ЯСИНСКИЙ, Иероним Иеронимович, псевдонимы - Максим Белинский, Независимый, М. Чуносов [18(30).IV.1850, Харьков - 31.XII.1931, Ленинград] - прозаик, поэт, критик, публицист. Родился в семье обрусевшего польского дворянина. В детстве находился под сильным влиянием матери, Ольги Максимовны, дочери полковника М. С. Белинского, героя Бородинской битвы, имя которого стало одним из постоянных литературных псевдонимов Я. С одиннадцати лет Я. начал писать стихи, которые с восторгом принимались участниками литературно-музыкальных вечеров, устраиваемых в доме Ясинских. В автобиографических романах "Жар-птица" (1904), "Крепостники" (1916) и в книге воспоминаний "Роман моей жизни" (1926) детские годы оценивались Я. противоречиво: с одной стороны, быт поместной усадьбы идеализировался и крепостные наставники принимали явно стилизованный облик (няня Агафья в "Жар-птице"), а с другой - семейным раздорам давались социальные и политические объяснения. Домашнее образование было продолжено в Черниговской гимназии, а затем - на естественном факультете Киевского университета (1868-1871). Заключив в апреле 1871 г. брак с В. П. Ивановой, увлеченной идеями женской эмансипации, Я. вынужден был бросить университетский курс. Но "калейдоскоп научных фактов, теорий, профессорских анекдотов, опытов" (Роман моей жизни.- С. 69) позднее стал для него одним из источников художественного творчества. Возникшие в 1871 г. материальные затруднения ему не удалось преодолеть ни в результате переезда в Петербург (1872), ни земской службой в Чернигове (1873-1878), ни многолетним сотрудничеством в журналах "Будильник", "Развлечение", "Пчела", газете "Киевский телеграф".
Первый очерк Я. "Разрушение сословных перегородок" был опубликован в сентябре 1870 г. в еженедельнике "Киевский вестник", там же и в газете "Киевский телеграф" до 1878 г. появились его фельетоны о нравах мещанского сословия, стихи, короткие научные заметки. Многие наблюдения тех лет нашли отражение в сборнике Я. "Киевские рассказы" (1885). Однако творческие позиции и политические симпатии Я. определились лишь к началу 80 гг. С 1878 по 1880 г. он вел научные обзоры в журнале "Слово", разделяя в целом радикально-народнические идеалы редакции. Его талантливые популярные заметки об учении Ч. Дарвина составили цикл "Теория развития в ее борьбе за существование" (1878-1880). Рассказ "Начистоту" (1880) о нигилисте Сергееве, преданном "делу" некоей партии, послужил поводом для цензурной приостановки журнала. В 1881 - 1885 гг. психологические этюды и повести Я. часто публиковались в журналах "Отечественные записки", "Новое обозрение", "Вестник Европы". "Устои". В них читателей привлекали динамизм сюжета, элементы социальной критики, живая наблюдательность автора. Исповедь молодого человека в новелле "Ночь" (1880), "томящегося никчемностью" (Автобиография.- С. 200), близкого по мироощущению герою одноименного произведения В. М. Гаршина, и рассказ "Наташка" (1881), с протокольной точностью воспроизводящий трагедию нищей девочки, вынужденной торговать собой, закрепили за Я. репутацию писателя демократической ориентации. М. Е. Салтыков-Щедрин отнес Я. к новому литературному поколению, "похвальным листом" (Роман моей жизни.- С. 167) отметил повесть "Спящая красавица" (1883). Но радикальные убеждения Я., как показал его последующий путь, не были ни глубокими, ни последовательными.
Уже в первых сборниках Я. "Шесть рассказов" (1881), "Повести и рассказы" (1882), в романах и повестях "Бунт Ивана Ивановича" (1882), "Всходы" (1882), "Искра Божия" (1882), принесших ему широкую известность, проявились "склонность к фотографированию взамен творчества" (Михайловский Н. К. Полн. собр. соч.- Т. VI.- С. 531) и повышенный интерес к эффектным состояниям грезы, болезни, страсти, сочетающийся со стремлением любые темы сделать легким чтением, подчинить их проблемам частной жизни, свести к столкновению совести и бунтующего "естества" ("Бунт Ивана Ивановича"), долга и страсти (рассказы "Наташка", "Спящая красавица" и др.). В то же время Я. касался самых разных вопросов: о положении крестьян ("Искра Божия"), о нищенстве чиновников ("Киевские рассказы"), о росте проституции ("Повести и рассказы"), о духовном растлении интеллигенции ("Всходы", "Бунт Ивана Ивановича"), Но все эти темы он использовал для поддержания собственной популярности, часто менял свои взгляды и эстетические ориентиры. Отдавая должное "бойкому" перу Я., Чехов писал о нем: "...Это или добросовестный мусорщик, или же умный пройдоха" (Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем. Письма.- М., 1975.- Т. II.- С. 230). В 1896 г. Я. был С теми, кто приветствовал провал премьеры чеховской "Чайки" (Там же.- Т. VI.- С. 251). Среди произведений Я. Чехов выделял рассказ "Пожар" (1888), в котором, несомненно, удачен подбор, казалось бы, незначительных реплик и деталей, точны многие психологические характеристики. Приветствуя попытку Я. отыскать причины отчуждения людей друг от друга в обыденной жизни, превращающей смерть героя и пожар принадлежащего ему сена в события равновеликие, он назвал "Пожар" "превосходной вещицей" (Там же.- Т. II.- С. 189).
Во второй половине 80 гг. Я. пытался обосновать неопределенность своей литературно-общественной позиции концепцией "чистого искусства", понятой весьма упрощенно. Поэтический ее вариант ("Стихотворения", 1888) был, по словам Н. К. Михайловского, "нагромождением слов и фраз" (Полн. собр. соч.- Т. VI.- С. 606). В одном из критических очерков, ставшем его эстетическим манифестом (Заря.- 1884.- No 179.- 11 авг.), Я. писал: "Роман должен быть выше ходячих научных и общественных мнений". В действительности же романы Я. после 1884 г. имели явно тенденциозный характер. Не отказываясь от бытописательства в духе французских натуралистов и П. Д. Боборыкина, Я. создал ряд охранительных произведений, определивших содержание его дооктябрьского творчества: "Иринарх Плутархов" (1886), "Старый друг" (1887), "Великий человек" (1888), "Первое марта" (1900), "Под плащом Сатаны" (1909) и др. Будучи плодовитым автором, он очень скоро достиг той материальной независимости, о которой мечтал. К 1889 г. Я. выпустил два собрания повестей и романов. Произошли изменения в личной жизни: Я. вступил в гражданский брак с М. И. Астрономовой-Дубровиной, незаурядной переводчицей. Свою жизнь Я. противопоставлял быту революционеров, изображаемому памфлетно. Радикал Петя Крохобор, одержимый манией величия Плутархов ("Иринарх Плутархов"), разочаровавшийся в народничестве художник Божинский ("Великий человек"), новые "бесы" Твердов и Алоизов ("Под плащом Сатаны") в совокупности составили карикатурный портрет русской интеллигенции. М. Горький, называя Я. "грязным, злым старикашкой" (Горький М. Собр. соч. Письма.- М., 1955.- Т. XXIX.- С. 193), вслед за Михайловским отмечал пасквильный тон его романов. "Мне кажется,- писал он автору по поводу романа "Под плащом Сатаны",- что Вы писали эту повесть, не имея точного представления о среде, в коей происходит действие, а также о людях, Вами изображаемых" (Горький М. Собр. соч. Письма.- Т. XXIX.- С. 210).
Закономерно, что начиная с 90 гг. Я. сотрудничал исключительно в консервативной печати. Редактируя газету "Биржевые ведомости" (1898-1902) и литературное приложение к ней "Новое слово" (1908-1914), журналы "Ежемесячные сочинения" (1900-1903), "Почтальон" (1903-1909), "Беседа" (1903-1907), публиковал под псевдонимом "Независимый" нравоучительные очерки, предназначенные для провинциального читателя, о вреде суеверий,, спиритизма, пьянства, казнокрадства и о пользе просвещения. С 1903 г. "Собрания бесед Независимого" выходили отдельными изданиями и представляли собой своеобразное дополнение к неопозитивистскому, наивно религиозному трактату Я. "Этика обыденной жизни" (1898), оправдывающему идеалы обывательского благополучия. Поверхностностью суждений отличались и критические статьи М. Чуносова (1904) о бытовом поведении Гоголя, о "Фоме Гордееве" Горького, рассказах Л. Н. Андреева, поэзии Д. С. Мережковского и др.
Проза 90-900 гг. отражала стремление Я. создать своеобразную энциклопедию психологических типов русского интеллигента, охватив разные стороны литературного, научного и артистического быта ("Ординарный профессор", "Трагики" и др.). Бесплодной оказалась попытка Я. соединить натурализм и модернистскую поэтику. Скабрезность повествования, банальность любовных историй в "Людях и нелюдях" (1904), дополненных кладбищенской мистикой в повестях "Нечистая сила" (1896), "Убийство на постоялом дворе" (1897) и др., привели к тому, что произведения Я. оказались на периферии литературного процесса.
Свою позицию после Октября Я. обозначал как "внезапный большевизм" (Роман моей жизни.- С. 334). Однако сочиненная им в 1919 г. "революционная" трагедия "Последний бой" по существу оказалась фарсом "с треском пулеметов", неразделенной любовью и маршами. С 1918 г. Я. сотрудничал в Пролеткульте: редактировал журналы "Красный огонек" (1918), "Пламя" (1919), писал научно-фантастические рассказы для детей, перевел поэму Ф. Энгельса "Вечер" (1923). Вышедшие в 1919 г. сборники стихотворений Я. "На земле", "Воскреснувшие сны", "Книга любви и скорби" были сдержанно встречены критикой: в них, как отмечал рецензент сборника "Воскреснувшие сны", "безграмотный стихотворный вздор выдается за историческую философию Маркса", "воскреснувшие давнишние сны поэта" - за новую поэзию (Ангарский Н. Заметки о поэзии и поэтах.- С. 22-23). Но мемуары Я. "Роман моей жизни", повествовавшие о парадоксах судьбы "восьмидесятника" в эпоху реакции и революции и составившие, по словам автора, небольшую часть общей "истории развития личности среднего русского человека" (Роман моей жизни.- С. 3), бесспорно, имеют историко-литературное значение: в очерках, посвященных М. Е. Салтыкову-Щедрину, В. М. Гаршину, Н. А. Лейкину, А. П. Чехову, отражены многие важные подробности литературного быта 80- 90 гг.
Соч.: Полн. собр. повестей и рассказов.- Спб., 1888.- Т. I- IV; Собр. романов.- Спб., 1888-1889.- Т. 1-3; Автобиография // Первые литературные шаги. Автобиографии современных русских писателей / Сост. Ф. Ф. Фидлер.- М., 1911.- С. 198-203; Шесть рассказов.- Спб., 1881; Киевские рассказы.- Киев, 1885; Семидесятые годы. Повести и рассказы. 1879-1886.- 2 изд.- Спб., 1901; Люди и нелюди. Рассказы.- Спб., 1904; На земле. Стихотворения (1870-1919).-Спб., 1919; Этика обыденной жизни.- Спб:, 1898; Собрание бесед Независимого.- Спб., 1903.- Т. 1-4; Критические статьи.- Спб., 1904; Ординарный профессор.- Спб., 1897; Жар-птица.- Спб., 1904; Под плащом Сатаны.- Спб., 1911; Крепостники.- М., 1916; Роман моей жизни. Книга воспоминаний.- М; Л., 1926; Втуненко. Граф. Гриша Горбачев // Писатели чеховской поры. Избр. произв. писателей 80-90-х годов; В 2 т. / Вступ. ст., сост. и коммент. С. В. Букчина.- М., 1982.- Т. 1.- С. 342-397; Пожар // Спутники Чехова / Собр. текстов, ст. и коммент. В. Б. Катаева.- М., 1982.- С. 200-213.
Лит.: Михайловский Н. К. Дневник читателя // Полн. собр. соч.- 2-е изд.- Пб., 1909.- Т. VI.- С. 528-531, 593-617; Измайлов А. И. И. Ясинский // Литературный Олимп. Характеристики, встречи, портреты, автографы.- М., 1911.- С. 397-414; Г. Л. И. (Глинский Б. Б.). Торжественное чествование И. И. Ясинского. По случаю 40-летия его литературной деятельности // Исторический вестник.- 1911.- No 2.- С. 624-709; Ангарский Н. (Клестов Н. С). Заметки о поэзии и поэтах // Творчество.- 1919.- No 1-3.- С. 22-23; Громов Л. П. Чехов и "артель" восьмидесятников // А. П. Чехов. Сб. ст. и материалов.- Ростов н/Д, 1959.- Вып. 1.- С. 144-150; Бакшеева В. В. Беллетристика И. И. Ясинского и основные тенденции прозы "Отечественных записок" // Вестник Московского университета.- 1983.- Сер. 9.- No 5.- С. 65-71; Муратов А. Б. Проза 1880-х годов // История русской литературы. Литература конца XIX - начала XX века (1881-1917).- Л., 1983.- Т. 4.- С. 34-36; Русская повесть XIX века. История и проблематика жанра / Под ред. Б. С. Мейлаха.- Л., 1973.- С. 495-496.
Источник: "Русские писатели". Биобиблиографический словарь.
Том 2. М-Я. Под редакцией П. А. Николаева.
М., "Просвещение", 1990
OCR Бычков М. Н.