Главная » Книги

Эмин Федор Александрович - И. З. Серман. Из истории литературной борьбы 60-х годов 18 века, Страница 2

Эмин Федор Александрович - И. З. Серман. Из истории литературной борьбы 60-х годов 18 века


1 2

оду Петрова. Сумароков не принял и не мог принять нового поэта, для него в равной степени были неприемлемы и общественные позиции Петрова - его почти раболепное преклонение перед Екатериной II и Орловым, и его художественные позиции, воскрешавшие в традициях Ломоносова то, против чего Сумароков боролся на протяжении двух десятилетий. Появление "Дифирамва Пегасу" - такого быстрого, как бы мы сказали оперативного, отклика на новую оду нового поэта не могло не привлечь внимания литературных кругов.
   "Дифирамв Пегасу", следовательно, мог быть известен в литературных кругах в конце 1766-начале 1767 года; таким образом, этот намек в "Ученой шайке" приводит нас к 1767 году, который следует признать наиболее вероятной датой написания "Ученой шайки".
   "Ученая шайка" Эмина проясняет существенный момент в его взаимоотношениях с Сумароковым. Из дневника Семена Порошина мы знаем, что раздоры между ними начались давно. Однако "Ученая шайка", с одной стороны, и "Ядовитый" - с другой, свидетельствует о взаимном ожесточении сторон. Писатели-разночинцы начинают чувствовать более твердую почву под ногами. Их выступления против дворянской литературы становятся все более смелыми. "Ученая шайка" Эмина является одним из первых откровенных выступлений недворянской литературы против дворянского либерализма. Ведь основное политическое обвинение против Эргаста-Сумарокова, которое выдвигается Эминым,- это сервилизм и продажность. Сумароков обращается в одах к Екатерине - Эмин видит в этом прислужничество правительству, Сумароков превозносит свои заслуги перед литературой своего времени - Эмин видит в этом только тщеславие и неуважение к "обществу". Словом, "Ученая шайка" является свидетельством нарастания недворянских сил в литературе 1760-х годов, сил, заговоривших полным голосом в сатирических журналах 1769 года.
   Помимо памфлетных характеристик недругов Эмина из Морского корпуса, помимо карикатуры на Сумарокова, "Ученая шайка" содержит в себе и нравоописательный материал. Ер-неста, жена Петрокса, учит свою дочь Белизу жить по моде, т. е. обманывать мужа. Выслушав ее, Белиза говорит:
  
   И подлинно я была глупа и не знала, в чем состоит роскошь. Муж мой будет всегда мужем, хотя я и с другими буду знаться. Разве друзей иметь грешно? Другу же все приятности оказывать надобно и в возможных делах отказывать не должно. Куда великое счастье иметь разумную мать! Я бы бедная состарилась, не зная, что есть лучшего в свете, если бы не моя матушка.
  
   Петиметр Негрин, вычурно объясняющийся в любви Белизе, старый богач Юлиан, поклонник Ернесты, - все эти персонажи комедии Эмина совершенно явственно предвосхищают его журнальную сатиру.
   Таким образом, помимо своего литературно-полемического интереса, "Ученая шайка" важна как одна из звеньев творческого пути Эмина. Начав с романов авантюрных и политико-нравоучительных ("Похождение Мирамонда", "Приключения Фемистокла"), Эмин перешел к роману современному ("Письма Эрнеста и Доравры"), хотя и на иностранном материале.
   В "Ученой шайке" Эмин берется за сатирическое изображение современной русской жизни. Тяготевший к сатире с самого начала своей литературной работы, Эмин только в "Адской почте" с блеском проявил свое сатирическое дарование, первой пробой которого была "Ученая шайка".
  

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
Просмотров: 308 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа