любят вспоминать о нем. (Оставляем пока выражение: "прекрасное есть
существенное содержание искусства"; впоследствии мы подстановим вместо
термина "прекрасное" другой, которым содержание искусства определяется, по
нашему мнению, точнее и полнее.) Итак, первое значение искусства,
принадлежащее всем без изъятия произведениям его, - воспроизведение природы
и жизни. Отношение их к соответствующим сторонам и явлениям действительной
жизни таково же, как отношение гравюры к той картине, с которой она снята,
как отношение портрета к лицу, им изображаемому. Гравюра снимается с
картины не потому, чтобы картина была нехороша, а именно потому, что
картина очень хороша; так действительность воспроизводится искусством не
для сглаживания недостатков ее, не потому, что сама по себе
действительность не довольно хороша, а потому именно, что она хороша.
Гравюра не думает быть лучше картины, - она гораздо хуже ее в
художественном отношении; так и произведение искусства никогда не достигает
красоты или величия действительности; но картина одна, ею могут любоваться
только люди, пришедшие в галерею, которую она украшает; гравюра расходится
в сотнях экземпляров по всему свету, каждый может любоваться ею, когда ему
угодно, не выходя из своей комнаты, не вставая с своего дивана, не скидая
своего халата; так и предмет, прекрасный в действительности, доступен не
всякому и не всегда; воспроизведенный (слабо, грубо, бледно - это правда,
но все-таки воспроизведенный) искусством, он доступен всегда и всякому.
Портрет человека делается не для того, чтобы сгладить недостатки его лица
(что нам за дело до этих недостатков? они для нас незаметны или милы), но
для того, чтобы доставить нам возможность любоваться на это лицо даже и
тогда, когда оно на самом деле не перед нашими глазами; такова же цель и
значение произведений искусства вообще: они не поправляют действительность,
не украшают ее, а воспроизводят, служат ей суррогатом".
Автор признает, что теория воспроизведения, им предлагаемая, не есть
нечто новое: подобный взгляд на искусство господствовал в греческом мире;
но с тем вместе он утверждает, что его теория существенно различна от
псевдоклассической теории подражания природе, и доказывает это различие,
приводя критику псевдоклассических понятий из гегелевой эстетики: ни одно
из возражений Гегеля, совершенно справедливых относительно теории
подражания природе не прилагается к теории воспроизведения; потому и дух
этих двух воззрений, очевидно, существенно различен. В самом деле,
воспроизведение имеет целью помочь воображению, а не обманывать чувства,
как того хочет подражание, и не есть пустая забава, как подражание, а дело,
имеющее реальную цель.
Нет сомнения, что теория воспроизведения, если заслужит внимание,
возбудит сильные выходки со стороны приверженцев теории творчества. Будут
говорить, что она ведет к дагерротипичной копировке действительности,
против которой так часто вооружаются; предупреждая мысль о рабской
копировке, г. Чернышевский показывает, что и в искусстве человек не может
отказаться от своего - не говорим, права, это мало, - от своей обязанности
пользоваться всеми своими нравственными и умственными силами, в том числе и
воображением, если хочет даже не более, как верно скопировать предмет.
Вместо того чтобы восставать против "дагерротипного копирования", -
прибавляет он, - не лучше ли было бы говорить только, что и копировка, как
и всякое другое человеческое дело, требует понимания, требует способности
отличать существенные черты от неважных? "Мертвая копировка" - говорят
обыкновенно; но человек не может скопировать верно, если механизм его руки
не направляется живым смыслом: нельзя сделать даже верного facsimile, не
понимая значения копируемых букв.
Но словами: "искусство есть воспроизведение явлений природы и жизни",
определяется только способ, каким создаются произведения искусства;
остается еще вопрос о том, какие же явления воспроизводятся искусством;
определив формальное начало искусства, нужно, для полноты понятия,
определить и реальное начало или содержание искусства. Обыкновенно говорят,
что содержанием искусства служат только прекрасное и его соподчиненные
понятия - возвышенное и комическое. Автор находит такое понятие слишком
узким и утверждает, что область искусства - все интересное для человека в
жизни и природе. Доказательство этого положения мало развито и составляет
самую неудовлетворительную часть в изложении г. Чернышевского, который,
кажется, считал этот пункт слишком ясным и почти не нуждающимся в
доказательствах. Мы не оспариваем самого вывода, который принимается
автором, а недовольны только его изложением. Он должен был привести гораздо
более примеров, которые подтверждали бы его мысль, что "содержание
искусства не ограничивается тесными рамками прекрасного, возвышенного и
комического", - легко было найти тысячи фактов, доказывающих эту
справедливую мысль, и тем более виноват автор, что мало позаботился о том.
Но если очень многие произведения искусства имеют только один смысл -
воспроизведение интересных для человека явлений жизни, то очень многие
приобретают, кроме этого основного значения, другое, высшее - служить
объяснением воспроизводимых явлений; особенно должно сказать это о поэзии,
которая не в силах обнять всех подробностей, потому, по необходимости
выпуская из своих картин очень многие мелочи, тем самым сосредоточивает
наше внимание на немногих удержанных чертах, - если удержаны, как и
следует, черты существенные, то этим самым для неопытного глаза облегчается
обзор сущности предмета. В этом иные видят превосходство поэтических картин
перед действительностью, но выпущение всех несущественных подробностей и
передача одних главных черт - не особенное качество поэзии, а общее
свойство разумной речи: и в прозаическом рассказе бывает то же самое.
Наконец, если художник - человек мыслящий, то он не может не иметь
своего суждения о воспроизводимых явлениях, оно, волею или неволею, явно
или тайно, сознательно или бессознательно, отразится на произведении,
которое, таким образом, получает еще третье значение - приговора мысли о
воспроизводимых явлениях. Это значение чаще, нежели в других искусствах, мы
находим в поэзии.
Соединяя все сказанное, - заключает г. Чернышевский, - мы получим
следующее воззрение на искусство: существенное значение искусства -
воспроизведение всего, что интересно для человека в жизни; очень часто,
особенно в поэзии, выступает на первый план также объяснение жизни,
приговор о явлениях ее. Искусство относится к действительности совершенно
так же, как история; различие по содержанию только в том, что история
говорит о жизни общественной, искусство - о жизни индивидуальной, история -
о жизни человечества, искусство - о жизни человека (картины природы имеют
только значение обстановки для явлений человеческой жизни или намека,
предчувствия об этих явлениях. Что касается различия по форме, автор
определяет его так: история, как и всякая наука, заботится только о
ясности, понятности своих картин; искусство - о жизненной полноте
подробностей). Первая задача истории - передать прошедшее; вторая, -
исполняемая не всеми историками, - объяснить его, произнесть о нем
приговор; не заботясь о второй задаче, историк остается простым летописцем,
и его произведение только материал для истинного историка или чтение для
удовлетворения любопытства; исполняя вторую задачу, историк становится
мыслителем, и его творение приобретает научное достоинство. Совершенно то
же самое надобно сказать об искусстве. Ограничиваясь воспроизведением
явлений жизни, художник удовлетворяет нашему любопытству или дает пособие
нашим воспоминаниям о жизни. Но если он притом объясняет и судит
воспроизводимые явления, он становится мыслителем, и его произведение к
художественному своему достоинству присоединяет еще высшее значение -
значение научное. От общего определения содержания искусства натурален
переход к частным элементам, входящим в состав этого содержания, и мы здесь
изложим взгляды автора на прекрасное и возвышенное, в определении сущности
которых он не согласен с господствующею теориею, потому что она в этих
случаях перестала соответствовать настоящему развитию науки. Анализировать
эти понятия он должен был потому, что в обыкновенном их определении
находится непосредственный источник мысли о превосходстве искусства над
действительностью: они служат в господствующей теории связью между общими
идеалистическими началами и частными эстетическими мыслями. Автор должен
был очистить эти важные понятия от трансцендентальной примеси, чтобы
привесть их в согласие с духом своей теории.
Господствующая теория имеет две формулы для выражения своего понятия о
прекрасном: "прекрасное есть единство идеи и образа" и "прекрасное есть
полное проявление идеи в отдельном предмете"; автор находит, что последняя
формула говорит о существенном признаке не идеи прекрасного, а того, что
называется мастерским произведением искусства или всякой вообще
человеческой деятельности, а первая формула слишком широка: она говорит,
что прекрасные предметы те, которые лучше других в своем роде; но есть
многие роды предметов, не достигающие красоты. Потому он признает оба
господствующие выражения не совершенно удовлетворительными и принужден
искать более точного определения, которое, как ему кажется, находит в
формуле: "прекрасное есть жизнь; прекрасно то существо, в котором мы видим
жизнь такою, какова она должна быть по нашим понятиям; прекрасен тот
предмет, который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни".
Представим здесь существенную часть анализа, на котором опирается этот
вывод, - разбор принадлежностей человеческой красоты, как ее понимают
различные классы народа.
"Хорошая жизнь, жизнь, как она должна быть", у простого народа
состоит в том, чтобы сытно есть, жить в хорошей избе, спать вдоволь; но
вместе с этим у поселянина в понятии "жизнь" всегда заключается понятие о
работе: жить без работы нельзя, да и скучно было бы. Следствием жизни в
довольстве при большой работе, не доходящей, однако, до изнурения сил, у
сельской девушки будет чрезвычайно свежий цвет лица и румянец во всю щеку -
первое условие красоты по простонародным понятиям. Работая много, поэтому
будучи крепка сложением, сельская девушка при сытной пище будет довольно
плотна - это также необходимое условие сельской красоты: светская
"полувоздушная" красавица кажется поселянину решительно "невзрачною", даже
производит на него неприятное впечатление, потому что он привык считать
"худобу" следствием болезненности или "горькой доли". Но работа не дает
разжиреть: если сельская девушка толста, это род болезненности, знак
"рыхлого" сложения, и народ считает толстоту недостатком. У сельской
красавицы не может быть маленьких ручек и ножек, потому что она много
работает - об этих принадлежностях красоты и не упоминается в наших песнях.
Одним словом, в описаниях красавицы в народных песнях не найдется ни одного
признака красоты, который не был бы выражением цветущего здоровья и
равновесия сил в организме, всегдашнего следствия жизни в довольстве при
постоянной и нешуточной, но не чрезмерной работе. Совершенно другое дело
светская красавица: уже несколько поколений предки ее жили, не работая
руками; при бездейственном образе жизни крови льется в оконечности мало; с
каждым новым поколением мускулы рук и ног слабеют, кости делаются тоньше;
необходимым следствием всего этого должны быть маленькие ручки и ножки -
они признак такой жизни, которая одна и кажется жизнью для высших классов
общества, - жизни без физической работы; если у светской женщины большие
руки и ноги, это признак или того, что она дурно сложена, или того, что она
не из старинной хорошей фамилии. По этому же самому у светской красавицы
должны быть маленькие ушки. Мигрень, как известно, интересная болезнь - и
не без причины: от бездействия кровь остается вся в средних органах,
приливает к мозгу, нервная система и без того уже раздражительна от
всеобщего расслабления в организме, неизбежное следствие всего этого
-продолжительные головные боли и разного рода нервические расстройства; что
делать? и болезнь интересна, чуть не завидна, когда она следствие того
образа жизни, который нам нравится. Здоровье, правда, никогда не может
потерять своей цены в глазах человека, потому что и в довольстве, и в
роскоши плохо жить без здоровья, - вследствие того румянец на щеках и
цветущая здоровьем свежесть продолжают быть привлекательными и для светских
людей; но болезненность, слабость, вялость, томность также имеют в глазах
их достоинство [красоты], как скоро кажутся следствием роскошно
бездейственного образа жизни. Бледность, томность, болезненность имеют еще
другое значение для светских людей: если поселянин ищет отдыха,
спокойствия, то люди образованного общества, у которых материальной нужды и
физической усталости не бывает, но которым зато часто бывает скучно от
безделья и отсутствия материальных забот, ищут "сильных ощущений, волнений,
страстей", которыми придается цвет, разнообразие, увлекательность светской
жизни, без того монотонной и бесцветной. А от сильных ощущений, от пылких
страстей человек скоро изнашивается: как же не очароваться томностью,
бледностью красавицы, если томность и бледность ее служат признаком, что
она много жила?
Мила живая свежесть цвета,
Знак юных дней;
Но бледный цвет, тоски примета,
Еще милей.
Но если увлечение бледною, болезненною красотою - признак
искусственной испорченности вкуса, то всякий истинно образованный человек
чувствует, что истинная жизнь - жизнь ума и сердца. Она отпечатывается в
выражении лица, всего яснее в глазах - потому выражение лица, о котором так
мало говорится в народных песнях, получает огромное значение в понятиях о
красоте, господствующих между образованными людьми; и часто бывает, что
человек кажется нам прекрасен только потому, что у него прекрасные,
выразительные глаза... Взглянем на противоположную сторону предмета,
рассмотрим, отчего человек бывает некрасив. Причину некрасивости общей
фигуры человека всякий укажет в том, что человек, имеющий дурную фигуру, -
"дурно сложен". Уродливость - следствие болезни или пагубных случаев, от
которых особенно легко уродуется человек в первое время развития. Если
жизнь и ее проявление - красота, очень естественно, что болезнь и ее
следствия - безобразие. Но человек, дурно сложенный, - также урод, только в
меньшей степени, и причины "дурного сложения" те же самые, которые
производят уродливость, только слабее их. Горбатость - следствие несчастных
обстоятельств, при которых совершалось развитие человека; но сутуловатость
- та же горбатость, только в меньшей степени, и должна происходить от тех
же самых причин. Вообще, худо сложенный человек - до некоторой степени
искаженный человек: его фигура говорит нам не о жизни, не о счастливом
развитии, а о тяжелых сторонах развития, о неблагоприятных обстоятельствах.
От общего очерка фигуры переходим к лицу. Черты его бывают нехороши или
сами по себе, или по своему выражению. В лице не нравится нам "злое",
"неприятное" выражение, потому что злость - яд, отравляющий нашу жизнь. Но
гораздо чаще лицо "некрасиво" не по выражению, а по самым чертам; они
бывают некрасивы в том случае, когда лицевые кости дурно организованы,
когда хрящи и мускулы в своем развитии более или менее носят отпечаток
уродливости, т.е. когда первое развитие человека совершалось в
неблагоприятных обстоятельствах".
Господствующая теория признает, что красота в царстве природы - то,
что напоминает нам о человеке и его красоте; потому ясно, что если в
человеке красота есть жизнь, то и о красоте природы должно сказать то же
самое. Анализ, которым г. Чернышевский подтверждает свое понятие о
существенном значении прекрасного, мы упрекнем в том, что выражения,
употребляемые автором, могут ввести в недоумение, - инстинктивно или
сознательно человек замечает связь красоты с жизнью? Само собою разумеется,
что большею частью это бывает инстинктивно. Напрасно автор не позаботился
указать это важное обстоятельство.
Различие между принимаемым и отвергаемым у автора воззрениями на
прекрасное очень важно. Если прекрасное есть "полное проявление идеи в
отдельном существе", то прекрасного в действительных предметах нет, потому
что идея вполне проявляется только целым мирозданием, а в отдельном
предмете вполне осуществиться, не может; из этого будет следовать, что
прекрасное в действительность вносится только нашею фантазиею, что поэтому
истинная область прекрасного - область фантазии, а потому искусство,
осуществляющее идеалы фантазии, стоит выше действительности и имеет своим
источником стремление человека создать прекрасное, которого не находит он в
действительности. Напротив, из понятия, предлагаемого автором: "прекрасное
есть жизнь", следует, что истинная красота есть красота действительности,
что искусство (как и полагает автор) не может создавать ничего равного по
красоте явлениям действительного мира, и происхождение искусства легко
тогда объясняется по теории автора, которую мы изложили выше.
Подвергая критике выражения, которыми определяется в господствующей
эстетической системе понятие возвышенного, - "возвышенное есть перевес идеи
над формою" и "возвышенное есть то, что пробуждает в нас идею беконечного",
- автор приходит к заключению, что и эти определения неверны, - он находит,
что предмет производит впечатление возвышенного, вовсе не возбуждая идеи
бесконечного. Потому автор опять должен искать другого определения, и ему
кажется, что все явления, относящиеся к области возвышенного, обнимаются и
объясняются следующею формулою: "Возвышенное есть то, что гораздо больше
всего, с чем сравнивается нами". Так, например, говорит он, Казбек -
величественная гора (хотя вовсе не представляется чем-то безграничным или
бесконечным), потому что гораздо выше пригорков, которые мы привыкли
видеть; так, Волга - величественная река, потому что гораздо шире маленьких
рек; любовь - возвышенная страсть, потому что гораздо сильнее ежедневных
мелочных расчетов и интриг; Юлий Цезарь, Отелло, Дездемона - возвышенные
личности, потому что Юлий Цезарь гораздо гениальнее обыкновенных людей,
Отелло любит и ревнует, Дездемона любит гораздо сильнее обыкновенных людей.
Из господствующих определений, отвергаемых г. Чернышевским, следует,
что прекрасное и возвышенное в строгом смысле не встречаются в
действительности и вносятся в нее только нашею фантазиею; из понятий,
предлагаемых г. Чернышевским, следует, напротив, что прекрасное и
возвышенное действительно существуют в природе и человеческой жизни. Но с
тем вместе следует, что наслаждение теми или другими предметами, имеющими в
себе эти качества, непосредственно зависит от понятий наслаждающегося
человека: прекрасно то, в чем мы видим жизнь, сообразную с нашими понятиями
о жизни, возвышенно то, что гораздо больше предметов, с которыми сравниваем
его мы. Таким образом, объективное существование прекрасного и возвышенного
в действительности примиряется с субъективными воззрениями человека.
Понятию трагического, которое составляет важнейшую отрасль
возвышенного, автор также дает новое определение, чтобы очистить его от
трансцендентальной примеси, которою опутано оно в господствующей теории,
связывающей его с понятием судьбы, внутренняя пустота которого доказана
теперь наукою. Удаляя, сообразно требованию науки, из определения
трагического всякую мысль о судьбе или необходимости, неизбежности, автор
понимает трагическое просто как "ужасное в жизни человека".
Понятие комического (пустота, бессмысленность формы, лишенной
содержания или имеющей претензию на содержание, несоразмерное ее
ничтожеству) господствующей теориею развито так, что соответствует
характеру современной науки, потому автор не имеет нужды изменять его, -
оно уже и в обыкновенном своем выражении совершенно гармонирует с духом его
теории. Таким образом, задача, которую предложил себе автор, - привести
основные эстетические понятия в соответствие с настоящим развитием науки,
исполнена, насколько то было доступно силам автора, и он заключает свое
исследование так:
Апология действительности сравнительно с фантазиею, стремление
доказать, что произведения искусства решительно не могут выдержать
сравнения с живою действительностью, - вот сущность моего трактата.
Говорить об искусстве так, как говорит автор, не значит ли унижать
искусство? - Да, если показывать, что искусство ниже действительной жизни
по художественному совершенству своих произведений, значит унижать
искусство; но восставать против панегириков не значит еще быть хулителем.
Наука не думает быть выше действительности; это не стыд для нее. Искусство
также не должно думать быть выше действительности; это не унизительно для
него. Наука не стыдится говорить, что цель ее - понять и объяснить
действительность, потом применить ко благу человека свои объяснения; пусть
и искусство не стыдится признаться, что цель его: для вознаграждения
человека в случае отсутствия полнейшего эстетического наслаждения,
доставляемого действительностью, воспроизвести, по мере сил, эту
драгоценную действительность и ко благу человека объяснить ее".
Заключение, по нашему мнению, не довольно развитое. Оно оставляет еще
для многих повод предполагать, будто бы значение искусства на самом деле
уменьшается, когда отвергаются безграничные панегирики безусловному
достоинству его произведений и когда, вместо неизмеримо высоких
трансцендентальных источников и целей, источником и целью искусства
поставляются потребности человека. Напротив, именно этим и возвышается
реальное значение искусства, потому что таким объяснением дается ему
неоспоримое и почетное место в числе деятельностей, служащих на благо
человеку, а быть во благо человеку - значит иметь полное право на высокое
уважение со стороны человека. Человек преклоняется пред тем, что служит ему
во благо. Он называет хлеб - "хлеб-батюшка" за то, что питается им; он
называет землю - "матушка-земля" за то, что она кормит его. Отец и мать!
Все панегирики ничто пред этими священными именами, все высокопарные
похвалы - пустота и ничтожность пред чувством сыновней любви и
благодарности. Так и наука достойна этого чувства, потому что служит на
благо человеку, так и искусство достойно его, когда служит на благо
человеку. А оно много, много блага приносит ему; потому что произведение
художника, особенно поэта, достойного этого имени, - "учебник жизни", по
справедливому выражению автора, и такой учебник, которым с наслаждением
пользуются все люди, даже и те, которые не знают или не любят других
учебников. Этим высоким, прекрасным, благодетельным значением своим для
человека должно гордиться искусство.
Г. Чернышевский сделал, по нашему мнению, очень прискорбную ошибку, не
развив подробнее мысль о практическом значении искусства, о его
благодетельном влиянии на жизнь и образованность. Конечно, он этим эпизодом
переступал бы границы своего предмета; но иногда такие нарушения
систематически необходимы для объяснения предмета. Теперь, несмотря на то,
что сочинение г. Чернышевского все проникнуто уважением к искусству за его
великое значение для жизни, могут найтись люди, которые не захотят видеть
этого чувства, потому что нигде не посвящено ему нескольких отдельных
страниц; могут подумать, что он не ценит по достоинству благодетельного
влияния искусства на жизнь или преклоняется перед всем, что представляет
действительность. Как думает об этом г. Чернышевский, или как будут в этом
случае думать о нем другие, для нас все равно: он оставил недосказанными
свои мысли и должен отвечать за такое упущение. Но мы должны объяснить то,
что забыл объяснить он, чтобы характеризовать отношения современной науки к
действительности.
Действительность, нас окружающая, не есть нечто однородное и
однохарактерное по отношениям своих бесчисленных явлений к потребностям
человека. Понятие это мы встречаем и у г. Чернышевского: "Природа, -
говорит он, - не знает о человеке и его делах, о его счастии и погибели;
она бесстрастна к человеку, она не друг и не враг ему" (стр. 28); "часто
человек страдает и погибает без всякой вины с своей стороны" (стр. 30);
природа не всегда соответствует его потребностям; потому человек для
спокойствия и счастия своей жизни должен во многом изменять объективную
действительность (стр. 99), чтобы приспособить ее к потребностям своей
практической жизни (стр. 59). Действительно, в числе явлений, которыми
окружен человек, очень много таких, которые неприятны или вредны ему;
отчасти инстинкт, еще более наука (знание, размышление, опытность) дают ему
средства понять, какие явления действительности хороши и благоприятны для
него, потому должны быть поддерживаемы и развиваемы его содействием, какие
явления действительности, напротив, тяжелы и вредны для него, потому должны
быть уничтожены или по крайней мере ослаблены для счастия человеческой
жизни; наука же дает ему и средства для исполнения этой цели. Чрезвычайно
могущественное пособие в этом оказывает науке искусство, необыкновенно
способное распространять в огромной массе людей понятия, добытые наукою,
потому что знакомиться с произведениями искусства гораздо легче и
привлекательнее для человека, нежели с формулами и суровым анализом науки.
В этом отношении значение искусства для человеческой жизни неизмеримо
огромно. Не говорим о наслаждении, доставляемом человеку его
произведениями, потому что толковать о высокой цене эстетического
наслаждения для человека - дело совершенно излишнее: об этом значении
искусства и без того говорят уже слишком много, забывая другое, более
существенное значение искусства, которое занимает теперь нас.
Наконец, г. Чернышевский, нам кажется, сделал также очень важную
ошибку, не объяснив отношения современного положительного или практического
миросозерцания к так называемым "идеальным" стремлениям человека, - и здесь
также часто случается необходимость восставать против недоразумений.
Положительность, принимаемая наукою, не имеет ничего общего с тою пошлою
положительностью, которая господствует в сухих людях и которая
противоположна идеальным, но здоровым стремлениям. Мы видели, что
современное миросозерцание считает науку и искусство такими же насущными
потребностями человека, как пищу и дыхание. Точно так же оно благоприятно
всем другим высшим стремлениям человека, которые имеют основание в голове
или сердце человека. Голова и сердце так же необходимы для истинно
человеческой жизни, как желудок. Если голова не может жить без желудка, то
и желудок умрет с голоду, когда голова не будет приискивать ему питания.
Этого мало. Человек - не улитка, он не может жить исключительно только для
наполнения желудка. Жизнь умственная и нравственная (развивающаяся
надлежащим образом тогда, когда здоров организм, т.е. материальная сторона
человеческой жизни идет удовлетворительно) - вот истинно приличная человеку
и наиболее привлекательная для него жизнь. Современная наука не разрывает
человека по частям, не искажает его прекрасного организма хирургическими
ампутациями, признает равно нелепыми и пагубными устарелые стремления
ограничивать человеческую жизнь одною головою или одним желудком. Оба эти
органа равно необходимо принадлежат человеку, и равно существенна для
человека жизнь и того и другого органа. Потому-то благородные стремления ко
всему высокому и прекрасному признает наука в человеке столь же
существенными, как потребность есть и пить. Она так же любит, - потому что
наука не отвлеченна и не холодна: она любит и негодует, преследует и
покровительствует, - она так же любит благородных людей, которые заботятся
о нравственных потребностях человека или скорбят, видя, как часто они не
удовлетворяются, как любит и тех людей, которые заботятся о материальных
потребностях своих собратий.
Мы изложили мысли, высказанные автором, выставляя на вид и поправляя
замеченные нами ошибки его. Теперь остается нам произнесть свое мнение о
его книге. Мы должны сказать, что автор обнаруживает некоторую способность
понимать эти общие начала и некоторое уменье прилагать их к данным
вопросам; у него также заметна способность различать в данных понятиях
элементы, согласные с общими воззрениями современной науки, и другие
элементы, несогласные с ними. Потому его теория имеет внутреннее единство
характера. До какой степени она справедлива, это решит время. Но, охотно
признавая, что мысли, изложенные автором, заслуживают внимания, мы с тем
вместе должны сказать, что ему почти всегда принадлежит только изложение и
применение этих мыслей, которые уже даны ему наукою. Перейдем же к оценке
его изложения. Многочисленные ошибки и опущения, нами замеченные,
доказывают, что г. Чернышевский писал свое исследование в то время, когда в
нем самом еще совершался процесс развития выводимых им мыслей, когда они
еще не достигли полной, всесторонней, установившейся систематичности. Если
б он повременил издавать свое сочинение, оно могло бы иметь более научного
достоинства, если не в сущности, то по крайней мере в изложении. Он сам,
кажется, чувствовал это, говоря: "Если эстетические понятия, выводимые мною
из господствующих ныне воззрений на отношения человеческой мысли к живой
действительности, еще остались в моем изложении неполны, односторонни или
шатки, то это, я надеюсь, недостатки не самых понятий, а только моего
изложения" (стр. 8). Надобно сказать что-нибудь и о форме сочинения. Мы ею
решительно недовольны, потому что она кажется нам не соответствующею цели
автора - возбудить внимание к мыслям, на которых он старается построить
теорию искусства. Достичь этой цели он мог, придав своим общим мыслям живой
интерес приложением их к текущим вопросам нашей литературы. Он мог показать
многочисленными примерами живую связь общих начал науки с интересами дня,
которые занимают столь многих.
1855 г.