начинается ее падение, по мере того как дикие кочевники стали более и более внедряться в русскую жизнь, а русское население находило выгодным переселяться на восток в Суздальско-Ростовскую или Владимирскую землю, где в то же время заметным делается возрастание культуры, пересаженной с юга. Нашествие татар нанесло ей последний удар. Киев, сожженный, истребленный дотла, на многие века оставался в развалинах, будучи жалким поселением, и целый окрестный край осужден был сделаться пустынею, пока для него не настала новая историческая жизнь.
[1] Впервые напечатано в журнале "Основа" (1861, кн. 3, март; 1862, кн. 6, июнь). С незначительными исправлениями работа включена в первый том "Исторических монографий и исследований" Н. И. Костомарова, выпущенных издательством Д. Е. Кожанчикова (СПб., 1863-1872), переиздана в 1903 г. Обществом для пособия нуждающимся литераторам и ученым ("Литературный фонд") в составе Собрания сочинений Н. И. Костомарова (кн. 1, т. 1). Перевод на украинский язык публиковался в издании "Руська iсторична бiблiотека. Iсторичю монографii" (Тернопiль, 1888, т. 2). Печатается по изданию 1903 г.
[2] Анты - юго-восточная группа древнеславянских племен, которые жили главным образом на территории лесостепи Восточной Европы со второй половины IV до начала VII в. Византийские авторы VI-VII вв. характеризовали актов как крепкое политическое объединение с сильной военной организацией.
[3] Речь идет о писателе и летописце начала XII в. Несторе (7 - после 1113). Нестор-автор церковно-исторического произведения "Житие Феодосия, игумена Печорского" (около 1091). По мнению многих исследователей Нестор был автором и составителем "Повести временных лет".
[4] Улучи, уличи - восточнославянское племя (союз племен). Во время княжения Игоря (? -945) вошли в состав Киевской Руси.
[5] Бужане - одно из восточнославянских племен (возможно, союз племен), упоминаемых в древнерусских летописях. Жили в бассейне Западного Буга. Имели 230 укрепленных поселений (типа замков). По мнению некоторых исследователей бужане и волыняне раньше назывались дулебами. После вхождения в состав Киевской Руси (IX-Х вв.) в письменных источниках бужане больше не упоминаются.
[6] Тиверцы - один из восточнославянских племенных союзов. Впервые упоминаются в недатированной части "Повести временных лет". В первой половине X в. тиверцы вошли в состав Киевской Руси. В XII-XIII вв. земли тиверцев - в составе Галицкого княжества. Позже потомки тиверцев вошли в состав населения Молдавии.
[7] Обры (авары) - крупный племенной союз, главную роль в котором играли тюркоязычные племена. Впервые авары упоминаются в отчете Приска Панийского о посольстве к гуннам (середина V в.). В VI в. авары пришли из Азии (через территорию современной Украины) на средний Дунай и создали там свое государство - Аварский каганат. В VI-VII вв. в их племенной союз входили различные по происхождению племена (угры, эфталиты, аланы). В начале VII в. начался процесс распада племенного союза аваров, в результате чего отделилось самостоятельное западнославянское государство Само. В конце VIII в. авары были разгромлены франками Карла Великого, а в конце IX в. - венграми, после чего они больше не упоминаются в летописях
[8] Велыняне, волыняне - восточнославянское племя (союз племен) на территории Волыни. По свидетельству Баварского анонима, во второй половине Х в. у волынян было 70 городов, главные из них - Волынь и Владимир. В конце Х в. на территории, где жили волыняне, возникло Владимиро-Волынское княжество.
[9] Дулебы - одно из восточнославянских племен. Жили в верховьях Западного Буга и на правых притоках верхнего течения Припяти. В VI-VII вв. дулебы стали во главе междуплеменного объединения восточных славян, которое в середине VII в. потерпело поражение от аваров. В 911 г. дулебы принимали участие в походах на Царьград. В Х в. вошли в состав Киевской Руси под именем волынян и бужан.
[10] Масуди, Абук-ль-Хасан Али Ибн аль-Хасейн аль-Масуди (?-956 или 957) - арабский историк, географ и путешественник. Автор семи историко-географических работ (дошли до нашего времени только две). В книге "Промывальни золота и рудники самоцветов" есть сведения о расселении, общественном строе и быте народов Восточной Европы, в частности древних руссов.
[11] Сочельник - 24 декабря (рождественский сочельник) или 5 января (крещенский сочельник).
[12] Аркана - город балтийских славян X-XII вв. на самом северном мысу о. Рюген (нынешняя территория ГДР). Аркона была религиозным центром, объединявшим ряд славянских племен. Островом управлял верховный жрец бога Святовита (Свантовита). В 1168 г. датский король Вальдемар I разрушил город и храм. Статуя Святовита была сожжена, а храмовые сокровища перевезены в Данию.
[13] Олег (7-912, по другим сведениям 922) - древнерусский князь. По происхождению норманн (варяг). С 879 г. был правителем при малолетнем князе Игоре в Новгороде. В 882 г. овладел Киевом. В 883-885 гг. Олег подчинил себе древлян, северян и радимичей. В последующие 20 лет стремился подчинить дулебов, хорватов, тиверцев и уличей. По летописным сведениям Олег осуществил поход на Византию и подписал с ней выгодный для Руси договор (911).
[14] Поляне - восточнославянское племя (союз племен) VI-IX вв., жили в Приднепровье между устьем Десны и устьем Роси. Занимались пахотным земледелием, скотоводством, охотой, бортничеством и рыбной ловлей. Значительного развития у полян достигли ремесла. С полянами связываются летописные легенды о начале Руси, о первых русских князьях, об основании Киева. Полянское княжество с центром в Киеве стало ядром древнерусского государства - Киевской Руси. В последний раз имя полян упоминается в летописях под 944 г.; его сменил этноним "русь", распространившийся затем на население и других земель Киевской Руси.
[15] Древляне - одно из восточнославянских племен, в VI-XII вв. жили в Полесье на Правобережье Днепра. Упоминаются в "Повести временных лет". Самыми крупными городами древлян были Искоростень (Коростень), Вручий (Овруч), Малин, Городск и др. Земли древлян составляли отдельное княжество, которое было ликвидировано в 945 г. княгиней Ольгой после подавления древлянского восстания.
[16] Таврида - название Крымского полуострова, которое стало употребляться после присоединения его в 1783 г. к России. Происходит от названия древнего населения Крыма - тавров, обитавших в горных и предгорных районах в I тысячелетии до н. э. Первые известия о Тавриде имеются в произведениях Геродота (V в. до н. э.). В конце II в. до н. э. Таврида подпала под власть Понтийского царства.
[17] Кий - полулегендарный полянский князь, живший в конце VI - начале VII в. Согласно летописной легенде Кий с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью основал Киев. Кий поддерживал связи с византийским императором (видимо, Юстинианом I), с почестями был принят в Константинополе, стремился закрепить свою власть на Дунае, где построил город Киевец (его остатки существовали в XI-XII вв).
[18] Царьград, Цареград - название Константинополя (теперь Стамбул), распространенное в официальных документах, литературе, фольклоре времен Киевской Руси (до XVII в). В XVIII - начале XX в. это название употреблялось в дворянско-буржуазной исторической литературе, иногда в публицистике и поэзии.
[19] Игорь (?-945) - великий князь киевский (912-945). Подчинил восточнославянские племена (древлян, уличей и др.), которые отделились от Киева в начале его княжения. В 913 и 943 гг. осуществил два похода на Кавказ, в 941 - на Константинополь, который окончился неудачей. В 944 г. войско Игоря снова двинулось на Византию. Последняя предложила выкуп. В том же году был подписан договор между Русью и Византией, обеспечивавший интересы Руси на Черном море. Игорь был убит во время восстания древлян в 945 г.
[20] Византия, Византийская империя - государство, возникшее в IV в. во время распада Римской империи в ее восточной части (Балканский полуостров, Малая Азия, юго-восточное Средиземноморье), существовало до середины XV в. Название - от г. Византии (с 330 г. - Константинополь, столица Византии). В IX-Х вв. большую роль во внешней политике Византии играли отношения с Киевской Русью.
[21] Святослав Игоревич (?-972 или 973) - великий князь киевский (945-972). В 964-966 гг. освободил от хазар восточно-славянские племена, в 60-х годах Х в. разгромил Хазарский каганат. В 967 или 968 г. двинулся на Болгарию, затем в союзе с ней (969) начал войну против Византии. После Доростольской обороны (971) Святослав Игоревич подписал мирный договор с Византией. Убит печенегами.
[22] Асколъд и Дир - киевские князья (вторая половина IX в.). По некоторым известиям были потомками Кия, по летописной версии - дружинниками Рюрика. Около 860 г. возглавили русскую военную дружину во время первого похода на Константинополь. Около 882 г. были убиты в Киеве по указанию Олега.
[23] Фотий (между 810 и 827 - между 891 и 897) - византийский церковно-политический деятель, писатель. В 858-867, 877-886 гг. - константинопольский патриарх. Сторонник централизованной монархии и централизованной православной церкви. Выступал против подчинения византийской церкви папе римскому.
[24] Церковь Ильи в Киеве (Ильинская). Построена в 1692 г. на месте прежней, сооруженной в 945 г. В XVIII в. рядом с церковью сооружены небольшая колокольня с шатровым верхом, а также ворота в стиле барокко. В первой половине XIX в. у входа в церковь пристроены притвор с классическим портиком и правый придел.
[25] Имеется в виду Ольга (после крещения Елена;? - 969) - великая княгиня киевская (945-957), жена князя Игоря. Расправившись с древлянами, Ольга управляла Русью в годы малолетства ее сына Святослава и позже, когда его не было в Киеве. В 955 или 957 г. ездила в Константинополь. Перед этим приняла христианство. Поддерживала связь с немецким королем Оттоном I. Канонизирована русской церковью.
[26] Владимир Святославич (после крещения Василии;? - 1015) - великий князь киевский (с. 980 г.). Сын Святослава Игоревича. При Владимире Святославиче было завершено объединение всех восточнославянских земель в составе Киевской Руси, введено христианство как государственная религия. Владимир расширил и укрепил границы государства, строил города-крепости. При нем на Руси начали открываться школы, Владимир развивал политические, экономические и культурные отношения с Византией, Болгарией, Польшей, западноевропейскими странами.
[27] Имеется в виду неизвестный автор (авторы) "Повести временных лет". Так в науке принято именовать летописный свод, созданный в начале XII в. "Повесть" дошла до нас в двух редакциях, условно называемых второй и третьей. Вторая редакция - в составе Лаврентьевской, Радзивилловской и Московской Академической летописей, а также в долетописных сводах, где данная редакция чаще всего подвергалась различным переработкам и сокращениям. Третья редакция - в составе Ипатьевской летописи. Большинство исследователей первой половины XIX в. считали составителем не дошедшей до нас первой редакции "Повести" монаха Киево-Печерского монастыря Нестора. Однако А. А. Шахматовым доказано, что "Повести временных лет" предшествовала другая летопись, так называемый Начальный свод, который Нестор существенно переработал и дополнил изложением событий конца XI - начала XII в. Начальный свод, по гипотезе Шахматова, был составлен в 1093-1095 гг. игуменом Киево-Печерского монастыря Иоанном. Начальный свод до нас не дошел, но отразился в новгородском летописании.
[28] Добрыня - воевода великого князя киевского Владимира Святославича. Помог Владимиру победить Ярополка Святославича и занять великокняжеский престол. Во время княжения Владимира Святославича Добрыня управлял Новгородом. В 985 г. принимал участие в походе на Болгарию. Помогал Владимиру Святославичу насильственно вводить христианство на Руси.
[29] Мал (?-946) - один из князей древлян. Во главе с Малом жители Искоростеня, возмущенные чрезмерной данью, установленной киевским князем Игорем, восстали и убили его. Сам же Мал погиб во время подавления Ольгой восстания древлян.
[30] Полещуки, полищуки - этнографическая группа украинцев, которые живут в Полесье. До последнего времени в хозяйстве полищуков наряду с земледелием значительное место занимали рыболовство, сбор ягод и грибов. Сохранились некоторые особенности в жилище, языке и одежде.
[31] В данном случае Н. И. Костомаров, видимо, имеет в виду М. С. Соловьева, который в общей исторической схеме определял первый период русской истории как господство родового начала. Родовые отношения между князьями, по мнению Соловьева, господствовали в IX-XII вв., со второй же половины XII в. начинается борьба между государственным и родовым началами, окончившаяся торжеством государственных отношений во времена Ивана III (1462-1505) и Ивана IV (1547-1584).
[32] Олег Святославич (?-977) - древлянский князь (с 970), сын великого князя киевского Святослава Игоревича. Погиб в 977 г. под Вручием (Овручем) во время сражения с войском Ярополка Святославича, выступление которого против Олега подготовил киевский боярин Свенельд.
[33] Хорваты-древнеславянское племя (союз племен). Жили на севере Далматского побережья, на юге Истрии, на севере Боснии, в междуречье Савы и Дравы. В первой половине IX в. начало складываться Хорватское государство. В 925 г. Хорватия стала королевством. Феодальные междоусобицы в конце XI - начале XII в. привели к ослаблению Хорватского государства, в дальнейшем отдельные его части испытывали экономическое, политическое и культурное влияние разных народов и государств.
[34] Хазары - тюркоязычный народ, появившийся в Восточной Европе после нашествия гуннов (IV в.) и кочевавший между р. Сулак в Северном Дагестане и нижней Волгой. В 60-х годах VI в. хазары были завоеваны Тюркским каганатом. В середине VII в. после распада Западно-Тюркского каганата хазары получили независимость и создали раннефеодальное государство - Хазарский каганат со столицей Семендер (в Северном Дагестане), позже - Итиль (на нижней Волге). Во второй половине VII в. хазары подчинили себе часть приазовских болгар, а также царство гуннов-савиров в прибрежном Дагестане. К началу VIII в. хазары владели Северным Кавказом, всем Приазовьем, большей частью Крыма, а также степными и лесостепными территориями Восточной Европы до Днепра. Древнерусская летопись отмечает, что некоторые славянские племена - поляне, радимичи, вятичи, северяне - платили хазарам дань. В 883-885 гг. князь Олег освободил большинство этих племен от хазар. В 913-914 и 944-945 гг. через территорию Хазарского каганата проходило войско руссов, направлявшееся к Каспийскому морю. Игорь в войне против Византии (941) пользовался поддержкой Хазарского каганата. Русские купцы вели торговлю в Итиле, где были отдельные славянские кварталы. Под влиянием внутренних противоречий и под ударами венгерских племен и печенегов, а затем Киевской Руси Хазарский каганат со второй половины IX в. стал приходить в упадок. В Х в. после крушения Хазарского каганата хазары растворились в тюрко-половецкой среде.
[35] Печенеги - союз тюркских племен. Сложился в VIII-IX вв. До конца IX в. кочевали между Аральским морем и Волгой, вели борьбу с огузами, кипчаками (половцами) и хазарами. В конце IX в. заняли Северное Причерноморье до Дуная. В Х в. печенеги делились на восемь племен (колен), каждое из которых подразделялось на пять родов. Во главе племен стояли "великие князья", во главе родов - "малые князья". Основным занятием являлось скотоводство. Важным источником обогащения знати были набеги на соседние страны (Русь, Византию и др.). Византия часто использовала печенегов в борьбе с Киевской Русью. Так, по подстрекательству византийского правительства в 972 г. у днепровских порогов был убит великий киевский князь Святослав Игоревич. Набеги печенегов на Русь продолжались до 1036 г., когда Ярослав Мудрый нанес им решительное поражение. В середине XI в. печенеги отошли к Карпатам, а их место в Причерноморье заняли половцы.
[36] Вышата Ян - воевода великого киевского князя Ярослава Мудрого. В 1043 г. принимал участие в походе князя Владимира Ярославича (сына Ярослава Мудрого) на Византию. Буря разбила русский флот, и часть воинов (около б тыс.) была выброшена на берег. Вышата возглавил их переход на Русь, но попал в плен. Три года спустя он вернулся в Киев. В 1064 г. Вышата вместе с князем Ростиславом Владимировичем бежал из Киева в Тмутаракань. Других сведений о нем нет, но известно, что его сын Ян Вышатич занимал высокое положение в Киеве при Изяславе Ярославиче. Полагают, что рассказы Вышаты включены в Начальный свод (см. прим. 26).
[37] Половцы (кипчаки, куманы) - средневековая народность тюркской группы. В Х в. занимали территорию на северо-западе нынешнего Казахстана, распадались на ряд племен и вели кочевой образ жизни. В середине Х в. хлынули в степи Северного Причерноморья и на Кавказ, вытеснив печенегов. В XI-XV вв. огромная территория от отрогов Тянь-Шаня до Дуная, на которой кочевали половцы, называлась Половецкой землей. В XI-XIII вв. выделились половецкие роды Тугоркана (убит в 1096), Боняка и др. Впервые половцы упоминаются в русских летописях под 1054 г. С 1055 г. они постоянно осуществляли набеги на Русь, разоряя Киевскую, Переяславскую и Черниговскую земли. Чтобы защитить границы Киевской Руси от половцев, князья организовывали против них походы, однако некоторые князья использовали половцев в междоусобной борьбе. В 1103 и 1111 гг. Владимир Мономах предпринял походы, после которых половцы, потерпев поражение, частично ушли в Грузию. Со второй четверти XII в. набеги половцев на пограничные русские земли усилились. Во второй половине XII в. хан Кончак объединил значительную часть половцев в единое государство, которое в начале XIII в. разбили монголо-татары. Окончательно половцы были разбиты ордами Батыя в 1238 г. Часть их во главе с Котяном откатилась в Венгрию, а затем в Болгарию. Остальные половцы вошли в состав монголо-татарских войск.
[38] Дитмар (Титмар) Мерзебургский (975-1018) - немецкий хронист, епископ Мерзебургский (с 1009). Сын саксонского графа Зигфрида фон Вальбека, родственник императоров Саксонской династии. Хроника Дитмара охватывает период с правления Генриха I до 1018 г. В ней содержатся сведения по истории Руси, о русско-польско-печенежских отношениях.
[39] Святополк Окаянный (около 980-1019) - князь туровский (988-1015) и великий князь киевский (1015-1019), сын Владимира Святославича. После смерти отца, опираясь на поддержку Болеслава I Храброго (на дочери которого он был женат), выступил претендентом на киевский великокняжеский престол. В междоусобной борьбе в 1015 г. убил своих братьев Бориса и Глеба (за что и получил свое произвище) и захватил в Киеве великокняжескую власть. Потерпев поражение в Любецкой битве 1016 г. от новгородского князя Ярослава Владимировича, Святополк бежал в Польшу. Возвратившись в 1018 г. с польским войском, разбил Ярослава на Западном Буге и изгнал его из Киева. Возмущенные вторжением иностранцев киевляне заставили польское войско уйти из города. Утратив поддержку Болеслава I, Святополк был разбит Ярославом Мудрым на р. Альте и бежал на Запад, где вскоре и погиб.
[40] Ярослав Мудрый (978-1054) - государственный деятель Киевской Руси, великий князь киевский (с 1019), сын Владимира Святославича. После смерти отца вел борьбу за великокняжеский престол со своим братом Святополком. Став великим князем киевским, вел также борьбу против своего брата, тмутараканского князя Мстислава Владимировича, в результате чего был вынужден уступить ему Черниговское княжество и другие земли. Ко времени княжения Ярослава относится возникновение сборника законов древнерусского феодального права - "Правды Ярослава". При Ярославе на Руси окончательно укрепилось христианство. В 1036 г. Ярослав разбил печенегов (в честь победы в Киеве был сооружен Софийский собор). Ярослав был высокообразованным человеком, любил читать книги, собрал переводчиков и переписчиков, которые перевели с греческого языка и переписали много книг. После смерти Ярослава древнерусские земли были разделены между пятью его сыновьями (Изяславом, Святославом, Всеволодом, Игорем и Вячеславом).
[41] Болеслав I Храбрый (967-1025) - польский князь (992-1025) и король (1025). В борьбе против Священной Римской империи (войны 1003-1005, 1007-1013, 1015-1018 гг.) отстоял независимость Польши и закончил объединение польских земель. В 1018 г., поддерживая Святополка Окаянного, осуществил поход на Киев. Возвращаясь в Польшу, захватил червенские города (отвоеваны Ярославом Мудрым в 1031 г.).
[42] Болеслав II Смелый (1039-1081) - польский князь (1058-1077) и король (1077-1079). Во времена Болеслава II Польша потеряла Западное Поморье. Осуществил два похода на Киевскую Русь (1069 и 1077 гг.). Во время первого похода на короткое время захватил Киев. Свергнут с польского престола в результате восстания крупных феодалов.
[43] Песни эти в том виде, в каком дошли до нас, очевидно, сложились после. В них несомненны наслоения последующих веков и различных влияний, каким подвергалась народная жизнь. Но уже одно то, что в них все отнесено к Киеву и князю Владимиру, показывает, что песни эти заменили собою другие, более древние, из которых кое-что вошло в позднейшие редакции, хотя в искажениях и под иною одеждою речи. До некоторой степени мы можем находить эти обломки там, где являются такие черты, которые могут относиться к дотатарскому периоду киевской жизни, насколько нам открывается она из других, более достоверных памятников, или такие, которые не могли возникнуть под иными изменившимися понятиями народа в последующие времена.
[44] Даниил Заточник (XII или XIII в.) - предполагаемый автор двух произведений, близких друг другу по тексту, - "Моления" и "Слова" Даниила Заточника, изложенных в форме обращения к князю с просьбой смилостивиться над ссыльным. Датировке этих произведений и их взаимоотношению посвящено много исследований, но ни одно не может быть принято как бесспорное. Летописец XIV в. считал Даниила Заточника действительно заточенным на оз. Лаче лицом (под 1387 г. в Симеоновской летописи рассказывается о неком попе, пришедшем из Орды "с мешком земли" и сосланном на оз. Лаче).
[45] Киевская земля - историческое название территории на Правобережье Днепра в IX-XV вв. с центром в Киеве. Населяли ее потомки полян. Занимала территорию между реками Случь и Червень на западе, Росью и верховьями Южного Буга на юге и Припятью на севере. Первое летописное упоминание о Киевской земле относится к IX в. С этого времени и до середины XII в. Киевская земля входила в состав Киевской Руси. В 30-х годах XII в. на ее территории возникло Киевское княжество. В 1240 г. Киевскую землю захватили монголо-татары, около 1362 г. - великий литовский князь Ольгерд. После ликвидации Киевского княжества феодальной Литвой (1471 г.) название "Киевская земля" перестало упоминаться в летописях и исторических документах.
[46] Словене - восточнославянское племя, обитавшее во второй половине I тысячелетия в бассейне оз. Ильмень и верхнего течения р. Мологи. Занимались сельским хозяйством. Со временем земли словен составили ядро владений Новгородской феодальной республики.
[47] Кривичи - восточнославянское племенное объединение VI-IX вв., занимавшее обширные области в верхнем течении Днепра, Волги и Западной Двины, а также южную часть бассейна Чудского озера. В конце IX в. земля кривичей вошла в состав Киевской Руси. В последний раз кривичи упоминаются в летописи под 1162 г., когда на их земле образовались Смоленское и Полоцкое княжества, а часть вошла в состав новгородских владений,
[48] Чудь - название в древнерусских летописях эстов и родственных им угро-финских племен, живших во владениях Новгорода Великого к востоку от Онежского озера - по рекам Онеге и Северной Двине.
[49] Вятичи - одно из восточнославянских племен (союзов племен). Жили в бассейне рек Оки, Угры и Москвы и в верховьях Дона. Занимались земледелием, скотоводством, охотой и рыбной ловлей. В IX - Х вв. вятичи платили дань хазарам, позднее - киевским князьям. С XI-XII вв. у вятичей развивались феодальные отношения; в то время на их земле возникли города Москва, Колтеск, Дедослав, Неринск и др. В середине XII в. земля вятичей была разделена между суздальскими и черниговскими князьями. В XIV-XV вв. вошла в состав Московского великого княжества.
[50] Белгород - древнерусский город на р. Ирпень на месте современного села Белогородка Киево-Святошинского района Киевской области. Впервые упомянут в летописи под 980 г. как собственность князя Владимира Святославича. В 991 г. здесь была сооружена крепость, игравшая важную роль в защите Киевской Руси от кочевников. В 997 г. население Белгорода успешно выдержало осаду печенегов. В XI - первой половине XIII в. Белгород - временная резиденция киевских князей и место пребывания епископа. В 1240 г. город разрушили монголо-татары. Во второй половине XV в. Белгород снова упоминается в источниках.
[51] "Русская правда" - сборник норм древнерусского права XI-XII вв. Дошел до нас в списках XIII-XVIII вв. (их известно 106), составляющих три редакции: краткую, пространную и сокращенную. Каждая из редакций отражает этапы развития феодализма в Древней Руси. Древнейшей из них является краткая редакция. Она включает "Правду Ярослава", или "Древнейшую правду", "Устав Ярославичей", или "Правду Ярославичей", "Покон вирный" и "Урок мостникам".
[52] Ярополк I Святославич (7-980) - великий князь киевский (972 - около 978). Старший сын Святослава Игоревича. Вел борьбу с братом Олегом - князем Древлянской земли, Владимиром Святославичем - тогдашним новгородским князем. В 977 г. Ярослав Игоревич захватил владения Олега. Владимир бежал в Скандинавию, где нанял дружину варягов, с помощью которой возвратил Новгород, овладел Полоцким княжеством и Киевом. Ярополк I Святославич бежал в г. Родня, где с ведома Владимира был убит.
[53] Судислав Владимирович (?-1063) - князь псковский (1036-1063). Первое упоминание о нем в летописи под 988 г.
[54] Скифы - общее название основного населения Северного Причерноморья VII-III вв. до н. э. Скифы состояли из родственных племен североиранской языковой группы индоевропейской семьи. Вопрос о происхождении скифов окончательно не решен. В конце VII - начале VI в. до н. э. сложилось крупное политическое объединение - Скифия. Основное занятие скифов - земледелие, скотоводство, обработка металлов. Вели торговлю с античными государствами Северного Причерноморья. В III-II вв. до н. э. скифы были вытеснены с северных причерноморских степей сарматами.
[55] Ингегерда (Ирина;?-1051) - дочь шведского короля Олафа Скета Конунга (у Н. И. Костомарова - Свенона). В 1019 г. вышла замуж за великого киевского князя Ярослава Мудрого. Имела шестерых сыновей (Владимира, Всеволода, Святослава, Изяслава, Игоря и Вячеслава) и трех дочерей (Анну, Анастасию и Елизавету).
[56] Имеется в виду Геральд Гардрад (Геральд Суровый) - король Норвегии (1046-1066). До провозглашения королем находился во главе отряда варягов на службе в Киевской Руси и Византии. В 1044 г. женился на дочери Ярослава Мудрого Елизавете. Геральду принадлежит несколько поэтических произведений, в частности песня, посвященная Елизавете Ярославне, которую он называл "русской девушкой с золотой гривной". Погиб во время похода в Англию.
[57] Печерсшй монастырь, Киево-Печерская лавра - православный монастырь, основанный в 1051 г. монахами Антонием и Феодосием в пещерах возле летней княжеской резиденции Берестово близ Киева. В XI в. монастырь стал центром распространения и утверждения христианства в Киевской Руси.
[58] Симон (1166-1226) - владимиро-суздальский епископ, один из авторов "Киево-Печерского патерика". Из летописей известно, что Симон был монахом Киево-Печерского монастыря, затем игуменом Рождественского монастыря во Владимире и духовником великого князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо. В 1214 г. стал епископом Суздаля и Владимира. Ряд исследователей подвергает сомнению причастность Симона, умершего в 1226 г., к созданию "Патерика", атрибутируя его другому Симону, жившему ранее и получившему сан епископа в 1160 г.
[59] Речь идет о "Житии преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского" - произведении Нестора, в котором повествуется о деятельности одного из основателей Киево-Печерского монастыря. Житие Феодосия отличается живостью изображения монастырского быта, яркими характеристиками монахов и мирян. Спорным остается вопрос о времени написания Жития. А. А. Шахматов полагал, что оно написано в 80-х годах XI в. А. С. Бугославский, Л. А.Черепнин, а в настоящее время А. Г. Кузьмин датируют этот памятник началом XII в.
[60] Антоний Печерский (983-1073) - церковный деятель Киевской Руси, один из основателей Киево-Печерского монастыря. Родился в Любече. Принимал активное участие в политической жизни, поддерживая князя Святослава Ярославича в его борьбе за великокняжеский престол против князя Изяслава Ярославича.
[61] Афонская гора, Афон - восточный выступ Халкидонского полуострова в Эгейском море; находится во владении православного монашеского объединения из 20 укрепленных мужских монастырей. Первый монастырь был основан в 902 г. греком Афанасием. В последующие века Афон стал играть роль крупного религиозного центра православной церкви. В 1080 г. при императоре Алексее Комнине возник первый русский (Пантелеймонов) монастырь. С этого времени устанавливаются тесные связи Руси с Афоном. В монастырях Афона хранится более 10 тыс. греческих, славянских, арабских рукописей, значительная часть которых представляет собой ценные исторические источники (начиная с IX в.).
[62] Изяслав Ярославич (1024-1078) - великий князь киевский (с 1054). Сын Ярослава Мудрого. До 1054 г. был князем туровским. Во время киевского восстания 1068-1069 гг. бежал в Польшу. В 1069 г. с помощью польских войск возвратился в Киев и жестоко расправился с восставшими киевлянами. Изгнанный в 1073 г. своими братьями Святославом и Всеволодом из Киева, Изяслав снова бежал в Польшу и в 1077 г. при поддержке польских войск вторично захватил киевский великокняжеский престол. Принимал участие в составлении одной из частей "Русской правды" - "Правды Ярославичей". Погиб на Нежатиной Ниве в бою против князей Олега Святославича и Бориса Вячеславича (1078).
[63] Никола Святоша-Святослав (Николай) Давидович, внук Святослава Ярославича. Занимался собиранием книг, их переводом и переписыванием. В 1116 г. Святослав стал монахом Киево-Печерского монастыря, куда из Чернигова перевез свою библиотеку, в которой были книги по истории, философии, географии на славянском, латинском и древнегреческом языках.
[64] "Патерик", "Печерский патерик", "Киево-Печерский патерик" - сборник произведений об истории Киево-Печерского монастыря и первых его подвижниках. Оказал влияние на развитие жанра патерика (жизнеописаний отцов церкви) в древнерусской литературе: под его воздействием были составлены патерики Волоколамский, Псковско-Печерский, Соловецкий. Хотя старший из списков патерика датируется 1406 г., формирование памятника относится к первой трети XIII в., когда возникла переписка между владимиро-суздальским епископом Симоном и печерским монахом Поликарпом, составившая основу патерика.
[65] Мстислав Владимирович (Храбрый, Удалой;?-1036) - князь тмутараканский и черниговский, сын великого киевского князя Владимира Святославича. В 988 г. получил в удел Тмутараканское княжество. Вел борьбу против хазар. В 1022 г. подчинил касогов, победив в единоборстве их князя Редедю. В 1024 г. попытался захватить великокняжеский, престол, но киевляне его не приняли. В том же году под Лиственом победил Ярослава. В 1026 г. братья разделили русские земли, Мстислав стал независимым от Киева князем Черниговской земли. В 1031 г. помог Ярославу возвратить червенские земли. В Тмутаракани Мстислав построил каменную церковь, в Чернигове заложил Спасский собор, в котором и был похоронен.
[66] Юрий Долгорукий (около 1090-1157) - владимиро-суздальский князь (с 1125), позже великий князь киевский. Шестой сын Владимира Мономаха. Его резиденцией был Суздаль. После смерти в 1132 г. старшего брата, великого князя Мстислава, пытался захватить киевский великокняжеский престол, но, потерпев поражение в 1135 г., вынужден был возвратиться в Суздаль. Считают, что Юрий Долгорукий основал Москву (впервые упомянутую в летописи под 1147 г.). В 1.149 г. Юрий Долгорукий разбил возле Переяслава на Днепре войско великого князя Изяслава Мстиславича и овладел Киевом. В 1150 г. вынужден был его оставить, но через некоторое время снова занял его. После поражения на р. Руте в 1151 г. возвратился в Суздаль. В 1155 г. в третий раз овладел Киевом и остался великим князем до смерти. Похоронен в церкви Спаса на Берестове.
[67] Ярополк Изяславич (?-1087) - волынский князь (1078-1087), сын великого князя Изяслава Ярославича.
[68] Глеб Всеславич (около 1070-1119) - первый минский князь (с 1101), сын Всеслава Брячиславича Полоцкого. Владел Минском, Друцком, Оршей и Копысом. Как и отец, Глеб Всеславич боролся с киевскими князьями за независимость, пытался заручиться поддержкой Киево-Печерского монастыря, делая туда крупные денежные взносы. В 1104 г. отбил войско, посланное на Минск великим князем киевским Святополком Изяславичем. В 1116 г. вступил в военный конфликт с великим князем Владимиром Мономахом, но потерпел поражение. В 1119 г. нарушил условия мира. Владимир отобрал у него Минск и перевел в Киев, где тот и умер.
[69] Изяслав (Пантелеймон) Мстиславич (около 1097-1154) - великий князь киевский, старший сын новгородского князя Мстислава Владимировича, внук Владимира Мономаха. С 1134 или 1136 г. - князь владимирский, с 1143 г. - переяславский. Воспользовавшись восстанием 1146 г. в Киеве против Ольговичей, в 1147 г. стал великим князем киевским. В 1149 г. Юрий Долгорукий изгнал Изяслава из Киева, но в 1151 г. Изяслав снова овладел Киевом и княжил до конца жизни совместно со своим дядей Вячеславом Владимировичем. В ходе политической борьбы пошел на разрыв церковных связей с Константинополем и в 1147 г. поставил киевским митрополитом смоленского ученого монаха Климента. Княжение Изяслава описано в особой летописи, составленной его соратником боярином Петром Бориславичем.
[70] Мстислав Святополкович (?-1110) - волынский князь (1099-1110), сын великого князя киевского Святополка (Михаила) Изяславича.
[71] Давид (Давыд) Игоревич (1059-1112) - князь волынский, сын Игоря Ярославича. В 1084 г. получил от великого князя киевского Всеволода Ярославича Дорогобуж на Волыни, а в 1085 г. - Владимир. Преследуемый князьями за ослепление в 1097 г. теребовльского князя Василька Ростиславича, бежал в Польшу, но вскоре возвратился и с помощью половцев вернул себе Владимир. На Витечевском съезде (1100 г.) вместо Владимира получил города Буек, Острог, Дубно, Черторыйск. Умер в Дорогобуже.
[72] Ветхий Завет - название, которое христианские богословы дали дохристианской части Библии. Состоит из 48 книг, написанных в период от XI в. до н. э. до I в. н. э. в основном на древнееврейском языке. Из этого числа книг 39 входили в канон древнего иудаизма, остальные читались и переписывались, но не рассматривались как священные тексты. По содержанию они делятся на историко-юридические, поэтическо-литургические и пророческие.
[73] Десятина - десятая часть доходов, которую выплачивала церкви зависимая часть населения в феодальный период. В Киевской Руси впервые десятину установил великий князь Владимир Святославич после крещения Руси для строительства и содержания Десятинной церкви в Киеве. Позже десятина приобрела характер повсеместного феодального налога, собираемого церковными учреждениями.
[74] Алимпий, Алипий Печерский (?-1114) - киевский мозаист и живописец, первый известный по письменным источникам древнерусский художник. В "Киево-Печерском патерике" отмечается высокое мастерство Алимпия.
[75] Даниил Паломник (вторая половина XI - начало XII в.) - игумен одного из черниговских монастырей, автор "Жития и хождения Даниила". По косвенным данным можно предположить, что Даниил сперва был постриженником Киево-Печерского монастыря. В 1106-1108 гг. осуществил путешествие в Палестину. "Житие и хождение Даниила" получило широкое распространение в древнерусской письменности; начиная с XV в. известно более 100 его списков.
[76] Мономахово поучение ("Поучение детям и инь кто прочтет") - главное литературное произведение Владимира Всеволодовича Мономаха, сохранившееся в единственном списке в составе Лаврентьевской летописи под 1096 г., где оно разрывает связный текст о происхождении половцев. Но к 1096 г. "Поучение" не относится - оно захватывает и события более позднего времени. Первоначально "Поучение" состояло из трех самостоятельных частей: собственно "поучения"; "летописи" жизни Мономаха и письма ("грамотицы") его постоянному политическому сопернику - князю Олегу Святославичу (черниговскому). Все три произведения, по-видимому, были соединены самим Мономахом. Автор осуждает княжеские междоусобицы и призывает к объединению древнерусских земель.
[77] Всеслав Брячеславич (7-1101) - полоцкий князь (1044-1067; 1069-1101), великий князь киевский (1068-1069), сын Брячеслава Изяславича. В июне 1067 г. Всеслав с двумя сыновьями во время переговоров был схвачен великим князем Изяславом Ярославичем и посажен в тюрьму ("поруб") в Киеве. Во время киевского восстания освобожден и провозглашен великим князем. После семимесячного княжения возвратился в Полоцк. В 1078 г. воевал против Смоленска.
[78] Олег Святославич (?-1115) - древнерусский князь, сын киевского великого князя Святослава Ярославича. В 1076 г. получил в удел Владимир-Волынский, но в 1077 г. был изгнан оттуда великим киевским князем Изяславом Ярославичем. В 1078 г. бежал в Тмутаракань. В том же году в союзе с половцами попытался завладеть Черниговом, но, потерпев поражение на Нежатиной Ниве возле Чернигова, снова бежал в Тмутаракань. Там его взяли в плен хазары и передали Византии. Вплоть до 1083 г. находился в ссылке на о. Родос. В 1083-1094 гг. был тмутараканским князем. В 1094 г. в союзе с половцами отобрал у Владимира Мономаха Черниговское княжество, но в 1096 г. вынужден был отдать его брату Давиду. По решению Любечского съезда 1097 г. Олег Святославич получил Новгород-Северский, где жил до смерти. За разжигание княжеских междоусобиц в "Слове о полку Игоревем" назван Олегом Гориславичем.
[79] Вира, вера - в Древней Руси денежный штраф в пользу князя за убийство свободного человека. Происхождение термина неясно.
[80] Торки - тюркоязычные племена, составлявшие часть огузов, которые во второй половине Х в. переселились с Приаралья в степи Южной Руси. В Ипатьевской летописи впервые упоминаются под 985 г. как союзники князя Владимира Святославича в борьбе против булгар. В 1060 г. объединенные силы русских князей разбили торков. Русские князья также использовали военную силу торков в своих междоусобных войнах и в борьбе против половцев, а также для охраны южных границ Руси.
[81] Берендеи - кочевые тюркские племена. Упоминаются в древнерусских летописях с 1097 г. до конца XII в. как часть черных клобуков (см. прим. 83). Берендеи, возможно, выделились из племенного союза огузов. С начала XII в. берендеи вместе с торками и печенегами с согласия древнерусских князей селились в южнорусских степях вблизи Киевского и Переяславского княжеств, особенно в районе Поросья.
[82] Угры - обобщающее этническое имя, присвоенное родственным по языку народам - зауральским манси и хантам, дунайским венграм (мадьярам). В "Повести временных лет" предки венгров названы "угрой", а предки хантов и манси - "югрой". Позднее имя "югра" закрепилось преимущественно за хантами.
[83] Червенские города - группа древнерусских городов и укрепленных замков Х-XII вв. в Волынской земле на западных окраинах Руси. Термин встречается в древнерусских летописях под 1018 и 1031 гг., а центр этих городов - Червен упоминается начиная с 981 г.
[84] Дрютеск (Дружеск, Друцк) - древнерусский город, возникший в XI в. (ныне село Толчинского района Витебской обл. БССР). Впервые упомянут в летописях под 1092 г. Входил в состав Полоцкого княжества. В XII в. - центр самостоятельного удела, затем перешел к Смоленску.
[85] Черные клобуки (тюрк. каракалпаки - черные шапки) - древнерусское название кочевых тюркских племен (берендеев, торков, печенегов и др.), которые с конца XI в. жили в южных и юго-восточных владениях Киевской Руси (по Роси, Днепру, в районе современных Черкасс).
[86] Кончак - половецкий хан, внук Шарукана. Во второй половине XII в. объединил под своей властью племена восточных половцев. В 1172 и 1180 гг. поддерживал северских князей в их борьбе с другими княжествами. Осуществил ряд походов в Переяславскую землю (в 1174, 1178, 1183 гг.), в Киевскую и Черниговскую земли (1185 и 1187). В 1184 г. потерпел поражение от русских князей на р. Хорол. В 1185 г. разбил на р. Каяле и пленил новгород-северского князя Игоря Святославича. Позже осадил Переяслав, но потерпел поражение. Борьба Игоря Святославича и других князей против Кончака легла в основу "Слова о полку Игореве".
[87] Дреговичи - одно из восточнославянских племен (союзов племен), обитавшее по р. Припять и в более северных областях днепровского Правобережья. Упоминается в "Повести временных лет". Считают, что название связано с древнерусским словом "дрява" или "дрега" (болото) и указывает на характер местности, где жило это племя. Самыми крупными городами были Туров, Клецк, Слуцк и др. Земли дреговичей составляли отдельное княжество с центром в Турове. В Х в. вошло в состав Киевской Руси.
[88] Быть может, о такой беспечности князя, какая выставляется во Всеволоде и которая была нередка в князьях южнорусских, говорят старые песни, например, в песне о Чуриле Пленковиче, где к князю киевскому приходят сначала молодцы звероловы жаловаться на пришельцев, чужих охотников, выловивших зверей; потом являются другие, рыболовы, жалуются, что пришельцы выловили рыбу; наконец, явились сокольники и кречетники из поречных островов под Киевом и говорят, что набежали пришельцы и похватали ясных соколов и белых кречетов... На первые жалобы князь стольный киевский пьет, ест, прохлаждается, их челобитья не слушает. Он спохватился тогда только, когда ему принесли весть о его соколах, потому что это ближе к нему, как его собственность личная, а не народная.
[89] Вышгород - город возле Киева. Впервые упоминается в летописи под 946 г. как резиденция княгини Ольги - "Ольжин град". О политическом и экономическом значении Вышгорода - важного торгового центра Руси - сообщает византийский император Константин VII Багрянородный в своей книге "Об управлении империей", написанной в середине Х в. С 1078 г. Вышгород - центр удельного Вышгородского княжества, подчиненного киевским князьям.
[90] Василько Ростиславич (?-1124) - князь теребовльский (1092-1124), сын тмутараканского князя Ростислава Владимировича. Васильке Ростиславич вместе с братом Володарем Ростиславичем вел