
  • Навроцкий Александр Александрович
  • Вентцель Николай Николаевич
  • Башкин Василий Васильевич
  • Буланже Павел Александрович
  • Серебрянский Андрей Порфирьевич
  • Энгельгардт Борис Михайлович
  • Брусилов Николай Петрович
  • Хвощинская Софья Дмитриевна
  • Сатин Николай Михайлович
  • Кавана Джулия
  • Другие произведения
  • Вельтман Александр Фомич - Реляции о русско-турецкой войне 1828 года
  • Северин Н. - Из недавнего прошлого
  • Кельсиев Василий Иванович - В. И. Кельсиев: биографическая справка
  • Розанов Василий Васильевич - Еще о графе Л. Н. Толстом и его учении о несопротивлении злу
  • Шкулев Филипп Степанович - Шкулев Ф. С.: биобиблиографическая справка
  • Кони Анатолий Федорович - Нравственные начала в уголовном процессе
  • Хирьяков Александр Модестович - Японская башня
  • Гиппиус Зинаида Николаевна - Ради Машечки
  • Федоров Николай Федорович - Практическая философия Лотце, или наука о ценности бытия
  • Лунц Лев Натанович - Исходящая No 37
  • Категория: Книги | Добавил: Ash (11.11.2012)
    Просмотров: 606 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа