Вл. Муравьев
А. С. Хомяков
--------------------------------------
"Здравствуй, племя младое...": Антология поэзии пушкинской поры: Кн.
III . Сост., вступ. статья. о поэтах и примеч. Вл. Муравьева
М., "Советская Россия", 1988
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
--------------------------------------
Алексей Степанович Хомяков родился в Москве в 1804 году в дворянской
семье. Отец поэта владел большим состоянием, но, будучи человеком
безвольным, проиграл в карты более миллиона и после этого был отстранен
женой, властной и умной женщиной, от ведения хозяйства.
Мать была первой воспитательницей Алексея Степановича, от нее он, по
его собственному признанию, воспринял строгие нравственные правила, интерес
и уважение к национальным традициям.
В московском пожаре 1812 года сгорел дом Хомяковых, и семья, прожив
некоторое время в имении, в 1815 году переехала в Петербург. Здесь к Алексею
Хомякову и его старшему брату Федору учителем словесности был приглашен А.
А. Жандр - литератор, друг А. С. Грибоедова. Через два года Хомяковы
вернулись в Москву. Братья Хомяковы продолжали обучение у профессоров
Московского университета. Алексей в 1821 году сдал экзамен на степень
кандидата математических наук, Федор избрал дипломатическое поприще.
Алексей Хомяков изучает математические науки (интерес к точным наукам
он сохранил на всю жизнь) и в эти же годы много и серьезно занимается
литературой, чему способствовала дружба с Дмитрием Веневитиновым, его
ровесником, замечательным поэтом, будущим главой "Общества любомудрия".
Хомяков и Веневитинов писали стихи, соревновались в переводах Вергилия и
Горация. Их взгляды складывались под влиянием господствовавших тогда в
Московском университете просветительских идей и современной поэзии -
вольнолюбивых произведений А. С. Пушкина и поэзии декабристов. Хомяков в
своих юношеских стихах воспевает былую вольность Новгорода, начинает поэму о
Вадиме - вожде восстания новгородцев против норманнского князя Рюрика.
Революционно-освободительные идеи так захватывают его, что в 1821 году он
убегает из дома и едет в Грецию, чтобы принять участие в борьбе греческих
повстанцев. Правда, 17-летнего беглеца перехватили по пути и вернули в
родительский дом, но его юношеский благородный порыв сочувствия угнетенному
народу впоследствии развился в глубокое убеждение, стал нравственным
принципом его жизни и философии.
В 1822 году Хомяков поступает на военную службу. В Петербурге в
гвардейском полку он продолжает писать стихи, у него появляются литературные
знакомства - это декабристы и близкие к ним литераторы. Его стихи печатаются
в "Полярной звезде", он постоянный посетитель собраний у Рылеева.
Современники вспоминают многочасовые разговоры - споры Хомякова с Рылеевым и
А. И. Одоевским. Очень многое объединяло их, они одинаково смотрели на
современное положение России и народа, они стремились к одной цели, но
Хомяков считал неправильным путь, который избрали для достижения своей цели
декабристы: при перевороте, совершенном военной силой, рассуждал он,
монархия будет заменена деспотическим правлением военной верхушки, которая
будет так же враждебна народу, как и самодержавие. В середине 1825 года
Хомяков взял бессрочный отпуск и уехал за границу, о восстании 14 декабря
узнал в Париже. В середине 1826 года он вернулся в Москву.
В октябре 1826 года в доме у Веневитинова Пушкин читал драму "Борис
Годунов". На этом чтении Хомяков знакомится с Пушкиным. На следующий день
там же Хомяков по просьбе Пушкина прочел свою трагедию "Ермак", написанную
за границей. Эту романтическую трагедию сравнивали с "Разбойниками" Шиллера.
"Идеализированный "Ермак", лирическое произведение пылкого юношеского
вдохновения", - писал Пушкин.
Задумав с кружком любомудров издавать журнал "Московский вестник",
Пушкин называет Хомякова в числе ближайших сотрудников.
Впоследствии Пушкин неоднократно высказывался о Хомякове, высоко
оценивая его творчество: его стихи он называл "прекрасными", говорил, что
"истинный талант" Хомякова "неоспорим".
В 1828-1829 годах Хомяков участвует в русско-турецкой войне, по
возвращении выходит в отставку и с того времени целиком отдается
общественно-литературной деятельности.
В конце 1830-х - начале 1840-х гг. в общественной жизни России
оформляются два лагеря - западники и славянофилы. Их расхождение заключалось
в том, что западники считали необходимым условием прогрессивного развития
России - следовать по пути западного буржуазного общества; славянофилы
считали, что Россия должна развиваться собственным, национальным путем, на
основе национальных общественных форм. А. И. Герцен, Н. П. Огарев, Т. Н.
Грановский, В. Г. Белинский принадлежали к западническому кружку, А. С.
Хомяков, С. П. Шевырев, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков выступали как
славянофилы. А. И. Герцен писал впоследствии о времени ожесточенной полемики
западников и славянофилов: "Да, мы были противниками их, но очень странными.
У нас была одна любовь, но не одинакая. У них и у нас запало с ранних лет
одно сильное безотчетное физиологическое, страстное чувство, которое они
принимали за воспоминание, а мы за пророчество, - чувство безграничной,
обхватывающей все существование любви к русскому народу, к русскому быту, к
русскому складу ума. И мы, как Янус или как двуглавый орел, смотрели в
разные стороны, в то время как сердце билось одно".
Поэт горячо любил Россию, но его любовь не была слепой; он ясно видел
все мерзости русской жизни, порожденные ее политическим строем. В
стихотворении "России", написанном в 1854 году, Хомяков с великой болью
говорит:
А на тебя, увы! как много
Грехов ужасных налегло!
В судах черна неправдой черной
И игом рабства клеймена;
Безбожной лести, лжи тлетворной,
И лени мертвой и позорной,
И всякой мерзости полна!
Однако поэт верил в то, что народ сможет преодолеть всю "черную
неправду", в которую ввергли страну правители, будущее России Хомяков
изображал символически в виде мчащегося через волны корабля с поднятым
флагом, на котором
виден
Правды суд и мир любви.
Стихотворение Хомякова "России" было запрещено цензурой.
А. С. Хомяков умер в 1860 году, в самый разгар подготовки отмены
крепостного права, в одном из самых последних своих стихотворений он писал о
грядущем:
Быть громам и быть ударам!
Быть сверканью в облаках,
И ручьям по крутоярам,
И потопам на лугах!
Быть грозе! но буря злая
Скоро силы истощит;
И, сияя, золотая
Зорька в небе погорит.
На смерть А. С. Хомякова А. И. Герцен откликнулся некрологом, который
был напечатан в "Колоколе". "Еще один из замечательнейших деятелей в мире
русской мысли и русского сознания кончил свою жизнь...- писал Герцен. - Не
во всем согласные с ним, мы высоко ценили и огромные дарования А. С.
Хомякова, и благородную жизнь его, проведенную вдали от всего официального,
служебного, и его влияние на московское общество. Ему было только 55 лет...
скоро изнашивает наш север лучших людей своих!"