южетов для драм, романов, поэм, комедий, рассказов. Не было еще такой эпохи, когда искусство располагало бы таким разнообразным материалом, какой предлагает искусству материал нашей страны. Никогда еще литератор не пользовался такой широкой, свободной возможностью непосредственного общения с читателем, какая открыта пред ним в нашей стране.
Я кончаю, искренно желая вам, товарищи, почувствовать и понять всю силу ответственности, возлагаемой на вас революционной эпохой и Страной Советских Социалистических Республик.
В двадцать седьмой том вошли статьи, доклады, речи, приветствия, написанные и произнесенные М. Горьким в 1933-1936 годах. Некоторые из них входили в авторизованные сборники публицистических и литературно-критических произведений ("Публицистические статьи", издание 2-е - 1933; "О литературе", издание 1-е - 1933, издание 2-е - 1935, а также в издание 3-е - 1937, подготавливавшееся к печати при жизни автора) и неоднократно редактировались М. Горьким. Большинство же включенных в том статей, докладов, речей, приветствий были опубликованы в периодический печати и в авторизованные сборники не входили. В собрание сочинений статьи, доклады, речи, приветствия М. Горького включаются впервые.
Первая половина статьи (кончая словами: "как этого заслуживает наш читатель", стр. 220 настоящего тома) впервые напечатана одновременно в газетах "Правда", 1934, No 111, 22 апреля, "Известия ЦИК СССР и ВЦИК", 1934, No 95, 22 апреля, и "Литературная газета", 1934, No 50, 22 апреля. Полностью статья впервые напечатана в журнале "Литературная учеба", 1934, No 4.
Включалась во второе и третье издания сборника статей М. Горького "О литературе".
Печатается по тексту второго издания указанного сборника, сверенному с рукописью и машинописью (Архив А. М. Горького).
Мудрый человек Энгельс совершенно правильно указал, что "наше учение - не догма, а руководство к действию"... - См. К. Mapкс и Ф. Энгельс, Избранные письма, 1947, стр. 396. - 210.
Социальную значимость работы Бальзака поняли только Энгельс и Маркс. - К. Маркс называл Бальзака писателем "вообще замечательным по глубокому пониманию реальных отношений" (сб. "К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве", М. - Л. 1937, стр. 319). Фридрих Энгельс писал о Бальзаке в письме к М. Гаркнес:
"...Бальзак, которого я считаю гораздо более крупным художником-реалистом, чем все Золя прошлого, настоящего и будущего, в своей "Человеческой комедии" дает нам самую замечательную реалистическую историю французского "общества", описывая в виде хроники нравы, год за годом, с 1816 до 1848 года, все усиливающийся нажим поднимающейся буржуазии на дворянское общество, которое оправилось после 1815 г. и опять, насколько это было возможно (tant bien que mal), восстановило знамя старой французской политики. Он описывает, как последние остатки этого образцового для него общества постепенно погибли под натиском вульгарного денежного выскочки или были развращены им; как grande dame, супружеские измены которой были лишь способом отстоять себя, вполне отвечавшим тому положению, которое ей было отведено в браке, уступила место буржуазной женщине, которая приобретает мужа для денег или нарядов; вокруг этой центральной картины он группирует всю историю французского общества, из которой я узнал даже в смысле экономических деталей больше (например, перераспределение реальной [real] и личной собственности после революции), чем из книг всех профессиональных историков, экономистов, статистиков этого периода, взятых вместе. Правда, Бальзак политически был легитимистом. Его великое произведение - непрестанная элегия по поводу непоправимого развала высшего общества; его симпатии на стороне класса, осужденного на вымирание. Но при всем этом его сатира никогда не была более острой, его ирония более горькой, чем тогда, когда он заставляет действовать аристократов, мужчин и женщин, которым он глубоко симпатизирует. Единственные люди, о которых он говорит с нескрываемым восхищением, это его наиболее ярые противники, республиканские герои CloНtre Saint Merri, люди, которые в то время (1830-1836) были действительно представителями народных масс. То, что Бальзак был принужден идти против своих собственных классовых симпатий и политических предрассудков, то, что он видел неизбежность падения своих излюбленных аристократов и описывал их как людей, не заслуживающих лучшей участи, и то, что он видел настоящих людей будущего там, где в это время их только можно было найти, это я считаю одной из величайших побед реализма, одной из величайших особенностей старика Бальзака" (сб. "К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве", М. - Л., 1937, стр. 164). - 216.
...где подвиги "славы, чести, геройства"... - См. примечание на стр. 549 настоящего тома. - 219.