ИНОСТРАННЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЖУРНАЛЫ
"Аполлонъ", No 5, 1909
Классифицируя художественныя пер³одическ³я издан³я по ихъ языку, въ перечнѣ назван³й я избираю порядокъ постепеннаго уменьшен³я дѣйствительной цѣнности журнала. Такимъ образомъ, въ издан³яхъ французскихъ упоминаются раньше журналы наибольшей серьезности и цѣнности опубликовываемаго матер³ала, a затѣмъ уже разбираются издан³я, хотя бы и высшей стоимости и лучшаго качества репродукц³й, но меньшаго значен³я для подготовленнаго любителя и знатока искусства. Въ виду этого порядка - перечень журналовъ каждой страны заканчивается "салонными" журналами или газетными приложен³ями. Въ каждомъ отдѣлѣ разсматриваются сначала журналы общаго художественнаго содержан³я, затѣмъ болѣе спец³альные и, наконецъ, имѣющ³е характеръ хроники.
Въ разборѣ журналовъ я не руководствовался желан³емъ дать точное и подробное изложен³е содержан³я каждаго изъ нихъ и непремѣнно за весь годъ. Это заставило бы меня выйти изъ предѣловъ простого журнальнаго обозрѣн³я и дать самостоятельное библ³ографическое изслѣдован³е.
Упоминая лишь о наиболѣе типичныхъ статьяхъ и иллюстрац³яхъ (по преимуществу - послѣднихъ номеровъ), я хочу дать только кратк³я характеристики физ³оном³и каждаго издан³я. Начинаю съ издан³й фрaнцyзскихъ, такъ какъ, сколько бы германцы ни стремились точностью воспроизведен³й клише, художественностью меццотинто гравюръ и "четырехцвѣтокъ" стать во главѣ художественно-печатнаго дѣла, все же общая важность, интересность да и самое обил³е матер³ала едва ли y нихъ наибольш³я.
Есть много въ Герман³и крупныхъ знатоковъ истор³и искусствъ, читающихъ лекц³и въ маленькихъ университетскихъ городахъ (напр., Halle, Erfurt), много именъ въ Берлинѣ, Мюнхенѣ, Дрезденѣ, Страссбургѣ: ихъ поприще - ученые документальные труды, которые дѣйствительно отвѣчаютъ всѣмъ современнымъ издательскимъ (Васмутъ, Зееманъ, Гурлиттъ, Шролль) запросамъ въ использован³и всѣхъ послѣднихъ типографскихъ новшествъ. Но въ области журналисгики - въ области печати, требующей специфическихъ, болѣе легкихъ по стилю, но и болѣе талантливыхъ по жизненности и художественности литературныхъ, издательскихъ, типографскихъ и т. п. познан³й, въ этой области французы остаются впереди.
Возьмите любой нѣмецк³й художественный журналъ. Есть какая-то тяжеловѣсность, несмотря на самыя безупречныя воспроизведен³я, несмотря на то, что часто здѣсь и больше знан³й, меньше случайнаго или подозрительнаго, въ отношен³и вкуса, матер³ала.
Такъ же н во всѣхъ современныхъ германскихъ художественно-промышленныхъ достижен³яхъ. Столько здороваго, вѣрнаго вкуса, столько вычеканенной, обдуманной простоты, столько обѣщан³й, столько безусловно-пр³емлемаго - и все же есть что-то ставящее искусство германцевъ совсѣмъ на другую плоскость, чѣмъ достоян³я, оставляемыя намъ лучшими мастерами Франц³и. Какая-то неуловимая манерность, присутств³е какого-то буржуазнаго, больше - мѣщанскаго, сытаго самодовольства лишаетъ германское художество тѣхъ сторонъ изысканнаго, которыми чаруетъ насъ французск³й esprit, humeur, geste, costume и, слѣдовательно, самый вкусъ.
"Gazette des Beaux-Arts". 51-й годъ издан³я. 630-ая книга. Какая давность! Стоимость очень высокая (выпускъ - 7 фр. 50 с.), но еще большая - за прежн³е годы, которые стали большою рѣдкостью и, вмѣстѣ съ тѣмъ, сдѣлались необходимѣйшимъ матер³аломъ для разработки любой области искусства. Здѣсь помѣщались, вѣдь, статьи лучшихъ французскихъ ученыхъ, знатоковъ; здѣсь опубликовано столько м³ровыхъ открыт³й, рѣдкостныхъ цѣнностей {Какъ отличительная черта издан³я - умѣн³е всегда выискать и разрабатывать наиболѣе неизслѣдованные вопросы искусства, возбуждать самыя забытыя или незамѣтныя темы.}.
Въ Росс³и, кромѣ нѣкоторыхъ петербургскихъ библ³отекъ, полный комплектъ этого журнала находится въ Москвѣ, въ библ³отекѣ училища живописи (пожертвован³е г-на Мосолова). Послѣднее время, взамѣнъ прежде чаще разрабатывавшихся вопросовъ античнаго искусства, въ журналѣ помѣщаются изслѣдован³я о сравнительно новыхъ художественныхъ цѣнностяхъ. Напримѣръ, въ декабрѣ: Louis Tocqué (портреты и ,nu'), портреты и фигуры Corot; интересна статья о художникахъ декорац³й и литограф³и (Léandre, Ab. Faivre, F. Latour, Steinlen).
Такимъ образомъ, журналъ отводитъ мѣсто и современному искусству, давая обзоры выставокъ и новыхъ произведен³й декоративной живописи. Особенно богатъ отдѣлъ библ³ограф³и: въ послѣднемъ номерѣ 29 страницъ (напечатанныхъ въ два столбца).
"Revue de l'art ancien et moderne" (Jules Comte, 13-ый годъ издан³я). Заглав³е и издатель говорятъ сами за себя. Въ декабрѣ: "Les sumériens de la Chaldée"; коллекц³я M-r Kann (Рембрандтъ, Буше, Ватто, Рейнольдсъ), портретная галлерея Porte-Royal, современная венгерская живопись (выдѣляется Kunwald).
"Revue de l'art chrétien" (52-й годъ издан³я). Очень интересны изслѣдован³я толкован³й и пластическихъ трактовокъ Библ³и въ разныя эпохи разными нац³ональностями, художниками и въ разныхъ областяхъ искусства (мозаика, камень, фрески, книга и т. п.). Въ этомъ журналѣ также очень часты историко-архитектурныя изслѣдован³я, напр., "Les cloîtres de l'abbaye de Silos", "Halles aux draps à l'université de Louvain"; всегда - очень полный обзоръ ученыхъ работъ разныхъ археологическихъ обществъ съ массою иллюстрац³й. Богатъ отдѣлъ библ³ограф³и.
"Les Arts". Наибольш³й изъ трехъ упомянутыхъ журналовъ по величинѣ, наиболѣе богатый по количеству иллюстрац³й, но въ своемъ характерѣ издан³я, посвященнаго почти исключительно опубликован³ю частныхъ галлерей, утомителенъ. Въ послѣднемъ номерѣ: Collection de M-me la Marquise de Ganay (Bouchet, V. Le Brun, Goya) - статья Charles Drayfus'а.
"L'art et les artistes" (5-й годъ. 2 fr. 50 c. номеръ) даетъ обзоръ всей современной художественной жизни, независимостъ того, какого вѣка и направлен³я она касается. Такъ, въ прошломъ году былъ одинъ номеръ посвященъ выставкѣ журнала "Старые годы" въ С.-Петербургѣ (причемъ Левицк³й названъ Зевитскимъ), но на ряду съ этимъ есть номера, заключающ³е въ себѣ работы Aman Jean'a, Raffaelli, Willette'a, Mesnard'a и статьи, вродѣ -"Un peu d'art moderne allemand".
"L'art et le Beau" придерживается монографическаго характера и, выходя въ очень большомъ размѣрѣ, представляетъ собою сер³ю изящныхъ альбомовъ, посвященныхъ разнымъ художникамъ прошлаго и современности: Ноgarth, Degas, Lovis Corinth (очень интересно представленъ именно этотъ мастеръ, воспѣвающ³й тѣлесно-чувственную красоту обнаженности, трактующ³й Христа - въ раккурсахъ, обнаруживающихъ въ авторѣ большого знатока рисунка тѣла), Fr. Boehle, переживающ³й средневѣковье, работающ³й блестяще изученной имъ техникой старинныхъ гравюръ на деревѣ. Хорошъ номеръ старыхъ англ³йскихъ мастеровъ.
"Art et Décoration", отражающ³й исключительно современныя течен³я во французскомъ искусствѣ, интересенъ только въ тѣхъ случаяхъ, когда онъ даетъ богато иллюстрированные отчеты выставокъ, но попытки стать монографичнымъ [номера Bellery-Desfontaines-или вышивокъ (filet-brodé)] очень нехудожественны.
"L'art décorat³f" - журналъ въ общемъ невысокаго вкуса (все того же art "moderne'а"), лишь изрѣдка интересенъ, поскольку представляетъ современныхъ ювелировъ (номера Лялика и др.), но зато архитектурно-декорац³онныя работы способны только вызвать отрицательное отношен³е ко всѣмъ французскимъ художественно-промышленнымъ современнымъ устремлен³ямъ.
"Le Bulletin de l'art ancien et moderne" (50 c., 12-й годъ издан³я журнала "Revue de l'art an. et m.") заключаетъ въ себѣ хронику и справочныя свѣдѣн³я. Такого же типа издан³е: "La chronique des Arts et de la curiosité", выходящее какъ supplément' къ журналу "Gasette des B. A".
"The New Jork Herald" выпускаетъ 2 раза въ мѣсяцъ "Supplément d'àrt" - листокъ, посвященный, главнымъ образомъ, продажѣ и покупкѣ старинныхъ вещей.
"Le Figaro Illustré" иногда даетъ монограф³и отдѣльныхъ художниковъ. Нѣкоторые изъ такихъ номеровъ представляютъ теперь большую цѣнность (Toulouse-de-Lotrec, Helleu, Steinlen, Gaston-la-Touche u др.). Но въ цѣломъ - это типично-салонный, пошловатый журналъ. "Le Théâtre", "Les Modes" - старательно изданные - иногда приближаются къ типу художественныхъ издан³й, но рѣдко. "L'Illustration", "Je sais tout" и т. п. - совсѣмъ никогда.
Обзоръ нѣмецкихъ журналовъ, если вести его параллельно французскимъ, надо бы было начать съ ученыхъ записокъ какого-нибудь археологическаго института, такъ какъ строго соотвѣтственнаго "Gazette des B. A." или къ нему приближающихся издан³й въ Герман³и нѣтъ. Но труды общества и комисс³и не входятъ въ число издан³й повременной печати, почему и приходится начинать съ журнала "Diе Кunst unserer Zeit", выходящаго въ Мюнхенѣ y Hanfstaengel'я уже 21-й годъ. Послѣдн³е номера посвящены галереѣ Шака въ Мюнхенѣ, извѣстной собран³емъ картинъ Швинда, Беклина, Ленбаха, Фейербаха и др. нѣмецкихъ мастеровъ.
"Zeitschriît fur bildende Kunst" - 45-й годъ издан³я (Leipzig, Seeman), подобно "Les Arts", опубликовываетъ частныя собран³я (короля бельг³йскаго) или занимается вопросами опредѣлен³я или отыскан³я какихъ-нибудь двухъ новыхъ Дюреровъ нли Стефенсовъ.
"Kunst und Künstler" (Берлинъ, B. Cassirer)-очень изысканный (съ обложкой К. Сомова) журналъ - посвящаетъ номера иллюстрац³ямъ Bonnard'a ("Дафнисъ и Хлоя"), рисункамъ и скульптурѣ молодого жудожника Э. Барлахъ и т. п. рѣдкостнымъ художественнымъ новшествамъ.
"Die graphishen Künste" (XXXII-ой годъ) послѣ окончательно пр³остановившагося когда-то столь интереснаго "Ver Sacrum" - единственный въ Вѣнѣ художественный органъ; издается онъ Вѣнскимъ обществомъ "Vervielfältigende Kunst". Здѣсь рисовальщики, въ примѣнен³и къ какой-нибудь репродукц³онной манерѣ - литографы, граверы и т. п. Поэтому Charles Cottet, польск³е художники и Fr. Brangwyn - такъ особенно часты.
"D³e Kunst" (второе издан³е Die Kunst für ailе) и "Deutsche Kunst und Dekoration' (первое -Bruckmann, Munchen; второе - A. Koch, Darmstadt) - два настолько популярныхъ (и y насъ въ Росс³и) художественныхъ журнала, что распространяться подробно объ ихъ содержан³и не приходится.
Въ упрекъ первому журналу можно поставить очень замѣтную за послѣднее время угодливость передъ вкусами большой публики. Так³е художники, какъ Ritter или Schaffer, не достойны избраннаго художественнаго журнала. Но зато полное представлен³е стараго мастера Waidmuller'a или новаго скульптора Mestrovic'a искупаетъ художественные жертвы и промахи въ стремлен³и къ наибольшему распространен³ю. Замѣтно ретроспективное выискиван³е (въ январской книжкѣ - статья о художникахъ импресс³онизма, начиная съ Manet), какъ отражен³е интереса къ прошлому въ обществѣ; много архитектурнаго матер³ала (характера gemühtlich) - тоже какъ слѣдств³е спроса на этотъ родъ искусства.
Избраннѣе и цѣльнѣе "Deutsche Kunst und Dekoration". Есть прекрасные номера; напримѣръ, номеръ, посвященный I. Dietz'y, бельг³йскому скульптору Minne, О. Цвинтчеру, художнику, произведен³я котораго еще въ октябрѣ были помѣщены въ "Аполлонѣ"; номеръ Э. Орлика, Л. Гофмана, номеръ, посвященный выставкѣ христ³анскаго искусства.
Февральская книга посвящена О. Гейгеру и ворневедцу Фогелеру.
"Westermans Monatshäfte" - журналъ для менѣе требовательныхъ читателей; "Моderne Kunst", "Illustrierte Zeitung", "Die Woche" и т. п. только косвенно удѣляютъ вниман³е прекрасному. На всю Герман³ю только одинъ подлинно-художественный юмористическ³й журналъ "Simplicissimus" и только одинъ еженедѣльный строго-художественный (главнымъ образомъ акварели, рисунки) журналъ "Jugend". "Innen Dekoration" и ему подобные (число ихъ немалое) посвящаютъ себя служен³ю обществу въ качествѣ посредника между художниками, дающими образцовые оригиналы, публикой, ихъ воспринимающей, и мастерами, воспроизводящими во многихъ экземплярахъ достойные образцы.
"Moderne Bauformen", "Berliner Architekturwelt" (очень подробно и цѣльно воспроизводящ³й новыя постройки Берлина, a частью дающ³й и обзоръ современной живописи), "Der Architekt" (Вѣна, Шролль) и особенно "Architektonische Rundschau" (частью удѣляющ³й вниман³е изслѣдован³ю старыхъ формъ, деталей) - лучш³е нѣмецк³е спец³альные органы художественнаго строительства.
Изъ англ³йскихъ журналовъ наиболѣе серьезнымъ является "Тhe Burlington Magazine" (XVI томъ), выискивающ³й и описывающ³й въ Америкѣ старыхъ мастеровъ, но слѣдящ³й и за континентомъ. "The Art journal" удѣляетъ мѣсто старому искусству и новому въ равной мѣрѣ (лондонск³я выставки).
"The Studio", вслѣдств³е его громадной распространенности, заставляетъ сказать о себѣ нѣсколько подробнѣе.
Еще лѣтъ 6-8 тому назадъ дававш³й немало свѣдѣн³й о новыхъ художественныхъ явлен³яхъ и талантахъ, теперь этотъ журналъ опустился до средняго уровня пониман³я и запросовъ красиваго и застылъ на этомъ уровнѣ. Все тѣ же сады Итал³и, окончательно опошленные журналомъ благодаря воспроизведен³ямъ, съ картинъ такихъ художниковъ, какъ E. Giardi, все тѣ же рисунки Black'a, "дачки" въ "Cottage stil", (какъ исключен³е - обзоры искусства славянскихъ народовъ). Въ общемъ вполнѣ "семейный" журналъ, по характеру котораго какъ нельзя болѣе кстати пришелся скульпторъ П. Трубецкой, работамъ котораго посвященъ предпослѣдн³й январск³й выпускъ. Архитектурнымъ органомъ Англ³и является ежегодникъ "Аcademy architectur", значительно уступающ³й, напримѣръ, нашему "Ежегоднику".
Журналовъ въ Итал³и немного. "L'arte" (Adolff Venturi, Milano) часто интересенъ архитектурными новинками старины и изслѣдован³ями, но иногда даетъ и подробные отчеты о современныхъ праздникахъ искусства - выставкахъ. "Arte Italiana décorativa et industriela" (Camillo Boito) очень рѣдко выходитъ изъ общаго, угнетающаго бѣдностью и безвкус³емъ, уровня современныхъ течен³й искусства въ Итал³и.
Зато "Emporium" (Bergamo, Istitutto graphice Italiano), хотя и подавалъ въ первые годы своего издан³я надежды на что-то большее, остался все-таки живымъ, не претендующимъ на роскошь издан³я, но умнымъ, освѣдомленнымъ журналомъ.
Здѣсь (какъ и само заглав³е показываетъ) - базаръ. На ряду съ П. Альтенбергомъ, морскими животными (очень интересными по рисунку) - помѣщается изслѣдован³е купола С³енскаго Собора, порталовъ Феррарскаго, Кампанниллы Флорент³йской. В³адуки, моды какой-нибудь отдаленной эпохи, Van Toorop, Максимъ Горьк³й, ледники и ихъ извивы, барочные дворцы Болоньи, и рядомъ со всей этой "miscelana" - чудесно иллюстрированная статья (R. Calzirn): "Una citta a Milano l'annoin cai naccque il Porta, 1775", со многими воспроизведен³ями старинныхъ гравюръ, изображающихъ шеств³я и празднества того времени. И тутъ же; искусство Моравовъ, Besnard, Цорнъ, его скульптура. Освѣдомленность и интересность журнала - исключительныя. Но издан³е, конечно, скромное (1 fr. книжка). Въ С³енѣ издается журналъ, посвященный, главнымъ образомъ, искусству Итал³и ("R³ѵ³sta d'arte"); въ Миланѣ выходятъ монограф³и - Maestri del Colori.
У народовъ славянскихъ не было долго существующаго художественнаго органа. Чехи, имѣющ³е много талантливыхъ живописцевъ и скульпторовъ, нуждались въ органѣ, который бы могъ достойно представить ихъ произведен³я. Но уже 12 лѣтъ въ Богем³и имѣется ежемѣсячное издан³е "Volné Smêry", чешскаго общества художниковъ "Maries", которое, кромѣ того, второй годъ издаетъ "Styl", журналъ архитектуры, благоустройства городовъ и художественно-декоративнаго искусства. "Volné Smêry" посвящаетъ свои страницы, главнымъ образомъ, всему наиболѣе характерному, но и подлинно-художественному въ творчествѣ чеховъ. Къ его заслугамъ относится правильная оцѣнка непризнаннаго въ свое время очень тонкаго и большого художника-фантаста I. Маnes'a, именемъ котораго и зовется общество. Художникъ 50-60-ыхъ годовъ, онъ стоялъ совершенно особнякомъ, возвысившись надъ общимъ движен³емъ того времени.
Помѣщены были въ журналѣ: работы и брата
I. Manes'a, Гвидо Манеса, одного изъ лучшихъ колористовъ, М. Алешъ - большое декоративное дарован³е и чутк³й къ воспроизведен³ю типа, характера быта; очень хороши номера Маржака, Марольда, Швейгера (акварелиста). Изъ современныхъ художниковъ интересны въ журналѣ Славичекъ (на этихъ дняхъ скончавш³йся), М. Швабинск³и, Упрка, скульпторъ, Bilek, Cyхарда и др.
Другой художественный журналъ "Dilo" стоитъ на узко нац³ональномъ пути.
Журналомъ, посвященнымъ исключительно старинѣ (4 раза въ годъ), является "Вѣстникъ общества любителей чешской старины". Кромѣ того, нѣсколько десятковъ лѣтъ выходятъ "Раmiatky", посвященные археолог³и. Поляки послѣ "Химеры" (Chimera), отъ которой пошли Пшибышевск³й и мног³е друг³е поэты и художники, имѣли нѣсколько быстро приканчивающихъ свое издан³е журналовъ; теперь "Lamus" и "Sphinks" - два органа, продолжаюшихъ завѣты З. Пшесмыцкаго. Здѣсь поэз³я лучшихъ, новыхъ писателей, здѣсь рисунки Гротгера, Выспянскаго и т. п.
"Tygоdn³k Illustrovany" - еженедѣльное, и по тому одному не могущее стать изысканнымъ, художественное издан³е, къ сожалѣн³ю, не руководствуется строгимъ выборомъ и часто помѣщаетъ вполнѣ компрометирующ³я журналъ произведен³я.
Послѣ этого краткаго перечня только наиболѣе крупныхъ и распространенныхъ художественныхъ журналовъ, представляется, однако, въ совокупности довольно утѣшительная картина спроса и распространен³я повременной печати этого рода.
Если прибавить къ этому, что каждый номеръ журнала заключаетъ въ себѣ много вложенныхъ въ него рекламъ, проспектовъ о художественныхъ издан³яхъ разнаго рода, если перелистать всѣ объявлен³я о разныхъ художественныхъ предпр³ят³яхъ, магазинахъ, издѣл³яхъ до и послѣ текста каждой книжки, то станетъ совсѣмъ понятною та потребность въ общен³и публики съ посвятившими себя изучен³ю искусства, та потребность въ художественной журналистикѣ,которая вызываетъ одновременно въ одной странѣ десятки художественныхъ издан³й и даетъ возможность безпрепятственно и миролюбиво уживаться даже въ одномъ городѣ нѣсколькимъ издан³ямъ.
Какая заманчивая для насъ, русскихъ, картина! И какое поучительное значен³е пр³емлемости того, что - вѣрятъ - лучшее при данныхъ средствахъ, силахъ. Гдѣ наша требовательность выше всякихъ мѣръ вмѣстѣ съ полнымъ отсутств³емъ дѣйствительной поддержки?
Заканчивая нашъ обзоръ, надо признать, что стремлен³е къ ретроспективности, замѣчавшееся за послѣднее время, усилилось еще болѣе. Почти каждый художественный журналъ значительное мѣсто отводитъ обзору стараго искусства, разсматриваемаго теперь подъ совершенно новымъ угломъ зрѣн³я, сопровождая эти изыскан³я совершенно новыми снимками и примѣрами.
Въ частности зодчество привлекаетъ наибольшее вниман³е.
Даже въ общихъ и прежде цѣликомъ н_о_в_о_м_y искусству посвященныхъ издан³яхъ встрѣчаются статьи о старинныхъ площадяхъ
н ихъ композиц³и (D. К. und. D.), и если къ этому журнальному обзору прибавить большое количество издающихся монограф³й (Die Berühmte Stаdte, Les villes d'ars célèbres и т. п.), ученыхъ трудовъ (Bar. Qemiiller'a ум.), много издан³й Ванъ-Оста въ Брюсселѣ, сборниковъ и брошюръ, то становится радостно за тотъ новый подъемъ и ростъ интереса къ искусству вообще, который смѣняетъ собой исключительныя и лишь въ избранной части публики наблюдавш³яся еще такъ недавно симпат³и только къ "новому" или только къ "старому" - искусству.