Главная » Книги

Гроссман Леонид Петрович - Россия Салтыкова, Страница 2

Гроссман Леонид Петрович - Россия Салтыкова


1 2

! - ибо не грустная и не смешная, не беспорядочная, грешная и беспомощная, а воистину страшная, жуткая и отталкивающая жизнь возникает из этой сплошной картины распутства и неистовства, кретинизма и кровожадности. Иногда эта атмосфера ненависти, злобы и глупости так сгущается, что нам становится душно. В этой мрачной книге некого любить и нечем любоваться. Автор ее спокойно и презрительно обнажает перед нами изнанку официальной истории, чтоб раскрыть во всем ее отвратительном виде печальную картину распада и разложения вымирающей власти. "История одного города" кажется протоколом вскрытия.
   Как далек этот гигантский памфлет Салтыкова от великой и человечной сатиры Раблэ! По словам одного французского критика, корабль Пантагрюэля плывет в открытом океане Природы и Науки, ветер будущего вздувает его паруса, заря Ренессанса пылает на горизонте; как и корабль Гулливера, он пристает к символическим островам лжи и невежества, - "но веселые великаны, плывущие на нем, презирают их чудовищ, разгоняют их призраки и заклинают их демонов раскатами громового смеха"...
   Сколько бодрости и жизненной силы в такой сатире! Герои Салтыкова не знают этих радостных вдохновений и творческих надежд. Их прошлое жалко и безобразно, их будущее безнадежно. Их мечтам и ожиданиям положен предел аракчеевским речением: "Идет некто за мною, который будет еще ужаснее меня". И зловещим эпилогом их летописи звучит ее заключительная фраза: "История прекратила течение свое"... Нет исхода из этой жизни под игом безумия, нет просвета в тягостной грусти, отлагаемой в сознании читателя этой бессмертной и печальной книгой.
   Но нужно помнить задание сатирика. Тысячелетие рабства и века железного гнета предопределяли его разрушительный пафос и отточили его разящий стиль. Холодный, суровый и ясновидящий взгляд писателя здесь менее всего мог изменить ему. Задолго до революции он обрек на гибель русский монархизм, с неподражаемым искусством вскрыв его внутреннюю опустошенность и показав своим современникам жуткое вырождение его последних носителей. В русской художественной литературе нет более мощной сатиры на вымирающих представителей вековой династии, вызвавшей в эпоху своего безусловного господства беспощадное и выстраданное слово одного угрюмого и смелого художника. Возмущение тысячелетним списком насилий и обид сообщило мужественную энергию этим бичующим страницам, а строгий дар словесного мастера придал выпуклую завершенность чудовищным образам, порожденным этим неподражаемым сарказмом.
   Вот почему среди русских книг навсегда сохранится эта жуткая отходная российскому самодержавию, неумолимо и гневно прозвучавшая ему в лицо ровно за полстолетия до его крушения.
  
   1925
  
  
  
  

Другие авторы
  • Эберс Георг
  • Витте Сергей Юльевич
  • Шрейтерфельд Николай Николаевич
  • Геллерт Христиан
  • Ершов Петр Павлович
  • Ломан Николай Логинович
  • Орлов Е. Н.
  • Грей Томас
  • Креницын Александр Николаевич
  • Найденов Сергей Александрович
  • Другие произведения
  • Краснов Петр Николаевич - Мантык, охотник на львов
  • Гмырев Алексей Михайлович - Стихотворения
  • Федоров Николай Федорович - Властолюбие или отцелюбие?
  • Дживелегов Алексей Карпович - Сорель, Альбер
  • Опочинин Евгений Николаевич - Терпигорев Сергей Николаевич
  • Лохвицкая Мирра Александровна - Переписка с Вас. Ив. Немирович-Данченко
  • Белинский Виссарион Григорьевич - О Борисе Годунове, сочинении Александра Пушкина
  • Рекемчук Александр Евсеевич - Я пишу теперь совершенно иначе
  • Горький Максим - Приветствие к пятнадцатилетию советской кинематографии
  • Ишимова Александра Осиповна - А. О. Ишимова: биографическая справка
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
    Просмотров: 331 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа