наследовали боги...
("Эмпедокл и Туфли")
и у Пушкина:
Быть славным - хорошо, спокойным - лучше вдвое...
("К другу стихотворцу")
В притче "Сапожник и врач" Хвостов рассказывает душераздирающую историю о том, как некий сапожник, наскуча тем, что получает за свой труд очень малую плату, забросил свое ремесло и "в число врачей включился".
Кому сперва жалели вверить ноги,
Тому и жизнь свою вверяли вы.
Пушкин в своей притче "Картину раз высматривал сапожник..." предвидит подобную ситуацию и обрывает лакомого сапожника:
Суди, дружок, не выше сапога!
В басне "Лисица и Козел" Козел-дурак соглашается прыгнуть в колодец, куда его заманивает хитрая лисица:
Отведай куманек, какой у сыру смак,
Прыгни сюда! Козел на сыр прельстился,
Со всею тушею спустился,
На вечность целую остался плавать там;
Лисица по рогам
Козловым поднялась на землю вновь лукавить...
У Пушкина в "Фиале Анакреона" возникает сходная ситуация: купидон просит прохожего (думая найти в нем доверчивого простака) достать со дна фиала Анакреона лук и стрелы. Лирический герой Пушкина отвечает:
"О нет, - сказал я богу, -
Спасибо, что упали;
Пускай там остаются".
В сходных ситуациях герои Хвостова проявляют доверчивость и простодушие, а пушкинские - цинизм, рассудочность и лукавство - см. выше мнения о нравственных качествах самих поэтов.
А вот Пушкин и Хвостов как бы меняются местами. Расхожее выражение "пропасть как сон" Пушкин использует вполне традиционно:
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман...
("К Чаадаеву")
а Хвостов неожиданно цинично:
Подтибрил денежки, а сам, как сон, пропал...
("Скупой и прохожий")
И наконец шутливая, построенная вразрез со всеми законами жанра концовка "Домика в Коломне":
Вот вам мораль: по мненью моему,
Кухарку даром нанимать опасно;
Кто ж родился мужчиною, тому
Рядиться в юбку странно и напрасно:
Когда-нибудь придется же ему
Брить бороду себе, что несогласно
С природой дамской... Больше ничего
Не выжмешь из рассказа моего -
перекликается с концовками двух хвостовских басен:
Нравоучение, когда угодно вам;
Скажу пословицу известную народу:
Спасаясь от огня, ты не бросайся в воду
("Овца и Дождь")
С кровати барыня спрыгнула
И стала на часах, чтоб мышку изловить.
Природных склонностей нельзя переменить
("Кошка Невеста")
Кому-то перечисленные реминисценции покажутся сомнительными; кто-то, прочитав эту книгу, скажет, что их гораздо больше, - но так или иначе смешной и старомодный Хвостов постоянно всплывает в произведениях Пушкина, а, стало быть, прав "остряк-замысловатый" Вяземский, уличивший Пушкина:
Ты сам Хвостова подражатель,
Красот его любостяжатель.
1 "Эмблемы и Символы". - М., Интрада. 1995. С. 51.
2 РО ИРЛИ. Ф. 265, No 408, л. 8-9.
3 Пушкин в портретах и иллюстрациях: Пособие для учителей средней школы. - Л.: Госучпедгиз, 1954. С. 65