енно обращается "на тысячи вещей вне человека и слишком мало внутрь его". В самом начале XX в. Меньшиков констатировал уже как факт, что "сжав себя в гибельных для тела и духа условиях искусственной культуры, человек обрек самый дорогой предмет в природе - самого себя - на искажение, на регресс". Удивительна прозорливость Меньшикова и в критике социализма. Он признавал, что социалистические идеалы "высоки и святы, но лишь пока достигаются добровольно", а если к святости станут принуждать насильно, "это будет худшим из рабств". "Успехи социализма" Меньшиков объяснял "упадком личности". "Для обессиленных, обесцвеченных, измятых душ из всех состояний самое подходящее - рабство, и XX век, вероятно, для многих стран осуществит эту надежду". Прекрасно описан Меньшиковым и механизм превращения человека в "винтик" тоталитарного общества: "Когда от человека отойдет забота о самом себе, когда установится земное провидение в виде выборного или иного Олимпа земных богов, тогда человек окончательно превратится в машину. За определенное количество работы эту машину будут чистить, смазывать, давать топлива и т. п. Но малейшее уклонение машины от указанной ей роли встретит неодолимые преграды. Меня лично, - заключал он, - эта утопия не прельщает". Рассматривая проблему соотношения власти и народа, Меньшиков писал: "Идея борьбы чрезвычайно привлекательна в эпохи смут: сначала борется власть с народом, затем народ с властью, и, в конце концов, обе стороны лежат в развалинах". За четыре года до 1917 Меньшиков предостерегал, что "и бессильное правительство, и бессильное общество со всем багажом речей, деклараций, программ, политических статей рискуют наконец быть смытыми поднимающеюся снизу грязной анархией. Если сейчас "нет власти", то необходимо сделать, чтобы она была... Если подвыпивший кучер, допустим, свалился с козел - смешно философствовать о предоставлении инициативы лошадям... Я думаю, власть по своей природе ничем незаменима. Как все необходимое, она непременно должна быть на своем месте, иначе пиши пропало!"
После революционных событий 1917 Меньшиков разочаровался в Царской Династии. Он писал о себе, что "отшатнулся и от старой разлагающейся власти и от пролетарской претензии на ее наследство". Он готов был смириться даже с немецким завоеванием, ведь все равно независимость России, по его мнению, "была фикцией", так как русские находились "в рабстве немецкой же династии, притом выродившейся и бездарной". В марте 1917 он публикует в "Новом времени" ряд статей ("Жалеть ли прошлого?", "Кто кому изменил?" и др.), в которых всю вину за разразившуюся революцию Меньшиков возложил на Императора Николая II Александровича и его окружение. "Была измена, но со стороны монархии, со стороны самодержавия, преступно обманувшего народ", - писал в это время Меньшиков. После отстранения Меньшикова от работы в "Новом времени" и закрытия газеты, он с семьей переехал на дачу на Валдае, практически полностью лишившись средств к существованию. В поисках заработка ему пришлось устроиться на работу конторщиком.
Меньшиков стал одной из первых жертв красного террора. 14 сент. 1918 он был арестован новгородской ЧК и обвинен в участии в "монархическом заговоре", главой которого он якобы являлся."Обвинение сплошь ложное, - отмечал Меньшиков, - но они ищут не правды, а мести"."Члены и председатель Чрезвычайной следственной комиссии евреи и не скрывают, что арест мой и суд - месть за старые мои обличительные статьи против евреев", - писал 19 сент. Меньшиков из заключения своей супруге. А за день до расстрела он написал своей семье следующие строки: "Запомните - умираю жертвой еврейской мести не за какие-либо преступления, а лишь за обличение еврейского народа, за что они истребляли и своих пророков". 20 сент. 1918 как "черносотенный публицист" Меньшиков был расстрелян на берегу Валдайского озера на глазах у жены и шестерых детей (старшей из которых было 10 лет). Похоронен на кладбище возле храма св. апостолов Петра и Павла г. Валдая Новгородской губ. Посмертно реабилитирован в 1993.
А. Иванов, С. Санькова
Использованы материалы кн.: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900-1917. Отв. редактор О.А. Платонов. М., Крафт, Институт русской цивилизации, 2008.
Сочинения:
По портам Европы. 1878-1879. Очерки заграничного плавания на фрегате "Князь Пожарский". Кронштадт, 1884;
Думы о счастье. СПб., 1898;
Дети. СПб., 1899;
О писательстве. СПб., 1899; Критические очерки. Т. 1-2 М., 1899-1902;
Народные заступники. СПб., 1900; Начала жизни. Нравственно-философские очерки. СПб., 1901;
Выборный подлог. Екатеринодар [1906]; Красное знамя. Б.м., 1906;
Нация - это мы. Екатеринослав, [1906];
Письма к ближним. СПб., 1906-1916;
Новый и старый национализм. СПб., 1907;
Древние документы по еврейскому вопросу. Харьков, 1908;
Успехи национализма. СПб., 1909;
Из писем к ближним. М., 1991;
Выше свободы: Статьи о России. М., 1998;
О любви. Ставрополь, 1994;
Думы о счастье. Ставрополь, 1995;
Письма к русской нации. М., 1999; Национальная империя. М., 2004;
Реакция на убийство Николая II. Страницы из дневника (Зачем эта кровь?) // Русский вестник. 1991. No 20;
Праведники и пустосвяты; Национальная комедия // Московский журнал. 1993. No 7;
Сироты Верещагина // Там же. 1993. No 8;
Из статьи "Чиновники и герои" // Там же. 1993. No 9;
Быть ли России великой // Там же. 1993. No 11;
В Москве // Наш современник. 1997. No 9;
Выше свободы. М., 1998;
Кончина века. М., 2000;
Вечное воскресение: Сб. ст. о Церкви и вере. М., 2003;
Национальная Империя: борьба миров; цивилизация в опасности; Россия прежде всего. М., 2004 и др.
Литература:
Воспоминания Ольги Михайловны Меньшиковой // Московский журнал. 1999. No 6-7;
Гумеров А. А., при участии Поспелова М.Б. Меньшиков М. О. // Русские писатели. 1800-1917. Биографический словарь. Т. 4. М., 1999;
Коцюбинский Д.А. Русский национализм в начале XX столетия. Рождение и гибель идеологии Всероссийского национального союза. М., 2001;
Лукоянов И. В. Меньшиков М. О. //Отечественная история с древнейших времен до 1917 г. Энциклопедия. Т. 3. М., 1994;
Распутин В. На круги своя // Выше свободы: Статьи о России. М., 1998;
Репников А. В. М. О. Меньшиков - возвращенное имя // Международный сборник научных трудов 1999. Москва - Смоленск - Луганск, 1999;
Репников А. В. Меньшиков Михаил Осипович (1859-1918) // http://www.pravaya.ru/ludi/ 450/348 ;
Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII-XX вв. Вып. 4: М. О. Меньшиков. Материалы к биогр. М., 1993;
Савенко А. И. Мысли и впечатления // Подолянин. 1911. 16 апреля;
Санькова С. М. Всероссийский национальный союз: образование и деятельность. Дисс... канд. ист. наук. Орел, 2001;
Смолин М.Б. Апология русского империализма // Национальная империя. М., 2004;
Смолин М.Б. Меньшиков Михаил Осипович // Святая Русь. Большая Энциклопедия Русского Народа. Русский патриотизм. М., 2003;
Сохряков Ю. И. Национальная идея в отечественной публицистике XIX - начала XX вв. М., 2000;
Шлемин П. И. М. О. Меньшиков: мысли о России. М., 1997;
Юзефович Б. Меньшиков о гр. Витте. Б.г, б.м.