Главная » Книги

Минаев Иван Павлович - Биография И. П. Минаева

Минаев Иван Павлович - Биография И. П. Минаева



БИОГРАФИЯ И. П. МИНАЕВА

(1840-1890)

  
  
   Иван Павлович Минаев - крупный ученый, востоковед-индолог, талантливый публицист, путешественник по Индии.
   Он родился 9 (21) октября 1840 г. в Тамбове в небогатой чиновничьей семье. Уже дома И.П. Минаев получил хорошее знание двух европейских языков - французского и немецкого. Английский язык он изучил позже, в университетские годы. Домашним воспитанием И.П. Минаева много занималась его мать, к которой И.П. Минаев сохранил самую теплую привязанность до конца ее жизни.
   Среднее образование И.П. Минаев получил в Тамбовской гимназии, которую окончил в 1858 г. Осенью этого же года он поступил в Петербургский университет на открывшийся незадолго перед этим факультет восточных языков, который окончил в 1862 г. по китайско-маньчжурскому отделению. За год до окончания университета И.П. Минаев получил золотую медаль за сочинение "Географические исследования о Монголии".
   В университете И.П. Минаев был учеником крупнейшего китаиста своего времени и лучшего знатока буддизма - проф. В.П. Васильева. Увлечение буддизмом побудило его заняться первоисточниками древнейшего буддизма. Таким образом, он пришел к изучению индийских языков, которые открывали доступ к древнейшим памятникам по истории буддизма. Изучением древнеиндийского языка - санскрита он занимался у первого профессора этого языка в Петербургском университете, К.А. Коссовича. В дальнейшем И.П. Минаев углубил и расширил свои знания в области индийских {18} языков изучением языка пали, на котором сохраняется литературная традиция южного буддизма, и пракритов, на которых дошли до нас древнейшие индийские надписи. Изучал он также и новоиндийские языки.
   В 1863 г. И.П. Минаев уехал в длительную научную командировку за границу, где он работал у крупнейших индологов своего времени. В Германии он занимался санскритом у Вебера и Бенфея, в Берлине слушал лекции одного из основоположников сравнительной грамматики индоевропейских языков Ф. Боппа. После этого он работал в Лондоне в Британском музее, в котором хранятся крупнейшие собрания индийских рукописей, и во Франции, в парижской Национальной библиотеке. Здесь И.П. Минаев работал над палийскими рукописями. Результатом занятий И.П. Минаева над древними рукописями на языке пали явился его каталог палийских рукописей этой библиотеки, который хранится в ней же в рукописном виде.
   В 1868 г. И.П. Минаев вернулся из-за границы уже крупным знатоком в области индоведения. В 1869 г. им была напечатана магистерская диссертация: "Пратимокша-сутра, буддийский служебник, изданный и переведенный" 1. В том же 1869 г. он был избран доцентом по кафедре санскритской словесности факультета восточных языков Петербургского университета. В 1871 г. И.П. Минаев перешел в доценты историко-филологического факультета по кафедре сравнительной грамматики индоевропейских языков. В 1872 г. он защитил свою докторскую диссертацию "Очерк фонетики и морфологии языка пали" 2 и в 1873 г. был избран экстраординарным профессором по кафедре сравнительной грамматики индоевропейских языков. Эту кафедру И.П. Минаев (с 1880 г.- ординарный профессор) занимал вплоть до своей смерти. И.П. Минаев умер от туберкулеза, когда ему не было и 50 лет. Скончался он 1 (13) июня 1890 г. в Петербурге.
   Параллельно с педагогической работой И.П. Минаев вел большую научную работу. Семьи у него не было, и он жил для одной науки, отдавая ей все свои силы.
   Кроме своей длительной командировки 1863-1868 гг., И.П. Минаев в интересах научной работы многократно ездил за границу, где работал в библиотеках Германии, Франции и Англии.
   Помимо частых поездок в Западную Европу, И.П. Минаев совершил три путешествия в Индию. Первое путешествие {19} в Индию продолжалось с июня 1874 г. по декабрь 1875 г., второе - с января по май 1880 г. и третье - с декабря 1885 г. по апрель 1886 г.
   Во время своих путешествий И.П. Минаев вел дневники, которые тем более ценны, что их автор стоял в своей области на высоте последних достижений науки, обладал глубокими и обширными знаниями по истории и археологии Индии и знал несколько индийских языков, как древних, так и новых. Сочетание таких разнообразных знаний редко наблюдалось у европейских путешественников по Востоку.
   И.П. Минаев был многолетним членом Русского географического общества. Он был избран в члены Общества 1 декабря 1871 г. и состоял в нем до конца жизни, принимая весьма активное участие в работе Общества. Со своей стороны, Общество оказало ему существенную поддержку в его первом путешествии в Индию, снабдив его письмами к властям и деятелям Индии с просьбой о содействии. Особенно энергичное участие в работе Общества И.П. Минаев принимает по возвращении из своего первого путешествия в Индию, выступая как активнейший член его этнографического отделения. В связи с запиской известного географа и путешественникам. И. Венюкова об изучении арийских племен по верховьям Аму-Дарьи, в Гиндукуше и т.д., И.П. Минаев составляет "Сборник сведений о странах по Аму-Дарье". Сборник вышел в издании Географического общества.
   В последующие годы И.П. Минаев принимает активное участие в ряде начинаний Общества, представлявших большой научный интерес. Так, в 1878 г. он - член Комиссии по проекту учено-торговой экспедиции в Афганистан; в 1879г. - Комиссии по изучению старого русла Аму-Дарьи. Равным образом он не раз принимал участие в комиссиях по присуждению ученых наград Общества и по обсуждению результатов научных работ. Во всех начинаниях подобного рода он проявлял глубокую эрудицию. В 1888 г. он состоял членом Комиссии по составлению этнографических программ. В 1878 г. И.П. Минаев был избран в члены Совета Общества, в котором выполнял большую организационную работу. Работа И.П. Минаева в Обществе не прерывалась вплоть до отъезда тяжело больного ученого за границу в 1889 г.
   Как ученый, И.П. Минаев прошел очень своеобразный путь. Он окончил факультет восточных языков по китайско-маньчжурскому отделению, но посвятил себя изучению Индии. Он готовил себя к преподаванию истории Востока, а должен был занять кафедру сравнительной грамматики индоевропейских языков, к которой никогда не питал живого и длительного интереса. {20}
   Научное наследство, оставленное И.П. Минаевым, весьма значительно. К сожалению, часть его работ, сохранившихся в рукописях, до сих пор не напечатана. Большинство его научных работ так или иначе связано с изучением Индии. Как индолог, И.П. Минаев поражает широтой своих интересов. Хотя в центре его внимания стоял буддизм и его история, он углубленно занимался также средневековой и новой историей Индии, индийской лингвистикой, литературой и фольклором, издал ряд важных текстов на пали и на санскрите.
   Неизменным был интерес И.П. Минаева к географии. К ней относится его первая научная студенческая работа и ряд последующих исследований. Уже незадолго до своей смерти И.П. Минаев напечатал некролог, посвященный Н.М. Пржевальскому 3.
   Задачи индологии И.П. Минаев понимал очень широко. Об этом он говорил в своей речи, читанной на акте Петербургского университета 8 февраля 1884 г., "Об изучении Индии в русских университетах". Он указывал, что "Восток для русского ученого не может быть мертвым, исключительно книжным объектом научной пытливости..."; "В России нам нужно изучать Индию не только старую, но и новую"; и "изучение Индии старой не должно заслонять научную и практическую важность жизненных явлений в современной Индии" 4. Для того, чтобы оценить важность такого широкого понимания задач индологии, нужно вспомнить, что, например, германская индология совершенно отметала изучение средневековой и новой Индии, так как с ее точки зрения в это время в Индии ослабели "старые арийские традиции". Даже в России непосредственные ученики покойного И.П. Минаева не унаследовали его широкого понимания задач индоведения и сосредоточили все свое внимание на изучении древности и раннего средневековья Индии.
   Труды И.П. Минаева можно разбить на пять групп: I) лингвистические, II) историко-литературные, III) исследования фольклора, IV) работы по истории буддизма и V) работы историко-географические.
   I. Лингвистические работы. Несмотря на то, что И.П. Минаев в течение почти двадцати лет (1871-1890) занимал кафедру сравнительной грамматики индоевропейских языков, раздел его чисто лингвистических трудов, дошедших до нас, в количественном отношении не велик. Этот факт совершенно понятен: из биографии ученого и записей в его {21} дневниках мы знаем, что основные интересы его лежали в других областях. Тем не менее, его работы в области лингвистики весьма ценны. Главнейшие из них следующие:
   "Очерк фонетики и морфологии языка пали" (докторская диссертация). В 60-х и 70-х годах пали привлекал большое внимание европейских ученых как язык, на котором сохранились древние памятники южного буддизма. И.П. Минаев был лучшим в Европе знатоком этого языка. Его грамматика пали - наиболее полный и наиболее авторитетный для своего времени труд в этой области. Она была вскоре переведена на французский и английский языки. Английский перевод книги был положен в основу изучения этого языка в самой Индии.
   Большое значение в свое время имели лекции Минаева по общему языковедению, изданные литографским способом.
   В результате чтения курса санскрита появились его "Парадигмы санскритской грамматики", вышедшие в 1889 г. литографированным изданием и долгое время бывшие единственным на русском языке пособием при изучении санскрита.
   Вопросов общего языкознания И.П. Минаев касается в ряде рецензий на известные в его эпоху труды крупных европейских лингвистов. Изредка он уделял внимание и некоторым специальным, новым в то время областям лингвистики, как, например, фонетика.
   Как лингвист-индовед, И.П. Минаев откликался и на работы, посвященные отдельным индийским языкам, в частности, он дал рецензию на статьи Фр. Миклошича о диалектах и странствованиях цыган 5, в которых с совершенной убедительностью доказано индийское происхождение цыганского языка и прослежен путь миграций его носителей.
   На грани между чисто лингвистическими и филологическими работами И.П. Минаева стоят его многочисленные издания текстов старых санскритских и палийских авторов. Уже первый его труд "Пратимокша-сутра" заключает в себе издание текста. Изданием древнеиндийских текстов И.П. Минаев занимался на протяжении всей своей научной деятельности. Они печатались либо в Петербурге, например, "Махавиютпатти" и другие, либо в Лондоне в "Journal of the Pali Text Society". Издание этих текстов имело большое значение в развитии индологии. {22}
   II. Историко-литературные работы. Наиболее важными работами, посвященными истории литературы, являются труд о палийской метрике и "Очерк важнейших памятников санскритской литературы" 6, который в течение долгого времени был единственным на русском языке источником знакомства с историей древнеиндийской литературы. Часть работ, посвященных истории литературы, хранится в рукописном наследстве И.П. Минаева.
   III. Труды по фольклору. Очень важный раздел научных трудов И.П. Минаева составляют труды по фольклору. Главная его работа в этой области - "Индейские сказки и легенды, собранные в Камаоне в 1875 г." 7. Сказки напечатаны в русском переводе и рассчитаны на "специалистов, занимающихся сравнительным изучением памятников народного творчества или же интересующихся всяким новым этнографическим материалом". Автор совершенно правильно считает, что сказки "отличаются неподдельной наивностью и оригинальностью". В предисловии И.П. Минаев дает краткие исторические и географические сведения о Камаоне, лежащем в предгорьях Гималаев, говорит об его населении, сообщая ряд интересных этнографических сведений. Особенно подробно останавливается он на фольклоре Камаона и на условиях его развития. В собрании дан перевод 47 сказок, записанных на языке пахари, и 23 легенд.
   Индия - страна, отличающаяся исключительным богатством своего фольклора. Индийские сказки уже в средние века получили широкое распространение как на Востоке, так и на Западе, обогатив народное творчество и литературу многих народов. Индология, однако, знает главным образом сказки и легенды, давно получившие в самой Индии литературную обработку. Сказок и легенд, записанных непосредственно из уст народных рассказчиков, даже в настоящее время в европейском индоведении известно не много. Тем большее значение имеют оригинальные записи И.П. Минаева. Известно, что сказки и легенды, собранные им в Камаоне, получили высокую оценку современников. Оригинал записей сказок И.П. Минаева остался ненапечатанным.
   Другие его работы, посвященные фольклору, основаны на литературных обработках сказочных сюжетов. Таковы его "Индейские сказки" 8. {23}
   Большой литературный и исторический интерес представляют работы о джатаках 9 (у Минаева "жатаках"). Джатаки - оригинальные произведения буддийской литературы, в которых в форме повествования о многочисленных перерождениях Будды дан богатый фольклорный материал. И.П. Минаев - один из первых европейских индологов, который оценил высокое историческое значение этих памятников.
   К работам, посвященным индийскому фольклору, примыкает также изложение И.П. Минаевым "Народных драматических представлений в праздник Холи в Альморе" 10 и некоторые другие работы.
   IV. Работы по истории буддизма. Изучению буддизма, одной из древних религий Индии, давно исчезнувшей в этой стране, но распространенной на Цейлоне, в Бирме, Индокитае, Китае и в других странах Востока, посвящен ряд фундаментальных трудов И.П. Минаева. Буддологический раздел работ открывается его первым крупным трудом "Пратимокша-сутра". Кроме тщательно подготовленного текста и его русского перевода, в этой книге дано обширное предисловие, в котором выясняется историческое значение изданного памятника. Это большое научное произведение издано с той исключительной тщательностью, которая отличает все работы И.П. Минаева.
   Основная работа ученого в этом разделе - обширный труд "Буддизм. Исследования и материалы" 11. В первом выпуске дано "Введение: об источниках", во втором издано несколько санскритских текстов. Эта работа была задумана автором как большое исследование. И.П. Минаев успел напечатать только первый том, который был издан в конце его жизни, когда он обладал разносторонними и глубокими знаниями по истории буддизма, основанными на изучении источников на санскрите и пали.
   Первые два выпуска, по словам автора, "должны рассматриваться как введение к изложению буддийского учения в его исторической последовательности". Автор желал "...выяснить вопрос о древности первоисточников и представить читателю общий очерк буддизма в его законченном развитии...". Он считал необходимым "вновь подвергнуть проверке выводы {24} и положения, едва ли не общепринятые между новейшими исследователями". Изложению системы буддизма, по мнению автора, "безусловно необходимо было предпослать некоторое критическое рассмотрение имеющихся известий о древнейших судьбах буддийской общины и ее священных писаний; определить характер этих известий, время их появления..." (3).
   В первом выпуске автор подвергает критическому рассмотрению историю древнейшего буддизма, его установлений, его учения, организации и основных религиозных и философских понятий. В связи с этим он рассматривает историю древнейших буддийских соборов, говорит о расколе и еретических учениях в недрах буддизма. Рассмотрение вопросов буддизма связано с рассмотрением древнейших памятников буддийского искусства (Бхархутская ступа, Бхархутские образа), а также надписей Ашоки, сохранившихся на различных пракритах. Такая задача в области истории буддизма была посильна лишь очень крупному и разностороннему ученому. Этот труд И.П. Минаева переведен на французский язык.
   Во втором выпуске первого тома дано издание древних санскритских памятников, имевших большое значение в истории буддизма. Каждый текст издан по многим древним рукописям.
   Вследствие ранней смерти И.П. Минаева исследование о буддизме осталось незаконченным. Небольшие части сохранившихся материалов после смерти И.П. Минаева были опубликованы его учеником, академиком С.Ф. Ольденбургом, под названием "Материалы и заметки по буддизму".
   Большому исследованию о буддизме предшествовал ряд работ, посвященных отдельным вопросам истории древнего буддизма. Таковы "Сведения о жайнах и буддистах" 12, "Община буддийских монахов" 13, "Послание к ученику. Сочинение Чандрагомина" 14 и некоторые другие.
   V. Историко-географические работы. Последний раздел составляют географические работы, основная часть которых посвящена географии Индии.
   Из дневников И.П. Минаева нам известно, что изучение географии занимало его мысли как на студенческой скамье, так и по окончании университета, на протяжении всей его научной деятельности. Работы, посвященные различным вопросам географии, создаются И.П. Минаевым в течение всей его жизни: они открывают и завершают его творческий путь.
   Гуманитарный характер образования И.П. Минаева определял исторический уклон его географических интересов. {25}
   Вопросы физической географии хотя и привлекали его, но он сознавал свою неподготовленность и, как человек, исключительно строго относившийся к своим научным работам, никогда не вторгался в те области, в которых чувствовал себя недостаточно компетентным.
   Труды, посвященные географии, открываются студенческой работой "Географические исследования о Монголии". В отзыве рецензента эта работа характеризуется как "огромный труд, который превосходит все ожидания и требования факультета" 15.
   Вопросам исторической географии посвящен также труд, написанный почти через двадцать лет после появления студенческой работы, а именно: "Сведения о странах по верховьям Аму-Дарьи" 16. В предисловии автор указывает, что "страны, которым посвящен настоящий обзор, начинаясь на западе у Балка и заканчиваясь Памиром на востоке, находятся между русскою границею на севере и Гиндукушем на юге. Описываемая территория отчасти входит в ту "нейтральную полосу", которая имела назначение оберегать англо-индийские владения от мнимых внешних тревог и была предметом долгих дипломатических переговоров несколько лет тому назад. Научный интерес, связанный с изучением этих стран, независимо от интереса политического, громаден". Автор говорит далее о важности изучения этой части Азии для географии и для естествознания. "Но и этнограф, и лингвист, и археолог, и историк ...одинаково останавливаются на этих малоизвестных, но тем не менее любопытных краях" (IV).
   Серьезный интерес для исторической географии представляет небольшая статья "Новые факты относительно связи древней Индии с Западом" 17. Статья основана на древнем тексте на языке пали, который свидетельствует о торговых связях Индии с Вавилоном.
   О широких научных интересах И.П. Минаева к вопросам исторической географии говорит и его большой труд, перевод "Путешествия Марко Поло" 18. Работа над "Путешествием" {26} была закончена им в последние годы жизни. Этот труд вышел в свет только после смерти автора перевода.
   К работам по исторической географии примыкает небольшая, но очень ценная статья "Забытый путь в Китай" 19, появившаяся в виде рецензии на "Четвертое путешествие в Центральную Азию Н.М. Пржевальского". Автор статьи ставит перед собой задачу... "выяснить... археологическое и этнографическое значение тех местностей, которые Пржевальский прошел в третий период своего путешествия, следуя от Лоба в Хотан..." (168). "Пржевальский, - продолжает И.П. Минаев, - шел дорогой Марко Поло и своими наблюдениями и описаниями еще раз подтвердил громадность заслуг великого венецианца" (169). Рецензия содержит ряд очень интересных и важных исторических дополнений к данным, добытым Пржевальским. Как и многие другие рецензии И.П. Минаева, эта статья представляет собою, в сущности, самостоятельную работу по исторической географии, написанную большим знатоком.
   Среди трудов, относящихся в равной мере как к истории, так и к исторической географии, особое место занимают две работы, посвященные связям старой Руси с Индией.
   Большая работа "Старая Индия" 20 посвящена "Хожению за три моря" Афанасия Никитина. И.П. Минаев указывает, что тверич Афанасий Никитин был "замечательно умный и наблюдательный путешественник... Многого Аф. Никитин не касается... но обо всем важном он говорит делом... В записках Аф. Никитина найдется не один драгоценный факт, важный для понимания староиндийской жизни и просмотренный его современниками, заходившими в Индию. Сравнение записок Аф. Никитина с западными географическими памятниками XV и XVI вв. не окажется к невыгоде русского путешественника: уступая им часто в красоте изложения и богатстве фактических подробностей, тверич Никитин превосходит весьма многих беспристрастием, наблюдательностью и толковостью; трезвость, отличающая все его сообщения, и верность наблюдения дают право сравнивать его заметки с самыми выдающимися из старинных путешествий" (2).
   Задуманная как своего рода комментарий к "Хожению", работа "Старая Индия" представляет собою вместе с тем выдающееся исследование по истории индийского средневековья.
   В примечаниях к цитируемым им выдержкам из "Хожения" И.П. Минаев дает параллели из трудов старых {27} путешественников, а также из трудов современных географов, путешественников и историков.
   При упоминании того или другого географического названия И.П. Минаев излагает краткую историю этого географического пункта, доводя ее до современности. По существу, И.П. Минаев дает самостоятельное исследование о тех географических пунктах и фактах, о которых упоминает Аф. Никитин. Высказывания Афанасия Никитина он сопровождает обстоятельными историческими комментариями, сохранившими свое научное значение по настоящее время.
   Благодаря труду И.П. Минаева, сочетавшего в себе глубокие знания по исторической географии, истории и археологии Индии со знанием индийских языков, а равным образом со знанием современной Индии и ее быта, "Хожение" Аф. Никитина становится надежным историческим источником.
   К работе "Старая Индия" теснейшим образом примыкает статья "Русские помыслы об Индии в старину" 21. Написанная в связи с работой Д. Кобеко о наказе царя Алексея Михайловича Махмету Исупу Касимову, посланному в 1675 г. к Великому моголу Ауренгзебу, эта статья имеет вместе с тем самостоятельный интерес.
   "Попытки завязать сношения с Индией, - указывает И.П. Минаев, - делались не раз в старой Руси. Нельзя не желать, как в интересах исторической географии, так и истории русских в Азии, чтобы поскорее явилось собрание, по возможности полное, документов, подобных изданному г. Кобеко... Русские документы любопытны еще потому, что весьма многие из них относятся к эпохе до начала новейшей истории Востока" (350). Указав на неудачу посольства Исупа Касимова, автор замечает: "Но и после его делались попытки в Москве завязать сношения с Индией; русские люди не раз пытались проникать туда и морем, и сухим путем" (355). "Не приведены также в известность все известия о другом русском путешественнике (конца XVII и начала XVIII в.) в Индию, Семене Маленьком. Он посетил Агру и в Дельги представлялся Великому Моголу...". Далее автор сообщает: "Купчина гостиной сотни Семен Маленький был отправлен в Индию для продажи царской казны и товаров и для покупки про царский обиход всяких индейских товаров. С ним вместе было отправлено несколько человек; некоторые из них вернулись на родину, а один, Андрей Семенов, даже сообщил кое-какие данные о своем пребывании в Индии" (356).
   В "Русских помыслах об Индии в старину" И.П. Минаев вкратце восстанавливает историю русских путешествий в {28} Индию, частью на основе архивных источников, и говорит о путях, которыми ходили торговые люди и посольства в Афганистан и Индию.
   Выдающийся интерес представляют работы, возникшие в связи с тремя путешествиями в Индию самого И.П. Минаева. В результате первого путешествия появились три статьи и большая книга, посвященные современной Индии. Первая статья ("В Бихаре") 22 посвящена Бихару, той части Индии, в которой буддизм в древности достиг наибольшего развития и где он держался дольше, чем в других областях страны. Понятно, таким образом, почему он сильно заинтересовал Минаева, в центре индологических интересов которого стоял буддизм. В провинции Бихар он посетил города, наиболее известные в истории раннего буддизма: Наланда, Раджагриха, Гая. Он описывает современное состояние этих древних центров буддийской культуры, говорит об археологических памятниках и археологических работах, дает историческую справку о каждом городе, который он посетил. Но, кроме исторических и историко-археологических данных, И.П. Минаев коротко, но очень ярко говорит и о современном ему положении страны; он характеризует отношения, которые наблюдал между англичанами и индийцами. "Между туземцем и англичанином такая пропасть, через которую никому теперь не перекинуть моста" (20). ... "Разобщенные нравственно, презирая взаимно друг друга, англичане и индийцы живут хотя и в одном городе, но далеко друг от друга" (22). Тонкие замечания автора свидетельствуют о глубоком понимании старой и современной ему Индии.
   Другая статья, "Из путешествия по Индии" 23, посвящена в своей первой части ("Брахмаисты") религиозно-социальному движению, возникшему в начале XIX в. "среди лиц, получивших европейское образование" (194). И.П. Минаев останавливается на реформаторской деятельности Рам Мохан Роя, Дебендра Натх Тагора, Кешаб Чандер Сена и излагает основные принципы учения Брахмо-самаджа. Вторая часть этой статьи носит название "Матхура". Матхура - один из древнейших городов Индии, одно из наиболее священных мест джайнов и вишнуитов, город, связанный легендами с жизнью Кришны. И.П. Минаев дает историко-археологическую справку о городе и говорит о современном состоянии древних исторических памятников. Но археологические древности не заслоняют от автора современности. Он говорит о новооткрытой железнодорожной ветке, о пассажирах-индийцах, об общинном владении землей (218-219). {29}
   Третья статья посвящена Непалу ("В Непале") 24. Автор сообщает довольно подробные сведения по физической географии этой мало известной в то время страны, об ее истории, о многочисленных легендах, дополняющих скудные исторические данные, о религиозных воззрениях народа, в которых переплелись верования буддизма, индуизма и местных примитивных религий. Особенно большой интерес представляют данные о современном ему экономическом и политическом положении страны, о разноплеменном населении ее, его занятиях и быте.
   Результаты первого путешествия на Цейлон и в Индию систематизированы в главном труде И.П. Минаева как путешественника: "Очерки Цейлона и Индии" 25. Этот труд распадается на две части: "На Цейлоне" и "Очерки Индии". Часть, посвященная Цейлону, содержит шесть глав (I. От Галле до Гамбантоты; II. Коломбо и буддийские монахи; III. Курунегала и серебряный монастырь; IV. Анурадхапура и окрестности; V. Канди; VI. Поездка в Алут Нувару и цейлонские черти). Очерки Индии заключают восемь глав (I. В Бихаре; II. Непал; III. В Камаоне; Алмора и алморские певцы; IV. Северная и северо-западная граница Индии; проходы в Индию; V. Английские законы в Индии; VI. Матхура и вишнуиты; VII. Мусульмане в Индии; VIII. Молодая Индия и брахмаисты).
   В предисловии к первой части говорится: "Автор... провел в Индии и на острове Цэйлоне около двух лет, объехал почти весь остров и значительную часть северной Индии, от Калькутты до Лагора. Он побывал в Бихаре, Непале, Камаоне, в части Пенджаба и Раджпутаны и закончил свое индийское путешествие в Бомбее. Часть собранных во время путешествия заметок уже была напечатана в различных повременных изданиях и вошла в настоящую книгу в несколько переработанном виде; некоторые же главы являются здесь впервые ...Автор имел в виду пересказать только о том из виденного им, к уразумению чего он считал себя наиболее Подготовленным" (I).
   Автор указывает, что его главное внимание было направлено на одну сторону индийской жизни - религиозную. Трудно представить себе путешественника, так прекрасно подготовленного к изучению этой стороны, как был подготовлен И.П. Минаев. Объехав почти весь остров Цейлон, самые захолустные местности его, автор рисует картину современного состояния археологических памятников, буддийских храмов, ступ {30} и других религиозных и архитектурных памятников. Описывая тот или иной памятник, автор всегда дает историческую справку, основанную на первоисточниках. Но И.П. Минаев повествует не только о религиозных и археологических памятниках. Он много рассказывает о быте и повседневной жизни и ярко описывает состояние культуры на Цейлоне. Говоря о современном экономическом и социальном состоянии острова, автор приводит местные хроники и сопоставляет современный упадок острова с его блестящим прошлым. Мелкими, но выразительными штрихами автор обрисовывает взаимоотношения между сингалезцами и английскими колонизаторами. Большой интерес представляют его сведения об остатках древнейшего населения Цейлона - веддах.
   Главы, посвященные Индии, представляют не меньший интерес. Даже те части книги, которые были ранее опубликованы в журналах, дополнены новыми фактами. Так, например, в книге И.П. Минаев уделяет внимание формам землевладения и землепользования как в Индии, так и на Цейлоне. Он касается также положения отдельных слоев крестьянства. Например, он пишет, что "в округе Патны много безземельных батраков... доведенных до рабства. В южном Бихаре весьма часто случается, что должник продает или себя, или своих детей в рабство" (195).
   "Очерки Индии и Цейлона" представляют собою книгу, значение которой не уменьшается с течением времени, так как сведения собраны высококомпетентным ученым. Конечно, как указывалось выше, главное внимание в первом путешествии Минаева направлено на изучение буддизма. Этими задачами определяется даже маршрут путешествия: Цейлон с его древним буддизмом, Бихар с его реликвиями древнего и позднейшего буддизма и Непал, в котором бытовал буддизм. Памятникам буддизма и археологии вообще автор уделяет много внимания, говоря о развалинах храмов и древних буддийских городов, ступах и других археологических памятниках.
   Наряду с этим автор сообщает много данных о современной Индии. Он говорит о населении, его занятиях, особенно о земледелии, о состоянии и формах землевладения и землепользования, о расценках на работы, о быте и развлечениях населения, о фольклоре. Внимание автора привлекает также колониальная администрация страны и взаимоотношения между местным населением и англичанами. Такой широкий охват индийской жизни со стороны беспристрастного и высокообразованного путешественника позволяет рассматривать книгу И.П. Минаева как один из важных источников для изучения соответствующих областей страны в 70-х годах XIX в.
   В своем втором и третьем путешествиях по Индии {31} И.П. Минаев много внимания уделял вопросам современности, но вместе с тем продолжал свои занятия по изучению буддийской материальной культуры и состояния буддизма в его время. Он посетил прославленные памятники буддийской архитектуры и искусства (Эллора, Аджанта и др.), в Бирме ознакомился с состоянием буддийских монастырей и библиотек, с системой традиционного буддийского образования и положением буддийской религиозной общины.
   Достойно глубокого сожаления, что дневники, которые Минаев вел во время путешествий 1880 г. и 1885-1886 гг., не были обработаны им самим. Но и в сохранившемся виде дневники представляют большую научную ценность.
   В результате третьего путешествия появилась статья: "Англичане в Бирме" 26. И.П. Минаев посетил Бирму в тяжелый период ее истории - в первые дни после ликвидации независимости этой страны. В своей статье он дает краткие сведения из истории Бирмы, говорит о появлении в ней европейцев, о подчинении южной части страны, о населении Бирмы, земельном вопросе, администрации страны, народном образовании.
   В Мандалай, столицу Верхней Бирмы, автор попал "вскоре после того, как британские войска заняли его... царство перешло в британские руки без борьбы и сопротивления. Но мира еще не было в стране... появились "разбойники" (как англичане называли бирманских партизан.- А.В.). Яркими красками описано занятие Мандалая, ограбление населения и королевского дворца английскими войсками. Сведения, сообщаемые нашим путешественником, представляют большую ценность для историка.
   Географические исследования И.П. Минаева и результаты его непосредственных наблюдений дополняются рядом рецензий, имеющих серьезное научное значение. Таковы его работы "Непал и его история" 27, "Родовой быт в современной Индии" 28, "Новые сведения о кяфирах" 29, "Землевладение в современной Индии" 30, и некоторые другие. Как почти все рецензии И.П. Минаева, это - самостоятельные работы, в которых автор сообщает интересные результаты собственных исследований. И.П. Минаев стоял в первом ряду крупнейших индологов {32} своего времени. Он пользовался известностью не только в Европе, но и в Индии. Его труды по индийской лингвистике способствовали развитию европейской и индийской науки. Его грамматика пали употреблялась для изучения этого языка в самой Индии. Его исторические работы стали серьезным вкладом в изучение средневековой и новой истории Индии. Вместе с тем он является одним из основоположников научного изучения южного буддизма.
   Во время своих путешествий И.П. Минаев собрал значительную коллекцию индийских рукописей и предметов индийского культа и искусства. Предметы культа и искусства хранятся в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого Академии Наук СССР. Рукописи находятся в Государственной Публичной библиотеке им. М.Е. Салтыкова-Щедрина.
   Несмотря на свою раннюю смерть, И.П. Минаев не только оставил богатое научное наследство, но и создал первую русскую индологическую школу, из которой вышли специалисты по фольклору (С.Ф. Ольденбург), по изучению буддизма (Ф.И. Щербатский), филологи и лингвисты (Д. Кудрявский, Н.Д. Миронов) и др.
   Безвременно оборвавшаяся научная деятельность И.П. Минаева представляет одну из самых славных страниц в истории русского индоведения.

Академик А. П. Баранников

  
  
  

Комментарии

  
   1. См. Приложение к XVI тому Записок Академии Наук. СПб., 1869, LII 122 стр.
   2. Очерк фонетики и морфологии языка пали. СПб., 1872, XLIV 96 стр.
   3. ЖМНПр, 1888, N 11, стр. 49-50.
   4. Об изучении Индии в русских университетах. См. Отчет о состоянии Ими. С.-Петербургского университета и деятельности его ученого сословия за 1883 г... СПб. 1884, стр. 83-102.
   5. Franz Miklosich. Ober die Mundarten und die Wanderungen der Zigeuner Europa's. I-VI, Wien, 1872-1876. - Miklosich. Beitraege zur Konntniss der Zigeuner-Mundarten. Wien, I, II, 1874, III, 1876. Sitzungsberichte der K. Akademie der Wissenschaften, LXXXIII Band, Heft III, IV. В ЖМНПр., 1877, N 3, стр. 190-194.
   6. Всеобщая история литературы... под редакцией В.Ф. Корша. Том первый, часть первая. Литература древнего Востока. СПб., 1880, стр. 114-156.
   7. Индейские сказки и легенды, собранные в Камаоне в 1875 г. И.П. Минаевым. СПб., 1876, ХХ 249 стр.
   8. ЖМНПр, 1874, N И, стр. 68-104, 1876, N 2, стр. 368-403, N 4, стр. 314-340, N 5, стр. 69-97.
   9. Несколько рассказов о перерождениях Будды. ЖМНПр, 1871, N 11, стр. 87-133. - Несколько слов о буддийских жатаках. ЖМНПр., 1872, стр. 185-224.
   10. Опубликовано С. Ольденбургом в ЗВОИРАО, V. 1890 г., СПб., 1891, стр. 290-300.
   11. Буддизм. Исследования и материалы. Сочинение И.П. Минаева. Том. I. Вып. I. Введение: об источниках, 280 стр. Выпуск II. XII 159 стр. СПб. 1887.
   12. ЖМНПр., 1878, N 2, стр. 241-276.
   13. ЖМНПр., 1879, N 1, стр. 1-35.
   14. ЗВОИРАО, IV, стр. 29-52.
   15. Годичный торжественный акт в Имп. СПб. университете, бывший 8 февраля 1861 г. Отчет о состоянии и ученой деятельности Имп. СПб. университета в продолжение 1860 г., стр. 68-71, 87.
   16. Сведения о странах по верховьям Аму-Дарьи. Составил И. Минаев. СПБ., 1879, VIII 270 стр., с приложением карты Памира и сопредельных стран.
   17. ЖМНПр, 1870, N 8, стр. 225-239. См. также Buddhistische Fragmente, Melanges Asiatiques, 1872, VI. стр. 577-599.
   18. И.П. Минаев. Путешествие Марко Поло. Перевод старофранцузского текста. Издание Имп. русского географического общества, под редакцией В.В. Бартольда. СПб., 1902, XXIX 355 стр.
   19. ЖМНПр., 1889, N 7, стр. 168-189.
   20. И. Минаев. Старая Индия. Заметки на Хожение за три моря Афанасия Никитина. СПб., 1881, 174 стр.
   21. ЖМНПр., 1884, N 10, стр. 349-359.
   22. ЖМНПр., 1876, N 11, стр. 1-29.
   23. ЖМНПр., 1876, N 12, стр. 194-236.
   24. "Вестник Европы", 1875, N 9-10, стр. 297-318.
   25. И.П. Минаев. Очерки Цейлона и Индии. Из путевых заметок русского. Ч. I-II. СПб., 1878, ч. 1, V 284 стр., ч. II, 238 стр.
   26. Вестник Европы, 1887, N 11, стр. 153-191.
   27. Рец. на History of Nepal... with an introductory sketch... by the editor Daniel Wright. Cambridge, 1877. ЖМНПр, 1878, N 1, стр. 61-85.
   28. Рец. на A. Lyall. Asiatic Studies. Там же, 1878, N 3, стр. 164-188.
   29. Рец. на J. Biddulph. Tribes of the Hindoo Koosh. Calcutta, 1880, Там же, 1882, N 5, стр. 139-157.
   30. Рец. на В. Н. Baden-Powell. A manual of the land revenue systems and land tenures of British India. Calcutta, 1882. Там же, 1883, N 11, стр. 135-152.
  
   Текст воспроизведен по изданию: И. П. Минаев. Дневники путешествий в Индию и Бирму. 1880 и 1885-1886. М. АН СССР. 1955
   OCR - Карпов А. 2006
   Оригинал здесь: Восточная литература.

Другие авторы
  • Кохановская Надежда Степановна
  • Галенковский Яков Андреевич
  • Авсеенко Василий Григорьевич
  • Марин Сергей Никифорович
  • Шубарт Кристиан Фридрих Даниель
  • Огнев Николай
  • Коковцев Д.
  • Авенариус Василий Петрович
  • Гроссман Леонид Петрович
  • Милицына Елизавета Митрофановна
  • Другие произведения
  • Бунин Иван Алексеевич - М. В. Михайлова. "Господин из Сан-Франциско": судьба мира и цивилизации
  • Лесков Николай Семенович - О рассказах и повестях А. Ф. Погосского
  • Щепкина-Куперник Татьяна Львовна - Льюис Кэролл. Джаббервокки
  • Свенцицкий Валентин Павлович - Наследство Твердыниных
  • Шатобриан Франсуа Рене - Путешествие Шатобриана в Грецию и в Палестину
  • Тютчев Федор Иванович - Перевод Ф. И. Тютчева из В. Гюго
  • Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович - О. В. Евдокимова. К восприятию романа М. Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы"
  • Батеньков Гавриил Степанович - Non exegi monumentum
  • Ходасевич Владислав Фелицианович - Фрагменты о Лермонтове
  • Льдов Константин - Стихотворения
  • Категория: Книги | Добавил: Ash (10.11.2012)
    Просмотров: 649 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа