ьности.
В этом - реализм Лондона, его повседневная связь с жизнью своего народа.
В одной из своих ранних статей, рецензии на английское издание романа
М. Горького "Фома Гордеев", Д. Лондон подчеркивал "жизненную правду и
мастерство Горького - мастерство реалиста". "Общественные язвы показаны в
ней с таким бесстрашием, - говорит он о книге, - намалеванные красоты
сдираются с порока с такой беспощадностью, что цель ее не вызывает
сомнений - она утверждает добро. Эта книга - действенное средство, чтобы
пробудить дремлющую совесть людей и вовлечь их в борьбу за человечество".
И сам Лондон в лучших своих произведениях также неизменно следовал
жизненной правде, твердо стоя на позициях реализма. В ряде своих
произведений он ведет бой с модной в те времена теорией индивидуализма,
хотя критики и широкая читающая публика не всегда замечают
антииндивидуалистичеокую направленность ряда его вещей.
"Я снова и снова пишу книги, смысл которых не доходит до читающей
публики, - сетует Лондон в письме осенью 1915 года. - Много лет тому
назад, в самом начале моей литературной карьеры, я обрушился на Ницше и
его идею сверхчеловека. Сделал это в "Морском волке". Многие прочли
"Морского волка", но никто не обнаружил, что это атака на философию
сверхчеловека. Позднее, не говоря уж о моих коротких рассказах, я написал
другой роман - "Мартин Иден", - который также обличал ту же идею
сверхчеловека. Снова никто не удосужился понять подлинную идею моей книги.
В другое время я предпринял атаку на идеи Редьярда Киплинга в рассказе
"Сила сильных". Ни один человек даже намеком не показал, что он понял
смысл рассказа".
Вряд ли подобное положение было случайным. Официозной критике было
куда желательнее подчеркивать имеющиеся в творчестве самого писателя
тенденции индивидуализма, чем раскрывать перед широкой читательской
аудиторией антиницшеанскую сущность его рассказов, повестей и романов.
Именно от западной критики идет ошибочное представление об увлечении
Лондона ницшеанством. Безусловно, он иногда грешит им. Но не может
вызывать ни какого сомнения тот факт, что его лучшие произведенья, как сам
он неоднократно подчеркивал, - это прямая атака на ницшеанство,
разоблачение индивидуализма, прославление подлинно героического,
гуманистического начала в человеке.
Характеризуя роман Горького, Лондон подчеркивал "страстный порыв"
горьковского реализма. Этот страстный порыв отличает и его лучшие
произведения - достаточно вспомнить хотя бы роман "Мартин Иден", рассказы
"Мексп-канец" или "Любовь к жизни". Хорошо известна реакция В. И. Ленина
на прочитанный ему Н. К. Крупской рассказ "Любовь к жизни": "Ильичу
рассказ этот понравится чрезвычайно". Прославление героической сущности
человека, его готовности идти вперед, несмотря ни на какие трудности и
лишения, является важнейшей отличительной чертой творчества Д. Лондона.
Красной нитью через многие его книги проходит забота о лучшем будущем
для всего человечества. Ради этой благородной цели не жалеют своих сил
"революционеры, стремящиеся разрушить современное общество, чтобы на его
развалинах построить общество будущего. У революционеров я встретил
возвышенную веру в человека, горячую преданность идеалам, радость
бескорыстия, самоотречения и мученичества - все то, что окрыляет душу и
устремляет ее к новым подвигам" ("Что значит для меня жизнь"). Именно
таким революционером является Эрнест Эвергард, принадлежавший к
"многочисленной армии героев, самоотверженно служивших делу мировой
революции".
В ряду героев, созданных талантом Джека Лондона, революционеры
занимают такое же естественное место, как охотники и моряки,
золотоискатели и спортсмены. И это не случайно. Писатель видел в
революционерах плеяду активных людей, отдающих свои знания, силы, а если
нужно, то и самую жизнь, на алтарь священной борьбы за равноправие и
свободу для всех людей земли. Он знал о ней не из книг, не понаслышке, а
по собственному опыту, по участию в митингах и демонстрациях рабочих.
Неутомимая деятельность Лондона в рядах американского рабочего движения -
тоже вклад в эту борьбу. Во многих его книгах чувствуется философский
подтекст, и американские критики подчеркивают, что "битве идей Лондон умел
придать не меньшую увлекательность, чем приключениям золотоискателей,
сценам из жизни спортсменов или профессиональных военных". Его лучшие
книги и сегодня участвуют в гигантской битве идей на стороне прогрессивных
сил мира.
В Советском Союзе Д. Лондон был и остается одним из самых популярных
иностранных писателей. Читатели страны строящегося коммунизма любят его
книги за их жизнеутверждающий оптимизм, за мужество и целеустремленность
героев, за прославление в них героического начала в человеке.