направления (см., например, статью "Парадоксы органической критики", письмо первое, 1864).
8 Гораций. Сатиры, книга первая, сатира четвертая, строка 62.
9 Откровенная самокритика. Г. был снисходителен к молодым поэтическим дарованиям и склонен был порой преувеличивать их талант. Потом иногда он раскаивался, как, например, в случае с В. В. Крестовским.
10 "Альбомными побрякушками" назвал некоторые лирические стихотворения Пушкина Добролюбов в рецензии "Стихотворения Ивана Никитина" (1860).
11 Г. имеет в виду статьи Гымалэ (псевдоним Ю. А. Волкова), критика и фельетониста "Санкт-Петербургских ведомостей" (см. о "Сарданапале" Байрона - 1861, No 38, 16 февраля, с. 197-198; о Печорине - 1860, No 190, 2 сентября, с. 991). Гымалэ иронизировал над классиками с позиций "реалистического утилитаризма" 1860-х годов. С той же точки зрения критиковал он статьи самого Г. "Искра" в фельетоне "Литературные вести" (1860, No 35, с.375-376), сведя Г. и Гымале как собеседников, иронически высмеяла обоих.
12 Очевидно, имеется в виду журнал "Искра", предмет постоянного негодования Г. в статьях и письмах 1860-х годов. Иногда его гнев был справедлив (когда "Искра" допускала ту или иную бестактность или когда ее сатира скатывалась к либеральному обличительству), но в целом недовольство Григорьева объясняется коренным его несогласием с демократическим направлением журнала.
13 См. статью "Искусство и нравственность. Новые Grubeleien по поводу старого вопроса" (наст. том, с. 246-260).
14 Имеются в виду статьи "Русская литература в 1850 году" и "Русская литература в 1851 году" (Отеч. зап., 1851, No 1; 1852, No 2). Автор первого отзыва - А. Д. Галахов, второго - П. Н. Кудрявцев.
15 Павел Бешметев и Бахтиаров - герои повести "Тюфяк" Писемского; Мамилова - героиня повести "Сергей Петрович Хозаров и Мари Ступицына (брак по страсти)".
16 Повесть Писемского "M-r Батманов" подверглась критике в статье С. С. Дудышкина "Русская литература в 1852 году" (Отеч. зап., 1853, No 1) за "резкое" разоблачение "столичного льва" и замедленность действия.
17 Имеется в виду заключительная часть статьи первой в обзоре "Русская литература в 1851 году" (Отеч. зап., 1852, No 1, с. 34-35). Эта часть статьи принадлежит перу А. Д. Галахова.
18 Имеются в виду "Выбранные места из переписки с друзьями", гл. 18, письмо третье, и "Мертвые души", гл. 7.
19 Речь идет о фельетоне А. В. Дружинина "Письма иногороднего подписчика о русской журналистике" (БдЧ, 1852, No 1, с. 121).
20 Перепетуя Петровна - персонаж повести "Тюфяк" Писемского.
21 Мы совершенно созрели - крылатая фраза в журналистике 1860-х годов. Во время либерального диспута в Петербургском пассаже 13 декабря 1859 года председатель диспута Е. И. Ламанский заявил: "Мы еще не созрели для публичных споров" - и закрыл его; на другом диспуте, в университете, М. П. Погодин, наоборот, утверждал, что для этого "мы созрели". Добролюбов издевался над этими фразами в своих статьях и сочинил сатирическое стихотворение "Мы созрели! Мы созрели!..".
22 Масуров - персонаж повести "Тюфяк" А. Ф. Писемского.
23 В 1860 году некий А. П. Козляинов избил в вагоне поезда пассажирку-немку. Об этом случае с возмущением писали газеты, с протестом выступил и известный своим "задиристым" характером публицист Л. Л. Камбек. "Искра", иронически относясь в то время к так называемому "женскому вопросу", высмеяла Камбека в заметке П. И. Вейнберга (см.: Гейне из Тамбова. Одна из моих надежд. - No 39, с. 562).
24 Некто М. Т. в корреспонденции "Из путевых заметок от Санкт-Петербурга до Иркутска" (Санкт-Петербургские ведомости, 1861, No 36, 14 февраля, с. 185) подробно рассказал о благотворительном литературно-музыкальном вечере в Перми 27 ноября 1860 года и о чтении Е. Э. Толмачевой "Египетских ночей" Пушкина. Это событие издевательски истолковал П. И. Вейнберг (псевдоним - Камень-Виногоров) в фельетоне "Русские диковинки" (Век, 1861, No 8). Фельетон вызвал бурю протестов, и Вейнберг вынужден был печатно извиниться перед Толмачевой (там же, No 10).
25 Повесть "Боярщина" ("Виновата ли она?"), свое первое произведение, Писемский писал в 1844-1846 годы, но тогда она была запрещена николаевской цензурой и опубликована лишь в 1858 году. Г., конечно, знал об этих фактах.
26 Единственное упоминание в московских журналах о сцене Калиновича с Амальхен содержится в рецензии на "Тысячу душ" С. Р. (Русский вестник, 1858, октябрь, кн. 2; Современная летопись, с. 307). Но критик сетует на композиционно излишние подробности, а не на неприличие сцены.
27 Повести П. Н. Кудрявцева.
28 Речь идет о содержательной, написанной в традициях демократической критики статье А. Ф. Писемского "Сочинения Н. В. Гоголя, найденные после его смерти. "Похождения Чичикова, или Мертвые души". Часть 2-я" (Отеч. зап., 1855, No 10).
29 Выражение из книги де Сталь "Десять лет в изгнании" (1821; ч. 2, гл. 16).
30 В журнальном тексте опечатка: вместо "Лежнева" - "Летаева".