Главная » Книги

Чернышевский Николай Гаврилович - Откупная система, Страница 2

Чернышевский Николай Гаврилович - Откупная система


1 2

первую очередь. Это была боевая программа революционно-демократической публицистики, которой сам Чернышевский был верен до конца.
   Тексты публицистических произведений Чернышевского печатаются по изданию: Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч. в 16-ти т. М., Гослитиздат, 1939-1953. Восстановлены цензорские изъятия, а также внесены текстологические уточнения и разыскания, проделанные при подготовке недавних изданий: Чернышевский Н. Г. Литературная критика. В 2-х т. М., Худож. лит., 1981; Чернышевский Н. Г. Очерки гоголевского периода русской литературы. М., Худож. лит., 1984; Чернышевский Н. Г. Письма без адреса. 2-е изд., доп. М., Современник, 1983.
  

ОТКУПНАЯ СИСТЕМА

  
   Впервые - Современник, 1858, No 10, в отд. "Современные заметки" Подписано псевдонимом Л. Панкратьев (этот же псевдоним Чернышевский использовал в статье "Винный акциз", продолжавшей ту же тему - Современник, 1859, No 5 - и в некоторых других публикациях).
   Тема, поднятая в статье Чернышевского, широко обсуждалась в русской журналистике конца 50-х гг., в том числе и в весьма умеренных либеральных журналах (в "Русском вестнике", "Атенее" и др.). Протест крестьян против откупной системы (заключавшейся в предоставлении правительством монополии на продажу вина отдельным торговцам - откупщикам - и приводившей к завышению ими цен на вино и его фальсификации) выражался в отказе от его употребления - в форме общественных движений "трезвенности" или "питейных бунтов". Антиалкогольные выступления крестьян (в 1856 г. в Ковенской губернии, позднее - в Поволжье, средней полосе России и т. д.) выливались в разгром питейных заведений и столкновения с царскими войсками, брошенными на подавление протестов. Острота антиалкогольного движения как назревшей общественной проблемы рассматривалась Чернышевским в системе мер, направленных на уничтожение крепостного права и общую демократизацию жизни страны. В конечном счете обсуждение в печати проблем, связанных с откупами и антипитейными настроениями, было запрещено правительством как социально опасная тема (в то время как создание среди народа "обществ трезвости" официально поощрялось, равно как и укрепление системы питейных заведений).
  
   1 Здесь Чернышевский намекает, что истинная причина социального бедствия лежит гораздо глубже, нежели дискутируемая в печати проблема откупов, являющаяся лишь внешней стороной страшного общественного явления.
   2 Чернышевский отстаивает принцип вмешательства государства в социально-экономические отношения общества, усматривая в этом предпосылку социалистического общественного самоуправления (в этом смысле откупная система мыслится как элемент капитализации, несущей рост эксплуатации, разорения и нравственного развращения народа). С другой стороны, правительство, мнящее себя "вечным спутником" общества, иронизирует автор, рискует "закончить" свои отношения с обществом, если не будет "щадить" его силы, если будет, напротив, истощать и разорять общество, вызывая всеобщее возмущение (подразумевается революция).
   3 Все эти рассуждения - злая, язвительная ирония. Самим сопоставлением откупной системы и царского правительства Чернышевский как бы уравнивает их в моральных правах: страна отдана на откуп самодержавию, и эта власть не основана на нравственном принципе, но вытекает из потребностей общественной жизни (и противоречит им), не имеет цели охранять национальные блага; подчинение человека самодержавной власти именно противоречит совести и унижает суверенную человеческую личность - как система, как принцип. В конечном счете самодержавие есть частное корыстолюбие, вредное не для отдельных людей, а для всех граждан общества. Самодержавие как "откупная система", феодализм и крепостничество как "откупная система" безусловно лишены какого-либо "морального значения" для общества и общественного сознания.
   4 Излюбленная Чернышевским мысль о том, что существующая в России общественная система беззаконна.
   5 Чернышевский убеждает своих читателей: существующая система откупов (в широком смысле, включая самодержавно-феодально-крепостническое устройство русского общества) порочна сама по себе, изнутри; все злоупотребления коренятся в сущности общественной системы h устранимы лишь с ее низвержением.
   6 Речь идет о статье либерального экономиста и публициста И. К. Бабста, деятельность которого Чернышевский ценил очень высоко, несмотря на умеренность его политических воззрений,- "Еще несколько замечаний об откупной системе" (Атеней, 1858, No 4).
   7 Чернышевский подводит читателя к мысли, что откупная система (понимаемая как в буквальном смысле, так и в расширительном) порочна и противоестественна не только в том смысле, что она обманывает и развращает народ,- она становится синонимом официально санкционированного и стимулированного разбоя, грабежа, убийства - преступления, возведенного в ранг государственной политики. По сути дела, это авторское заключение - развернутая метафора по отношению к существующей системе самодержавия, крепостничества, бюрократии.
   8 Акциз - косвенный налог, взимаемый государством с товаров внутреннего производства (преимущественно массового потребления: соль, сахар, спички и др.). Ратуя за уничтожение откупной системы и замену ее акцизом как формой государственного регулирования производства и торговли, Чернышевский иносказательно говорит о неизбежности отмены крепостного права вместе с радикальным политическим переустройством всего общества.
   9 Тенгоборский Л. В. (1793-1857) - экономист, автор труда "Etudes sur les forces productives de la Russie" (Спб., 1852-1855). Русский перевод "О производительных силах России" был сделан профессором политической экономии И. Вернадским. Тенгоборский выступал за превращение России в придаток Западной Европы; отсюда параллели данных статистики - российской и западноевропейской.
   10 Чернышевский специально подчеркивает, что уничтожение самих по себе откупов не есть гарантия уничтожения пьянства и алкоголизма как социальный болезни; для искоренения пьянства и алкоголизма недостаточно одних организационных мер - нужно изменить в корне то общественные обстоятельства, которые способствуют появлению и сохранению этих явлений.
   11 Приводимые Чернышевским примеры были, так сказать, "на слуху" у читателей "Современника" и других журналов,- подобные случаи постоянно обсуждались в печати или становились темой публицистических и беллетристических произведений. Чернышевский хочет подчеркнуть, что общий для всех этих жизненных эпизодов итог необъясним личными качествами тех или иных людей: и палачей и жертв создает система, с железной необходимостью толкающая одних к падению, других - к своекорыстию, жестокости, бездушности. Однако из этих примеров ясно, что и откуп сам по себе здесь ни при чем.
   12 Параллель России н Ирландии - сознательная. Всячески подчеркивая внешнее несходство природы страны, национального характера жителей, исторической ситуации, религии и т. д. (включая отсутствие откупной системы в Ирландии и ее наличие в России), Чернышевский доказывает тем самым, что причины народного пьянства лежат отнюдь не в этих явлениях, оно вызвано социальными обстоятельствами, порождающими безнадежность, бессильную ненависть, терпеливое сознание собственной жертвенности и как результат - социальные болезни народа.
   13 Чернышевский отвечает тем реакционным публицистам, которые объявляли пьянство, лень, невежество, расхлябанность, нечистоплотность и т. п. социально-нравственные явления органическими и неустранимыми чертами русского народа (равно как и любой иной нации). Идеологи крепостничества эти же черты приписывали крестьянству, особенно в условиях "свободы" от руководящего и "нравственно просветляющего" помещичьего начала, как специфически классовые пороки простонародья.
   14 Данаиды - согласно древнегреческому мифу, дочери аргосского царя Даная, осужденные за убийство своих мужей вечно наполнять водой в подземном Аиде бездонную бочку. Выражение "работа Данаид" означает бесплодный труд (наподобие "Сизифова труда").
   15 Весь этот "аграрный" эпизод - иносказание. Более глубокая пропашка...- коренные, радикальные изменения русской общественной жизни, то есть крестьянская революция. Только осознав необходимость и неизбежность глубокой пропашки общества, народ освободит себя от трудоемкой и безрезультатной работы, связанной с ежегодным полотьем сорной травы - частными и поверхностными реформами в различных аспектах общественной жизни.
   16 Здесь просвечивает еще один смысл выражения "откупная система", вынесенного в заглавие статьи Чернышевского. Откупной системой в обиходе и в печати часто называли правительственный проект освобождения крестьян, позволяющий им "откупаться лично", без земли, представляющий фактически подкрашенный вариант крепостничества.
   Чернышевский предупреждает, что с уничтожением крепостного права (как и откупов) оно может сохраниться в иной форме и под иным названием.
  

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
Просмотров: 373 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа