*) Фонвизина, приславшаго ихъ въ редакц³ю "Собесѣдника" для напечатан³я. Помимо "отвѣтовъ", въ слѣдующихъ продолжен³яхъ "Былей к Небылицъ" императрица нерѣдко обращается къ нимъ съ намеками и сатирическими стрѣлами. (См. ст. о лит. дѣят. Екатерины II).
Сочинен³я императрицы Екатерины II.
Произведен³я литературныя. Подъ редакц³ей Apс. И. Введенскаго.
С.-Петербургъ. Издан³е А. Ф. Маркса. 1893.
1. Отчего у насъ спорятъ сильно въ такихъ истинахъ, кои нигдѣ уже не встрѣчаютъ ни малѣйшаго сомнѣн³я?
На 1. У насъ, какъ и вездѣ, всяк³й споритъ о томъ, что ему не не нравится или непонятно.
2. Отчего многихъ добрыхъ людей видимъ въ отставкѣ?
На 2. Мног³е добрые люди вышли изъ службы, вѣроятно, для того, что нашли выгоду быть въ отставкѣ.
3. Отчего всѣ въ долгахъ?
На З. Оттого въ долгахъ, что проживаютъ болѣе, нежели дохода имѣютъ.
4. Если дворянствомъ награждаются заслуги, а къ заслугамъ отверзто поле для всякаго гражданина, отчего же никогда не достигаютъ дворянства купцы, а всегда или заводчики, или откупщики?
На 4. Одни, бывъ богатѣе другихъ, имѣютъ случай оказать какую ни на есть такую заслугу, по которой получаютъ отлич³е.
5. Отчего у насъ тяжущ³еся не печатаютъ тяжебъ своихъ и рѣшен³й Правительства.
На 5. Для того, что вольныхъ типограф³й до 1782 года не было.
6. Отчего, не только въ Петербургѣ, но и въ самой Москвѣ перевелись общества между благородными?
На 6. Отъ размножившихся клубовъ.
7. Отчего главное старан³е большей части дворянъ состоитъ не въ томъ, чтобъ поскорѣй сдѣлать дѣтей своихъ людьми, а въ томъ, чтобъ поскорѣе сдѣлать ихъ, не служа, гвард³и унтеръ-офицерами?
На 7. Одно легче другого.
8. Отчего въ нашихъ бесѣдахъ слушать нечего?
На 8. Оттого, что говорятъ небылицу.
9. Отчего извѣстные и явные бездѣльники принимаются вездѣ равно съ честными людьми?
На 9. Оттого, что на судѣ не изобличены.
10. Отчего въ вѣкъ законодательный никто въ сей части не помышляетъ отличиться?
На 10. Оттого, что с³е не есть дѣло всякаго.
11. Отчего знаки почестей, долженствующ³е свидѣтельствовать истинныя отечеству заслуги, не производятъ по большей части къ носящимъ ихъ ни малѣйшаго душевнаго почтен³я?
На 11. Оттого, что всяк³й любитъ и почитаетъ лишь себѣ подобнаго, а не общественныя и особенныя добродѣтели.
12. Отчего у насъ не стыдно не дѣлать ничего?
На 12. С³е не ясно: стыдно дѣлать дурно, а въ обществѣ жить не есть не дѣлать ничего.
13. Чѣмъ можно возвысить упадш³я души дворянства? Какимъ образомъ выгнать изъ сердецъ нечувственность къ достоинству благороднаго зван³я? Какъ сдѣлать, чтобъ почтенное титло дворянина было несомнѣннымъ доказательствомъ душевнаго благородства?
На 13. Сравнен³е прежнихъ временъ съ нынѣшними покажетъ несомнѣнно, колико души ободрены, либо упали. Самая наружность, походка, и проч. то уже оказываетъ.
14. Имѣя Монархиню честнаго человѣка, что бы мѣшало взять всеобщимъ правиломъ, удостоиваться Ея милостей одними честными дѣлами, а не отваживаться проискивать ихъ обманомъ и коварствомъ?
На 14. Для того, что вездѣ, во всякой землѣ и во всякое время. родъ человѣческ³й совершеннымъ не родится.
14) Отчего въ прежн³я времена шуты, шпыни и балагуры чиновъ не имѣли, а нынче имѣютъ и весьма больш³е?
На 14) Предки наши не всѣ грамотѣ умѣли. NB. Сей вопросъ родился отъ свободоязыч³я, котораго предки наши не имѣли; буде же бы имѣли, то начли бы на нынѣшняго одного десять прежде бывшихъ.
15. Отчего мног³е пр³ѣзж³е изъ чужихъ краевъ, почитавш³еся тамо умными людьми, у насъ почитаются дураками; и наобороты отчего здѣшн³е умницы въ чужихъ краяхъ часто дураки?
На 15. Оттого, что вкусы разные, и что всяк³й народъ имѣетъ свой смыслъ.
16. Гордость большей части бояръ гдѣ обитаетъ: въ душѣ, или въ головѣ?
На 16. Тамо же, гдѣ нерѣшимость.
17. Отчего въ Европѣ, весьма ограниченный человѣкъ въ состоян³и написать письмо вразумителыюе, и отчего у насъ часто преострые люди пишутъ такъ безтолково?
На 17. Оттого, что тамо, учась слогу, одинако пишутъ; у насъ же всякъ мысли свои, не учась, на бумагу кладетъ.
18. Отчего у насъ начинаются дѣла съ великимъ жаромъ и пылкостью, потомъ же оставляются, а нерѣдко и совсѣмъ забываются?
На 18. По той же причинѣ, по которой человѣкъ старѣется.
19. Какъ истребить два сопротивые и оба вреднѣйш³е предразсудка: первый, будто у насъ все дурно, а въ чужихъ краяхъ все хорошо: второй, будто въ чужихъ краяхъ все дурно, a y насъ все хорошо?
На 19. Временемъ и знан³емъ.
20. Въ чемъ состоитъ нашъ нац³ональный характеръ?
На 20. Въ остромъ и скоромъ понят³и всего, въ образцовомъ послушан³и и въ корени всѣхъ добродѣтелей, отъ Творца человѣку данныхъ.
Къ г. сочинителю "Былей и Небылицъ" отъ сочинителя вопросовъ. *)
*) Дениса Ивановича Фонвизина.
По отвѣтамъ вашимъ вижу, что я нѣкоторые вопросы не умѣлъ написать внятно, и для того покорно васъ прошу принять здѣсь мое объяснен³е.
Въ разсужден³и вопроса о нечувственности къ достоинству благороднаго зван³я, позвольте мнѣ сказать вамъ, государь мой, что разумъ онаго совсѣмъ другой, нежели въ какомъ, повидимому, вы его принимаете. Если вы мой согражданинъ, то кто бы вы ни были, можете быть увѣрены, что я ни вамъ и никому изъ моихъ согражданъ не уступлю въ душевномъ чувствован³и всѣхъ неисчетныхъ благъ, которыя, въ течен³е слишкомъ двадцати лѣтъ, изливаются на благородное общество. Надобно быть извергу, чтобъ не признавать, какое ободрен³е душамъ подается. Мой вопросъ точно отъ того и произошелъ, что я пораженъ былъ тою нечувственностью, которую къ сему самому ободрен³ю изъявляютъ мног³е злонравные и невоспитанные члены сего почтеннаго общества. Мнѣ случилось по своей землѣ поѣздить. Я видѣлъ, въ чемъ большая часть носящихъ имя дворянина полагаетъ свое любочест³е. Я видѣлъ множество такихъ, которые служатъ, или паче занимаютъ мѣста въ службѣ, для того только, что ѣздятъ на парѣ. Я видѣлъ множество другихъ, которые пошли тотчасъ въ отставку, какъ скоро добились права впрягать четверню. Я видѣлъ отъ почтеннѣйшихъ предковъ презрительныхъ потомковъ. Словомъ: я видѣлъ дворянъ раболѣпствующихъ. Я дворянинъ, и вотъ что растерзало мое сердце; вотъ что подвигло меня сдѣлать сей вопросъ. Легко станется, что я не умѣлъ положить его на бумагу, какъ думалъ, но я думалъ честно, и имѣю сердце, пронзенное благодарностью и благоговѣн³емъ къ великимъ дѣян³ямъ всеобщ³я нашея Благотворительницы. Ласкаюсь, что всѣ тѣ честные люди, отъ коихъ имѣю счаст³е быть знаемъ, отдадутъ мнѣ справедливость, что перо мое никогда не было и не будетъ омочено ни ядомъ лести, ни желчью злобы.
Вседушевно благодарю васъ за отвѣтъ на мой вопросъ: "отчего тяжущ³еся не печатаютъ тяжебъ своихъ и рѣшен³й Правительства?" Отвѣтъ вашъ подаетъ надежду, что размножен³е типограф³й послужитъ не только къ распространен³ю знан³й человѣческихъ, но и къ подкрѣплен³ю правосуд³я. Да облобызаемъ мысленно, съ душевною благодарностью, десницу правосуднѣйш³я и премудрыя Монархини. Она, отверзая новыя врата просвѣщен³ю, въ то же время и тѣмъ же самымъ полагаетъ новую преграду ябедѣ и коварству. Она и въ семъ случаѣ слѣдуетъ своему всегдашнему обычаю; ибо разсѣчь однимъ разомъ камень претыкан³я и вдругъ источить изъ него два цѣлебные потока есть образъ чудодѣйств³я, Екатеринѣ II весьма обычайный. Способомъ печатан³я тяжебъ и рѣшен³й гласъ обиженнаго достигнетъ во всѣ концы отечества. Мног³е постыдятся дѣлать то, чего дѣлать не страшатся. Всякое дѣло, содержащее въ себѣ судьбу имѣн³я, чести и жизни гражданина, купно съ рѣшен³емъ судившихъ, можетъ быть извѣстно всей безпристрастной публикѣ; воздастся достойная хвала праведнымъ судьямъ; возгнушаются честныя сердца неправдою судей безсовѣстныхъ и алчныхъ. О, если бъ я имѣлъ талантъ вашъ, г. сочинитель "Былей и Небылицъ"! съ радостью начерталъ бы я портретъ судьи, который, считая всѣ свои бездѣльства погребенными въ архивѣ своего мѣста, беретъ въ руки печатную тетрадь, и вдругъ видитъ въ ней свои скрытыя плутни, объявленныя во всенародное извѣст³е. Если бъ я имѣлъ перо ваше, съ какою бы живостью изобразилъ я, какъ, пораженный симъ нечаяннымъ ударомъ, безсовѣстный судья блѣднѣетъ, какъ трясутся его руки, какъ, при чтен³и каждой строки, языкъ его нѣмѣетъ и по всѣмъ чертамъ его лица разливается стыдъ, проникнувш³й въ мрачную его душу, можетъ быть, въ первый разъ отъ рожден³я. Вотъ г. сочинитель "Былей и Небылицъ", вотъ портретъ, достойный забавной, но сильной вашей кисти.
Чрезъ вопросъ: "отчего у насъ не стыдно не дѣлать ничего?" разумѣлъ я, отчего празднымъ людямъ не стыдно быть праздными?
Статьею о шпыняхъ и балагурахъ хотѣлъ я показать только несообразность балагурства съ большимъ чиномъ. Вы, можетъ быть, спросите меня, для чего же вопроса моего не умѣлъ я такъ написать, какъ теперь говорю. На с³е буду вамъ отвѣчать вашимъ же отвѣтомъ на мой вопросъ, хотя совсѣмъ другого рода. "Для того, что вездѣ, во всякой землѣ и во всякое время, родъ человѣческ³й совершеннымъ не родится".
Признаюсь, что благоразумные ваши отвѣты убѣдили меня внутренне, что я самаго добраго намѣрен³я исполнить не умѣлъ, и что не могъ я дать моимъ вопросамъ приличнаго оборота. С³е внутреннее мое убѣжден³е рѣшило меня заготовленные еще вопросы отмѣнить, не столько для того, чтобъ невиннымъ образомъ не быть обвиняему въ свободоязыч³и, ибо у меня совѣсть спокойна, сколько для того, чтобъ не подать повода другимъ къ дерзкому свободоязыч³ю, котораго всей душою ненавижу.
Видя, что вы, государь мой, въ числѣ издателей "Собесѣдника", покорно прошу помѣстить въ него с³е письмо. Напечатан³е онаго будетъ для меня весьма лестнымъ знакомъ, что вы моимъ объяснен³емъ довольны. Доброе мнѣн³е творца, вмѣщающаго, какъ вы, въ творен³я свои пользу и забаву въ степени возможнаго совершенства, должно быть для меня неоцѣненно; напротивъ же того, всякое ваше неудовольств³е, мною въ совѣсти моей ничѣмъ незаслуженное, если какимъ-нибудь образомъ буду имѣть несчаст³е примѣтить, приму я съ огорчен³емъ за твердое основан³е непреложнаго себѣ правила: во всю жизнь мою за перо не приниматься.