ораздо важнее, чем вы думаете; внешние формы быта, одежды, обряды, обычаи, моды - все эти разности и оттенки общественной эстетики живой, не той, т. е. эстетики отражения или кладбища, которой вы привыкли поклоняться, часто ничего не смысля, в музеях и на выставках, - все эти внешние формы, говорю я, вовсе не причуда, не вздор, не чисто "внешние вещи", как говорят глупцы; нет, они суть неизбежные последствия, органически вытекающие из перемен в нашем внутреннем мире; это неизбежные пластические символы идеалов, внутри нас созревших или готовых созреть...
Конец петровской Руси близок... И слава Богу. Ей надо воздвигнуть рукотворный памятник и еще скорее отойти от него, отрясая романо-германский прах с наших азиатских подошв! Надо, чтобы памятник "нерукотворный" в сердцах наших, т. е. идеалы петербургского периода, поскорее в нас вымерли. Sapienti sat!
[1] Впервые: Собрание сочинений. Т.6. Публикуется по К. Леонтьев "Восток, Россия и Славянство". М., 1996.
[2] Он, конечно, говорит здесь преимущественно об эклектизме в вопросах общественных, т. е. об одновременном желании и сохранить хоть что-нибудь из старого и от нового не отстать, сохранить что-нибудь из преданий Церкви, власти и т. д., из привычек капитала и т. п. и вместе с тем не отказываться и от революции.
[3] О нем будет еще кое-что позднее.
[4] Я доказывал не раз, что чисто племенные движения нашего века все до одного приносят прямо или косвенно либерально-эгалитарные плоды, усиливают лишь принижение старого и неорганическое смешение с другим тоже, пожалуй, не особенно новым. Например, Польша и Россия в 60-х годах.
[5] Гизо Община древняя и община феодальная.
[6] Прудон о Соединенных Штатах
[7] Гамбетта и Бисмарк.
[8] Афон и т. д.
[9] Бокль
[10] Высыхающая трава и т. д.