Более обстоятельно исследуется эта же проблема в ст. 'Лермонтов - революционер' (1926), Луначарский утверждает, что величие Л. в проповеди мятежного бунтарства, в почти одиноком противостоянии николаевской реакции. По мнению Луначарского, Л. воспринимает революцию сквозь призму демонизма (как нечто аналогичное 'с бунтом дьявола против бога'), глубоко симпатизирует этому бунту и вместе с тем осуждает протестантов 'за то, что они побеждены, за то, что они являются как бы ненужными в жизни'. Особо выделено в статье стих. Л. 'Предсказание', в к-ром поэт провидел 'эту таящуюся в недрах русского народа ужасную грозу чуть не за столетие до ее наступления!'. 'Поражающее предчувствие всего трагизма, всего скорбного величия гигантского потрясения, пережитого нами в 1917-1918 годах' несет на себе, считает Луначарский, 'печать того же двойственного отношения к демоническому в революции'. По мнению Луначарского, эта двойственность выражается, в частности, в созданном Л. образе вождя революции: он 'беспощаден', 'в нем все ужасно и мрачно', но это человек 'с возвышенным челом', 'это человек мощный, это порождение и вождь гигантского потрясения всей страны, без которого Лермонтов не мог себе представить действительного восстания замученного народа'. Луначарский несколько упрощает историко-лит. процесс, противопоставляя революционность Л. (стих. '10 июля 1830 года', '30 июля 1830 года', 'Пир Асмодея', 'Новгород', 'Последний сын вольности') либеральному, с его т. з., консерватизму 'последекабристского' Пушкина. В стих. 'К***' ('О полно извинять разврат!') критик видит справедливый упрек молодого поэта своему великому учителю - автору 'Стансов', 'Друзьям'. Значение лучших лирич. произв. Л. ('Прощай, немытая Россия', 'Смерть поэта', 'Дума') - в глубине и широте выраженных в них настроений протеста, обличения, гнева и тоски. 'Тоска Лермонтова была не тоской тунеядца, щеголяющего в гамлетовском плаще, он шел бесконечно дальше дворянской обывательщины Евгения Онегина, этот мрак порожден был именно невозможностью найти жизненные формы, которые были бы по плечу его гигантской и мятежной натуре'. В поэме 'Песня про ... купца Калашникова', к-рая по классич. завершенности 'стоит на равной высоте с лучшими творениями Пушкина', главный герой, восставший против 'царской силы самовластья', не только представитель 'третьего сословия', но и 'представитель народа'.
Соч.: Собр. соч., т. 1-8, М., 1963-67 (по указателю).
А. П. Ефимова.