nbsp; За взгляд просительницы милой?
Коль гнешь рычаг своих весов
Из старой дружбы, из участья,
Иль по ходатайству больших.
Или за взятку сладострастья?
Всяк труд свой в благо обращай!
Имущий силу делать - делай!
Имущий словеса - вещай,
Греми глаголом правды смелой!
Найдется дело и тебе,
О чувств и дум зернометатель!
Восстань и ты к святой борьбе,
Вития мощный и писатель!
Восстань,- не духа злобы полн,
Восстань не буйным демагогом,
Не лютым двигателем волн,
Влекущим к гибельным тревогам:
Нет! гласом добрым воззови,
И зов твой, где бы ни прошел он,
Пусть духом мира и любви
И в самом громе будет полон!
Огнем свой ополчи глагол
Лишь на нечестие земное
И - с богом - ратуй против зол!
Взгляни на общество людское:
Увидишь язвы в нем; им дан
Лукавый ход по жилам царства,
И против этих тайных ран
Нет у врачей земных лекарства.
Пороков мало ль есть таких,
Которых яд полмира губит,
Но суд властей не судит их
И меч закона их не рубит!
Ты видишь: бедного лиша
Последних благ в последнем деле,
Ликуя, низкая душа
Широко дремлет в тучном теле.
Пышней, вельможней всех владык,
Добыв чертог аристократа,
Иной бездушный откупщик
По горло тонет в грудах злата.
Мы видим роскошь без границ
И океан долгов бездонных,
Мужей, дошедших до темниц
От разоритедьниц законных.
Нередко видим мы окрест
И брачный торг - укор семействам,
И юных жертвенных невест,
Закланных дряхлым любодейством.
Зрим в вертоградах золотых,
Среди цветов, в тени смоковниц,
Любимцев счастия пустых
И их блистательных любовниц.
Толпа спешит не в храм творца:
Она спешит, воздев десницу,
Златого чествовать тельца
Иль позлащенную телицу.
Но есть для вас, сыны греха,
Но есть для вас, земли кумиры,
И гром и молния стиха,
И бич карающей сатиры,-
И есть комедии аркан,-
И, как боец, открыв арену,
Новейших дней Аристофан
Клеона вытащит на сцену.
Глас божий, мнится, к нам воззвал
И указует перст судьбины,
Да встанет новый Ювенал
И сдернет гнусные личины!
Правда, художественного достоинства в этой пьесе довольно мало: она растянута, некоторые удары автора не попадают в цель, и вообще пьеса кажется прозою, переложенною в стихотворный размер; но первые и некоторые из средних строф заслуживают похвалы по мысли, а в последних трех даже выражение замечательно сильно. Из другой пьесы подобного содержания - "К России", написанной г. Бенедиктовым также в последнее время, недавно были приведены в "Современнике" лучшие строфы ("Современник", 1855 г., No 12, Заметки о журналах)8. В третьем томе есть еще пять-шесть стихотворений, которые хотя не имеют особенных достоинств, но лучше других тем, что написаны языком не слишком напыщенным. Эти немногие стихотворения и особенно пьеса "К России" и "Стансы по случаю мира", вероятно, оправдают нас перед читателями в том, что мы хотим высказать свое мнение о степени таланта г. Бенедиктова без насмешек над напыщенностью его языка, который уже слишком достаточное число раз бывал в наших журналах предметом шутки.
Несмотря на все наше желание смотреть на произведения г. Бенедиктова самыми благорасположенными глазами, мы никак не можем видеть в них хотя бы слабых следов поэзии. Чувства в них нет; они носят на себе слишком очевидные признаки, что все в них - придуманное, сочиненное; от самых сладострастных картин веет холодом; на самых гиперболических выражениях лежит тяжелый отпечаток недостатка фантазии. Поэтическая фантазия состоит не в том, чтобы придумывать небывалые метафоры и гиперболы,- иначе в известной книге "Не любо - не слушай" было бы гораздо больше поэзии, нежели в Шекспире и Гомере. Она не состоит и в том, чтобы описывать подробно все принадлежности женского организма: иначе в "Руководстве к повивальному искусству" опять-таки было бы гораздо больше поэзии, нежели в Шекспире и Гомере. Поэтическая фантазия состоит в том, чтобы предмет немногими чертами изображался живо и точно; а этого качества решительно нет в стихотворениях г. Бенедиктова. Хотя бы даже оставить без внимания все натянутые и неловкие выражения, все-таки стихотворения г. Бенедиктова остаются холодны, картины его сбивчивы и безжизненны. Потому надобно, к сожалению, решительно сказать, что поэтического таланта у г. Бенедиктова мало.
Такое заключение, по-видимому, неутешительно,- но только по-видимому; на самом же деле оно очень успокоительно и совершенно примиряет нас с стихотворениями г. Бенедиктова. По нашему убеждению, нельзя упрекать его ни в чем, напрасно преследовать его насмешками и т. д.- все это совершенно бесполезно. Напрасно говорить, что он злоупотреблял своим талантом или шел по ложному пути - для него не было никакой дороги в царетве поэзии. Прежде, когда у него были почитатели из числа людей с неразвитым вкусом, конечно, нужно было разоблачать недостатки его произведений, чтобы вывести этих заблуждавшихся людей из ошибки, вредной для их развития. Но теперь эта надобность, кажется, уже миновалась. Время успеха давно прошло для г. Бенедиктова.
Но, однако же, некогда успех его был громаден в известной части публики,- должен же был на чем-нибудь основываться этот успех? Мы уже сказали, на чем он основывался: на неразвитости вкуса. Прибавим и другую причину - стихотворения г. Бенедиктова привлекали своими физиологическими подробностями. Они возбуждали интерес точно такого же рода, как та картинка, на которую засмотрелся Акакий Акакиевич, идя по Невскому проспекту: дама надевает на ногу чулок - предмет интересный, хотя бы рисунок и был довольно плох9.
Статья наша окончена. Остается только сказать, что из шести стихотворений, приведенных нами, г. Бенедиктовым написаны второе, четвертое и пятое, а стихотворения, поставленные на первом, третьем и шестом месте,- пародии.
Тексты подготовлены и прокомментированы
Г. Н. Антоновой ("Очерки из крестьянского быта А, Ф. Писемского", "Русский человек на rendez-vous"),
Ю. Н. Борисовым ("Сочинения В. Жуковского", "Н. А. Добролюбов"),
А. А. Демченко ("Стихотворения Н. Щербины", "Не начало ли перемены?", "В изъявление признательности"),
А. А. Жук ("Собрание стихотворений В. Бенедиктова", "Сочинения и письма Н. В. Гоголя").
СОБРАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ В. БЕНЕДИКТОВА
Впервые - "Современник", 1856, т. LIX. No 10, отд. IV, с. 54-72 (ц. р. 30 сентября; вып. в свет 9 октября). Без подписи. Автограф - ЦГАЛИ, ф. 1, оп. 1, ед. хр. 106, лл. 1-5. Корректура не сохранилась.
В. Г. Бенедиктов выступил с первым сборником своих стихотворений в 1835 г., в момент ожесточенного противоборства романтического направления (входившего в полосу явственного кризиса) с рождающимися реалистическими тенденциями. Его "неистовую" поэзию встретил шумный массовый читательский успех, засвидетельствованный И. С. Тургеневым ("Литературные и житейские воспоминания",- Тургенев. Сочинения, т. XIV, с. 23), который в юности на короткое время сам оказался в числе его поклонников, И. И. Панаевым ("Литературные воспоминания". Гослитиздат, 1950, с. 72). В то же время она вызвала резкие принципиальные нападки В. Г. Белинского, который боролся за утверждение критического реализма (см.: Белинский, т. I, с. 355-371).
Выступление Чернышевского подытоживает эту борьбу и подтверждает оценки Белинского - в связи с появлением в 1856 г. трехтомного собрания стихотворений Бенедиктова, в которое вошли как его прежние сочинения (значительно отредактированные автором), так и новые. На них Чернышевский обратил особое и притом одобрительное внимание (годом раньше то же сделал и Некрасов - см. подробнее в примечаниях).
В 1856-1858 гг. русская общественность остро ощущала необходимость "сознания прошедшего и настоящего зла" (Добролюбов, т. 1, с. 494). Пороки самодержавно-крепостнической России, обнаруженные Крымской войной, поставили правительство Александра II перед необходимостью реформ. Этими обстоятельствами был рожден широкий поток "обличительной литературы". Стихотворениями "К России", "Стансы по случаю мира" Бенедиктов включился в это направление, получившее на первых порах поддержку "Современника": в широкой гласности Чернышевский усматривал одно из важных средств борьбы с самодержавно-крепостническим произволом. Определившаяся вскоре политическая непоследовательность, благонадежная умеренность либерального обличительства заставила "Современник" решительно от него отмежеваться. В связи с этим и новая "общественно-сатирическая" тенденция бенедиктовской поэзии вызвала в дальнейшем критику Добролюбова ("Новые стихотворения В. Бенедиктова".- Добролюбов, т. 2, с. 185-199).
В настоящее время роль Бенедиктова в истории развития русской поэзии характеризуется более сложно и неоднозначно (см.: Ст. Рассадин. Неудачник Бенедиктов.- "Вопросы литературы", 1976, No 10, с. 152-183).
1 "Стихотворения Владимира Бенедиктова", СПб., 1835.
2 Имеется в виду статья С. П. Шевырева о первом сборнике Бенедиктова ("Московский наблюдатель", 1835, ч. III, авг., кн. 1, с. 442, 493). Подробный иронический разбор критических "промахов" Шевырева (при обращении его к сочинениям Пушкина, Лермонтова, Гоголя) Чернышевский дал в третьей статье "Очерков гоголевского периода русской литературы" - см.: Чернышевский, т. III, с. 92-126.
3 В рукописи далее следует текст, заключающий интересные размышления о соотношении пародии и ее "прототипа": "г. Бенедиктов, как писатель известный, разделял с другими известными писателями привилегию быть предметом для пародий. Но другим известным писателям пародии нимало не вредили, потому что, кроме недостатков, осмеиваемых пародиею, есть у них и неотъемлемые достоинства; каждый читатель, посмеиваясь над пародиею, видел, однако, разность между ею и стихотворением Огарева, Фета,- а пародии на стихотворения г. Бенедиктова ничем не отличались от самых стихотворений г. Бенедиктова".
4 Цитата из рецензии В. Г. Белинского "Сто русских литераторов. Издание книгопродавца А. Смирдина. Том третий", СПб., 1845 (Белинский, т. IX, с. 256-260). Критик, который поставил Бенедиктова выше всех поэтов русских, не исключая и Пушкина,- Шевырев (см. примеч. 2).
5 Цитируется рецензия Белинского "Метеор" на 1845 год" (Белинский, т. IX, с. 42-45).
6 Далее Чернышевский приводит пародии И. И. Панаева "Ревность" (I), "Могила" (III), "Азиатке" (VI), в 1843-1847 гг. опубликованные в "Отечественных записках" и "Современнике" (см.: "Русская стихотворная пародия (XVIII - начало XX в.)", "Библиотека поэта". Л., "Сов. писатель", 1960, с. 465-468). Произведения самого Бенедиктова - "К черноокой" (II), "Ревность" (IV), "Очи черные" (V) см. в кн.: В. Г. Бенедиктов. Стихотворения, "Библиотека поэта". Л., "Советский писатель", 1939, с. 80, 169, 150-151. Тексты цитированы вольно (в I отброшены 8 заключительных стихов, в VI - изменена авторская пунктуация, в V - пропущены 10 строк); II, впервые напечатанное в 1835 г., и IV, впервые напечатанное в 1845 г., даны в редакциях 1856 г.
7 18 (30) марта 1856 г. был подписан Парижский мирный договор, завершивший Крымскую войну (1853-1856 гг.).
8 В составленных Н. А. Некрасовым и А. Н. Майковым "Заметках о журналах за ноябрь 1855 г." также поддерживалось новое направление поэзии Бенедиктова, "доказывающее", что он "может явиться истинным поэтом, без погремушек, без трескотни, сильным простотой и правдой", приводились "удачные строфы" из стихотворения "К России" ("Современник", 1855, т. LIV, No 12, отд. IV, с. 281; ср.: Некрасов, т. 9, с. 365).
9 Упомянут эпизод из повести Н. В. Гоголя "Шинель" (1842).