Главная » Книги

Михайловский Николай Константинович - О г. Максиме Горьком и его героях, Страница 4

Михайловский Николай Константинович - О г. Максиме Горьком и его героях


1 2 3 4

не больше сожаления, чем их жертвы; ибо и они, эти жестокие забавники, - жертвы "ямы"... Рассказ этот так целен и в цельности своей хорош, что я не стану передавать его содержание или приводит отрывки из него, - и то и другое может только ослабить впечатление.
   Если к этим двум задаткам, очень разной цены, но одинаково цельным и законченным, прибавить отдельные страницы вроде вышеупомянутой сцены пения в "Тоске" и превосходные пейзажи, рассыпанные в произведениях г. Горького, то станет ясно, что мы имеем дело с большой художественной силой. И неужели же этой силе суждено заглохнуть в какой-нибудь нашей "яме" или уверовать в тонкость и остроту декадентских игол?

ПРИМЕЧАНИЯ

  
   Впервые: Русское богатство. 1898. No 9-10; печ. по: Критические статьи... С. 63-105.
  
   Михайловский Николай Михайлович (1842-1904) - русский социолог и публицист, идеолог либерального народничества. Редактор журнала "Русское богатство", в котором дебютировал протеже В. Г. Короленко (соредактора) - Горький (с рассказом "Челкаш").
  
   1 Из пьесы А. Н. Островского "Не все коту масленица".
   2 Имеется в виду популярный петербургский литературный, научный и общественно-политический ежемесячник (1885-1898), с которым "Русское богатство" Михайловского вело острую полемику после того, как во главе "Северного вестника" в 1890 г. стали сторонники "нового искусства" (символизма) - З. Л. Венгерова и А. Волынский. Горький опубликовал в "Северном вестнике" "Мальву" и "Вареньку Олесову" (1897).
   3 Из рассказа Горького "Коновалов".
   4 Повесть А. П. Чехова "Мужики" была опубликована в журнале "Жизнь" (1897) и стала предметом полемики между Михайловским и П. Б. Струве (тогда - "легальным марксистом").
   5 Из рассказа Горького "Бывшие люди".
   6 Решетников Ф. М. (1841-1871) - прозаик, один из сотрудников "Современника" в 60-е годы XIX века. Автор повести "Подлиповцы", посвященной быту и нравам сибирских крестьян.
   7 Агасфер (или Вечный Жид) - согласно преданию, проклятый Богом человек, осужденный на вечное странствие после того, как он отказал Христу в отдыхе во время Крестного пути.
   8 Из рассказа Горького "Бывшие люди".
   9 Из рассказа Горького "Бывшие люди".
   10 Из поэмы Пушкина "Цыгане".
   11 Михайловский имеет в виду известное признание Ницше из "Сумерек кумиров": "Для проблемы, которая стоит здесь перед нами (проблемы преступника как особого человеческого типа. - Ред.), немаловажно свидетельство Достоевского, единственного психолога, у которого я смог чему-то научиться: Достоевский - одна из счастливейших удач моей жизни... Этот глубокий человек, который тысячу раз был прав в своем пренебрежении к поверхностным немцам, долго жил среди сибирских каторжников, сплошь опасных преступников, кому был заказан путь назад в общество, и обнаружил, что эти люди совершенно не отвечают его прежним представлениям о преступниках - они были словно бы вырезаны из самого драгоценного твердого дерева, которое только произрастает на русской почве" (гл. "Преступник и типы, ему родственные". Пер. Г. Снежинской).
   12 С очерком об учении Ницше Михайловский выступил на страницах No 11 и 12 "Русского богатства" за 1894 г. В частности, Михайловский писал, что Ницше "выпала на долю... роль: быть философским выражением всего цивилизацией не пристроенного, оскорбленного, озлобленного, всех сирот и отбросов-чандала..." (Русское богатство. 1894. No 12. С. 105).
  

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
Просмотров: 218 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа