Главная » Книги

Надеждин Николай Иванович - Русский театр, Страница 2

Надеждин Николай Иванович - Русский театр


1 2

вырев, с какими-то особенными усилиями старались открывать в моих письмах arrière-pensêe, заднюю мысль, которую будто я притаил умышленно. К чему эти бесполезные хлопоты? Результат, который они с такою торжественностию извлекли из моих писем, не есть моя задняя мысль, а передняя в полном смысле. До ней доводили и наконец довели определительно мои частные наблюдения над игрою г. Каратыгина. Да, милостивые государи! я сказал в последнем письме своем положительно и ясно, что г. Каратыгин не нашел еще ключа к сокровенному святилищу сердца. Это, пожалуй, то же, что у г. Каратыгина нет чувств, нет души, как перевел мою фразу неизвестный ратник. Замечу только, что здесь дело не о душе г. Каратыгина, а о душе игры его. Душу имеют все люди, даже те сидельцы, о которых так нередко упоминает г. Шевырев и которые, если действительно едят калачи с медом в райке, то, конечно, для того, чтоб напитать свою душу. Когда говорим мы о душе художника, то разумеем ту животворную силу, свойственную только гениям, которая проникает душой свои произведения, переводит, если можно так сказать, свою душу в свои действия. Эта сила не всегда принадлежит людям даже с сильною, могучею душою. Бывают великие умы, великие характеры, в коих слишком много внутренней душевной полноты; но душа их как будто бы сосредоточивается внутри себя, не обнаруживается в действиях. Им как будто недостает проводников, недостает того прозрачного воздуха, в котором бы распространялись лучи души, разливая свет и теплоту. Будто, например, душа Канта не была душа первой величины в умственном отношении! но кто станет искать души в его "Критике чистого разума"?.. Итак, я крайне удивился, когда увидел, что г. Шевырев защищает в г. Каратыгине душу человека, а не душу художника... Кто об этом рассуждал? Кто смеет рассуждать? {Вообще г. Шевырев рассуждает слишком много о личных достоинствах г. Каратыгина, о его благородном воспитании, образованности, знании хорошего светского тона. Все это делает большую честь артисту; но зрителям какое до того дело? Достоинства сии получают свою цену в обществе, а не на сцене, куда приходят не знакомиться с человеком, а любоваться художником. - Изд.} Я отдаю полное уважение г. Каратыгину, если он действительно, как уверяет г. Шевырев, всею душою обнял свое искусство, воплотил в себя, сроднил его с своею жизнию... Но это уважение относится к нему, как человеку с характером, решительностию, усердием: это уважение нравственное!.. Не оно должно составлять награду художника!.. Сколько есть людей достопочтенных своею ревностию, трудолюбием, постоянством, которые во всю жизнь остаются мучениками своего бесплодного усердия! Мы, неблагодарные, забываем их тяжкие труды и - смеемся над их неудачами!.. Разве, например, Тредьяковский не всей душой обнял "Римскую историю" Ролленя, разве нельзя сказать, что он воплотил ее в себя, сроднил ее со своею жизнию, когда, после рокового пожара, с тем же усердием принялся снова переводить ее? Ужели - говоря словами г. Шевырева - такой подвиг не ручается за его огонь, любовь, вдохновение, потребность внутреннюю?.. И, однако, в "Телемахиде" нет души!.. Говорю это не для того, чтобы оскорбить г. Каратыгина сравнением, но для того, чтобы показать слабость софистических доводов, коими думают защищать его... Стало быть, не в том душа художника, чтобы усердно заниматься своим делом!.. После Бюффона никто уже не полагает сущность гения в терпении... Итак, да позволено будет мне исправить формулу, в коей противники мои выразили результат моих писем, так: "в игре г. Каратыгина не обнаруживается чувство, не обнаруживается душа"!
   Неизвестный, по моему мнению, поступил гораздо искуснее. Он понял дело, как я его понимаю, и хотел запутать меня в собственных моих словах. Софизм его хитрее, но он также легко может быть распутан. Из того, что я признал движения г. Каратыгина изумительно-величественными и очаровательно-прелестными, он заключает, что я признал в них присутствие души. Но разве не случается нам часто, разве не случалось самому противнику моему любоваться грациозными пируэтами иной танцовщицы и называть их очаровательно-прелестными, между тем как эти пируэты выделываются одними только ногами, без малейшего душевного участия?.. Остроумному антагонисту моему кажется странным, что образ Фердинанда и Карла Моора преследовал мое воображение, мерещился у меня в глазах, и я, несмотря на то, отрицаю душу в артисте, помыкавшем так моею душою!.. Это недоумение довольно затейливо - и только!.. Глаза с душою, конечно, состоят в тесной связи, но не всегда!.. Мало ли что может мерещиться нам без всякого душевного участия, даже против воли нашей души? После двух-трех прогулок под Новинским, в святую неделю, не у многих ли мерещится в глазах эта яркая пестрота, это смешение образов без лиц и лиц без образов, этот живой, разноцветный хаос людей, экипажей, лошадей, паяцев, качелей, балаганов? Воображение долго не может освободиться от сей фантасмагории, как будто волшебною силой приколдованной к глазам: а душе и дела нет! Тайной чаровать зрение владеет каждый фокусник, даже искусно устроенный автомат, но искусство очаровывать душу принадлежит только художнику. И тень Командора в "Дон-Жуане" поражает глаза, остается в воображении, но ее играют простые фигуранты!.. Стало быть, иное может мерещиться в глазах и не проникать в душу! Стало быть, можно чароваться наружною, лепною стороною в актере и не унесть с собой из театра ни одного глубокого впечатления в сердце... Вот объяснение моих слов!.. Где же сомнительные действия, отступления, уступки, в которых меня упрекают?..
   Но, говорит противник мой, вы признаете достоинство г. Каратыгина торжественно и чистосердечно: к чему эта торжественность и чистосердечие, когда вы отказываете ему в даровании?.. Ответ мой: я не отказываю г. Каратыгину в даровании. Лепная, наружная часть сценического искусства также есть дарование - и дарование важное! Сам г. Шевырев, в своем похвальном слове артисту, что иное прославляет, как не наружные дары природы: исполинский рост, сильный орган?.. О душе же говорит весьма проблематически - в виде вопроса, на который отвечать положительно не решается... Обращаюсь к самому противнику моему: неужели он не признает дарования, например, в г. Ришаре, царе нашего балета? Неужели не назовешь его отличным художником в области Терпсихоры?.. Вкус должен быть нелицеприятен, должен отдавать справедливость изяществу, под какой бы формой, в какой бы степени оно ни встречалось!.. Природа уделила г. Каратыгину часть своих сокровищ: я преклоняюсь пред ней. Но никто не заставит меня сделать заключения от части к целому, противного самым первым основаниям логики. Если излишняя, несправедливая холодность к достоинству предосудительна, то излишний, несправедливый энтузиазм также. Надобно дорожить своими восторгами, не расточать их понапрасну, не мотать ими, если можно так выразиться. Это мотовство разорит нас самих и повредит искусству... Серенькое и надобно называть сереньким, а не белым и не черным!..
   Преуведомляю заранее моего антагониста, что я отнюдь не имею намерения осуждать тех взрывов, коими публика почтила г. Каратыгина. Это вещь совершенно посторонняя при оценке искусства. Публика делала свое дело: она отдавала справедливость тому, что производило на нее эффект, не имея ни досуга, ни обязанности разбирать, как производятся сии эффекты. Точно так же единодушно осыпала она рукоплесканиями г. Флери, первого гротеска берлинского театра... Замечу только, что художнику не должно никак полагаться на сии взрывы, которые так же легко проходят, как легко возбуждаются... Истинные артисты, по большей части, оцениваются туго, медленно. Эфемерный успех отнюдь не доказывает достоинства. Я помню, как в одном собрании один отрывок из некончанного творения возбудил всеобщий восторг и единодушные рукоплескания, хотя собрание сие было несравненно малочисленнее и избраннее театральной публики: теперь сие творение - притча во языцех!.. Да и что ходить слишком далеко за примерами? Не были ль мы прошлою зимою свидетели необычайного успеха "Вадима"! Не так ли же точно, как ныне, в театр не было продору? И между тем сами, трудившиеся над "Вадимом", сознавались, что он небогат смыслом!.. Зрители громко бранили пиесу и давили друг друга при раздаче билетов.
   Итак, расчет мой с неизвестным антагонистом кончен до продолжения. Что ж касается до г. Шевырева, то с ним у меня должна быть не разделка, а сделка. Не берусь оспоривать его общие понятия о драматическом искусстве, хотя с ними большею частию не согласен. Но касательно г. Каратыгина, он выражается, по крайней мере, совершенно одинаково со мной. Г. Шевырев признает г. Каратыгина классическим артистом - я тоже; он замечает, что в тонах голоса его есть неровность, впадающая в крайность обыкновенности - я совершенно то же; по его мнению, во всем репертуаре г. Каратыгина было только три роли, которые он обработал удовлетворительно: Фердинанда, Эдипа-царя и графа Эссекса - я не видал двух последних, но о первом сказал точно то же. О чем же нам спорить?
   С истинным почтением и таковою же преданностию подписываю скромные буквы моего имени и прозвания, не пощаженные остроумием моего затейливого противника.
   Мая 10

П. Щ.


Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
Просмотров: 375 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа