ание того, что ей должно делать и как жить среди отвергнутой ею общественной организации; но почва, несомненно, уцелеет, ибо она, конечно, прочнее всех растений, которые производит.
Мы показали достоинства, недостатки и общее значение двух крайних нравственных миросозерцаний нашего времени. Где же настоящий нравственный идеал? Очевидно, мы должны искать его все-таки в примирении внешнего и внутреннего, материального и духовного, - скажем смелее: "языческого" и "христианского". Если созданный три века тому назад компромисс науки и религии, знания и веры, оказался несостоятельным, то значит ли это, что невозможен другой, лучший, - что невозможен синтез более широкий, органический и полный?
Мы твердо верим, что он будет найден. Но кто же его найдет, на чьей обязанности найти его?
Дело идет, конечно, не о том, чтоб указать личность, которая найдет выход из современных противоречий. Личность - орудие и проявление общих мировых сил. Вопрос в том, каким методом, в какой области вопрос может быть разрешен? Эти метод и область давно известны философу. Крайности этических миросозерцаний нашего времени ставят новую задачу перед философией как той примиряющей наукою наук, которая пересматривает и проверяет фундамент всякого знания, обобщения, синтеза.
Задача философии нашего времени - понять все великие уроки ближайшего времени, понять Толстого и Ницше и многих других выразителей современного неустойчивого и колеблющегося нравственного сознания человечества и, усвоив истинное и доброе в их учениях, переработать все это в новое, цельное миросозерцание, теоретическое и практическое. Мы живем уже целое столетие традициями кантовской философии18, механически примиренным противоречием его теоретического и практического разума. Фр. Ницше - бессознательный протест критики теоретического разума против критики практического, Толстой - не менее бессознательный протест критики практического разума против критики (чистого) теоретического. Таково значение этих мыслителей "sub specie aeternitatis". Это - старая, вечно старая, возобновленная в нашем веке борьба демокритовского и сократовского учения, Аристотеля и Платона, реализма и идеализма. "Das ist eine alte Geschichte, doch bleibt sie immer neu", - ибо формы жизни изменяются.
Глубоким чувством перспективы должен обладать мыслитель, который всему этому старому укажет новое место и вновь примирит усовершенствованное самопознание с переработанным пониманием законов вещей.
Впервые: Вопросы философии и психологии. 1893. Кн. 1 (16). С. 129-154. Статья печатается по изданию: Нравственные идеалы нашего времени. М., 1893. Отд. оттиск.
Грот Николай Яковлевич (1852-1899) - философ, психолог, профессор Московского университета (с 1886 г.). Родился в семье известного филолога, академика Я. К. Грота, автора "Чтений о русском языке" (Ч. 1. СПб., 1840). Один из организаторов Московского психологического общества и первый редактор журнала "Вопросы философии и психологии" (с 1889 г.). Магистерская диссертация - "Психология чувствований в ее истории и главных основах" (1879-1880 гг.), докторская - "К вопросу о реформе логики" (1882 г.). В области этики отстаивал утилитарный взгляд ["К вопросу о свободе воли" (1884), "О научном значении пессимизма и оптимизма как мировоззрений" (1884)]. Перемена во взглядах происходит с переездом в Одессу, где он был профессором Новороссийского университета (1885- 1886 гг.). Основой философии в работах "Джордано Бруно и пантеизм" (1885), "О душе в связи с современными учениями о силе" (1886) теперь признается метафизика, а сама философия есть "чувство всемирной жизни". Создается новая этика с признанием принципа свободы воли: "Критика понятия свободы воли в связи с понятием причинности" (1889). Трактаты "Основания нравственного долга" (1892) и "Устои нравственной деятельности" (1895) стали памятниками русского шопенгауэрианства, что не могло не импонировать Толстому. В области психологии Грот отстаивал принцип самонаблюдения: "Жизненные задачи психологии" (1890); "К вопросу о значении идеи параллелизма в психологии" (1894); "Понятие души и психической жизни в психологии" (1897).
Соч.: Философия как ветвь искусства. СПб., 1880; Отношение философии к науке и искусству. Киев, 1883; Эгоизм и альтруизм перед судом здравого смысла и науки. СПб., 1884; Критика понятия свободы воли в связи с современными учениями о силе. Одесса, 1886; Философия и ее общие задачи. СПб., 1904.
См. о нем: Соловьев Вл. С. Три характеристики // Собр. соч.: В 10-ти т. СПб., 1911-1914. Т. 9; Николай Яковлевич Грот в воспоминаниях, письмах товарищей, учеников, друзей и почитателей. СПб., 1911 (с библиографией трудов Н. Я. Грота).
Толстой познакомился с Гротом в 1885 г. Знакомство переросло в дружбу и деятельное сотрудничество. В апреле 1885 г. Толстой пишет Черткову: "Познакомился я здесь с Гротом - философом, он мне очень понравился - надеюсь, не только потому, что он разделяет мои взгляды" (85, 160). Еще ранее Грот прислал Толстому свою книжку о Джордано Бруно, на которую Толстой реагировал самым положительным образом. В сборнике памяти Грота Толстой опубликовал "Воспоминания о Н. Я. Гроте", вошедшие в 38-й том его Полного собрания сочинений (М., 1936); письма Толстого к Гроту см. в т. 64. См.: Брейтбург С. М. Толстой и Грот (по неизданным материалам) // Печать и революция. 1928. No 6. С. 76-84.
1 Бисмарк Отто фон Шёнхаузен (1815-1898) - первый рейхсканцлер Германской империи в 1871-1890 гг. Организатор Тройственного союза 1882 г., направленного против Франции и России.
2 Конт Огюст (1798-1857) - французский философ, один из классиков позитивизма. Автор "Курса позитивной философии" (1830-1842) (рус. пер. под назв. "Курс положительной философии", т. 1-2., 1899-1900). Автор так называемой "религии человечества". Свое отношение к Конту Л. Толстой выразил в форме резкой критики в 30-й главе статьи "Так что же нам делать?" (1882-1886). Еще более выразительные оценки учения Конта связаны со знакомством, беседами и перепиской Толстого с Вильямом Фреем (Владимиром Константиновичем Гейнсом, 1839-1888), русским, из эстонских дворян, принявшим это имя с переходом в североамериканское подданство. В 1885 г. Фрей был приглашен в Ясную Поляну и пытался уговорить Толстого снять критику Конта как автора учения, не способного служить нравственным руководством для людей в их практической жизни. Об отношениях Фрея и Толстого см. публикацию известного биографа Толстого П. И. Бирюкова (Л. Н. Толстой и В. Фрей // Минувшие годы. 1908. No 9) и его же статью "Вильям Фрей" в "Русских Пропилеях" (под ред. Гершензона. М., 1915. Т. 1. С. 276-362).
3 Ницше Фридрих (1844-1900) - немецкий философ-иррационалист, сочинения которого приобрели в России чрезвычайную популярность и создали свою школу мысли, сюжет философской критики и даже тип поведения. Соч.: Сочинения: В 2-х т. М., 1990. Об истории русского ницшеанства см.: Налимов А. Ницшеанство у русских беллетристов // Интересные романы. 1910. No 3. С. 94-99; Михайловский Б. В. Ницше в России // Лит. энциклопедия. М., 1934. Т. 8. Стб. 106; Шестаков В. П. Ницше и русская мысль // Россия и Германия: Опыт философского диалога. М., 1993; Nietzsche in Russia / Ed. by Rosenthal B. Princeton Univer. press, 1986. Переводы Ницше в России стали появляться с 1894 г.: ["Так говорил Заратустра" (1898)], собрания сочинений - с 1900 г. В содержательной статье Р. Ю. Данилевского [Русский образ Фридриха Ницше: (Предыстория и начало формирования) // На рубеже XIX и ХХ веков: Из истории международных связей русской литературы. Л., 1991. С. 3-43] показан диалог Ницше и Толстого на уровне текстов. В статье "Религия и нравственность" (1893) мы встречаем: "Недавно ставший столь известным несчастный Ницше <...> неопровержим, когда он говорит, что все правила нравственности, с точки зрения существующей христианской философии, суть только ложь и лицемерие, и что человеку гораздо выгоднее, и приятнее, и разумнее составить сообщество Übermensch'ев и быть одним из них, чем тою толпой, которая должна служить подмостками для этих Uebermensch'ев" (39, 20). См. обзорную работу: Щеглов В. Г. Гр. Лев Николаевич Толстой и Фридрих Нитче: Очерк философско-нравственного их мировоззрения. Ярославль, 1897.
4 Преображенский Василий Петрович (1864-1900) - философ, критик, соредактор "Вопросов философии и психологии". Памяти В. П. Преображенского был посвящен 54-й номер, в который вошли статьи С. Н. Трубецкого, Н. Котляревского, В. И. Герье и П. Д. Боборыкина [последний вывел Преображенского в образе Кострицина в романе "Перевал" (1893) - первом в России ницшеанском романе]. Грот имеет в виду статью Преображенского: "Фридрих Ницше: критика морали альтруизма" (Вопросы философии и психологии. 1892. Кн. 15. С. 115-119), на которую отозвался Л. М. Лопатин [Больная искренность // Вопросы философии и психологии. 1893. Кн. 1 (16)]. В спор с Гротом вступил Н. К. Михайловский (Литература и жизнь // Русское богатство. 1894. No 11. С. 11-128; No 12. С. 84-110). Эти работы вошли в обширный корпус памятников первоначального русского ницшеанства. Назовем только некоторые: Чуйко Ф. Общественные идеалы Фридриха Ницше // Наблюдатель. 1893. No 2; Андреас Саломе Л. Фридрих Ницше в своих произведениях // Северный вестник. 1896. No 5. С. 225-239; Штейн Л. Ницше и его философия (пер. Н. А. Бердяева) // Мир Божий. 1898. No 9; Погодин А. Философ-декадент // Вестник иностранной литературы. 1899. No 3. С. 11-12.
5 Страхов Николай Николаевич (1828-1896) - философ и литературный критик. Основное сочинение - "Мир как целое" (СПб., 1872). Автор нашумевшей книги "Борьба с Западом в нашей литературе" (1883). Переписка Страхова с Толстым стала памятником философской полемической мысли эпохи (опубл. в сб.: Толстовский музей. СПб., 1914. Т. 2). См. также: Критические статьи о И. Тургеневе и Л. Толстом. Т. 1-2. Киев, 1901-1902; Литературная критика. М., 1984.
6 ...языческой культуры. - Оппозиция "языческий/христианский" у Ницше дана и в историко-культурном, и в этическом аспектах (она осложнена антитезой "Аполлон/Дионис", также благодаря Ницше, а потом Шпенглеру ставшей обязательным термином самоописания эпохи Серебряного века), а у Толстого - только в нравственно-практическом: на ее языке осмысляется нравственная самоориентация людей в истории и прозаическом, частном быте.
7 Luthers Verdienst ist vielleicht in Nichts grösser als gerade darin, den Mith zu seiner Sinnlichkeit gehabt zu haben. - Заслуга Лютера, пожалуй, ничто по сравнению с тем, что имеет отношение к его чувственности (нем.).
8 Фейербах Людвиг Андреас (1804-1872) - немецкий философ-материалист и атеист, инициатор антропологического принципа в этике. Соч.: Избр. филос. произведения. Т. 1-2. М., 1955; Сущность христианства. М., 1965; История философии. Т. 1-3. М., 1974.
9 Вагнер Рихард (1813-1883) - немецкий композитор и дирижер, теоретик искусства. Автор "Парсифаля" (1882), тетралогии "Кольцо Нибелунгов" - "Золото Рейна", "Валькирия", "Гибель богов" (1854-1874). Спор Ницше с Вагнером ["Дело Вагнера" (1888); "Ницше против Вагнера" (1900)] касался идеи элитарного искусства, на которую так резко отреагировал Толстой в трактате "Что такое искусство?" (1897-1898): "Опираясь на Ницше и Вагнера, художники нового времени полагают, что им не нужно быть понятыми грубыми массами, им достаточно вызвать поэтические состояния наилучше воспитанных людей" (30, 92). Здесь же Толстой вспоминает о своем впечатлении от постановки "Зигфрида", на которую его привел Танеев и с которой он сбежал с криком: "Это такая гадость, такая гадость!". Комментарий этого сюжета с Вагнером см. в статье Л. Сабанеева "Толстой в музыкальном мире" и в указаной выше в примеч. 3 работе Р. Ю. Данилевского (С. 36-37).
10 Gehört in die Komödie. - Относится к комедии, является комедийным персонажем (нем.).
11 Faute de mieux - за неимением лучшего (фр.).
12 Все - относительно... - Ср. с темой "признавать все относительным" в "Трех разговорах" Вл. Соловьева и наш комментарий к этому фрагменту (примеч. 12).
13 ...переход его в высшую стадию развития... - Ср. с положительным толкованием образов сверхчеловека и сверхчеловечества у Вл. Соловьева ["Идея сверхчеловека" (1899)] и Н. Федорова ("Сверхчеловечество как порок и как добродетель").
14 Данилевский Николай Яковлевич (1822-1885) - русский естествоиспытатель, публицист, философ, автор нашумевшего труда "Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому" (перв. публ. - 1869-1871; СПб., 1995). Толстой сохранил до самой смерти Данилевского приязненное к нему отношение.
15 Волынский Аким Львович (псевд.; наст. имя и фамилия - Хаим Лейбович Флексер; 1861/1863-1926) - критик, теоретик искусства, философ, постоянный сотрудник "Северного вестника" (с 1889 г.). Указанная Гротом статья из "Вопросов философии и психологии" через год появилась в этом журнале (1891. No 10). В "Северном вестнике" за 1891 г. (No 19) опубликована статья Волынского "Нравственная философия гр. Л. Толстого". Соч.: Русские критики. СПб., 1896; Леонардо да Винчи. СПб., 1900; Борьба за идеализм. СПб., 1900; Царство Карамазовых. СПб., 1901; Книга великого гнева. СПб., 1904; Достоевский. СПб., 1909; Четыре Евангелия. СПб., 1922; Книга ликований. Азбука классического танца. Пг., 1925. См. о нем: Куприяновский П. В. А. Волынский - критик // Творчество писателя и литературный процесс. Иваново, 1978. С. 49-77; Созина Е. К. Волынский в русском литературном процессе 1890-х гг. // Русская литература 1870- 1890 гг. Свердловск, 1983. Вып. 16. С. 127-141.
16 Аристотель Стагирит (384-ок. 322) - древнегреческий ученый- энциклопедист, философ, основатель перипатетической школы. Соч.: Сочинения: В 4-х т. М., 1976-1983. Из бесчисленной литературы о нем см.: Лосев А. Ф. История античной эстетики: Аристотель и поздняя классика. М., 1975 (библиогр.).
17 Pathos der Distanz - пафос дистанции (нем.).
18 Мы живем уже целое столетие традициями кантовской философии... - Эта не без гордости (и некоторого надрыва) прозвучавшая реплика Грота-кантианца - нелишнее свидетельство особого к Канту отношения в русской философско-религиозной традиции: любви-ненависти. См.: Ахутин В. В. София и Черт: (Кант перед лицом русской религиозной метафизики) // Вопросы философии. 1990. No 1. За период 1803-1918 гг. библиография текстов Канта и литературы о нем насчитывает 564 номера. О кантианских штудиях в "Вопросах философии и психологии" см.: Чернов С. А. Критицизм и мистицизм: (Обзор кантианства в журнале "Вопросы философии и психологии") // Кант и философия в России. М., 1994. С. 114-150. Толстой сохранял неизменный пиетет к Канту, но ценил у него не систему, а отдельные афоризмы, которые и помещал в составляемые им книги для ежедневного чтения. В журнале Грота он напечатал статью "К вопросу о свободе воли" (1894. Кн. 21).