С. И. Суховерхов.
ЛOНДОН (London), Джэк (Джон Гриффит) (12.I.1876, Сан-Франциско, - 22.XI.1916, мест. Глен-Эллен, около Сан-Франциско) - американский писатель. Рос в бедности. Его отец - У. Х. Чейни покинул жену до рождения сына, к-рый был усыновлен разорившимся фермером Джоном Лондоном, вторым мужем его матери. Л. в юности сменил множество занятий: работал на консервном заводе, на электростанции, на джутовой фабрике, близок был к "устричным пиратам" Санфранцисской бухты, в 1893 плавал матросом на шхуне. В 1894 принимал участие в походе армии безработных на Вашингтон; скитался по США и Канаде, сидел в тюрьме за бродяжничество; подвергался арестам за социалистич. деятельность. Учился в Калифорнийском ун-те (1896-97). В середине 90-х гг. Л. начал политич. деятельность в рядах Социалистич. рабочей партии, членом к-рой состоял с 1895 по 1901; с 1901 по 1916 был членом Социалистической партии, вышел из нее, как сказано в его заявлении, "по причине утраты ею революционного духа". Л. читал лит-ру по вопросам социализма, в т. ч. соч. К. Маркса и Ф. Энгельса. В 1897-98, в пору "золотой лихорадки", совершил поездку на Аляску. В 1902 во время англо-бурской войны Л. в качестве воен. корр. посетил Англию. В кн. очерков "Люди бездны" ("The people of the abyss", 1903, рус. пер. под назв. "На дне", 1906) изобразил жизнь бедняков в трущобах англ. столицы. В 1904, во время русско-япон. войны, Л. также был корреспондентом. Рус. революция 1905-07 явилась важным стимулом его идейного роста. В лекции "Революция" ("The Revolution", 1905, изд. 1908), с к-рой Л. ездил по городам США, он обратился к своим слушателям с призывом поддержать рус. народ, высказывал уверенность в торжестве социалистич. революции во всем мире. Большой интерес проявлял Л. к произв. Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского. Творчество М. Горького Л. считал новым этапом в истории рус. реализма (критич. статья "Фома Гордеев"). В то же время на идейное развитие Л. оказали влияние учения бурж. философов (Г. Спенсер. Ф. Ницше). Эта противоречивость мировоззрения Л. отражала трагизм положения писателя - выходца из народа в условиях США - страны с замедленным политич. развитием пролетариата. В 1907-09 Л. находился в кругосветном плаванье, описанном в кн. "Путешествие на "Снарке"" ("The cruise of the "Snark"", 1911, рус. пер. 1914). Осн. местом жительства Л. была Калифорния. В 1914 он был корр. амер. газет в Мексике, где собирал материал для книги о мекс. освободит. движении. В последние годы Л. проникся скептицизмом, его реализм и связи с прогрес. обществ. движениями ослабевают. По распространенной версии, Л. покончил жизнь самоубийством.
Лит. деятельность Л. начал в возрасте 17 лет, когда в 1893 в газ. "The San-Francisco Call" ("Голос Сан-Франциско") был опубл. его первый очерк "Тайфун у берегов Японии". Затем появились первые рассказы Л. (12 сб-ков), неск. повестей и романов, полностью или частично посвященных Северу. Их герои, овеянные духом романтики и приключений, - сильные волевые люди, способные к самопожертвованию: "За здоровье того, кто в пути" ("То the man on trail", 1899), "Северная Одиссея" ("An Odyssey of the North", 1900, рус. пер. 1910), "Вера в человека" ("The faith of men", 1904), "Как аргонавты в старину" ("Like Argus of the ancient times", 1917) и др. В рассказе "Любовь к жизни" ("Love of life", 1906, рус. пер. под назв. "Искра жизни", 1907) герой одерживает победу над грозными силами природы. По свидетельству Н. К. Крупской, этот рассказ "понравился чрезвычайно" В. И. Ленину (см. В. И. Ленин о литературе и искусстве, 1957, с. 556). Другие же герои Л., как истые буржуа, принесли в суровые просторы Аляски страсть к золоту, крайний индивидуализм, сталкивающий их с природой и людьми: "Человек со шрамом" ("The man with the gash", 1900, рус. пер. 1913), "Тысяча дюжин" ("The one thousand dozen", 1903, рус. пер. 1912), "Золотой каньон" ("All-gold canyon", 1905, рус. пер. под назв. "Ущелье сплошного золота", 1911) и др. Ради обогащения они подвергают себя тяжелым физич. и моральным испытаниям, даже готовы на преступление. Много внимания в северных рассказах Л. уделяет описанию природы Аляски. Встреча с "белым безмолвием" для хлюпиков, новичков часто заканчивается трагически: "В далекой стране" ("In a far country", 1899); "Развести костер" ("То build a fire", 1910) и др. Л. рисовал индейцев с глубокой симпатией - великодушными, трудолюбивыми, близкими к природе: "Мужество женщины" ("Grit of woman", 1900), "Сказание о Кише" ("The story of Keesh", 1904). В др. рассказах прославляется героическая борьба индейцев с белыми завоевателями-американцами: "Лига стариков" ("The league of the old men", 1902), "Жители солнечной страны" ("The sunlanders", 1902). Однако в освещении жизни индейцев Л. не был последователен. Порою он изображал их обреченность, прославлял захватнич. устремления и силу белых людей: "Сын волка" ("The son of the wolf", 1900), "Мудрость снежной тропы" ("The wisdom of the trail", 1899), роман "Дочь снегов" ("A daughter of the snows", 1902). В др. случаях сложная интрига не насыщалась достаточно глубоким содержанием: роман "Время не ждет" ("Burning daylight", 1910). Повествоват. иск-во Л. достигло совершенства в анималистской повести "Голос крови" ("The call of the wild", 1903, рус. пер. под назв. "Дикая сила", 1905). Как и в "Белом клыке" ("White fang", 1906), здесь мастерски очерчены характеры животных. Близка к ним и повесть "До Адама" ("Before Adam", 1906), в к-рой воспроизведены эпизоды из жизни первобытных людей. Стиль северных рассказов и повестей с их драматич. коллизиями очень напряженный, язык насыщен просторечием и меткими крылатыми оборотами. М. Горький отмечал близость Л. к Брет-Гарту.
Л. был также мастером рассказа, посвященного гор. и фермерской Америке. Верный себе, писатель и здесь прославлял романтику приключений молодых и сильных: "На берегах Сакраменто" ("The banks of the Sacramento", 1904); гнев и бунт рабочего-юноши против невыносимых условий существования: "Забастовка" ("The apostate", 1906). Скитаниям по большим дорогам Америки посвящен частично автобиографич. сб. рассказов "Дорога" ("The road", 1907); в нем же показаны самодовольство и хищность мещан и буржуа. В рассказе "Польза сомнений" ("The benefit of the doubt", 1910) заклеймен произвол и физич. насилие кабатчика над героем-литератором, показаны связи торгашей с бурж. политич. машиной и судом. В то время как в бурж. спортивной новелле прославлялись коммерция и бизнес, Л. в повестях "Игра" ("The game", 1905), "Зверь из бездны" ("The abysmal brute", 1911), в рассказе "Кусок мяса" ("A piece of steak", 1909) выступил с критикой торгашеского духа в спорте. Интересна в этом отношении новелла "Мексиканец" ("The Mexican", 1911).
Роман "Железная пята" ("The iron heel", 1907, рус. пер. 1912) тематически перекликается с социалистич. публицистикой Л. (статьи "Революция", "Как я стал социалистом", "Борьба классов" и др.). Это книга о борьбе народа с тиранией монополистич. капитала, финансовой олигархии. Философ. и политико-экономич. критика бурж. строя сменяется в конце романа описанием вооруженной борьбы народа с "железной пятой" (глава "Чикагская коммуна"). Здесь Л., художник-новатор, стоит в преддверии метода социалистич. реализма. Конфликт между трудом и капиталом раскрывается конкретно-исторически. В романе образно утверждаются идеи науч. социализма о революции и др. Несмотря на поражение восстания, Л. вложил в уста "американского ученика Маркса" революционера Эвергарда слова уверенности в конечном торжестве социалистич. революции. Однако в романе есть и элементы утопии, недооценка роли нар. масс. Язык и стиль представляют собой органич. сплав худож. образности со страстной революц. публицистичностью. Книга Л. оказала влияние на междунар. революц. движение. "Железной пяте" созвучны рассказы "Мечта Дебса" ("The dream of Debs", 1909), "Сила сильных" ("The strength of the strong", 1911) и др. К теме классовой борьбы Л. обращался и в последние годы творчества в романе "Лунная долина" ("The valley of the moon", 1913, рус. пер. 1924). В нем снова изображаются картины жизни амер. рабочих; но страх героев романа перед капиталистич. городом с его ожесточенной классовой борьбой сменяется их поисками безмятежного уголка природы, собственности.
Одно из лучших реалистич. произв. Л. - "Мартин Иден" ("Martin Eden", 1909, рус. пер. 1912). По форме это роман-биография, главный герой к-рого - рабочий и моряк, наделенный талантом писателя. В этом произв. раскрыт процесс худож. творчества. Однако восхождение на высоты бурж. культуры приносит герою трагич. разочарование. Его высокие гуманистич. идеалы и принципы правдивого творчества несовместимы с духом наживы, культом доллара, к-рые царят в капиталистич. Америке. Возвышенным и бескорыстным героям из народа - Идену, Коннолли, безымянным рабочим-каменщикам - в романе противопоставлены духовно ограниченные буржуа, жизненным идеалом к-рых является обогащение. Гений и чувства писателя буржуазия превращает в разменную монету. В трагич. гибели своего героя Л. как бы провидит судьбу многих амер. писателей, не примирившихся с капитализмом. В. В. Маяковский по мотивам романа Л. написал сценарий кинофильма "Не для денег родившийся" (1919), в к-ром сам играл гл. роль. В романе "Джон Ячменное Зерно. Воспоминания алкоголика" ("John Barleycorn, or Alcoholic memories", 1913) Л. взволнованно рассказал о своей жизни, любви к людям, о борьбе с соблазнами и злом, подстерегавшими его на жизненном пути.
Видное место в творчестве Л. занимает морская тема. Ей посвящена повесть для юношества "Путешествие на "Ослепительном"" ("The cruise of the "Dazzler"", 1902). Море в книгах Л. играет ту же роль, что природа Аляски в северных рассказах; оно служит средством раскрытия характеров действующих лиц, утверждению авторской идеи. В романе "Морской волк" ("The sea wolf", 1904, рус. пер. 1911) Л. выступил против идеала "сверхчеловека" Ницше, учению к-рого сочувствовал его герой Иден. С др. стороны, противоречивость мировоззрения Л. проявилась в романе "Бунт на "Эльсиноре"" ("The mutiny of the "Elsinor"", 1914, рус. пер. под назв. "Мятеж", 1923), где утверждается реакц. идея превосходства расы господ над нар. массой. В цикле рассказов и романов Л. о южных морях налицо внешний драматизм ситуаций, любование приключениями; сильные характеры туземцев раскрываются в столкновении с грозными силами юж. природы или с белыми колонизаторами-авантюристами: "Дом Мапуи", "Китовый зуб", "Мауки" из сб. "Рассказы южных морей" ("South sea tales", 1911) и др. В морских рассказах Л. слышны отзвуки традиций Г. Мелвилла, Г. Стивенсона, Дж. Конрада, Р. Киплинга. Л. выступал и как драматург. Лучшая его пьеса "Кража" ("Theft", 1910) входит в репертуар сов. театра. Роман "Маленькая хозяйка большого дома" ("The little lady of the big house", 1916, рус. пер. 1924) воспроизводит бурж. любовную драму, быт. В "Сердцах трех" ("Hearts of three", 1920) Л. обратился к новому для него, но весьма перспективному жанру амер. лит-ры - киноповести. Однако за калейдоскопом приключений нет жизненно правдивых характеров и положений. В дилогии романов (оба изд. 1917) о животных и людях - "Джерри-островитянин" ("Jerry of the Islands") и "Майкл, брат Джерри" ("Michael brother of Jerry") приключенч. интрига не подкреплена значит. содержанием. Л. принадлежат острые антиимпериалистич. рассказы "Кулау Прокаженный" ("Koolau the Leper", 1909), "Под палубным тентом" ("Under the deck awnings", 1910), "Китаёза" ("The Chinago", 1911). Л. постоянно волновала мысль о будущем человечества. Оно рисовалось его воображению то в виде бесклассового общества, где господствует радостный труд, гармония, музыка (в "Железной пяте"), то в виде всемирной катастрофы со случайно уцелевшим путником, плетущимся по опустошенной земле ("Алая чума" - "The scarlet plague", 1915).
Один из первых пролет. писателей Запада, Л. - зачинатель революц. лит-ры США. В лучших своих книгах он сочетал передовые социалистич. идеалы с изображением романтики жизни. В СССР Л. - один из самых популярных амер. писателей; его книги издаются большими тиражами. Сов. исследователи освещают идейно-худож. своеобразие прозы Л., его связи с амер. и рус. прогрессивными лит. и обществ. движениями.
Соч.: Selected stories, N. Y., 1930; London's essays of revolt ..., ed. and introd. by L. D. Abbott, N. Y., 1926; в рус. пер. - Полн. собр. соч., т. 1-24, М. - Л., 1928-29; Собр. соч., т. 1-14, М., 1961.
Лит.: Крупская Н. К., Что нравилось Ильичу из худож. лит-ры, в кн.: В. И. Ленин о литературе и искусстве, 2 изд., М., 1960; Юнг Ф., Джек Лондон как поэт рабочего класса, М. - Л., 1925; Куприн А., Заметка о Джеке Лондоне, Соч., т. 3, М., 1954; Баданова И. М., Книга революц. гнева, "Уч. зап. Ташкентского пед. ин-та иностр. яз.", 1956, в. 1; ее же, Горький и Дж. Лондон, там же, 1960, в. 4; Богословский В. Н., Джек Лондон, М., 1964; Быков В., На родине Дж. Лондона, М., 1962; его же, Дж. Лондон, [М.], 1964; Самарин Р. М., Джек Лондон (1876-1916), в кн.: Лондон Д., Собр. соч., т. 1, М., 1961; Стоун И., Моряк в седле. Биография Дж. Лондона, М., 1960; Суховерхов С. М., Джек Лондон и рабочее движение, "Енисей". Альманах, 1953, кн. 12; его же, Джек Лондон в СССР, "Уч. зап. Шадринского пед. ин-та", 1958, в. 2; London Ch., The book of Jack London, v. 1-2, N. Y., 1921; London J., Jack London and his times, N. Y., 1939; Noel J., Footlose in Arcadia, N. Y., 1940; Garst Sh., Jack London, magnet for adventure, N. Y., 1945; Foner Ph. S., Jack London. American rebel, L. - Toronto, 1947; Franchere R., Jack London. The pursuit of a dream, N. Y., 1962; Rentmeister H., Jack London. Ein EinzelgДnger wider Willen, Halle/S., 1962; O'Connor R., Jack London, Boston - Toronto, 1964.
Источник: Суховерхов С. И. Лондон // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. - М.: Сов. энцикл., 1962-1978. Т. 4: Лакшин - Мураново. - 1967. - С. 418-422.
Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke4/ke4-4181.htm.