новываясь, как он утверждает, на глубоком знании Библии и Талмуда, которого, впрочем, он не читал, но достаточно знаком с ним, по его собственным словам, из частых бесед с некоторою еврейкой (sic), - этот-то почтенный мыслитель предсказывает близость страшной и всеобщей войны!.. Она должна вспыхнуть, по его словам, в самом непродолжительном времени, именно лет через шесть, когда Пасха будет праздноваться в день Св. Марка... Почтенный мыслитель не ограничивается простым предсказанием войны, основываясь на совпадении праздника Пасхи со днем Св. Марка; он определяет и ближайшие причины неминуемой войны. "Жить на свете тяжело, - говорит он. - Дела так не могут идти дальше, и нужно ждать перемены. Прежде я платил пять рублей податей и много пил водки, а теперь плачу двадцать рублей податей и... (??) Словом, жить тяжело. Главная причина - людей на свете расплодилось очень много. Настанет война, земля очистится, сделается просторнее, и хлеба будет больше".
Приводя это пророчество, "Gazeta Kielezka" утверждает, что "почтенный келецкий мыслитель не вполне искренен. Сапоги он и прежде шил плохо, а теперь стал шить их еще хуже - вот главная причина, по которой ему плохо живется на свете... В оптимистическом воззрении своем на результаты пророчествуемой им войны он - увы! - тоже будто крепко ошибается: обилие и доступность влаги, обусловливающей более примирительный взгляд его на жизнь, вовсе не создается войною...".
Мы что-то не очень сочувствуем глумлению келецкого газетчика над келецким пророком-мыслителем... Мы так рады всякой, даже и неправильной, но самобытной мысли, посреди того всеобщего прогрессивного идиотизма, который с таким успехом сеется всюду современными деятелями пера и изустного слова! Дж. Стюарт Милль еще прежде нас сказал, что нынче перед эксцентричностью надо преклоняться, - до того все люди, все умы становятся пошлыми и схожими.
Не знаем, прав ли келецкий "пророк-сапожник" относительно срока; но относительно неизбежности великой и действительно всеобщей уже на этот раз войны - он, конечно, прав... Этой войны не избегнуть никому, и XIX век, перед концом своим, подведет свои политические итоги...
Милый пророк сапожник!.. Не бойся!.. Ты ведь гораздо интереснее того, кто с улыбкой подтрунивает над тобой.
Насчет того, что людей развелось очень много, и в этом ты, кажется мне, прав...
Особенно развелось везде много "интеллигентов" средней руки.
Это ужасно!.. Ну что, если все милые и умные оригиналы, вроде келецкого пророка, переведутся и не будет, благодаря "цивилизации", никакой разницы во взглядах на жизнь между сапожником будущего и либеральным публицистом будущего? Эстетической разницы, положим, и теперь между ними очень мало... Но есть еще нечто... брезжится еще что-то живое, отстаивающее себя от общего, противного стиля!.. А когда и этого не будет, то что произойдет? И подумать жутко!
В "Московских ведомостях" мы читаем следующее известие:
"Освещение электричеством внутренних полостей тела. В последнем заседании Германского электротехнического союза, происходившем 23 марта в Берлине под председательством главноуправляющего почтовым ведомством докт. Стефана, были произведены любопытные опыты с новыми электрическими приборами. В полости тела животных вводились платиновые спирали, прикрепленные к рефлекторам, и внутренности освещались электрическим светом гораздо ярче, нежели это удавалось сделать до настоящего времени. Так, в желудок живой щуки была введена посредством зонда платиновая проволока, помещенная в стеклянном резервуаре. Едва успел электрический ток пробежать по этой проволоке, как щука сделалась совершенно прозрачною, так что простым глазом можно было видеть действие всех внутренних органов. В продолжение опыта щука держалась совершенно смирно, а когда проволока была вынута обратно из желудка, щука принялась опять плавать как ни в чем не бывало".
Это очень любопытно! В первую минуту нельзя не восхититься при мысли о том, что не только щучьи, но и наши собственные внутренности могут когда-нибудь до того озариться электричеством, что и мы сделаемся совершенно прозрачными. Радость наша простирается в этом случае до того, что мы мечтаем даже о каком-нибудь блестящем излечении от какой бы то ни было опасной и темной внутренней болезни.
"Кто хорошо распознает - хорошо лечит!" Старинное изречение! Но скептицизм шепчет нам иное; он говорит: "Но, может быть, это излечение ваше вовсе не нужно?" Мальтус, Дж. Стюарт Милль, отчасти келецкий пророк-сапожник и другие мыслители правы: народу развелось слишком много. Тесно, дорого... К тому же мы-то, собственно мы - консерваторы; а разве консерваторам, настоящим, понимающим, что такое консерватизм, - в России нынешней можно долго жить и действовать?.. Вот если бы придумать какой-нибудь прибор для освещения многих душ умеренно-либеральных, - ну, тогда... полиции и политическим судам прибавилось бы дела... А теперь что!.. Так отвечает нам скептический разум, и наш восторг при виде прозрачной щуки хладеет!
Мы нашли в "Московских ведомостях" следующую историю:
"Пермские губернские ведомости" приводят следующее решение одного волостного суда в Пермской губернии: крестьянин Н-в принес волостному суду жалобу, что потерявшегося у него барана, стоящего два рубля, он нашел уже заколотым в амбаре у крестьянина Ю-ва, которого и подозревает, что тот заколол барана, и просит поступить с ним по закону. Ответчик на суде объяснил, что баран забежал к нему в ограду с его овцами, почему он заколол его на пищу. Волостной суд, имея в виду собственное сознание виновного, постановил "крестьянина Ю-ва за означенный поступок наказать розгами 20-ю ударами, затем надеть на него шкуру заколотого барана, провести по улицам села с барабаном, подводя его к окну каждого жителя, и перед каждым домом давать ему по одному удару". Решением истец и ответчик остались довольны.
Вот прекрасный случай нашим газетам возопить: "отсталость, варварство, "безобразие!", "школы", "мрак!", "просвещение!" и т. д. А по-нашему это - ничего, что человека поводили в бараньей шкуре. Нашему эстетическому чувству до того надоела безличность нашего европеизированного общества (стоящего при этом вовсе невпопад за какое-то развитие личности?), что мы ужасно рады всему живому и не похожему на все другое, как похоже в Петербурге! В этой выдумке есть хоть маленькое творчество национальной мысли, а у всех либеральных ученых наших, вместе взятых, вовсе его не видно. Многие из них не понимают даже разницы между юридической свободой лица и живым развитием личности, которая возможна даже и при рабстве, - и не только в рабовладельце, но и в самом рабе. Развитие есть полнота, содержательность или интенсивность и своеобразие. Наши "образованные люди" не знали даже до сих пор, что "либерализм" везде в Европе повредил национальности; ибо государственная независимость и племенное объединение погубили везде умственную и бытовую независимость и способствовали скорейшему претворению наций, областей, городов, умов, обычаев, мод, построек в один и тот же европейский или даже космополитический тип. Что же тут общего между свободой лица и развитием личности в народе и отдельных людях, - между объединением Германии, например, и ее культурно-национальным своеобразием?.. Разве то, что первое убило второе?
Нет, пермский мужик в бараньей шкуре, довольный тем, что его еще и побили, гораздо лучше, глубокомысленнее, национальнее русских цивилизаторов! Этим бы под стать только какой-нибудь изнуренный уврие, с козлиной бородкой и злыми от зависти глазами, который кричит: "Monsieur! Tous les hommes sont égaux!.."
Русский добрый человек в бараньей шкуре - это ничего; а вот "волки в овечьей" - это худо!..
В газете "Восток" есть нечто об этих радикальных европейцах в славянской шкуре.
"Константинопольские газеты в образовании в Болгарии нового министерства из радикальной или, как они называют, "красной" партии не предвидят ничего хорошего как для Болгарии, так и для спокойствия Балканского полуострова. По их словам, нынешние полоумные болгарские министры, как Цанков и Каравелов, будут следовать следующей программе: 1) посредством печати вводить в обман общественное мнение Европы относительно положения дел в Македонии и Фракии; 2) будут жаловаться на притеснения со стороны турок и обвинять в этом же все прочие христианские народности полуострова, как греков, сербов и румын; 3) будут печатать жалобы от мнимых болгар - преимущественно из тех местностей, в которых их нет; 4) примут всевозможные меры к притеснению неболгарских народностей в Болгарии и Восточной Румелии и будут стараться вызвать между ними возмущение; 5) будут агитировать в России, посредством печати, в пользу необходимого соединения Восточной Румелии с Болгарией и проч. Главная же цель, преследуемая вожаками великоболгарской партии, та, что столицею ее должен быть Константинополь. Говоря это, газеты справедливо замечают, что подобные мечты только и могли народиться в головах тупоумных болгар".
Все это отчасти, может быть, и так; но мы не согласны с цареградскими газетами ни в том, что Каравелов и Цанков полоумны, ни в том, что болгары вообще тупоумны.
Они, положим, не остроумны; но зато они хитроумны, как древний Улисс.
Они знают, чего хотят и добиваются... Они очень ловки и лукавы!
Они хотели во что бы то ни стало схизмы - и добились ее; они хотели независимости - и русской кровью приобрели ее; они желали поссорить и нас с Вселенской Патриархией, которая так долго и во многих случаях предпочитала монархическую Россию афинской демагогии, - они желали нас поссорить - и разномыслие едва-едва не дошло до разрыва!.. Болгарская "интеллигенция" была всегда не настоящего славянофильского духа; она его не постигла вовсе; она и под турком жила западными идеалами. Она мечтала о конституции - и получила ее. Теперь, если верить грекам, болгарская интеллигенция ждет от нас чуть-чуть не Царьграда в дар любви! Конечно, греки, вероятно, клевещут, упоминая о подобных болгарских претензиях даже и на Царьград... Это уж слишком!.. Но все-таки, даже и отвергая подобное преувеличение, нельзя не сказать и здесь еще раз, что болгарская "интеллигенция" очень вредна и очень опасна и для России, и для своего собственного народа. Но она не полоумна и не опрометчива... О, нет! Она очень расчетлива и очень смела. Болгары - народ ничем до сих пор особенным, конечно, не замечательный, если прилагать к ним мерило национальной самобытности в идеях, вкусах и бытовых формах, мерило культурной обособленной выразительности; их "интеллигенция" - самая обыкновенная, западная, либеральная в этом смысле. Но болгары - в отношении исторических судеб своих - народ роковой и опасный.
"Во дни оны" они были главным поводом к разделению Церквей Восточной и Западной. И теперь они гак искусны, так тверды и так решительны в политических "оборотах" своих, что заставляют и самое Россию вот уже около двадцати лет идти за собою в делах международной политики.
Ни греки, ни черногорцы, ни сербы не могли заставить нас воевать, а беззащитные болгары, при этой самой беззащитности своей, взбунтовавшись так решительно, принудили и нас обнажить против Турции привычный нам меч!
Одно время любимой мечтой их было, втеревшись посредством экзархата в Царь-град, окрестить султана и других турок власти и влияния и стать самим во главе великой и новой православной империи, которая могла бы постепенно отбросить "стареющую" Россию далеко на север.
"Берегитесь, - сказал Сулла (про юношу Цезаря), - в этом мальчишке сидят десять Мариев!" Берегитесь - говорю и я уже не в первый раз...