Главная » Книги

Каратыгин Вячеслав Гаврилович - Музыка в Петербурге

Каратыгин Вячеслав Гаврилович - Музыка в Петербурге


  

Музыка въ Петербургѣ

  
   "Аполлонъ", No 6, 1910
  
   Музыкальное давлен³е падаетъ. Концертная атмосфера разряжается. Правда, трудно сомнѣваться, что исполнительная энерг³я гг. артистовъ готовится дать новый скачекъ вверхъ, попытается въ течен³е ближайшихъ недѣль великаго поста еще разъ достигнуть весьма высокаго "потенц³ала", но этотъ, послѣдн³й въ сезонѣ, "разрядъ" ея будетъ уже въ значительной мѣрѣ мѣстнымъ и мелкимъ. Передъ нами продефилируетъ безконечная вереница мѣстныхъ, петербургскихъ п³анистовъ, пѣвицъ, скрипачей. Будетъ кое-что интересное и много впечатлѣн³й безразличныхъ, кое-что артистическое и обил³е ненужностей, скуки, сѣраго репертуара и домашняго исполнен³я... Впрочемъ, не буду гадать о будущемъ, пока не данъ еще отчетъ (не столько самому себѣ, какъ читателямъ) о томъ главномъ музыкальномъ массивѣ истекающаго сезона, черезъ который мы только на-дняхъ благополучно перевалили, да и то не совсѣмъ окончательно. Я говорю, конечно, о пяти сер³яхъ симфоническихъ вечеровъ, изъ которыхъ четыре закончились въ февралѣ. Быстро и безшумно промелькнулъ десятокъ "историческихъ" утренниковъ Имп. Русск. Муз. Общ. Въ 4 съ небольшимъ мѣсяца пройденъ практическ³й курсъ многовѣковой истор³и инструментальной музыки. Схематичность, "макроскопичность" изучен³я неизбѣжна въ подобныхъ услов³яхъ. Главная трудность, которую приходится здѣсь преодолѣвать "преподавателю", въ томъ, чтобы самую краткость курса обратить на пользу его сжатой опредѣленности и характерности. Задача нелегкая. Но внѣ ея болѣе или менѣе точнаго рѣшен³я истор³я музыки фатально вырождается въ рядъ случайныхъ фактовъ, въ цѣпь отдѣльныхъ характеристикъ, музыкальныхъ образцовъ, спаянныхъ между собою лишь суховатымъ цементомъ хронологической послѣдовательности. Неудачныя лекц³и, не всегда умѣлый выборъ музыкальныхъ "иллюстрац³й", нерѣдко малоудовлетворительное ихъ исполнен³е (оркестръ подъ управл. г. Кленовскаго) - вотъ причины, почему историческимъ концертамъ до самаго конца не удалось пр³обрѣсти въ нашей музыкальной жизни того значен³я, на которое они могли бы разсчитывать при иной постановкѣ дѣла.
   Изъ очередныхъ вечеровъ И. Р. М. О. 5-ый и 7-ой концерты прошли подъ упр. г. Кусевицкаго. Неоконченная симфон³я Шуберта, увертюра къ "Манфреду" Шумана, "Прелюды" Листа, увертюра къ "Бенвенуто Челлини" Берл³оза, "Ученикъ Чародѣя" Дюка, "Ромео" Чайковскаго...- слушая столь знакомыя хотя бы и превосходныя вещи, волей-неволей отдаешь исполнен³ю большую часть вниман³я, чѣмъ пьесѣ. Къ сожалѣн³ю, именно съ точки зрѣн³я исполнен³я не все и не всегда обстоитъ благополучно у г. Кусевицкаго. Удачно прошли ген³альная симфон³я Шуберта, остроумнѣйшее скерцо Дюка, но въ "Ромео", напр., мног³е темпы и нюансы поражали своей странностью. Вообще, несомнѣнно большая даровитость дирижера пока - въ довольно рѣзкомъ конфликтѣ съ его неопытностью. Единственной новинкой 5-го вечера, а вмѣстѣ съ тѣмъ и всѣхъ послѣднихъ вечеровъ И. Р. М. О. была 2-ая симфон³я, A-dur Гедике - вещь, довольно неровно, мѣстами даже грубо инструментованная и серьезнаго музыкальнаго интереса не представляющая. За предѣлами хорошей формальной техники - развѣ лѣнивые ею нынче не владѣютъ! - у г. Гедике не чувствуется ни капли живого дарован³я, особенно въ области мелодической фантаз³и. А претенз³й у автора много Симфон³я написана ни болѣе, ни менѣе, какъ на сюжетъ "Фауста" (1 сцена 2-ой части), хотя непредубѣжденный слушатель едва-ли способенъ усмотрѣть въ музыкѣ г. Гедике какое-либо иное литературное "содержан³е", кромѣ, развѣ, повѣствован³й о прошлогоднемъ снѣгѣ. Въ 6мъ концертѣ оркестръ находился подъ упр. О. Фрида, не болѣе чѣмъ удовлетворительно проведшаго великолѣпнаго "Фауста" Вагнера и 3-ю симфон³ю Скрябина, этотъ поразительно ярк³й образецъ изысканнаго, напряженно-патетическаго творчества сильнѣйшаго и своеобразнѣйшаго изъ современныхъ русскихъ композиторовъ. Послѣдн³й, 8-й конвертъ И. Р. М. О. состоялся 10 февраля. Дирижировалъ г. Черепнинъ. Въ программу вошли мастерская "пасторальная" симфон³я (7-ая) Глазунова, Poème épique Василенки и Andante изъ 3-го квартета Чайковскаго въ арранжировкѣ (для струннаго оркестра) Глазунова.
   На "общедоступныхъ" концертахъ И. Р. М. О. мы имѣли пр³ятный случай познакомиться съ двумя новыми дирижерами. Одинъ изъ нихъ - Соколовск³й-Чигиринск³й, не безъ темперамента проведш³й "Франческу" Чайковскаго, Лирическую поэму Глазунова и 1-ую симфон³ю Калинникова, эту безконечно растянутую вещь, гдѣ "яркость" рисунка и красокъ то и дѣло граничитъ съ моветонной рѣзкостью и аляповатостью письма. Другой, и притомъ не оставляющ³й сомнѣн³й въ талантливости своей, дирижеръ явился въ лицѣ г. Крейцера, который до сихъ поръ былъ извѣстенъ намъ лишь въ качествѣ солиднаго п³аниста. Съ отличнымъ вкусомъ провелъ г. Крейцеръ прекрасную 2-ую симфон³ю Скрябина и гранд³озный "Прологъ къ трагед³и" Регера, одну изъ капитальнѣйшихъ новинокъ всего симфоническаго сезона. Это произведен³е величайшаго неоклассика нашихъ дней можетъ служить своего рода экзаменац³онной задачей на предметъ испытан³я современнаго слушателя въ смыслѣ зрѣлости и силы его вниман³я. Слушая вещь, длящуюся безъ перерывовъ въ течен³е трехъ четвертей часа, изложенную въ формѣ отдѣльныхъ, хотя и тематически объединенныхъ эпизодовъ, уснащенную величайшими хитростями по части гармон³и и полифон³и, оркестрованную съ безпощадной густотой и насыщенностью звуковыхъ красокъ и обладающую при всѣхъ этихъ внѣшнихъ качествахъ еще и глубокимъ внутреннимъ содержан³емъ; воспринимая весь этотъ бѣшеный потокъ съ кинематографической быстротой смѣняющихъ другъ друга музыкальныхъ образовъ, чувствуешь себя къ концу пьесы разбитымъ, даже подавленнымъ. Я усталъ много раньше конца "Пролога". Но общая значительность и сила этой необычайной, почти внѣтональной музыки давали себя чувствовать все время даже сквозь сонный туманъ все растущаго утомлен³я.
   Изъ прочихъ общедоступныхъ концертовъ сравнителъно интереснѣе другихъ былъ 6-ой, въ программу котораго, кромѣ чудесной "Шехеразады" Римскаго-Корсакова и "Вар³ац³й" Эльгара, сдѣлавшихся у насъ съ легкой руки г. Зилоти весьма популярной пьесой, вошли также изящные вокальные квартеты С. Танѣева (г-жа Збруева, Коваленко, Дементьева, г. Александровичъ) и "Картинки съ выставки" Мусоргскаго въ инструментовкѣ Тушмалова. Оркестровка прилична, но, подобно "Исламею" Балакирева въ инструментовкѣ Казелла, подобно "Карнавалу" Шумана, оркестрованному группой русскихъ композиторовъ, подобно большинству, вообще, оркестрованныхъ фортеп³анныхъ пьесъ, чудесныя "Картинки" столько-же пр³обрѣли въ смыслѣ колорита, сколько утратили по существу интимной специфически фортеп³анной поэз³и. Вся эта программа тонко и красиво проведена г. Гольденблюмомъ; умѣлое исполнен³е отчасти затушевало даже "принцип³альный" недостатокъ оркестрованныхъ "Картинокъ". Заключительный общедоступный концертъ состоялся 28-февраля. Дирижировалъ г. Крейцеръ, опять-таки заявивш³й себя съ лучшей стороны и чрезвычайно увѣренно проведш³й "Трагическую увертюру" Брамса, "Орфея" и "Мефисто-Вальсъ" Листа, "Торжественную увертюру" Глазунова, а также 3-ью симфон³ю А. Танѣева (петербургскаго).
   Солистами на концертахъ И. Р. М. О. выступали скрипачъ г. Цимбалистъ, художественно исполнивш³й концертъ Глазунова и Шотландскую фантаз³ю Бруха, г. П³астро, хорошо сыгравш³й 1-ую часть скрипачнаго концерта Чайковскаго, п³анистъ г. Бауэръ (концертъ Шумана), баритонъ Ванъ-Хульстъ, довольно безцвѣтно спѣвш³й нѣсколько вещей Вагнера и Штрауса, г-жа Ю. Кульпъ, стильно и законченно передавшая романсы Брамса и Шуберта, г-жа Андреева-Шкилондзь, красиво спѣвшая ар³ю Марфы изъ "Царской невѣсты". Отмѣчу также супружескую чету гг. Мѣстечкиныхъ, познакомившихъ насъ съ сюитой Синдинга для двухъ скрипокъ (съ акк. фортеп³ано). Исполнена сюита корректно, но самая музыка Синдинга, постоянное чередован³е мыслей, напыщенныхъ съ банальными, реминисценц³и изъ Вагнера и Грига, разбавленныя основательной порц³ей музыкальной воды, все это не внушаетъ симпат³й къ норвежской новинкѣ. Симфоническ³е концерты Зилоти кончились 6-го февраля. Новинками послѣднихъ вечеровъ были затѣйливая по пр³емамъ музыкальнаго письма сюита Роже-Дюкасса и эффектная, но грубоватая по музыкѣ "Каталон³я" (1-ая часть неоконч. оркестр. сюиты) недавно умершаго "импресс³ониста" Альбеница. Въ главной части своей концерты Зилоти попрежнему посвящались авторамъ и произведен³ямъ хорошо знакомымъ. Исполнялись: превосходное "Вступлен³е къ Кантатѣ No 29" (въ орк. переложен³и Зилоти), 2-ая симфон³я Гайдна, чудесныя "Вар³ац³и" Брамса на тему Гайдна, нѣсколько вещей Рахманинова. 4-ый экстренный концертъ состоялся подъ упр. Моттля, съ огромнымъ художественнымъ чутьемъ проведшаго отвѣтственную программу изъ сочинен³й Бетховена (7-ая симфон³я), Вебера ("Оберонъ"), Листа ("Тассо") и Вагнера (Вступлен³я къ "Лоэнгрину", "Парсифалю", "Мейстерзингерамъ"). Солисты послѣднихъ концертовъ Зилоти: самъ Зилоти, Рахманиновъ (сюита для 2-хъ ролей - авторъ и Зилоти, 2-ой концертъ Рахманинова въ исп. автора) и несравненный ген³й скрипичной игры, г. Изаи, исполнивш³й со свойственной этому великому артисту исключительной силой художественнаго проникновен³я прекрасный концертъ Брамса и порядкомъ уже посѣдѣвш³й отъ древняго возраста концертъ старика В³оти. Если кто изъ нашихъ пропагаторовъ симфонической музыки особенно гонится за "идейностью" программъ, то это, безъ сомнѣн³я гр. Шереметевъ, чьи концерты, между прочимъ, будутъ продолжаться еще цѣлый мѣсяцъ. Къ сожалѣн³ю, цѣльность программъ не всегда находится въ достаточномъ соотвѣтств³и съ ихъ музыкальнымъ интересомъ. Одинъ изъ концертовъ былъ цѣликомъ посвященъ сочинен³ямъ Кюи, другой - композиц³ямъ на сюжеты Шиллера (по случаю 150-лѣт³я со дня рожден³я поэта). Однако, монотонная, салонная музыка Кюи, по правдѣ говоря, въ большихъ количествахъ вещь столь же трудно пр³емлемая, какъ вся эта музыкальная "шиллер³ана" Мейербера ("Schiller-March"), Мошковскаго ("Жанна д'Аркъ"), Сметаны ("Лагерь Валленштейна"), Аренскаго ("Кубокъ"). Единственная страница настоящей талантливой музыки - кантата "Мессинская невѣста" Лядова. Мало интересенъ былъ и февральск³й "юбилейный" концертъ (150-ый отъ основан³я концертовъ). Всю программу заняла собою оратор³я Тинеля "Францискъ", оказавшаяся новинкой, достаточно благообразно-ординарной по музыкѣ. Тѣмъ болѣе надо выдѣлить два концерта относящ³яся къ числу наиболѣе интересныхъ въ сезонѣ. Я имѣю въ виду прежде всего исполнен³е величественной оратор³и Генделя "Самсонъ" (подъ упр. г. Гольденблюма), мног³я страницы котораго и понынѣ, черезъ полтора вѣка со дня смерти композитора, потрясаютъ слушателя огромной силой заложеннаго въ нихъ драматическаго паѳоса. Не меньшее наслажден³е доставилъ превосходный "Te Deum" Берл³оза - вещь, требующая большихъ оркестровыхъ и хоровыхъ массъ и большого искусства отъ руководящаго ими дирижера, а потому исполняющаяся у насъ крайне рѣдко, несмотря на то, что это творен³е изъ всѣхъ сочинен³й Берл³оза есть, быть можетъ, "самое совершенное по внутреннему достоинству музыки" (отзывъ Бородина). Правда, Бородинъ, да и всѣ "кучкисты" нѣсколько преувеличивали подлинные размѣры музыкальнаго таланта Берл³оза. Когда насъ перестала ослѣплять роскошь его оркестра, мы скоро замѣтили ходульность и внутреннюю пустоту многихъ музыкальныхъ мыслей Берл³оза, подобно тому, какъ эти же качества понемногу открываются намъ въ произведен³яхъ Берл³оза новѣйшей формац³и, Р. Штрауса.Тѣмъ не менѣе, во многихъ своихъ частяхъ, особенно въ первыхъ двухъ нумерахъ, "Te Deum" является дѣйствительно однимъ изъ наиболѣе искреннихъ и содержательныхъ творен³й отца новѣйшей оркестровки. Сочинен³е Берл³оза исполнялось въ новой редакц³и Балакирева, который прибавилъ къ партитурѣ еще одинъ номеръ "Marche pour la présentation des drapeaux" (согласно имѣющейся у Балакирева рукописи Берл³оза), первоначально исключенный изъ произведен³я самимъ авторомъ. Исполнен³е "Te Deum" было не выше средняго. Гр. Шереметеву не удалось добиться полнаго равновѣс³я общей звучности и надлежащей тонкости нюансировки.
   Столѣт³е со дня рожден³я Шопена ознаменовалось въ столицѣ спец³альнымъ симфоническимъ концертомъ, состоявшимся 9 февраля (точная дата рожден³я Шопена) и организованнымъ Безплатной Музыкальной Школой. Исполнены новая увертюра Ляпунова "Желязова Воля" (по имени деревни, гдѣ родился Шопенъ), построенная на темахъ двухъ народныхъ пѣсенъ изъ сборника О. Кольберга и мелод³и знаменитой "Berseuse" самого Шопена, а также сюита изъ 4-хъ пьесъ Шопена въ оркестровкѣ Балакирева и оба концерта Шопена (изъ нихъ e-moll - въ переинструментовкѣ Балакирева). Исполнен³е обоихъ концертовъ не оставляло желать лучшаго, такъ какъ интерпретаторомъ Шопеновскихъ вдохновен³й явился сильнѣйш³й п³анистъ нашего времени, Гофманъ. "Шопен³ана" сдѣлана Балакиревымъ изящно, колоритно, и все же эта работа, по крайней мѣрѣ для меня, служитъ лишнимъ подтвержден³емъ того общаго замѣчан³я, которое высказано раньше по отношен³ю къ "Картинкамъ" Мусоргскаго и "Восточной фантаз³и" самого Балакирева. Почти та же программа была повторена на 9-мъ концертѣ Шереметева; исполнительницей концерта e-moll явилась талантливая петербургская "Wunder-Mädchen", Ирина Энери.
   Изъ двухъ февральскихъ русскихъ симфоническихъ вечеровъ одинъ былъ посвященъ сочинен³ямъ Кюи, другой - произведен³ямъ Р. Корсакова, Глазунова и Скрябина. Р. Корсаковъ представленъ былъ "Музыкой къ драмѣ Мея - "Псковитянка"". Эта сюита въ 5 частяхъ составлена авторомъ изъ тѣхъ эпизодовъ 2-ой редакц³и оперы, которые не вошли въ окончательную, 3-ью редакц³ю "Псковитянки". Авторъ исключилъ ихъ изъ оперы, такъ какъ боялся обременить ее излишними длиннотами и повторен³ями. Возможно, что эти опасен³я были не безосновательны, такъ какъ тематическ³й матер³алъ сюиты, дѣйствительно, нерѣдко совпадаетъ съ тѣми мыслями, которыя уже достаточно разработаны въ оперѣ. Но въ видѣ самостоятельной "музыки къ драмѣ" этотъ матер³алъ и, особенно, чудесная разработка его представляютъ высок³й музыкально-художественный интересъ. Изъ сочинен³й Скрябина была выбрана 1-ая симфон³я. Великое несчастье такихъ быстро и непрерывно развивающихся авторовъ, какъ Скрябинъ, состоитъ въ томъ, что каждое новое ихъ произведен³е страшно ослабляетъ интересъ къ старымъ. Еще такъ недавно мы восторгались его первой симфон³ей. Лѣтъ 10 тому назадъ она казалась (да и въ самомъ дѣлѣ была) новымъ откровен³емъ. А теперь, послѣ "Le divin poème", послѣ "Экстаза" и новѣйшихъ фортеп³анныхъ opus'овъ? Пожалуй, одно "Lento", да кое-как³е обороты въ обширной "прелюд³и" къ симфон³и (1-ая часть) сохранили свою свѣжесть и красоту. Оба Allegro кажутся почти банальными по темамъ и ординарными по разработкѣ, а заключительная фуга (съ голосами) производитъ впечатлѣн³е слабой" ученической работы. Да и можетъ-ли иначе быть, если Скрябинъ постоянно учится у своего музыкальнаго ген³я, стремится овладѣть всей полнотой собственной" творческой мощи, если всякая новая побѣда только потому затмеваетъ прежн³я, что она ярче, сильнѣе, вдохновеннѣе ихъ?..- Окрестромъ дирижировалъ Глазуновъ, красиво и увѣренно проведш³й вещи Р. Корсакова и Скрябина, а также собственный "Прологъ въ память Гоголя". Солировали талантливая артистка Мар³инской сцены г-жа Петренко ("Для береговъ отчизны дальней" Бородина въ инстр. Глазунова) и Скрябинъ, очаровательно сыгравш³й нѣсколько собственныхъ фортеп³анныхъ мелочей, въ томъ числѣ прелестный, изысканно-капризный "Feuillet d'Album" (рукопись).
   Чтобы покончить съ симфонической музыкой остается упомянуть объ одномъ, въ полномъ смыслѣ слова "экстренномъ" концертѣ. Это - симфон. вечеръ подъ упр. извѣстнаго В. И. Сафонова, нынѣ состоящаго директоромъ Нью-²оркской консерватор³и и потому рѣдко появляющагося въ Петербургѣ. 6-ая симфон³я Чайковскаго, прелюд³я къ 3-му акту "Мейстерзингеровъ" - эти вещи исполняются у насъ ежегодно, даже не одинъ разъ. И все-таки было пр³ятно услышать Сафонова въ качествѣ истолкователя ген³альныхъ создан³й Вагнера и Чайковскаго. Въ исполнен³и обоихъ сочинен³й, а также въ деликатной нюансировкѣ "Eine Kleine Nachtmusik", Моцарта сразу сказался даровитый, опытный художникъ, отлично чувствующ³й индивидуальность разныхъ авторовъ, знающ³й, чего онъ хочетъ и умѣющ³й точно осуществлять свои намѣрен³я. Солистка вечера, г-жа Скрябина, сыграла ранн³й, а потому малохарактерный концертъ Скрябина fis-moll и нѣсколько мелкихъ пьесъ его же. Прекрасная п³анистка г-жа Скрябина, но только не для музыки Скрябина. Она требуетъ отъ исполнителя высшей одухотворенности, нервности, даже аффектац³и; игра же артистки слишкомъ проста и академична для тѣхъ неврастеническихъ вдохновен³й, которыя, видимо, такъ любитъ п³анистка, но которыя удаются ей въ смыслѣ экспресс³и лишь очень приблизительно.
   Среди камерныхъ вечеровъ большое художественное значен³е имѣли вечера Зилоти. Скажу сразу обо всемъ циклѣ, такъ-какъ объ этихъ концертахъ еще не приходилось упоминать на страницахъ "Аполлона". Первый вечеръ - какъ бы Clavier-Abend самого Зилоти, умно и благородно сыгравшаго рядъ вещей безсмертнаго Себаст³ана Баха ("Прелюдъ и фуга g-moll, xoралъ-прелюд³я e-moll - обѣ вещи въ переложен³и Санто, "Прелюд³я къ кантатѣ No 29" въ арр. Зилоти), фантаз³ю-сонату Листа, "Симфоническ³е этюды" Шумана. Второй концертъ принесъ дивныя пѣсни Бетховена ("In questa tomba obscura"), Шумана ("Dichterliebe"), Глюка ("Divinites du Styx" изъ Альцесты), Вагнера ("5 Gedichte") и Мусоргскаго ("Пѣсни и пляски Смерти") въ исполнен³и г-жи Литвинъ. Артистка, въ роляхъ Брюнгильды и Изольды, слишкомъ часто пр³общалась великихъ тайнъ любви и смерти, чтобы не покорить насъ сразу, всей силой своего музыкально-трагическаго таланта даже тогда, когда мы соприкасаемся съ нимъ внѣ драмы, внѣ сцены, въ услов³яхъ интимнаго, камернаго вечера. Остальные два концерта "посвяшены" величайшимъ инструменталистамъ нашего времени, скрипачу Изаи и в³олончелисту Казальсу. Изаи "творилъ" передъ нами "Поэму" Шоссона, сонату Баха (F-dur), сонату французскаго модерниста Лекё, которая подъ обаятельнымъ смычкомъ артиста, казалось, пр³обрѣтала извѣстную ясность и рельефность мысли, качества, отъ которыхъ авторъ сонаты, повидимому, усиленно открещивался во время ея сочинен³я. Каэальсъ заворожилъ насъ идеальнымъ исполнен³емъ сюиты c-moll Баха, сонаты Шопена и Сенъ-Санса (c-moll). Оба артиста нашли себѣ достойнаго партнера-п³аниста въ лицѣ устроителя концертовъ.
   Изъ вечеровъ Мекленбургскаго квартета надо отмѣтить, въ особенности, 5-ый, въ программу котораго вошло интереснѣйшее, какъ по формѣ такъ и въ смыслѣ гармоническихъ и полифоническихъ комбинац³й, тр³о D-dur С. Танѣева, то самое, что года два тому назадъ исполнялось (по рукописи) на одномъ изъ Вечеровъ Современной Музыки. Исполнители этого прекраснаго, но сложнаго произведен³я, гг. Коц³анъ, Буткевичъ и самъ авторъ (рояль), не мало способствовали лучшимъ впечатлѣн³ямъ, вынесеннымъ слушателями изъ концертнаго зала.
   Среди прочихъ камерныхъ вечеровъ слѣдуетъ добромъ помянуть циклъ концертовъ, устроенныхъ талантливымъ петербургскимъ скрипачемъ, г. Завѣтновскимъ. На его вечерахъ мы слышали так³я сравнительно рѣдко исполняемыя вещи, какъ восхительный квинтетъ A-dur Моцарта (съ кларнетомъ), фортеп³анный квартетъ Брамса (ор. 34), его же в³олончельную сонату, квартетъ Вейнгартнера, мелк³я вещи для "в³оль д'амура".
   Свѣжую программу далъ недавно посѣтивш³й столицу Московск³й квартетъ (Могилянск³й, Ильченко, Бакалейниковъ, Зиссерманъ). Исполнялись квартеты Шумана и Дебюсси. Участвовавш³й въ концертѣ п³анисть Бауэръ сыгралъ сонату Моцарта, вальсъ Брамса, "Прелюд³ю и фугу" Франка, "Ундину" Равеля. Благородное имя Франка, къ сожалѣн³ю, еще довольно рѣдко появляется на программахъ. А между тѣмъ, помимо громаднаго самостоятельнаго интереса, глубокомысленныя творен³я Франка даютъ ключъ къ пониман³ю многихъ новѣйшихъ течен³й во Франц³и. Франкъ - компизиторъ-Янусъ. Одинъ ликъ его, строг³й и ясный, обращенъ къ высотамъ классическаго музыкальнаго Олимпа, другой ликъ - безпокойнымъ взоромъ уже пристально всматривается въ даль, провидитъ зарю новыхъ искан³й и дерзан³й, разцвѣтъ грядущаго "импресс³онизма". Законность и естественность путей отъ классицизма къ "импресс³онизму", отъ Баха къ Равелю, можетъ быть музыкально осмыслено нами вѣрнѣе и проще всего черезъ Франка. Еще больш³й музыкальный интересъ возбудилъ другой недавн³й нашъ "визитеръ" - извѣстный "чешск³й квартетъ", съ великолѣпнымъ ансамблемъ проведш³й квартеты Шуберта (d-moll), Бетховена (cis-moll), Чайковскаго (F-dur).
   Мелкихъ концертовъ состоялось великое множество. Но лишь немног³е изъ нихъ заслуживаютъ упоминан³я въ краткой замѣткѣ. Изъ мѣстныхъ петербургскихъ силъ особенно содержательныя программы дали п³анистъ г. Рихтеръ ("Concerto pathetique", фантаз³я-соната и "La predication aux oiseaux" Листа, блестящ³я "симфоническ³я вар³ац³и" Франка, "Тема съ вар³ац³ями" Глазунова, мелочи Лядова, Скрябина) и талантливая пѣвица г-жа Андреева-Шкилондзь, съ большимъ вкусомъ исполнившая рядъ вещей Моцарта, Шумана, Шуберта, Брамса, Вольфа, (плѣнительнѣйш³й "St. Nepomuks Vorabend"), Perepa (безконечно-поэтичный романъ, "Venn die kleinen Kinder beten"), P.-Kopсакова (дивная ар³я Шемаханской царицы), Мусоргскаго ("Mon Etoile", "Стрекотунья-Бѣлобока'), Штейнберга и пр.
   Изъ "иногороднихъ" артистовъ наибольш³й интересъ возбудили концерты Московскихъ гостей, г-жи Олениной д'Альгеймъ и п³аниста-композитора Н. Метнера. Наконецъ, изъ иностранныхъ концертовъ отмѣтимъ г-жу Ю. Кульпъ (пѣсни Шуберта, Брамса, Вольфа, Штрауса) и замѣчательнаго поэта фортеп³анной игры г. Пюньо (при участ³и отличнаго скрипача г. Спольдинга).
   Г-жа Оленина д'Альгеймъ дала нынче два концерта. Въ одномъ изъ нихъ она пѣла Глинку, Даргомыжскаго, Шуберта ("Winterreise"); въ другомъ - Баха, Глюка, Бетховена, Берл³оза (однообразная, но необыкновенно изящная "La Mort d'Ophelie"), Мусоргскаго ("Дѣтская", "Безъ солнца"). И впечатлѣн³е отъ пѣн³я этой странной артистки,- какъ всегда двойственное. Съ одной стороны сухой, остраго тембра, лишенный чисто-вокальной красоты и гибкости голосъ, съ другой - громадное умѣнье въ распредѣлен³и динамическихъ оттѣнковъ, расчетливая, умная и проникновенная фразировка, въ иныхъ случаяхъ ("In questa tomba obscura", "La Mort d'Opnelie", мног³я вещи Мусоргскаго) дѣйствующ³я съ неотразимой силой на аудитор³ю и даже заставляющая на время исполнен³я позабыть о несовершенствѣ его чисто пѣвческой стороны.
   Что говорить о Метнерѣ? Я думаю, будетъ близко къ истинѣ, если сказать, что его концертъ въ общемъ разочаровалъ многихъ музыкантовъ. Мнѣ лично мног³я вещи Метнера до послѣдняго времени нравились и даже продолжаютъ нравиться, хотя извѣстная безжизненность его музыки всегда ослабляла мое къ ней тяготѣн³е. Теперь же, когда я прослушалъ, и въ очень интеллигентномъ исполнен³и самого автора, цѣлый рядъ его композиц³й, эта безжизненность, механичность творчества какъ то еще острѣе рѣжетъ мой душевный слухъ. Даже въ лучшихъ вещахъ Метнера, какъ въ его сонатахъ C и As, при всей затѣйливости ихъ гармонической и ритмической конструкц³и, чувствуется скудость мелодическаго дарован³я, разсудочная искусственность многихъ техническихъ пр³емовъ. Въ лучшихъ вещахъ Метнеръ - лишь интересный эпигонъ Шумана и Брамса. Въ худшихъ же вещахъ, какъ въ "Диѳирамбѣ" Es-dur, авторъ доходитъ до геркулесовыхъ столбовъ напыщенности, невыносимой ходульности, безсодержательной музыкальной риторики.
   Въ заключен³е обзора упомяну еще объ интимномъ музыкальномъ вечерѣ, состоявшемся 21 февраля въ редакц³и "Аполлона". Игралъ Скрябинъ, игралъ только себя, только свои фортеп³анныя мин³атюры, такъ удивительно гармонирующ³я съ самымъ стилемъ его игры, тихой, вкрадчивой, полной неожиданныхъ взрывовъ экспресс³и и внезапной разслабленности, истерическихъ подъемовъ и глубокихъ паден³й. Эта игра невозможна на эстрадѣ, но когда слушаешь Скрябина въ комнатѣ,онъ околдовываетъ.

Каратыгинъ.

  
   Р. 5. Профессоръ Штейнъ въ ²енѣ нашелъ новую симфон³ю Бетховена, сочиненную имъ въ концѣ XVIII в. и предшествовавшую той, которая извѣстна подъ No 1. Подобно послѣдней, новая "посмертная" симфон³я написана въ С-dur. Музыка и оркестровка - въ стилѣ Гайдна и Моцарта. Третья часть симфон³и - Менуэтъ. Вновь найденная симфон³я уже исполнялась въ ²енѣ и Альтенбургѣ.
  

Категория: Книги | Добавил: Ash (11.11.2012)
Просмотров: 841 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа