Главная » Книги

Мультатули - Мультатули: биографическая справка

Мультатули - Мультатули: биографическая справка



0x01 graphic

I.

Мультатули

   (по-русски - многострадальный, псевдоним Эдуарда Доуса Декера) [Eduard Douwes Dekker, 1820-1887] - известный голландский писатель. Сын капитана купеческого судна. В течение 18 лет занимал различные административные посты в Голландской Индии, где имел возможность наблюдать преступные действия колониального управления и бесстыдную эксплоатацию туземцев. Пострадав за попытку привлечь к ответственности одного колониального администратора за его злоупотребления, М. вернулся в Голландию, тщетно надеясь добиться "правды". Свое "дело" он использовал в качестве сюжета в романе "Макс Хавелар" (Мах Havelaar, 1860), в к-ром разоблачил преступления голландских капиталистов, правительства и чиновников в колониях, обрушиваясь на консерваторов и либералов, защищавших эту систему эксплоатации. В том же духе написаны "Любовные письма" (Minnebrieven, 1861). Могучий общественный протест, к-рого М. ждал от всех "честных" людей и гл. обр. от радикальной мелкой буржуазии, не последовал. М. пришлось покинуть Голландию, и с 1856 до конца своей жизни он жил гл. обр. в Германии.
   М. - один из последних "истинно-либеральных" людей буржуазного века. Резко критикуя капитализм, он стремился не к уничтожению колониальной эксплоатации, о подлинной экономической подоплеке к-рой не имел никакого представления, а только к ее смягчению. Испорченному буржуазному чиновнику он противопоставлял честного и гуманного. Когда М. убедился, что либеральная буржуазия и радикальная мелкая буржуазия не в состоянии осуществить его абстрактной индивидуалистической идеи "свободы", он разочаровался в ее осуществлении вообще. Значения рабочего класса, еще не окрепшего, но выраставшего у него на глазах, М. не понял, хотя и имел мужество приветствовать социалистическое рабочее движение как "новую форму оппозиции". Индивидуалист-либерал, не осознавший процесса социально-экономического развития общества своего времени вообще и смысла неудачи своего "личного дела" - в частности, М. пришел к анархизму. Эта эволюция отражается в его поздних произведениях, как напр. в "Царстве миллионов" (Millioenenstudien, 1870), "Specialiteiten" [1871] и в семи сборниках "Идей" (Ideen, 1867-1877), куда входит драма "Школа князей" (Vorstenschool) и незаконченный рассказ о "Маленьком Вальтере" (Woutertje Pieterse).
   М. сыграл огромную роль в истории общественной мысли в Голландии. Его "Хавелар" сделался библией не только "всех прогрессивных людей", но и радикальной мелкой буржуазии и даже в течение долгого времени и рабочих. Анархические идеи М. оказали влияние на рабочее движение в Голландии в ранний период его развития, что было одной из причин раскола социалистической партии в 90-х гг. Не менее значительно его влияние на голландскую лит-ру, гл. обр. мелкобуржуазную (Потгитера, Бакгуйзена, Цюрхера и др.). М. - один из немногих голландских писателей, достигших мировой известности. Как художник он оригинален гл. обр. в "Максе Хавеларе". Своеобразие этого романа, создавшего эпоху в голландской лит-ре, - в органическом сочетании отвлеченных суждений с подлинными документами, прозаизма с лиризмом. В более поздних произведениях М. преобладают (особенно в "Идеях") сентиментализм и едкий сарказм.

Библиография:

   I. На русском яз. перев.:
   Повести, сказки, легенды, перев. с голландск. и вступит. ст. А. Чеботаревской, изд. "Дело", СПБ, 1907;
   Приключения Вальтера Петерсона, сокращ. перевод, СПБ, 1907;
   Письма любви, Роман-памфлет, перев. А. Израильсона, М., 1911;
   Рассказы, перев. А. Чеботаревской, изд. "Всемирная литература", П., 1919;
   Откуда пошла власть богатых. Саид и Алинда, "Красная новь", М., 1923;
   Саидья с о. Явы, сб. "Маленькие рабы", сост. Герасимова, "Молодая гвардия", М., 1925;
   Макс Хавелар, или Кофейные аукционы Нидерландского торгового общества, Роман, перев. с голландск. с введ. и примеч. М. И. Тубянского, Гиз, М. - Л., 1925;
   Multatuli-Briefe, hrsg. von W. Spohr, 2 B-de, 1906;
   Verzamelde werken van Multatuli, Voorafgeg. door Studien over Multatuli door C. Vosmaer, 10, 1916-1918.
   II. Помимо указанных выше статей А. Чеботаревской и М. И. Тубянского см. еще:
   Фриче В. М., Очерки иностранной литературы, Мультатули (1820-1887), "Курьер", 1902, N 214, 5/VIII;
   Его же, Мультатули, "Образование", 1903, V;
   Кэс Берта, Multatuli (Многострадальный), "Русская мысль", 1903, II;
   Van Eeden F., Multatuli, Studien, I, 1890;
   Ter gedachtenis aan Multatuli, uitgeg. door de Vereen. De Dageraad, 1892;
   Jonckbloet G., Multatuli, 1894; Meerkerk J. B., Eduard Douwes Dekker, 1900;
   Prinsen J., Multatulien de Romantick, 1909;
   J. van den Bergh van Eysinga-Ellas, Multatuli, 1920;
   Gruiter J., de, Het leven en de werken van Eduard Douwes Dekker, 1920;
   Padberg H., Multatuli, 1920; W. H. W. de Kock, Lebak en de Max Havelaar, 1926;
   Max Havelaar, Introduction by D. H. Lawrence, 1927.
   III. Multatuliana, Medegedeeld door A. S. Kok, met een bibliograph. overzicht door L. D. Petit, 1903.

Франц Шиллер

  
   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939. Т. 7. - М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1934. - Стб. 528-530.
  
  

II.

Мультатули

   [Multatuli; псевд., от лат. multa tuli - "я много перенес"; наст. имя - Эдуард Дауэс Деккер (Dekker); 2.III.1820, Амстердам, - 19.II.1887, Нидер-Ингельхейм, Германия] - голл. писатель, публицист и критик. Род. в семье шкипера. Получил нач. образование, работал "мальчиком" в лавке. В 1838 уехал в Индонезию, где служил в колониальной администрации. Его энергичная борьба за справедливость для яванцев, против злоупотреблений местных властей повлекла за собой отставку в 1856. Скитания по городам Голландии, Бельгии, Германии, потеря семьи, голод и безденежье, враждебность прессы, эмиграция - таков жизненный удел М.
   Лит. деятельность М. начал в 40-е гг. 19 в. Известность принес ему роман "Макс Хавелаар, или Кофейные аукционы Нидерландского торгового общества" ("Max Havelaar, of de Koffrj-veilingen der Nederlandsche handelmaatschappij", 1859, изд. 1860), содержавший смелое разоблачение маклеров и плантаторов, прямую угрозу "святым" колониальным устоям, защиту "бедных и угнетенных". Остро сатирич. образы Дрогстоппеля, Вавелаара, Слеймеринга стали нарицат. обозначениями бурж. стяжательства, религ. ханжества, чиновного бездушия. Автобиографичность, документальность, высокий публицистич. накал сообщили книге силу неотразимого политич. обвинения, впервые брошенного колониализму (ее воздействие всячески попытался ослабить издатель Я. Леннеп). Автобиографич. эпистолярный роман "Письма любви" ("Minnebrieven", 1861), публицистич. брошюры "О свободном труде в Нидерландской Индии" ("Over vrijen arbeid in Nederlandsch IndiК", 1862) и др. "соч. по делу Хавелаара" (как назвал их сам М.) расширяют это обвинение до критики капиталистич. общества в целом. Бурж. мораль, политич. устройство, религию, философию, эстетику М. безжалостно анатомирует в "Японских беседах" ("Japansche gesprekken", 1862), "Беседах" ("CauserieКn", 1869, изд. 1870), "Рассуждениях о либерализме известного толка" ("DivagatiКn over zeker soort van liberalisme", 1870) и особенно в монументальном соч. "Идеи" ("IdeКn", bd 1-7, 1862-77), наиболее полно раскрывшем широту взглядов М. на общество, иск-во и лит-ру, к-рым М. отводил ведущую роль "воспитателя народа". М. принадлежат также драмы: "Небесная невеста" ("De hemelbruid", 1843, изд. 1864) и "Школа князей" ("De vorstenschool", 1872), написанные в духе просветит. идеалов.
   Мировоззрение М., сформировавшееся под влиянием просветителей и утопич. социализма, не лишено противоречий, неразрешимых проблем. Духовная драма М. обусловлена тем, что в Нидерландах 19 в. он не видел путей для осуществления своих демократич. идеалов. В неоконч. автобиографич. романе "История Вальтера Петерсена" ("De geschiedenis wan Woutertje Peterse"), к-рый входит в состав "Идей", М. хотел показать развитие человечества путем приобщения к иск-ву на судьбе мальчика, ставшего поэтом. Художник должен всегда говорить правду - таков был принцип М., резко осуждавшего эпигонство и подражательство реакц. романтика В. Билдердейка и др., крайности натурализма, бесплодность индивидуалистич. исканий "восьмидесятников" (см. Нидерландская литература). Проза М. отличается калейдоскопич. пестротой жанров, афористичностью и фрагментарностью изложения, спаянного, однако, единой мыслью, демократичностью языка, искренностью речи, то патетической, то лиричной, нередко сарказмом как "самым острым выражением боли", скупой, но полновесной деталью быта и психологии. Восприняв лучшие нац. лит. традиции (Й. Вондел, Г. Бредеро, П Лангендейк), критич. реализм М. оказал огромное влияние на последующее поколение писателей (Г. Хейерманс, М. Эмантс, Л. Мюлдер и др.). Соч. М. неоднократно издавались на мн языках мира, народов СССР и др. социалистич. стран. В Амстердаме имеются музей и об-во М.

Сочинения:

   Volledige werken, [dl] 1-10, Amst., 1950-60, Brieven, [dl] 1-10, Amst., 1890-96,
   в рус. пер. -
   Повести, сказки, легенды, СПБ, 1907,
   Приключения Вальтера Петерсена, СПБ, 1908;
   Письма любви, М., [1911],
   Избр. произв., М., 1949, Макс Хавелаар., М., 1959.

Литература:

   М. Г. К., Мультатули и его произведения, СПБ, 1903;
   Волевич И., Мультатули - борец против колониализма, "Вопр лит-ры", 1961, N 7;
   Cohen A., [Notice], в кн.: Multatuli, Pages choisies, P., 1901;
   Brom G., Multatuli, Antw., 1958; Essays over Multatuli, Rotterdam, 1962;
   Anekdoten over Multatuli, Amst., 1960;
   Driessen F. Chr., Multatuli aanklager, strijder, realist, Amst., 1960;
   De Mare A., Lijst der geschriften van en over E. D. Dekker, Leiden, 1948.

В. В. Ошис.

  
   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. - М.: Сов. энцикл., 1962-1978. Т. 4: Лакшин - Мураново. - 1967. - С. 1015-1016.
  
  
  
  

Категория: Книги | Добавил: Ash (11.11.2012)
Просмотров: 732 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа