БУНИНА, Анна Петровна [7(18).1.1774, с. Урусове Ряжского у. Рязанской губ. - 4(16).XII.1829, с. Денисовка Рязанской губ. Раненбургского у. (ныне - Чаплыгинского района Липецкой обл.); похоронена в с. Урусове] - поэтесса, прозаик, переводчица. Из древнего дворянского рода, к которому принадлежали В. А. Жуковский и И. А. Бунин. Воспитывалась у родственников в деревне (мать умерла, когда Б. шел второй год). В 13 лет начала писать стихи. Первое опубликованное произведение - прозаический отрывок "Любовь" (журнал "Иппокрена, или Утехи любословия". - 1799.- Ч. IV).
До 27 лет Б. оставалась в деревне. Старший брат Василий Петрович часто возил се в Москву и ввел в круг своих знакомых и друзей литераторов. В эти поездки, когда она, по-видимому, временами оставалась на целую зиму в Москве, и в последующие годы Б., должно быть, встречалась с В. А. Жуковским, А. А. Шаховским, А. Ф. Воейковым, В. Л. Пушкиным, А. Ф. Мерзляковым. В 1801 г. умер отец. Б. получила наследство, давшее ей независимое положение. и переехала па жительство в Москву к сестре Марии Петровне, муж которой, Николай Петрович Семенов, был, писала В., "нежным" ее "отцом. действующею пружиною" ее "спасения". Он по ее просьбе в 1802 г. отвез ее в Петербург, и там, против воли родственников, осталась она одна, что по тем временам было весьма необычно. С большой настойчивостью и упорством занялась она изучением - с помощью учителей - иностранных языков: немецкого, французского и английского, а также отечественной словесности - П. И. Соколовым, будущим секретарем академии. Когда был потрачен на учителей весь капитал, она оказалась в безвыходном положении; помог брат Иван Петрович Бунин, моряк, возвратившийся из похода. Он познакомил ее с некоторыми петербургскими литераторами, и Б. вскоре завоевала себе видное положение в литературном мире столицы; переломилась вся ее жизнь. "Лира спасла меня от потопления",- начертала Б. на своей книге "Неопытная Муза" (Спб., 1809), уподобляя себя древнегреческому поэту Ариону (мотив пушкинского "Ариона"). Первым наставником ее в поэзии был племянник Борис Карлович Бланк, известный в то время поэт, и П. И. Шаликов.
В эти годы Б. занималась также теорией стиха, в 1808 г. издала свой перевод с французского "Правил поэзии" аббата Ш. Баттё "с присовокуплением российского стопосложения", философия искусства которого основывалась на учении Аристотеля о подражании природе; эстетические теории Баттё господствовали во Франции. а также в Германии до трудов И. И. Винкельмана, Г. Э. Лессинга, И. Г. Гердера, Ф. Шиллера и посредством сокращенного перевода Б. становились Широко известны в России. Затем Б. перевела четыре песни "Науки о стихотворстве" Н. Буало, напечатав русский текст вместе с подлинником; перевод оценен был критикой как точный и "исполненный красот" (Дамский журнал.- 1831.- No 9.- С. 132).
В 1809 г. был напечатан в Петербурге сборник стихов Б. "Неопытная Муза", имевший большой успех v публики и в критике, принесший ей известность. В 1811 г. было издано сочинение в прозе "Сельские вечера" (нередко в статьях о Б. и в библиографических справочниках неверно называемое сборником стихов); в 1812 г.- "Неопытная Муза", часть вторая. Первый из "Вечеров" печатался также отдельно под заглавием "Спасение Фив" (Спб., 1811). Ее книги быстро раскупались. За "Падение Фаэтона", повесть в трех песнях, написанную на сюжет "Метаморфоз" Овидия (книга 2, стихи 1 - 339) Б. была пожалована императрицей Елизаветой Алексеевной золотая лира, осыпанная бриллиантами. И. А. Крылов публично читал "Фаэтона" на торжественном собрании "Беседы", Г. Р. Державин признавался, что "усвоивал себе" эту повесть (Дамский журнал. - 1831.- No 9.- С. 134). "Неопытная Муза" в критике сравнивалась со стихами Сапфо, поэзией "страстной, пламенной, величественной". У обеих поэтесс, говорилось в одной из статей, "необыкновенный дар изображать состояние души своей" (Аглая.- 1809. Ч. VIII. Октябрь). Отмечалось также, что ее басни отличаются "непринужденною благородною шутливостью, стихи в них плавны и чистота языка соблюдена повсюду" (Цветник.- 1809.- Ч. III.- С. 104).
Б. называли русской Сапфо, Десятой Музой и Северной Коринной (по имени романтической героини романа Ж. де Сталь "Коринна, или Италия", поэтессы и артистки). В ее честь писали хвалебные стихи Державин, И. И. Дмитриев, А. С. Шишков, с которым она дружила, а также М. В. Милонов, Б. К. Бланк, В. С. Раевский, М. Н. Макаров, известные тогда писатели. К. Н. Батюшков находил, что в произведении "О Щастии" стихи - "прекрасны", а описание сельского жителя "прелестно. Стихи текут сами собой, картина в целом выдержана и краски живы и нежны" (Батюшков К. Н. Соч.- Спб., 1886.- Т. 3.- С. 135). О ней весьма благосклонно отзывались И. И. Греч в "Опыте краткой истории русской литературы" и Белинский в статье "Сочинения Зененды Р-вой.- Спб., 1843. Четыре части" (Полн. собр. соч.- М., 1955.- Т. VII.- С. 652). Н. М. Карамзин сказал: "Ни одна женщина не писала у нас так сильно" (Дамский журнал.- 1831.- No 9.- Февраль). В. К. Кюхельбекер дважды выступил с рецензиями на стихи Б. в журнале "Сын отечества". Он, как и другие критики, лучшими считал произведения: "Майская прогулка боля щей", "Упрек другу", "Весна", "Юному Поллуксу" о сыне Зевса, боге рассвета и сумерек, "На разлуку", "Отречение"; стихи "Прогулка", в этом, писал он, "прелестном произведении стесняют душу, исполняют ее жалости и содрогания и противу воли извлекают слезы"; "какая сильная, живая поэзия!" (Невский зритель. - 1820.- Ч. I.- Март.- С. 81).
13 марта 1811 г., в день открытия "Беседы любителей русского слова" в доме Державина в Петербурге, Б. была избрана почетным членом. Не почтила своим вниманием также Императорская Российская Академия: наградила денежным даром; и хотя она и не принадлежала к числу академических Почетных Членов, но отличные ее в стихотворстве дарования дали и ее портрету место между прочими" ("Труды Императорской Российской Академии".- Спб, 1840.- Ч. I.- С. 88) в зале собраний Академии, украшенном портретами Карамзина, Дмитриева, Н. И. Гнедича, Пушкина и др. Буниной оказывал покровительство А. С. Шишков. М. И. Кутузов просил у Александра I о назначении ей пенсии и этим,- писала Б. великому полководцу 17 февр. 1813 г.,- устроил судьбу ее "на целый век".
29 июля 1815 г. Б. отплыла из Кронштадта в Англию для лечения. За границей, сообщает писатель и историк Д. Л. Мордовцев, она "завязала знакомства с лучшими умами того времени" (Мордовцев Д. Л. Русские женщины нового времени.- Спб., 1874). Есть сведения, что Б. о своем путешествии оставила записки; это могли быть не записки, а письма к родным и друзьям, которые читались с большим интересом, они ходили по рукам. А. С. Шишков писал Б. 6 мая 1816 г.: "С удовольствием читаю ваши письма, не только к себе, но и к другим". Ее письма современники сравнивали с "Письмами русского путешественника" Карамзина. Б. возвратилась в Россию в 1817 г.; болезнь оказалась неизлечимой. Стихов больше она почти не писала; в 1817 г. опубликовала в "Сыне отечества" (No 37) перевод драмы в одном действии "Агарь в пустыне" Жанлис об испытании человеческого духа страданием - мотив, близкий самой Б., первые годы которой, по ее признанию, "были исполнены душевных, последние телесных скорбей и недугов".
В 1819-1821 гг. Императорская Российская Академия издала три тома "Собрания стихотворений Анны Буниной". Все ранее изданное для этого собрания было просмотрено автором и исправлено. Этим изданием подводился итог ее поэтическому творчеству.
Бунина воодушевлена была идеей, с такой силой выраженной Пушкиным в "Пророке", о великом назначении поэта, мудреца, в очах которого "небесный огнь горит", глагол певца, по словам Б., должен разить "злобное коварство", "суемудрие" и вещать истину людям - таким является ей в поэтическом видении Державин ("Сумерки"). Она пела в патриотических гимнах "подвиги мужей", погибших на поле Бородина. Ее восхищали защитники античной Фивской республики, боровшиеся с тиранией завоевателей-спартанцев ("Сельские вечера"); только человеколюбивое правление монархов,- писала Б.,- ведет "к бессмертию их имена", а не оковы и темницы. В стихотворении "Тем, которые предлагали мне петь псалмы", Б. говорит: "Народа счастие есть лучший гимн царям". Ее общественные взгляды формировались под влиянием просветительских идей Н. И. Новикова и Карамзина, с которыми она встречалась в "Беседе".
Стилю Б. присущи определенные особенности русского классицизма - некоторая тяжеловесность слога и риторичность, подражание античным поэтам (Сапфо, Овидию), прославление монарха, идея подчинения чувства разуму ("Сельские вечера", идиллия "Щастливый Меналк"). И Пушкин, отвергавший каноны предшествующей литературы, отзывается о Б. иронически ("Тень Фонвизина", 1815, и "Послание цензору", 1822). Но классицизм Буниной - от Державина, разрушителя классицистических жанров; к тому же на ее поэзии сказалось влияние Жуковского и Батюшкова, предшественников Пушкина, начавших писать в те же годы, что и она, внесших обновление в русскую поэзию своими гармоническими, эмоционально выразительными стихами. И в стихах Б.- нередко глубокое лирическое чувство, легкость, простота и точность речи, изящество формы; они часто написаны по конкретным житейским поводам, автобиографичны и субъективны.
В 1823 г. Б. поселилась у двоюродного племянника Дмитрия Максимовича Бунина в с. Денисовка. Последние шесть лет прошли в больших страданиях; не помогли ни лучшие врачи, ни кавказские минеральные воды. Но она находила в себе силы работать - трудилась над переводом "Нравственных и философских бесед" шотландского писателя и проповедника Г. Блера, которые были, по ее словам, признаны в Европе "изящным, классическим сочинением". Перевод издан в 1829 г. (17 бесед). Б. подарила Блера 14 мая 1829 г. внуку ее сестры Марии - П. П. Семенову-Тян-Шанскому, когда ему не было еще и двух лет, в будущем ставшему знаменитым путешественником и ученым географом; "крестнику Петрушеньке Семенову, в чаянии достославной возмужалости..." (Работница.- 1974.- No 12.- С. 24).
За два года до кончины, 4 декабря 1827 г., Б. писала Д. М. Бунину, что передает ему свое завещание, отрывки из которого опубликованы им в 1831 г. в "Дамском журнале" (No 2). Завещание и сопровождающее его письмо - волнующие человеческие документы, в которых выразилась натура глубокая, жившая высокими стремлениями; ее отличали, пишет о себе Б. в письме, "чрезмерная нежность сердца, пылкие страсти, мечтательное воображение и постоянство в избранных путях"; она всегда чтила "благое семя правоты и чести", которое насаждено было в ее сердце. Б. оставила, как сказано в письме, для П. Н. С. "тайные записки", несомненно - для племянника, сына ее сестры Марии Петровны, Петра Николаевича Семенова (1791-1832), писателя, известного своими пародиями и драматическими сочинениями, актера, героя войны 1812 г., отца П. П. Семенова-Тян-Шанского. Судьба их неизвестна. В Эрмитаже хранится портрет Б. работы А. Г. Варнека (фонд No 2815).
Соч.: Русские поэтессы, XIX в.- М., 1979.
Лит.: Xмырев М. Д. Русские писательницы... // Рассвет.- 1861.- Т. 12 - No 11; Мордовцев Д. А. П. Бунина {Российская Сапфо) // Русские женщины нового времени.- Спб., 1874; Чехов Ал. П. Замечательные русские женщины А. П. Бунина // Исторический вестник. - 1895.- Т. 62.- No 10; Семенов Тян-Шанский П. П. Мемуары.- Пг., 1917.- Т. 1; Бунин И. А. Семеновы и Бунины // Собр. соч.- М., 1967.- Т. 9. Семенова-Тян-Шанская В. Забытая Муза // Работница.- 1974.- No 12 (там же - цветной портрет Буниной).
Источник: "Русские писатели". Биобиблиографический словарь.
Том 1. А-Л. Под редакцией П. А. Николаева.
М., "Просещение", 1990
OCR Бычков М. Н.