Главная » Книги

Брюсов Валерий Яковлевич - А. Белецкий. Первый исторический роман В. Я. Брюсова, Страница 3

Брюсов Валерий Яковлевич - А. Белецкий. Первый исторический роман В. Я. Брюсова


1 2 3

  Роман, таким образом, ведется в двух планах. О втором - современном - плане рассказал в своих воспоминаниях Андрей Белый: "...опрокидывая старый Кельн в быт Москвы, он (Брюсов) порою и сам утеривал грани меж жизнью и вымыслом" {Андрей Белый. Начало века. ГИЗ, 1933. С. 284.}. Белый дает и характеристику прототипа Ренаты - реально существовавшей, игравшей известную роль в литературной жизни Москвы начала XX века и только недавно умершей женщины. Рассказав о ней, он прибавляет: "Вспомните образ "ведьмы" Ренаты из романа "Огненный ангел"; там дан натуралистически написанный с нее портрет; он писался два года, в эпоху горестной путаницы между нею, Брюсовым и мною; обстание романа - быт старого Кельна, полный суеверий, быт исторический, скрупулезно изученный Брюсовым, - точно отчет о бредах Н **, точно диссертация, написанная на тему об ее нервном заболевании" {Там же. С. 279.}.
  Нам нет надобности рассматривать в мелочах автобиографическую подкладку "Огненного ангела". Это будет сделано впоследствии. Нам пока довольно и сказанного, чтобы подвести итоги.
  Роман, таким образом, не только знакомит нас с фактами культурной жизни, с воззрениями известной части немецкого общества XVI века, но представляет, до некоторой степени, "мемуары" Брюсова о его личной жизни и жизни группы, с которой он был связан в Москве девятисотых годов. Для нас это, следовательно, роман вдвойне "исторический". Если наличная сторона медали показывает нам образы дикого суеверия, грубого фанатизма, завязавшейся, но еще далеко не решенной борьбы двух мировоззрений, - обратная ее сторона мало утешительного скажет о внутренней жизни группы, готовой в то время считать себя сливками русской буржуазной интеллигенции.
  Ценно то, что автор - Брюсов - отнюдь не ощущает и не показывает своей полной спаянности с этой средой. Переводя заключительное покаяние Рупрехта с языка стилизации на язык исторического момента, когда создавался "Огненный ангел", в отречении Рупрехта от "темной области, где витают духи и демоны", мы можем увидеть отречение Брюсова от "идеалистической мистики" (термин принадлежит ему самому) модернистских кружков и его порыв к иному мировоззрению, к иному методу творчества - реалистическому.
  Пусть "Огненный ангел" - только опыт в области исторического романа, и опыт, как мы видели, удавшийся далеко не целиком. За ним последовал второй исторический роман, где многие из недочетов первого были преодолены. Это - "Алтарь победы".
  
  
  
  
   КОММЕНТАРИЙ
  
  Печатается по: Ученые записки Харьковского пед. ин-та. Харьков, 1940. Т. 3. С. 5-32.
  Белецкий Александр Иванович (1884-1961) - русский и украинский литературовед, академик, автор исследования "Легенда о Фаусте в связи с историей демонологии" (1911-1912), ряда статей о творчестве В. Брюсова, трудов по истории русской и украинской литературы. Приведенная статья представляет собою первое итоговое научное исследование в отечественном брюсоведении и своеобразно отражает методологический уровень советского литературоведения довоенного времени.

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
Просмотров: 235 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа