Главная » Книги

Добролюбов Николай Александрович - О значении авторитета в воспитании, Страница 2

Добролюбов Николай Александрович - О значении авторитета в воспитании


1 2

танность, безжизненность. Каждая науда начинается, например, введением, в котором говорится о сущности, важности, пользе, разделении науки и т. п. Спрашиваю вас, как же вы хотите, чтобы мальчик понял все это прежде, чем он изучит самую науку? - История разделяется на древнюю, среднюю и новую; каждая часть делится на следующие периоды и пр. На чем держится это деление, к чему оно примкнет в голове мальчика, который об истории понятия не имеет? География есть наука, показывающая, и т. д.; она состоит из трех частей: математической, физической и политической. Первая говорит о том-то, вторая о том-то, и пр. ...Можно ли ожидать, чтобы, начиная с этого географию, ребенок мог разумно усвоить себе что-нибудь?
   А между тем посмотрите, сколько любознательности, сколько жадного стремления к исследованию истины выказывают дети. Инстинкт истины говорит в них чрезвычайно сильно, может быть даже сильнее, нежели во взрослых людях. Они не интересуются призраками, которые создали себе люди и которым придают чрезвычайную важность. Они не занимаются геральдикой, не пускаются в филологические тонкости, не стремятся к чинам и почестям (разумеется, если им не натолковали об этом чуть не со дня рождения). Зато как охотно они обращаются к природе, с какою радостью изучают все действительное, а не призрачное, как их занимает всякое живое явление. Они не любят отвлеченностей, и в этом их спасение от насильственно вторгающихся в их душу умствований, которых доказать и объяснить часто не может даже тот, кто хлопочет о вкоренении их в душе воспитанников. Да, счастливы еще дети, что природа не вдруг теряет над ними свои права, не тотчас оставляет их на жертву извращенных, пристрастных, односторонних людских теорий!..
   "Но, скажут, в детях сильно влечение ко злу; необходимо деятельно противиться злым от природы наклонностям ребенка". Не разбирая подробно этого мнения, позволим себе ответить на него словами г. Пирогова, которому, конечно, вполне можно поверить, когда дело идет о свойствах человеческой природы. Вот его слова: "Добро и зло довольно уравновешены в нас. Поэтому нет никакой причины думать, чтобы наши врожденные склонности, даже и мало развитые воспитанием, влекли нас более к худому, нежели к хорошему. А законы хорошо устроенного общества, вселяя в нас доверенность к правосудию и зоркости правителей, могли бы устранить и последнее влечение ко злу"6.
   Но если даже и справедливо, что в природе нашей есть природное влечение ко злу, то разве вы можете взяться за его уничтожение? Вы ли, беспрестанно противоречащие сами себе, опровергающие своими поступками свои же правила, осуждающие теоретическими принципами свои же поступки, на каждом шагу падающие, жертвующие велениями высшей природы своекорыстным требованиям грубого эгоизма,- вы ли бросаете камень в невинного ребенка и с фарисейской надменностью восстаете против того немногого, что в нем замечаете? Нет, перевоспитайте прежде самих себя и тогда уже принимайтесь за поправление природы человека во вверенных нам детях.
   Если в детях нельзя видеть идеала нравственного совершенства, то по крайней мере нельзя не согласиться, что они несравненно нравственнее взрослых. Они не лгут (пока их не доведут до этого страхом), они стыдятся всего дурного, они хранят в себе святые чувства любви к людям, свободной от всяких житейских предрассудков. Они сближаются с сверстником, не спрашивая, богат ли он, ровен ли им по происхождению; у них замечена даже особенная наклонность - сближаться с обиженными судьбою, с слугами и т. п. И чувства их всегда выражаются на деле, а не остаются только на языке, как у взрослых; ребенок никогда не съест данного ему яблока без своего брата или сестры, которых он любит; он всегда принесет из гостей гостинцы своей любимой нянюшке; он заплачет, видя слезы матери, из жалости к ней. Вообще мнение, будто бы в детях преобладающее чувство - животный эгоизм - решительно лишено основания. Если в них не заметно сильного развития любви к отечеству и человечеству, это, конечно, потому, что круг их понятий еще не расширился до того, чтобы вмещать в себе целое человечество. Они этого не знают, а чего не знаешь, того и не любишь.
   Нет, не напрасно дети поставлены в пример нам даже тем, пред кем с благоговением преклоняются народы, чье учение столько веков оглашает вселенную. Да, мы должны учиться, смотря на детей, должны сами переродиться, сделаться как дети, чтобы достигнуть ведения истинного добра и правды. Если уже мы хотим обратить внимание на воспитание, то надо начать с того, чтобы перестать презирать природу детей и считать их не способными к восприятию убеждений разума. Напротив, надо пользоваться теми внутренними сокровищами, которые представляет нам натура дитяти. Многие из этих природных богатств нам еще совершенно неизвестны, многое, по слову Евангелия, утаено от премудрых и разумных и открыто младенцам!..
   Эта апология прав детской природы против педагогического произвола, останавливающего естественное развитие, имела целию указать на один из важнейших недостатков нашего воспитания. Мы не пускались в подробности, а выставляли на вид только общие положения, в надежде, что умные воспитатели если согласятся с нашим мнением, то и сами увидят, что и как нужно им делать и чего не делать. Искусства обращаться с детьми нельзя передать дидактически; можно только указать основания, на которых оно может утверждаться, и цель, к которой должно стремиться. И мы думаем - главное, что должен иметь в виду воспитатель - это уважение к человеческой природе в дитяти, предоставление ему свободного, нормального развития, старание внушить ему прежде всего и более всего правильные понятия о вещах, живые и твердые убеждения, заставить его действовать сознательно, по уважению к добру и правде, а не из страха и не из корыстных видов похвалы и награды...
   Исполнить это трудно; но не невозможно. Начало подобного обращения к естественному смыслу детей было уже положено, с лишком за полвека назад, благородным и бескорыстным филантропом воспитателем - Песталоцци. По поводу его-то школы сделано г-жою Сталь многозначительное замечание, что "непонимание детей происходит всегда более от темноты изложения, нежели от трудности самых наук"7 ("De l'Allemagne") {"О Германии" (фр.). - Ред.}. Тысячи опытов подтвердили это замечание, с тех пор как оно было высказано, и мы с горестью должны сознаться, что оно и до сих пор не потеряло своей справедливости. И не только умственное, но - что еще более грустно - даже нравственное воспитание детей страдает у нас тою же голословностью, внешностью, мертвенностью. Освободиться от этого жалкого состояния, обратить внимание не на мертвую букву, а на живой дух, не на исполнение внешней формы, а на развитие внутреннего человека - вот задача, которой выполнение предстоит современному русскому воспитанию.

ПРИМЕЧАНИЯ

  

УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ {*}

   {* Все ссылки на произведения Н. А. Добролюбова даются по изд.: Добролюбов Н. А. Собр. соч. в 9-ти томах. М.-Л., Гослитиздат, 1961-1964, с указанием тома - римской цифрой, страницы - арабской.}
  
   Белинский - Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. I-XIII. М., Изд-во АН СССР, 1953-1959.
   БдЧ - "Библиотека для чтения"
   ГИХЛ - Добролюбов Н. А. Полн. собр. соч., т. I-VI. М., ГИХЛ, 1934-1941.
   Изд. 1862 г, - Добролюбов Н. А. Сочинения (под ред. Н. Г. Чернышевского), т. I-IV. СПб., 1862.
   ЛН - "Литературное наследство"
   Материалы - Материалы для биографии Н. А. Добролюбова, собранные в 1861-1862 гг. (Н. Г. Чернышевским), т. 1. М., 1890 (т. 2 не вышел).
   ОЗ - "Отечественные записки"
   РБ - "Русская беседа"
   РВ - "Русский вестник"
   Совр. - "Современник"
   Чернышевский - Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч. в 15-ти томах. М., Гослитиздат, 1939-1953.
  

О ЗНАЧЕНИИ АВТОРИТЕТА В ВОСПИТАНИИ. МЫСЛИ ПО ПОВОДУ "ВОПРОСОВ ЖИЗНИ" г. ПИРОГОВА

  
   Впервые - Совр., 1857, No 5, отд. II, с. 43-64, за подписью "Н. Л." (т. е. "Н. Лайбов"), под названием "Несколько слов о воспитании по поводу "Вопросов жизни" г. Пирогова" и с рядом других искажений цензурного характера (смягчение формулировок, неоднократное исключение слов "безусловное повиновение"), устраненных в изд. 1862 г. Судя по записям в дневнике Добролюбова, статья предназначалась "Журналу для воспитания", но показалась редактору А. А. Чумикову слишком радикальной (VIII, 530, 533), вследствие чего была передана в "Современник".
   Во второй половине 1850-х гг., когда оживился интерес к проблемам формирования личности, сознававшимся в прямой связи с перестройкой общественной жизни, статья выдающегося хирурга Н. И. Пирогова под знаменательным заглавием "Вопросы жизни" (Морской сборник, 1856, No 9) привлекла всеобщее внимание остротой постановки проблем воспитания. О ней с большим одобрением отозвался Чернышевский (Чернышевский, III, 684-689). Добролюбова привлек тезис Н. И. Пирогова о том, что воспитание должно способствовать развитию "внутреннего человека", т. е. личности. Поставив это требование во главу угла, Добролюбов показал, что существующий метод воспитания, основанный на безусловном подчинении авторитету старших, ведет к подавлению детской личности и воспитывает рабов. Проникнутая пафосом уважения к человеческой личности, статья не только положила начало обширной педагогической публицистике Добролюбова, по явилась первым развернутым изложением в печати его демократических взглядов.
  
   1 В 1857 г. начали выходить "Журнал для воспитания" (ред. А. А. Чумиков) и "Русский педагогический вестник" (ред. Н. А. Вышнеградский).
   2 Вслед за статьей К. Е. Бема "О воспитании" (Морской сборник, 1856, No 1) там же были опубликованы статьи по проблемам воспитания И. И. Давыдова (1856, т. XXI), В. И. Даля (там же), Н. И. Греча (1856, т. XXII), А. Е. Разина (1856, т. XXVI), П. А. Валуева (1857, т. XXVII) и др.
   3 Цитата из статьи Н. И. Пирогова - Морской сборник, 1856, No 9, с. 587.
   4 Статья К. А. Зедергольма называлась "Домашнее и общественное воспитание".
   5 Добролюбов воспроизводит здесь один из аргументов сторонников "чистого искусства" против гоголевского направления в литературе.
   6 Морской сборник, 1856, No 9, с. 563-564.
   7 Вольный перевод цитаты из книги де Сталь "О Германии" (De Stall. Oeuvres completes, t. X, Paris, 1820, S. 173-174).
  

Другие авторы
  • Леонтьев Константин Николаевич
  • Орлов Е. Н.
  • Митрополит_Антоний
  • Авксентьев Николай Дмитриевич
  • Туган-Барановский Михаил Иванович
  • Толстой Алексей Константинович
  • Голдобин Анатолий Владимирович
  • Савинов Феодосий Петрович
  • Воронский Александр Константинович
  • Тютчев Федор Федорович
  • Другие произведения
  • Стахович Михаил Александрович - Былое
  • Ходасевич Владислав Фелицианович - Ни сны, ни явь
  • Маколей Томас Бабингтон - Маколей: биографическая справка
  • Ровинский Павел Аполлонович - Мои странствования по Монголии
  • Смирнова-Сазонова Софья Ивановна - Черная сотня
  • Кудрявцев Петр Николаевич - Кудрявцев П. Н.: биографическая справка
  • Сенковский Осип Иванович - Воспоминания о Сирии
  • Короленко Владимир Галактионович - Из дневника
  • Чехов Антон Павлович - Т. К. Шах-Азизова. Русский Гамлет
  • Белинский Виссарион Григорьевич - Сочинения князя В. Ф. Одоевского
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
    Просмотров: 369 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа