Главная » Книги

Чичерин Борис Николаевич - Обзор исторического развития сельской общины в России, Страница 3

Чичерин Борис Николаевич - Обзор исторического развития сельской общины в России


1 2 3

е общин. Это сделано Высочайшими экономическими пунктами, которые известны нам по ссылкам, находящимся в Учреждении казенных селений Екатеринославской губерний, изданном в Полном Собрании Законов (N 16603). Здесь постановлено, чтобы в каждом селений, имеющем более тысячи дворов, был сельский старшина; а на каждые пятьсот дворов определен сельский староста, два выборные или словесные разборщика и сборщик податей. В меньших селах было и меньше властей. Старшин и старость положено избирать через три года, выборных и сборщиков ежегодно. Избирать можно было чиновного человека или поселянина не моложе двадцати пяти лет, владеющего в том селе двором или землей, женатого и имеющего детей и не бывшего в наказаниях, подозрениях, ябедах и явных пороках. Должность сельского старшины была исполнительная и распорядительная, должность старосты хозяйственная; должность выборных состояла в раскладке податей и в разбирательстве мелких споров; должность сборщика, разумеется, в сборе податей. Кроме того, для полиции, на каждые сто дворов учреждены были сотские, а на каждые десять десятские, исправлявшие должность по очереди. Общины получили между прочим следующие права: 1) Если генерал-губернатор, губернатор или директор экономии (член Казенной Палаты, управлявший казенными крестьянами) обществу сельскому учинит какое предложение, то общество, собравшись, слушает оное и чинит ответ, сходственный узаконениям и общему добру. 2) Общество может представить губернатору и директору экономии о своих общественных нуждах и пользах, лишь бы это не было противно общему благу и узаконениям. 3) Оно может иметь свою казну, избу и писаря.
   Эти установления были впоследствии изменяемы, но основные черты их остались. Межевая инструкция 1766 г. окончательно определила распорядок поземельного владения сельских общин; Высочайшие экономические пункты положили основание самостоятельности внутреннего их управления посредством выборных начальников. Сельские общины одолжены нынешними своими учреждениями великой строительнице областного и местного управления в России. Прежде того они большей частью были владельческие и управлялись чисто владельческим образом. Сами земли их не были примежеваны к ним надлежащим порядком, и поземельные отношения были разнообразны и неопределенны. Старые учреждения мешались с новыми, и общего порядка не существовало. Екатерина, образовавшая дворянские общества, развившая учреждения городов, устроила и казенные сельские общины. Межевая инструкция 1766 года окончательно развила те учреждения, которые вытекали из наложенных на земледельцев сословных обязанностей; устройство же внутреннего управления было собственно созданием великой монархини.
   При Екатерине укреплены были и крестьяне малороссийские, и здесь мы найдем новое подтверждение той мысли, что общее владение землей и ее передел не коренится в древнем обычае русского народа. В Малороссии, в стране искони русской, прежде введения великорусских государственных учреждений, были только частные собственники - помещики и казаки, да крестьяне, селившиеся на их землях по свободному договору. Но крестьянин, приобретший участок земли, через это самое делался казаком. Русское правительство укрепило крестьян и ограничило право казаков отчуждать свои земли, позволив им продавать их только между собой. Но и до сих пор общего владения между ними нет; каждый владеет своим участком, на который другие не имеют никакого права, и который переходит в наследство детям и родственникам. Распределение общей земли между отдельными членами общины существует только у некоторых владельческих крестьян, которых быт, разумеется, определяется волей владельца, да между крестьянами казенными, у которых это введено распоряжениями правительства. Казенные селения произошли большей частью из имений, отобранных у монастырей и конфискованных у частных лиц, и внутренний их распорядок составляет в Малороссии такое же нововведение, как и в самой России.
  
   [1] Поморскими городами считались: Вятка, Великий Устюг, Сольвычегодск, Устьянские волости, Каргополь, Яренск, Кайгородок, Тотьма, Соликамск, Пермь, Двинская область, Ковраль, Мезенская область, Пусто озеро, Кола и Чаронда. Акты Археографической Экспедиции, т. 4 N 250.
   [2] Акты Археогр. Эксп. т. 4 N 250. Акты Истор. т. 5 N 77.
   [3] А. И. т. 5 N 274. А. А. Э. т. 4 N 243.
   [4] Котошихин гл. XI.
   [5] Акты Археогр. Эксп. т. 3 N 30, т. 2 N 126. Дополнения к А. И. т. 1 N 167.
   [6] Полное Собрание Законов N 317, 998 ст. 4, 31, 43; N 1005.
   [7] Котошихин гл. 7. ст. 4.
   [8] Уложение гл. 9 ст. 6. Котошихин тоже смешивает черные волости с дворцовыми. В главе XI ст. 1 он говорит: "Царских дворцовых сел и волостей судят... во Дворце и в селах и в волостях приказчики... А в иных царских черных волостях где приказчиков не бывает...
   [9] А. А. Э. т. 1-й " 242, 261.
   [10] А. А. Э. т. 3-й N 91. А. И. т. 5-й N 228.
   [11] А. И. т. 5-й N 38.
   [12] Акты Юрид. N 196. Смотри и другие.
   [13] А. Ю. N 334, I.
   [14] П. С. N 13, 590, п. 6.
   [15] Полное Собрание Законов N 12, 226.
   [16] П. С. З. N 5138.
   [17] П. С. З. N 10237 гл. 23.
   [18] П. С. З. N 12659 гл. 19.
   [19] П. С. З. N 10998.
   [20] П. С. З. N 11285.
   [21] П. С. З. N 11517, 27, 758.
   [22] П. С. З. N 10.
   [23] П. С. З. N 112.
   [24] П. С. З. N 79.
   [25] П. С. З. N 9874.
   [26] П. С. З. N 10082.
   [27] П. С. З. N 10273 гл. 29.
   [28] П. С. З. N 12659, гл. 20.
   [29] П. С. З. N 1112
  

III.

   Из исторического обзора сельских учреждений мы можем вывести следующее:
   1) Что наша сельская община вовсе не патриархальная, не родовая, а государственная. Она не образовалась сама собой из естественного союза людей, а устроена правительством под непосредственным влиянием государственных начал.
   2) Что она вовсе не похожа на общины других славянских племен, сохранивших первобытный свой характер посреди исторического движения. Она имеет свои особенности, но они вытекают собственно из русской истории, не имеющей никакого сходства с историей западных славянских племен.
   Что наша сельская община имела свою историю и развивалась по тем же началам, по каким развивался и весь общественный и государственный быт России. Из родовой общины она сделалась владельческой, и из владельческой государственной. Средневековые общинные учреждения не имели ничего сходного с нынешними; тогда не было ни общего владения землей, ни ограничения права наследства отдельных членов, ни передела земель, ни ограничения права перехода на другие места, ни соединения земледельцев в большие села, ни внутреннего суда и расправы, ни общинной полиции, ни общинных хозяйственных учреждений. Все ограничивалось сбором податей и отправлением повинностей в пользу землевладельца, и значение сельской общины было чисто владельческое и финансовое.
   Настоящее устройство сельских общин вытекло из сословных обязанностей, наложенных на земледельцев с конца XVI века, и преимущественно из укрепления их к местам жительства и из разложения податей на души.
   Таким образом, мнение барона Гакстгаузена о патриархальном характере нашей сельской общины не находит себе оправдания в истории. Это - нарекание, происходящее от недостаточного знакомства с историческими данными. Наша община не остановилась на той ступени общественного развития, на какой стояла община германская во времена Тацита; она не похожа ни на общины некоторых западных славян, ни на другие патриархальные общины полудиких народов Азии и Африки. В ней господствуют не естественные отношения, а гражданские. Это не зародыш общественного развития, а плод его. Это результат прошедшей истории народа, образовавшего из себя великое государство, и в котором государственные начала проникают до самых низших слоев общественной жизни. Ничто не ускользнуло от внимания наших законодателей. Правительственными мерами и распоряжениями устроены и поземельные отношения общин и гражданские, и хозяйственный их быт, и внутреннее управление. Все это учреждения относительно новые, получившие окончательное свое образование только в последней четверти ХV²²² века, вместе с другими областными учреждениями. Патриархальности здесь нет уже и следов. Если в нравах сохранились еще обычаи и выражения, напоминающие древний родовой быт, то это обломки старины, которые в учреждениях потеряли уже всякое значение. Точно также сохранились и некоторые предания времен язычества, но это не мешает нам быть народом христианским. Учреждения наших общин суть произведение нового времени, и сравнивать их с патриархальными общинами других народов, значит отрицать в нас историческое развитие.

Б. Н. Чичерин

"Русский Вестник", No 1, 1856

Оригинал здесь - rusvestnik.ru/node/3


Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
Просмотров: 328 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа