светской" молодежи, разговоры, опять и опять, шли о "самодержавии". Вопрос ведь поднят был еще в Собраниях... и как теперь обострился! Студенты, за один-два года, успели вырасти, словно за 10 лет. Даже те, оставшиеся, не ушедшие в действенную политику с головой, подобно Леониду Семенову, ставили теперь вопрос реально. По существу спора не было: чисто "духовная" формула - "самодержавие от Антихриста!" - так или иначе принималась всеми. У "светских" и без Антихриста довольно находилось исторических и философских доводов для такого же горячего отрицания абсолютизма. Конечно, была в попутных спорах и отвлеченность, порою наивность; но когда же, если верить Достоевскому, обходились без этого "русские мальчики"? "Да, - говорили одни, - самодержавие должно быть уничтожено; но надо, при этом, чтобы сама "идея погасла в умах"; иначе оно непременно вернется, без личины или под личиной, а с ним и рабство".
Другие кричали: "Пожалуйста, гасите идею! Через пять десятилетий вы еще будете сомневаться, совсем ли она в народе погасла! А что, если и теперь ее почти уже нет? Свергнутое самодержавие увлечет за собой и свою идею!".
Но как здесь, так и в других, думается, кругах, еще сохранялись тогда иллюзии относительно дарованных "свобод", конституции, парламента... Что же, мол, за самодержавие, если будет Дума? С ней начинается политическая жизнь в России; фактом бытия своего Дума уничтожает и самодержавие, и само его имя.
В церковной среде происходило какое-то движение, но уходящее внутрь. Тернавцев вдруг увлекся московской рабочей организацией, - ее окрестили впоследствии "зубатовщиной". Считается, что это была затея мрачно реакционная. Вряд ли так: мы были у Тернавцева на двух заседаниях, вместе с несколькими либеральными церковниками; присутствовало 6-7 московских рабочих-делегатов. И впечатление от этих вечеров у нас осталось скорее хорошее. Впрочем, тернавцевского увлечения мы не разделяли, и как потом дело обернулось - я не знаю.
Время, между тем, шло... летело, вернее. Вся зима 1905-1906 гг. видится мне теперь, как одна черта, разноцветным зигзагом промелькнувшая и погасшая.
Впервые: Последние Новости. 1932. 27 мая. No 4083. С. 3. Эпиграф из романа П. И. Мельникова-Печерского "В лесах" (1875). Ч. IV. Гл. 1.
..ледяная пустыня без конца-края, а по ней ходит лихой человек. - Слова К. П. Победоносцева получили широкую известность. В. В. Розанов передает их в статье "К. П. Победоносцев" (1907).
Перцов Петр Петрович (1868-1947) - критик, издатель, друг В. В. Розанова.
...в статье Флоренского... - в "Новом Пути" напечатаны две статьи П. А. Флоренского: "О суеверии" (1903. No 8) и "О символах бесконечности" (1904. No 9).
Иванов Евгений Павлович (1879-1942) - публицист, друг А. Блока и автор воспоминаний о нем.
Ельчанинов Александр Викторович (1881-1934) - протоиерей, покинул Россию в 1921 г.; в Париже посмертно вышли его "Записки" (1935).
Владыка Антоний - знакомство П. А. Флоренского с епископом Антонием произошло благодаря А. Блоку в марте 1904 г. (см.: Игумен Андроник. Епископ Антоний (Флоренсов) - духовник священника Павла Флоренского // Журнал Московской Патриархии. 1981. No 9-10).
Э. и Свенцицкий - имеются в виду философ Владимир Францевич Эрн (1881/82-1917) и писатель Валентин Павлович Свенцицкий (1879-1931), возглавлявшие в 1905 г. "Христианское братство борьбы".
...не ремизовали... - не осознавали (фр.).
Рождественский (правильно: Рожественский) Зиновий Петрович (1848-1909) - вице-адмирал. В русско-японскую войну командовал 2-й Тихоокеанской эскадрой, совершившей переход из Балтийского моря на Дальний Восток, один из главных виновников ее разгрома в Цусимском сражении 14-15 (27-28) мая 1905 г.
Чулков Георгий Иванович (1879-1939) - писатель; учился в Московском университете и в 1899 г. был сослан за участие в студенческом движении.
"Психология и Философия" - имеется в виду московский журнал "Вопросы философии и психологии" (1889-1918).
Святополк-Мирский Петр Данилович (1857-1914) - князь, с августа 1904 г. по январь 1905 г. министр внутренних дел; министр внутренних дел В. К. Плеве был убит 15 июля 1904 г.
Коллонтай Александра Михайловна (1872-1952) - участница большевистского переворота 1917 г., в 1930-1945 гг. посол в Швеции.
Волжский-Глинка (1878-1940) - литературовед, автор сборника статей "Из мира литературных исканий" (1906).
"Стихи о Прекрасной Даме" - книга А. Блока вышла в октябре 1904 г. Рецензия в "Новом Пути" (1904. No 12, подписана буквой X) принадлежит Гиппиус. Раньше появилась положительная рецензия Вяч. Иванова (Весы. 1904. No 11).
"Вопросы Жизни" - журнал выходил с января по декабрь 1905 г. и был продолжением "Нового Пути".
Гапон Георгий Аполлонович (1870-1906) - священник, организатор петиции петербургских рабочих царю и шествия к Зимнему дворцу 9 января 1905 г., окончившегося расстрелом демонстрантов.
Варламов Константин Александрович (1848-1915) - с 1875 г. артист Александрийского театра в Петербурге.
...Вячеслав Иванов <...> переселился <...> в Петербург. - С осени 1905 г. петербургская квартира Вяч. И. Иванова ("Башня") стала литературным салоном ("ивановские среды").
...Они были <...> сумасшедшие. - Имеется в виду рассказ Гиппиус "Нет возврата" (в ее сборнике "Лунные муравьи", 1912) о тех, кто вернулся с русско-японской войны.
"нахальство ушло" - книга В. В. Розанова "Когда начальство ушло... 1905-1906 гг." вышла в 1910 г.
...о восстании, о "Пресне". - Имеется в виду вооруженное восстание в Москве 9-18 декабря 1905 г., организованное большевиками. Баррикадные бои происходили на Пресне.
Оболенский Алексей Дмитриевич (1855-1933) - обер-прокурор Синода с октября 1905 г. по апрель 1906 г.
"мэонигеская" философская система - философское учение о "меонизме" (от греч. meon - несуществующее), вобравшее в себя идеи Ф. Ницше и восточной мистики, обосновал Николай Максимович Минский (Виленкин; 1855-1937) в книге "При свете совести: Мысли и мечты о цели жизни" (1890).
"Пролетарии всех стран, соединяйтесь!.." - лозунг из "Гимна рабочих" H. M. Минского, опубликованного в большевистской газете "Новая Жизнь" 13 ноября 1905 г.
"русские малыши" - о них Ф. М. Достоевский пишет в романе "Братья Карамазовы" (Кн. 5. Гл. III. Братья знакомятся).
"зубатовщина" - легальные рабочие организации для решения экономических вопросов, созданные начальником Московского охранного отделения полиции Сергеем Васильевичем Зубатовым (1864-1917).