de Trueba, 1819-1889) изображает в своих идиллиях крепкий быт баскского крестьянства, не затронутого буржуазной культурой. Он черпает свои мотивы из богатой сокровищницы баскского фольклора и воспоминаний своего детства, воспевая первобытную чистоту нравов и консервативный уклад жизни крестьян. Мастер короткого рассказа, Аларкон [Pedro Antonio de Alarcón, 1833-1891 (см.)], автор популярной "Треугольной шляпы" (El sombrero á tres picos), продолжает лит-ые традиции Фернан Кабальеро. Либерал в начале своей лит-ой карьеры, он вскоре становится ярым адептом католицизма и, в целях пропаганды монархически-католических принципов, пишет романы тенденциозного характера ("El escándalo", "El niño de la bola", "La pródiga"). В более резкой и законченной форме выразились монархически-католические тенденции эпохи в творчестве Переды (José Maria de Pereda, 1833-1905). Его романы, в которых он обнаруживает слабое фабульное мастерство, представляют собою широкие бытовые полотна, и в этом отношении он может считаться первым подлинным реалистом. Творчество его насквозь консервативно; он ратует за иерархию в государстве, церкви, семье; он за абсолютизм ("Hombres de pro"), за католицизм ("Peñas arriba"), за патриархальную семью ("Buey Suelto"). Хуан Валера [Juan Valera, 1824-1905 (см.)] поднял жанр романа на значительную высоту. Важнейший период его творчества (доставивший ему известность роман "Pepita Jiménez" вышел в 1874) относится к периоду послереволюционному (последняя буржуазная революция 1868), ознаменовавшемуся крушением политических идеалов крупной земельной аристократии, подъемом буржуазии и усилением рабочего движения. Основной тезис Хуана Валера: высокоорганизованный умственно человек, несмотря на все свои попытки подняться над окружающим его земным миром, терпит поражение. Главные персонажи его произведений - абстракции, в которых он воплощает свои любимые идеи. В соответствии с своим скептическим отношением к окружающему он требует от романа наибольшего опоэтизирования действительности ("роман должен быть поэзией, а не историей"). На другом полюсе находится творчество крупнейшего испанского романиста XIX в. Переса Гальдос [Benito Pérez Galdós, 1845-1920 (см.)], выразившего отчетливее, чем какой-либо другой писатель, стремления и чаяния испанской буржуазии. Форма исторического романа, унаследованная от романтиков, была им широко использована не из интересов археологических, а чтобы наиболее убедительно показать рост социально-политического самосознания буржуазного класса, закалившегося в борьбе, происходившей в начале XIX в. (46 томов его "Episodios nacionales" прослеживают шаг за шагом героико-комическую историю так наз. борьбы за независимость). В рамках бытового романа он выступает за науку - против суеверий и предрассудков, против засилия католической церкви, против омертвевших государственных и морально-общественных устоев. Его лучшие романы: "Doña Perfecta", "Gloria", "Marianela", "La familia de León Roch". Бытописателем мелкой буржуазии является Паласио Вальдес [Armando Palacio Valdés, p. 1853 (см.)], который в отличие от Хуана Валера, изображает скромных буржуа или мелкопоместных дворян, медленное, простое и спокойное течение жизни, мещанский интерьер, рисуемый им подчас с диккенсовским юмором и любовью к деталям. Его главные произведения: "Marta y Maria", "La hermana San Sulpicio", "José", "La aldea perdida". Натуралистическая манера изображения в духе Золя достигла наиболее последовательного выражения в творчестве плодовитой Пардо Басан (Emilia Pardo Bazán, 1851-1921). Единственный роман иезуита Колома (Luis Coloma, 1851-1919) "Pequeñeces", в котором выведена вырождающаяся аристократия, бездарные министры и дипломаты периода реставрации, завершает собою первую, реалистическую стадию испанского романа второй половины XIX в.
В области лирики Адольфо Беккер [Gustavo Adolfo Becquer, 1836-1870 (см.)], писавший также и новеллы в духе Гофмана, создал полные грусти "Rimas" [1871], подражая в их построении "Intermezzo" Гейне. Философская лирика Кампоамора (Ramón de Campoamor, 1817-1901) известна по его оригинальным "Doloras" и "Humoradas". В противоположность обоим поэтам Нуньес де Арсе (Nuñez de Arce, 1834-1903) вводит в лирику современные мотивы. В его поэме "Miserere" мрачные привидения Эскуриала исчезают, как только издали доносится свисток локомотива.
Театр этой эпохи дал в драматическом творчестве плодовитого Хозе Эчегарая [José Echegaray, 1832-1916 (см.)], наиболее яркого выразителя психоидеологии буржуазии. С театральной сцены ей преподносились на разрешение самые разнообразные социальные проблемы, полностью однако абстрагированные от общественно-политической среды. Как постановка, так и разрешение проблемы ставились Эчегараем в зависимость не от классовых и порожденных ими морально-общественных отношений, а от ситуации; в этом и заключалось мастерство драматурга, который в качестве инженера и математика (первоначальная профессия Эчегарая) строил сценический план почти строго геометрически. К тому же периоду, в связи с усилившимся рабочим движением, относится и постановка проникнутой радикально-буржуазными настроениями пьесы из рабочей жизни "Juan José" [1895], автором к-рой был Хоакин Дисента (Joaquin Dicenta, 1867-1917).
Журналист и лит-ый критик Леопольдо Алас (Leopoldo Alas, 1852-1901), более известный под псевдонимом Кларин (Clarin), прокладывает мост между двумя эпохами и лит-ыми поколениями - 1868, эпохи буржуазной революции, и 1898, эпохи крушения колониального могущества Испании. Буржуазная интеллигенция изверилась в испанской буржуазной системе, оказавшейся бессильной в борьбе с великими капиталистическими державами. Она начала спешно пересматривать доставшееся ей от предыдущей эпохи идеологическое наследство, пытаясь найти в нем объяснение тех поражений, которые пережила страна. Она резко реагировала на либерально-буржуазное политическое пустословие, на вычурный и помпезный стиль ораторских речей. Она свергает лит-ые идолы, разоблачает квази-героев из высших классов общества и обращается к "среднему" человеку. Бытописатель буржуазии, Перес Гальдос, становится идеалом "поколения катастрофы". Лит-ра обращается к первоисточникам, возрождает архаическую поэзию Хуана Руис, Сантильяны и других, романтик Ларра старается освежить язык за счет заимствований из народного говора, любовно описывает природу, повседневный быт. Мартинес Руис (José Martinéz Ruiz, p. 1876), вошедший в историю лит-ры под именем Асорина [Azorin (см.)], формулирует новые лит-ые принципы и в своих романах пытается дать им осуществление. Анхель Ганивет [Angel Ganivet, 1865-1898 (см.)], другой предтеча нового лит-ого течения, выражает в наиболее резкой форме господствующее состояние безнадежности и безысходности. Мигель де Унамуно [Miguel de Unamuno, p. 1864 (см.)] перенес идеи Ганивета в XX в., требуя решительной борьбы с установленными канонами, призывая к сомнению, неверию, сея тревогу и отчаяние. То, что сделано Унамуно в области идей, Асорином в области художественной прозы, сделано Рубен Дарио [Rubén DarМo, 1867-1916 (см.)] в области поэзии, Бенавенте [Jacinto Benavente, p. 1866 (см.)] - в области драмы. Лит-ое движение, имеющее своим источником указанные причины, производит глубокие изменения во всей установившейся системе лит-ых жанров. Роман предыдущей эпохи преимущественно регионалистский (Переда описывает провинцию Сантандер, Пардо Басан - Галисию, Валера - Андалусию, Бласко Ибаньес в начальный период своего творчества, к-рый относится к 90-м гг., изображает родную Валенсию). Кругозор писателей ограничен, он замыкается в узкие пределы области, городка, местечка. Между тем Испания есть часть огромного мира, она окружена могущественными капиталистическими державами, к-рые надо хорошо знать для того, чтобы можно было выдержать их конкуренцию. В том, что Испания замкнулась в себе, ищут теперь причины ее поражения в войне с передовой капиталистической страной, Соединенными штатами. Роман XX в. широко раздвигает свои рамки (Ибаньес в последние годы своей жизни жил и писал в Америке, восторгался ею). Круг проблем романа значительно расширяется, социальная база раздвигается: в романах Пио Бароха [Pio Baroja, родился 1872 (см.)] появляются представители деклассированной интеллигенции, трактуются социальные проблемы большого значения; герои романов Бласко Ибаньеса [Blasco Ibáñez, 1867-1927 (см.)] отрываются от испанской почвы и вовлекаются в круг интернациональных интересов и проблем. Перес де Айяла (Ramón Pérez de Ayala, родился 1880) рвет с традиционной формой романа, стараясь втиснуть в повествовательную рамку рассуждения и замечания, зачастую более интересные, чем фабула; он не удовлетворяется голым развертыванием сюжета, он хочет его сделать поводом для рационалистических отступлений: его задача не развлекать, а поучать, действовать не на чувство, а на интеллект. Стоящие на крайнем правом крыле, католически и реакционно настроенные Валье-Инклан [Ramón de Valle-Inclán, p. 1869 (см.)] и Рикардо Леон [Ricardo León, p. 1877 (см.)], трактуя свои темы, придают гораздо больше значения инструментовке слова, чем развитию действия и психологической разработке характеров; они обращаются преимущественно к аристократическому читателю, к рафинированному ценителю. В символическом плане разрабатывают клерикальные сюжеты романисты Габриель Миро (Gabriel Miró, род. 1879 (см.)] и Конча Эспина (Concha Espina, родилась 1877). В области лирики стихотворение-поэма замещается коротким стихом и сонетом. Крупнейшим поэтом современной Испании является Антонио Мачадо [Antonio Machado, p. 1875 (см.)], в творчестве к-рого господствуют буржуазно-радикальные тенденции. Рядом с ним выделяется Хименес [Juan Ramón Jiménez, p. 1881 (см.)]. В области театра творчество Бенавенте близко творчеству романистов-аристократов: социально-нравственные проблемы обсуждаются им игриво, точно в аристократическом салоне, он перебивает действие рассуждениями без малейшего насилия над классовым чувством слушателей-аристократов. Так наз. génerochico (малые формы: zarzuelas, revistos, liricas, sainetes) нашли своего крупного мастера в лице Арничес [Carlos Arniches, p. 1866 (см.)].
На русском яз., кроме глав, посвященных И. л. в общих обзорах истории зап.-европейских литератур (Стороженко, Корша и Кирпичникова, П. Когана, А. В. Луначарского, В. Фриче), см.: Тикнор Д., История испанской литературы, 3 тт., изд. Солдатенкова, М., 1883-1891; Келли, Испанская литература, Гиз, М. - П., 1923. На иностранных яз.: Beer K., Spanische Literaturgeschichte, 1903; Becker A., Geschichte d. spanischen Literatur, 1804; Mérimée E., Précis d'histoire de la littérature espagnole, P., 1908; Salzedo Rui, La literatura española, Madrid, 1915-1917; Sanchez M., Historia de la lengua y literatura española, Madrid, 1921; Cejador S., Historia de la lengua y literatura castellana, 13 vv., 1915-1921; Fitzmaurice-Kelly I., A history of Spanish literature, Oxford, 1925. Для справок и библиографии: Hurtado S. y Palencia, Historia de la literatura española, Madrid, 1825. Об отдельных эпохах см., средние века - Olshki L., Die romanischen Literaturen des Mittelalters,"Handbuch der Literaturwissenschaft", hrsg. von Oscar Walzel, 1928. XVI-XVII вв. - Pfandl L., Geschichte der spanischen Nationalliteratur in ihrer Blütezeit, 1929; Его же, Spanische Literaturgeschichte, Mittelalter und Renaissance, Lpz., 1923; Klemperer V., Die romanischen Literaturen von der Renaissance bis zur französischen Revolution, "Handbuch der Literaturwissenschaft", hrsg. von Oscar Walzel. XIX в. - Гюббар Г., История современной литературы в Испании, изд. Солдатенкова, М., 1892; Смирнов А., Испанский романтизм, "История западной литературы", под ред. Ф. Б. Батюшкова, М., 1914; Blanco Sarcia F., La literatura española en el siglo XIX, Madrid, 1899; González Blanco A., Historia de la novela en España desde el Romanticismo, Madrid, 1909; Valeray, La poesia lirica y épica en la España del siglo XIX, 2 vv. XX в. - Выгодский А., Испанская литература, Л., 1930; Куллэ Р., Современная испанская литература. "Вестник иностранной литературы", 1930, I; Sorel S., Los hombres del 98, Madrid, 1917; Vezinet F., Les maНtres du roman espagnol contemporain, 1907; Bueno M., Teatro español contemporaneo, Madrid, s. a.; Petriconi H., Die spanische Literatur der Gegenwart, 1926; Bell A., Contemporary Spanish literature, N.-Y., 1925.
Источник: Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939. Т. 4. - [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. - Стб. 598-627.
Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le4/le4-5981.htm.