Главная » Книги

Одоевский Владимир Федорович - Н. Ф. Сумцов. Князь В. Ф. Одоевский, Страница 3

Одоевский Владимир Федорович - Н. Ф. Сумцов. Князь В. Ф. Одоевский


1 2 3

видѣлъ въ вѣроисповѣдан³и необходимаго услов³я исключительнаго развит³я.
   Въ 50-хъ и 60-хъ годахъ Одоевск³й совершенно оставилъ свои славянофильск³я мнѣн³я. Онъ преклонился передъ богатой европейской наукой, сдѣлался поклонникомъ Запада, всецѣло перешелъ въ лагерь западниковъ. Въ "Наброскахъ и отрывкахъ", написанныхъ въ 50-хъ и 60-хъ годахъ въ тиши кабинета, высказано, между прочимъ слѣдующее мнѣн³е: "Народность есть слово довольно безтолковое по своей неопредѣленности и гораздо точнѣе и скромнѣе замѣняется словомъ" народныйобычай, т. е. сопряжен³е разныхъ физ³ологическихъ, климатическихъ и другихъ обстоятельствъ, имѣвшихъ при недостаточномъ умственномъ развит³и вл³ян³е на распространен³е разныхъ народныхъ повѣр³й, частью всегда разумныхъ, частью разумныхъ вчера, частью безсмысленныхъ съ самаго зарожден³я. Что всѣ эти обстоятельства, при одинаковой обстановкѣ дѣйствуя на поколѣн³е за поколѣн³емъ получаютъ нѣкоторую осѣдлость - въ томъ нѣтъ сомнѣн³я; но есть ли въ томъ путь - вопросъ другой... "Просвѣщен³емъ, говоритъ Одоевск³й въ другомъ мѣстѣ "Набросокъ", выработывается достоинство человѣческое вообще; полупросвѣщен³е лишь нац³ональность, т. е. отрицан³е общечеловѣческихъ правъ" {Рус. Арх. 1874. II. 279-281; VII. 42.}. Въ "Наброскахъ" Одоевск³й съ насмѣшкой говоритъ о славянофилахъ. "А что толкуютъ славянофилы о какомъ то допотопномъ славянотатарскомъ просвѣщен³и, то оно пусть при нихъ и остается, пока они не покажутъ намъ русской науки, русской живописи, русской архитектуры въ допетровское время; a какъ по ихъ мнѣн³ю вся эта допотопная сушь сохранилась лишь y крестьянъ, то мы можемъ легко увидѣть сущность этого допотопнаго просвѣщен³я въ той безобразной кривулѣ, которою нашъ крестьянинъ царапаетъ землю, на его едва взбороненной нивѣ, въ его посѣвахъ кустами, въ неумѣн³и содержать рогатый скотъ, на который, изволите видѣть, ни съ того, ни съ сего находитъ чума, такъ съ потолка, a не отъ дурнаго ухода, въ его курной избѣ, въ его потасовкѣ женѣ и дѣтямъ, въ особой привязанности свекровъ къ молодымъ невѣсткамъ, въ неосторожномъ обращен³и съ огнемъ и, наконецъ, въ безграмотности. Въ другомъ мѣстѣ читаемъ: "А наши умники, кто вовсе считаетъ и грамоту дѣломъ безполезнымъ, кто хочетъ держать нашихъ умныхъ, но вполнѣ невѣжественныхъ поселянъ на Часовникѣ! Какой нехристь будетъ отвергать и религ³озную и нравственную пользу Часослова и Псалтыри". Но какой неучъ будетъ считать ихъ достаточными для геологическихъ, минералогическихъ, ботаническихъ, вообще для физическихъ свѣдѣн³й, къ уразумлен³ю промышленныхъ выгодъ, вообще, предметовъ отъ коихъ... зависитъ благосостоян³е, даже безопасность страны" {Рус. Архивъ. 1874. II. 286, 296.}.
   Во второй и третьей частяхъ собран³я сочинен³й Одоевскаго находятся его собственно литературныя статьи, числомъ 25. "Къ сожалѣн³ю, повѣсти не по моей части, писалъ Одоевск³й граф. Растопчиной. Большая часть повѣстей Одоевскаго написаны въ духѣ крайняго романтизма, туманны, фантастичны и скучны. Изъ бытовыхъ разсказовъ Одоевскаго интересны: 1) "Истор³я о петухѣ, кошкѣ и лягушкѣ" (III. 141-161), представляющая живую картинку старой городской жизни, картинку въ чисто гоголевскомъ духѣ; 2) "Княжна Мими" (II. 287-355) довольно интересный образъ озлобленной старой дѣвы; 3) "Черная перчатка" (II. 17-50), гдѣ изображены недостатки воспитан³я молодежи: 4) "Необойденный домъ" - любопытная передѣлка народнаго предан³я о человѣкѣ, засыпающемъ на мног³е годы и потомъ просыпающемся (у Пушкина въ прелестномъ стихотворен³и "И путникъ усталый на Бога ропталъ").
   Сочинен³я кн. Одоевскаго оказали вл³ян³е на современниковъ. Бѣлинск³й говорилъ, что избранная молодежь съ восторгомъ читала нѣкоторые разсказы Одоевскаго и говорила о нихъ съ тѣмъ важнымъ видомъ, съ какимъ обыкновенно неофиты говорятъ о таинствахъ своего учен³я {Бѣлинск³й, Соч. IX. 46.}. Г. Скабичевск³й въ первыхъ произведен³яхъ Герцена усматриваетъ вл³ян³е Одоевскаго {Отечеств. Зап. 1870, т. 193. 16.}. Нельзя не обратить вниман³е на значительное сходство "Записокъ доктора Крупова" съ тѣмъ, что говорится въ "Рус. Ночахъ" Одоевскаго на 35-37 страницахъ (здѣсь высказывается мнѣн³е, что между здравой и безумной мыслью нельзя провести вѣрной, опредѣленной черты). Вл³ян³е Одоевскаго на славянофиловъ также не подлежитъ сомнѣн³ю. Онъ многое высказалъ впервые изъ того, что впослѣдств³и подробно и обстоятельно развивали И. Кирѣевск³й, Хомяковъ и К. Аксаковъ.
   О томъ, какъ современники Одоевскаго отнеслись къ "Собран³ю" его сочинен³й, какъ поняли ихъ и оцѣнили, отвѣтъ долженъ дать разборъ критикъ. Во всѣхъ крупныхъ журналахъ и газетахъ появились отзывы о сочинен³яхъ Одоевскаго, именно: въ "Отеч. Зап." 1844, "Современникѣ" 1844, т. 36 стр. 233-235; Литерат. Газетѣ 1844, No 36; Финскомъ Вѣстникѣ 1845, I. 35-51; Маякѣ 1844. XVII. 7-29, и Библ. для Чтен³я 1844, т. 66, стр. 1-9. Наиболѣе дѣльный и основательный отзывъ сдѣланъ Бѣлинскимъ въ "Отеч. Зап.". "Нѣкоторыя изъ произведен³й кн. Одоевскаго, говоритъ Бѣлинск³й, можно находить менѣе другихъ удачными: но ни въ одномъ изъ нихъ нельзя не признать замѣчательнаго таланта, самобытнаго взгляда на вещи, оригинальнаго слога. Что же касается до его лучшихъ произведен³й, они обнаруживаютъ въ немъ не только писателя съ большимъ талантомъ, но и человѣка съ глубокимъ, страстнымъ стремлен³емъ къ истинѣ, съ горячимъ и задушевнымъ убѣжден³емъ, человѣка, котораго волнуютъ вопросы времени и котораго вся жизнь принадлежитъ мысли". Въ "Современникѣ" было замѣчено, что сочинен³я Одоевскаго заслуживаютъ всеобщаго вниман³я, даже изучен³я, что душа автора растворена любовью къ общему благу, къ просвѣщен³ю и нравственности. "Литерат. Газета" нашла, что сочинен³я Одоевскаго проникнуты живою и умною мыслью, согрѣты чувствомъ, блещутъ умомъ, талантомъ и образованностью. "Финск³й Вѣстникъ" призналъ сочинен³я Одоевскаго капитальнымъ пр³обрѣтен³емъ для искусства, по прелести языка и вѣрности въ изображен³и страстей. Похвалилъ кн. Одоевскаго и "Маякъ", этотъ жалк³й журнальный обскурантъ стараго времени. Одинъ Сенковск³й разбранилъ Одоевскаго въ "Библ. д. Чт.", назвалъ его человѣкомъ помѣшаннымъ на дюжинѣ пошлостей, пустымъ говоруномъ.
   Издавъ въ свѣтъ Собран³е сочинен³й Одоевск³й почти совсѣмъ прекратилъ литературную дѣятельность. Во второй половинѣ 40-хъ и въ пятидесятыхъ годахъ онъ почти ничего не писалъ. Въ это время (1846-1861) онъ состоялъ помощникомъ директора Публичной библ³отеки барона М. А. Корфа и, кромѣ того, завѣдывалъ Румянцовскимъ музеемъ. Но не служебныя занят³я отвлекли Одоевскаго отъ литературной дѣятельности. Онъ предался всецѣло дѣятельности филантропической. Одоевскому принадлежитъ первая мысль объ основан³и дѣтскихъ пр³ютовъ. Ему же принадлежитъ и редакц³я устава этихъ учрежден³й {Московск. Вѣдомости 1869. No 50.}. Въ 1844 году его заботами была основана въ Петербургѣ Елисаветинская больница для малолѣтнихъ дѣтей {Народная Школа 1869. No 5.}. Самое блестящее развит³е филантропической дѣятельности кн. Одоевскаго падаетъ между 1846-1855 годами, когда онъ состоялъ предсѣдателемъ Общества посѣщен³я бѣдныхъ. Въ это время имя кн. Одоевскаго сдѣлалось популярнымъ среди бѣднаго населен³я столицы.
   Общество посѣщен³я бѣдныхъ возникло въ 1846 г. Оно имѣло цѣлью удостовѣриться въ настоящемъ положен³и жителей Петербурга, обращающихся съ просьбою о пособ³и къ разнымъ благотворительнымъ лицамъ, и организовать правильную помощь дѣйствительно нуждающимся.
   Помощь, по уставу Общества, оказывалась въ слѣдующемъ видѣ:
   1) престарѣлыхъ, увѣчныхъ больныхъ, сиротъ и дѣтей бѣдныхъ родителей помѣщали въ учрежденныя Обществомъ благотворительныя заведен³я или хлопотали о помѣщен³и ихъ въ посторонн³я благотворительныя учрежден³я и на счетъ частныхъ лицъ, и 2) прочимъ неимущимъ доставляли вспомоществован³е деньгами, одеждою, дровами и т. п. Вольнымъ оказывалось врачебное пособ³е въ ихъ жилищахъ чрезъ медиковъ Общества съ безденежнымъ отпускомъ лѣкарствъ.
   Члены Общества раздѣлялись на а) членовъ благотворителей, б) членовъ посѣтителей и в) членовъ распорядителей.
   Члены-благотворители взносили въ пользу Общества ежегодно извѣстную плату или содѣйствовали ему безмездно и постоянно своими трудами.
   Члены-посѣтители обязаны были хотя одинъ разъ въ мѣсяцъ посѣщать, по назначен³ю Распорядительнаго Собран³я, бѣдныхъ столицы. Члены-распорядители составляли Распорядительное Собран³е, и одинъ изъ нихъ назначался предсѣдателемъ. При самомъ учрежден³и Общества, кн. Одоевск³й единогласно избранъ былъ предсѣдателемъ.
   Почетнымъ попечителемъ Общества сначала состоялъ герцогъ Лейхтенбергск³й, a послѣ его смерти въ 1852 г. В. кн. Константинъ Николаевичъ. Собран³я Общества, особенно въ первое время его существован³я, были многочисленны и блестящи. Все, что было замѣчательнаго и умнаго въ Петербургѣ, принадлежало Обществу. Почти весь аристократическ³й м³ръ стоялъ въ его спискахъ; не было ни одного литератора или журналиста, который не былъ бы членомъ Общества; его поддерживали финансовыя знаменитости; лучш³е доктора предлагали ему свои услуги. Огромный списокъ членовъ Общества украшался именами Императорской фамил³и, и первымъ между ними стоялъ Наслѣдникъ Цесаревичъ, Александръ Николаевичъ. Распорядительное Собран³е прибѣгало къ самымъ разнообразнымъ мѣрамъ, чтобы привести средства Общества въ блестящее положен³е. Устраивались балы, концерты, спектакли, картинныя выставки, безпроигрышныя лоттереи. Въ бойкихъ мѣстахъ выставлялись кружки. Неудивительно, что дѣла Общества шли великолѣпно. На его попечен³и состояло 15 тысячъ бѣдныхъ семействъ столицы. Было учреждено три рукодѣльныхъ, дѣтск³й ночлегъ и при немъ школа, кузнецовское женское училище, общая квартира одинокихъ престарѣлыхъ женщинъ, семейная квартира, лѣчебница для приходящихъ и магазинъ {Русск³й Архивъ. 1869. Изд. 2-е. Стр. 1006 и слѣд.}, гдѣ по дешевымъ цѣнамъ продавались бѣднымъ предметы первой житейской необходимости.
   Блестящая дѣятельность Общества посѣщен³я бѣдныхъ продолжалась не долго. Она возбудила неудовольств³е въ правительственныхъ сферахъ. Сначала запрещенно было участвовать въ Обществѣ военнымъ, отчего Общество потеряло многихъ полезныхъ дѣятелей. Въ 1848 г. Общество посѣщен³я бѣдныхъ было присоединено къ Императорскому Человѣколюбивому Обществу, попечителемъ котораго состоялъ петербургск³й митрополитъ, a помощникомъ попечителя извѣстный Абр. Серг. Норовъ. Въ 1855 г. Общество посѣщен³я бѣдныхъ совсѣмъ закрылось.
   Общество посѣщен³я бѣдныхъ лучшими сторонами своей дѣятельности обязано кн. Одоевскому. Самый уставъ общества былъ имъ составленъ {Рус. Арх. 1874. 2. 267.}. "Кн. Одоевск³й, говоритъ Инсарск³й, приносилъ часто толстыя тетради, которыя ему рѣдко удавалось прочитать отъ начала до конца.. Начинались возражен³я, и все на него обрушивалось. Сдержать подобнаго напора онъ рѣшительно не былъ въ состоян³и. Если онъ говорилъ и прекрасно, то никакъ не внушительно. Бурныя прен³я кончались тѣмъ, что къ тремъ часамъ ночи князь клалъ свою недочитанную тетрадь въ портфель и, нисколько не злобствуя, привозилъ въ слѣдующее засѣдан³е другую тетрадь, которую большею частью постигала та же участь. Кротость и доброта его умѣряли все, и мы любили и уважали его безконечно, хотя каждый изъ насъ грубилъ ему и нападалъ на его произведен³я самымъ безцеремоннымъ образомъ. Я не могу безъ восторга говорить объ этой ангельской личности. Находясь долго въ самыхъ близкихъ съ нимъ отношен³яхъ, я получилъ къ нему глубокое благоговѣн³е, какъ къ безпримѣрному идеалу добра и чести.... Для кн. Одоевскаго Общество составляло семью, которой онъ предался всей душой, всѣми матер³альными и моральными силами. Одна чистая любовь къ добру и людямъ руководила отношен³ями его къ Обществу, точно такъ же, какъ она была основан³емъ всѣхъ дѣйств³й этого образцоваго христ³анина и человѣка" {Рус. Арх. 1869. Изд. 2-е Стр. 1006 и слѣд.}. По словамъ Путяты, принимавшаго дѣятельное участ³е въ дѣлахъ Общества, кн. Одоевск³й предался Обществу отъ души и въ полномъ смыслѣ слова былъ его душою. Онъ посвятилъ ему все оставшееся отъ служебныхъ занят³й время и всѣ средства, которыми могъ располагать при весьма ограниченномъ достаткѣ своемъ. Имъ держалась внутренняя связь Общества; онъ соглашалъ мнѣн³я и смягчалъ столкновен³я {Рус. Арх. 1874. 2. 265. }. По собственному признан³ю покойнаго князя, онъ принесъ Обществу посѣщен³я бѣдныхъ въ течен³и 9 лѣтъ въ жертву все, что могъ принести: трудъ и любовь. "Эти девять лѣтъ, говоритъ онъ, поглотили мою литературную дѣятельность всю безъ остатка" {Рус. Арх. 1874. 2. 313.}.
   Кн. Одоевскому принадлежала мысль объ основан³и лѣчебницы для приходящихъ. Въ 1848 г. онъ издалъ въ пользу Общества "Прошедшее въ настоящемъ" - небольшое извлечен³е изъ "Русскихъ Ночей", именно "Городъ безъ имени" и часть "Эпилога" (съ 308-314).
   Когда было открыто гонен³е на Общество, для Одоевскаго наступило тяжелое время отстаивать любезное учрежден³е. Много страдан³я должна была вынести добрая натура князя въ непосильной борьбѣ съ врагами Общества. Каждое предпр³ят³е Одоевскаго въ пользу Общества встрѣчало тупое противодѣйств³е. Ему приходилось иногда хлопотать не о дозволен³и устроить концертъ или спектакль съ благотворительною цѣлью, a o дозволен³и просить на то дозволен³е y генералъ-губернатора. "Мы должны, писалъ Одоевск³й Инсарскому, употреблять паровую машину, чтобы поднять соломенку" {Рус. Арх. 1869. Изд. 2. Стр. 1029.}.
   Съ присоединен³емъ Общества пос. бѣд. къ Человѣколюбивому Общ. Одоевск³й началъ сильную, хотя и безплодную борьбу съ канцеляр³ей послѣдняго. На бумаги Человѣкол. Общ., поступавш³я въ Общество пос. бѣд., Одоевск³й смотрѣлъ какъ на личное оскорблен³е и не отвѣчалъ на нихъ до послѣдней возможности. Какъ ни сильны были противники, Одоевск³й не унывалъ и не оставлялъ мѣста предсѣдателя. По закрыт³и Общества въ 1855 г., баронъ M. А. Корфъ, на отношен³е Велик. кн. Константина Николаевича, сдѣлалъ слѣдующее заявлен³е о дѣятельности кн. Одоевскаго въ покойномъ Обществѣ. "Зная близко не только служебную, но и домашнюю жизнь князя и цѣня вполнѣ его заслуги по содѣйств³ю мнѣ въ устроен³и Имп. Публ. Библ³отеки и Румянцовскаго Музея, я съ симъ вмѣстѣ много лѣтъ былъ свидѣтелемъ того добросовѣстнаго и безкорыстнаго усерд³я, скажу даже, совершеннаго самоотвержен³я, съ которыми онъ, не щадя силъ, трудился на пользу бѣдныхъ и неимущихъ въ Обществѣ имъ созданномъ и въ немъ одномъ находившемъ главные элементы своей жизни" {Рус. Арх. 1870. Изд. 2. Стр. 927-931.}. Велик³й князь, согласно отзыву барона Корфа, представилъ Одоевскаго къ награжден³ю какимъ-нибудь особеннымъ знакомъ монаршаго благоволен³я. Провѣдавъ объ этомъ, Одоевск³й написалъ великому князю весьма замѣчательное письмо, въ которомъ отказывался отъ награды за свою дѣятельность въ Обществѣ пособ³я бѣднымъ. "Мнѣ, русскому человѣку, дорога всякая монаршая милость, и по моей дѣйствительной службѣ я не былъ ею оставленъ; но я всегда отклонялъ отъ себя всякую награду по благотворительнымъ учрежден³ямъ; ибо въ моихъ глазахъ занят³я сего рода въ сравнен³и со службою не что иное, какъ всякое другое житейское занят³е; тамъ святой долгъ; здѣсь просто добрая воля и удовлетворен³е внутреннему влечен³ю. То, что я дѣлалъ, сдѣлалъ бы всяк³й другой при тѣхъ обстоятельствахъ, въ которыя я былъ поставленъ" {Рус. Арх. 1870. Изд. 2. 927.}.
   Денежныя средства Одоевскаго были весьма ограничены. Въ Выборгской губерн³и онъ имѣлъ небольшую мызу, Ронгасъ, - "кусочекъ камня посреди воды" {Рус. Арх. 1869, стр. 1030.}. Мыза не приносила дохода {Современ. Извѣст³я 1870. No 54.}. Одоевск³й жилъ получаемымъ за службу жалованьемъ. Изъ того немногаго, что онъ получалъ, онъ весьма не малую часть удѣлялъ бѣднымъ {Московск. Вѣд. 1869. No 50.}. "Самъ весьма скудный въ средствахъ, говоритъ Инсарск³й, онъ положительно готовъ былъ отдать свою рубашку ближнему" {Рус. Арх. 1869. 1015.}. Свидѣтельство это подтверждаютъ В. А. Соллогубъ {Голосъ 1869. No 72.} и А. И. Кошелевъ {Въ память о кн. В. Ѳ. Од. Зас. Общ. Любит. Рос. Слов. 1869 г. апр. 13.}. Одоевск³й ходатайствовалъ по дѣламъ Кольцова {Рус. Арх. 1864, 833-838.} и Фета {Голосъ 1869. No 171.}, хлопоталъ о разрѣшен³и напечатать "Мертвыя души" Гоголя {Рус. Арх. 1864. 840, 841. }, принималъ дѣятельное участ³е въ постановкѣ на сцену "Жизнь за царя" М. И. Глинки {Рус. Арх. 1864. 840, 841. }, покровительствовалъ извѣстному граверу Сѣрякову {Русская Старина 1875. XIV. 344.}, поддерживалъ г. Пятковскаго на первыхъ порахъ его служебной и литературной дѣятельности {Историч. Вѣстн. 1880. IV.}.
   Въ 1850 г. Одоевск³й предпринялъ путешеств³е заграницу. Онъ посѣтилъ Франц³ю, Герман³ю и Швейцар³ю; заграницей онъ изучалъ музыку. Въ Парижѣ Одоевск³й познакомился съ Шеве и основательно усвоилъ его цифровую методу музыкальнаго обучен³я {День. 1864. No 40.}. Въ 1857 г. онъ издалъ заграницей брошюру на французскомъ языкѣ, въ опровержен³е ложныхъ мнѣн³й иностранцевъ о Росс³и. Въ 1858 г. онъ ѣздилъ въ Веймаръ депутатомъ отъ Публичной Библ³отеки на юбилей Шиллера.
   Путешеств³е заграницу помогло Одоевскому отрѣшиться отъ прежняго славянофильства, раскрыло ему богатство европейской культуры, высокую степень западной гражданственности и должно было нѣсколько успокоить его послѣ тѣхъ безпокойствъ и непр³ятностей, которыя ему причинила дѣятельность въ Обществѣ посѣщен³я бѣдныхъ.
   За годъ до переселен³я Одоевскаго въ Москву, въ 1861 г. произошло великое событ³е освобожден³я крестьянъ изъ-подъ крѣпостной зависимости. Въ бумагахъ князя сохранилось небольшое стихотворен³е, написанное имъ по поводу этого событ³я:
  
   Тобой свершилося желанное вѣками;
   Возрадовалась Русь, довольна и горда,
   И празднуетъ народъ.... молитвой и слезами
   Велик³й первый день свободнаго труда. 1
   1 Рус. Арх. 1871. 186.
  
   Въ 1864 г. вышло "Довольно" Тургенева. "Полно метаться, полно тянуться, сжаться пора, писалъ Тургеневъ. Пора взять голову въ обѣ руки и велѣть сердцу молчать. Полно нѣжиться сладкой нѣгой неопредѣленныхъ, но плѣнительныхъ ощущен³й; полно бѣжать за каждымъ новымъ образомъ красоты; полно ловить каждое трепетан³е ея тонкихъ и сильныхъ крылъ. Все извѣдано, все перечувствовано много разъ.... Усталъ я. Что мнѣ въ томъ, что въ это самое мгновенье заря все шире, все ярче разливается но небу, словно раскаленная какою то все - побѣдною страстью? Что въ томъ, что въ двухъ шагахъ отъ меня, среди тишины, и нѣги, и блеска вечера, въ росистой глубинѣ неподвижнаго куста соловей вдругъ сказался такими волшебными звуками, точно до него на свѣтѣ не водилось соловьевъ, и онъ первый запѣлъ первую пѣснь о первой любви? - Все это было, было, повторялось, повторяется тысячу разъ и какъ вспомнишь, что все это будетъ продолжаться такъ цѣлую вѣчность - словно по указу, по закону - даже досадно станетъ!.... Строго и безучастно ведетъ каждаго изъ насъ судьба, и только на первыхъ порахъ мы, занятые всякими случайностями, вздоромъ, самими собою - не чувствуемъ ея черствой руки. Пока можно обманываться и не стыдно лгать, можно жить и не стыдно надѣяться. Истина, неполная истина - о той и помину быть не можетъ; но даже та малость, которая намъ доступна - замыкаетъ тотчасъ намъ уста, связываетъ руки, сводитъ насъ на нѣтъ. Тогда одно остается человѣку, чтобы не погрязнуть въ тинѣ самозабвен³я..., самопрезрѣн³я: спокойно отвернуться отъ всего, сказать: довольно, и скрестивъ на пустой груди ненужныя руки, сохранить послѣднее, единственно доступное ему достоинство, достоинство сознан³я собственнаго ничтожества {Тургеневъ, Сочинен³я. VIII. 50-52.}.
   Прочиталъ это грустное размышлен³е Одоевск³й, шестидесятилѣтн³й старикъ, и написалъ въ 1865 г. возражен³е на "Довольно", написалъ "Недовольно", полное юношеской вѣры въ истину и красоту {Бесѣды Общ. Любит. Рос. Слов. 1865. I. 65-84.}. Одоевск³й возражаетъ по пунктамъ тургеневскаго "Довольно".
  
  - I.
   "Въ минуту внезапной усталости художникъ вымолвилъ слово "Довольно!" - широкое и коварное слово. Какъ! - взялъ онъ y насъ родное русское слово, въ своихъ произведен³яхъ пр³учалъ насъ читать самихъ себя, - и вдругъ ни съ того, ни съ сего, художникъ говоритъ: "будетъ съ васъ! довольно!" нѣтъ; такъ легко съ нами онъ не раздѣлается! своей умною мыслью, своею изящною рѣчью онъ закабалилъ себя намъ; - намъ принадлежитъ каждая его мысль, каждое чувство, каждое слово; они наша собственность и мы не намѣрены уступить ее даромъ...
  
  - II.
   Приходитъ на умъ и другое. Да выговорилась ли суть этого слова? Здѣсь не одна ли буквенная оболочка, подъ которой зародилось другое, новое слово? Не впервые буквамъ обманывать людей вообще, a въ особенности художниковъ.... Человѣкъ роетъ землю, подумаешь - могила; ничего не бывало! онъ просто садитъ дерево. Дерево отцвѣло, плодъ свалился, падаютъ пожелтѣвш³е листья - прощай дерево!.... ничего не бывало; плодъ осѣменилъ землю, листья прикрыли его, - да прорастетъ зародышъ!
  
  - III.
   "Довольно", потому что все извѣдано, потому что "все было, было, повторялось, повторяется тысячу разъ: и соловей, и заря и солнце". - Что, если бы какая чудодѣйная сила потѣшила художника и, въ угоду ему, ничто бы въ м³рѣ не повторялось? соловей бы пропѣлъ въ послѣдн³й разъ, солнце не взошло бы заутра, кисть навсегда бы засохла на политрѣ, порвалась бы послѣдняя струна. Замолкъ бы человѣческ³й голосъ, наука выговорила бы свое послѣднее слово? - что же затѣмъ? мракъ, холодъ, безконечное безмолв³е и ума и чувства.... о! тогда человѣкъ дѣйствительно получилъ бы право сказать: "довольно!" т. е. дайте мнѣ опять тепла, свѣта, рѣчи, пѣн³я соловья, шелеста листьевъ въ полумракѣ лѣса, дайте мнѣ страдан³е, дайте просторъ моему духу, развяжите его дѣятельность, хотя бы въ ней была для меня отрава словомъ, возсоздайте неизмѣняемость законовъ природы!
   Пусть снова возникнутъ предо мною неразрѣшенные вопросы, сомнѣн³я, пусть солнце будетъ ровно отражаться и въ безбрежномъ морѣ и въ каплѣ утренней росы, повисшей на былинкѣ.
  
  - IV.
   Въ самомъ ли дѣлѣ мы когда нибудь старѣемся? Этотъ вопросъ подлежитъ еще большому сомнѣн³ю. То, что я думалъ, чувствовалъ, любилъ, выстрадалъ вчера, за 20, за 40 лѣтъ, - не состарѣлось, не прошло безслѣдно, не умерло, но лишь преобразилось: старая мысль, старое чувство отзывается въ новыхъ чувствахъ: на мое новое слово, какъ сквозь призму, ложится разноцвѣтный оттѣнокъ бывшаго.... Наконецъ: неужели художникъ запертъ въ художественной сферѣ? неужель та могучая творческая сила, что дана ему при рожден³и, не должна проникать и за предѣлы этой сферы? - "Я сегодня ужъ слишкомъ заработался", говоритъ Питтъ. - "дайте мнѣ другой портфель". Так³я слова можетъ, даже обязанъ привести каждый свыше одаренный человѣкъ, - будь онъ художникъ, ученый, служака, промышленникъ. Даровитая организац³я - эластична: она не имѣетъ права вкопать свой талантъ въ землю; она должна пустить его въ куплю, гдѣ бы ни привелось - a работы на землѣ много, да и работа неотложная, многосторонняя; всѣхъ зоветъ она - и юнаго и стараго; на всѣхъ ее хватитъ, и все ей нужно, и часто именно то, чѣмъ Господь одаряетъ художника: безъ эстетической стих³и ничто не спорится; одной механикой и дѣльной мышеловки не состроишь.
  
  - V.
   Правда, послѣ дня настаетъ ночь, послѣ борьбы усталость. Какъ мягка, какъ отрадна та метафизическая постель, которую мы стелемъ себѣ, собираясь на покой! какъ привольно протянуться въ ней, убаюкивая себя мечтами о тщетѣ человѣческой жизни, о томъ, что все скоротечно, что все должно когда нибудь кончиться: и силы ума, и дѣятельность любви, и чувство истины. - все, все - и б³ен³е сердца и наслажден³е искусствомъ, природою; что всему конецъ могила. Не все ли равно, немного позже, немного раньше? - Эти минуты сторожитъ злѣйш³й изъ враговъ человѣческихъ, хитрѣйш³й изъ льстецовъ: духовная лѣнь, и злой духъ много напѣваетъ намъ такихъ пѣсенъ. Но къ счастью противъ злаго духа возстаетъ нашъ ангелъ хранитель: любовь! любовь всеобъемлющая, всечующая, всепрощающая, ищущая дѣлан³я, ищущая всезнан³я, какъ подготовки къ своему дѣлан³ю.
  
  - VI.
   Прочь унын³е! прочь метафизическ³я пеленки! не одинъ я въ м³рѣ, и не безотвѣтенъ я предъ моими собрат³ями - кто бы они ни были: другъ, товарищъ, любимая женщина, соплеменникъ, человѣкъ съ другаго полушар³я. - То что я творю, - волею или неволею, пр³емлется ими; не умираетъ сотворенное мною, но живетъ въ другихъ жизнью безконечною. Мысль, которую я посѣялъ ceгодня, взойдетъ завтра, черезъ годъ, черезъ тысячу лѣтъ; я привелъ въ колебан³е одну струну, оно не исчезнетъ, но отзовется въ другихъ струнахъ гармоническимъ гласовнымъ отдан³емъ. Моя жизнь связана съ жизнью моихъ прапрадѣдовъ; мое потомство связано съ моею жизнью. Неужели что либо человѣческое можетъ быть мнѣ чуждо? Всѣ мы круговая порука.
  
  - VII, VIII, IX, X, XI.
   Какъ въ м³рѣ науки, такъ и въ м³рѣ чувства минуты любви, вдохновен³я, слово науки, даже просто доброе дѣло, не покидаютъ насъ и среди самой горькой душевной тревоги, - но свѣтлой полосой ложатся между нашихъ мрачныхъ мечтан³й. Благословимъ эти минуты. Онѣ не только были, онѣ намъ присущи; онѣ живутъ въ самомъ нашемъ отрицан³и.
  
  - XII.
   Кто имѣетъ право сказать: "въ послѣдн³й разъ" и подобно звѣрку опуститься въ глубь и заснуть? Да и во снѣ будутъ мерещиться "и солнышко, и травка, и голубыя ласковыя воды" - и на яву мы невольно будемъ искать ихъ. Есть въ духѣ человѣка потребность и думать и чувствовать, какъ въ пчелѣ-работницѣ потребность строить ячейку. Для чего, для кого пчела строитъ ее? для чего она наполняетъ ее медомъ, собираемымъ съ опасностью для жизни? можетъ быть не она воспользуется этой ячейкой, этимъ медомъ, - воспользуются друг³я, ей неизвѣстныя существа, воспользуется царица и ея новое племя. Но какъ замѣтилъ, кажется, Кювье, пчела носитъ въ себѣ образъ ячейки, геометрическ³й призракъ; - осуществить этотъ образъ, этотъ призракъ, есть непреодолимое призван³е пчелы; въ исполнен³е этого призван³я должно быть вложено особаго рода наслажден³е, - и безъ него жизнь пчелы осталась бы неудовлетворенною.
  
  - XIII.
   Судьба! - что это за дама? откуда она вышла? гдѣ живетъ она? любопытно было бы о томъ провѣдать. По свѣту бродитъ лишь ея имя, въ родѣ того исполи?скаго морскаго змѣя, о которомъ ежегодно писали въ газетахъ, но который еще не потопилъ ей одного корабля и надняхъ обратился въ смиреннаго моллюска. Никто еще не подвергался такой напраслинѣ, какъ судьба - невидимка. Всѣ мы больны одною болѣзнью: неприложен³емъ рукъ, но мы какъ то стыдимся этой болѣзни и находимъ удобнѣе сваливать продукты нашей лѣни на судьбу, благо она безотвѣтна. - Съ "самозабвен³емъ и самопрезрѣн³емъ" далеко не уйдешь: нужна во всѣхъ случаяхъ жизни извѣстная доля самоувѣренности: въ битвѣ ли съ жизнью, въ битвѣ ли съ собственною мыслью. Надобно умѣть прямо смотрѣть въ глаза другу и недругу, и успѣху и неудачѣ. Но скажутъ: что за радость жить цѣлый вѣкъ на сторожѣ! пожалуй уподобишься тому чудаку, описанному y Гофмана, который и въ ясную погоду ходилъ съ зонтикомъ, a на зонтикѣ былъ придѣланъ громовой отводъ, - потому что, разсуждалъ чудакъ, были случаи громовыхъ ударовъ и при безоблачномъ небѣ. - Пограничная лин³я между разумнымъ и смѣшнымъ весьма тонка и неопредѣленна, но изъ этого не слѣдуетъ, чтобы ея не было, и чтобы человѣкъ былъ не въ силахъ стать по ту или по сю сторону этой лин³и. Все зависитъ отъ умѣнья обращаться съ жизнью, отъ смысла, который мы придаемъ ея явлен³ямъ.
  
  - Х²V, ХV.
   Слова! слова! но подъ словами мысль, a всякая мысль есть сила, дѣйствуетъ ли она на другую мысль, приводитъ ли въ движен³е матер³альныя силы. Неужель наука и искусство напрасно проходятъ по м³ру?
   Вообразимъ себѣ, что въ одну несчастную минуту собрались бы высш³е и нисш³е дѣятели нашего времени и, убѣдившись въ тщетѣ жизни человѣческой, т. е. въ тщетѣ науки и искусства, общимъ соглас³емъ положили: прекратить всякую ученую и художественную дѣятельность чѣмъ бы эта попытка кончилась? во-первыхъ стало бы на семъ свѣтѣ немножко скучнѣе, a во-вторыхъ - такой попыткѣ никогда не удаться. И наука, и искусство появились бы вновь, но въ какомъ либо искаженномъ видѣ, ибо нельзя убить стих³ю человѣческаго организма, столь же важную, какъ и всѣ друг³я стих³и, не истребивъ самого организма...; человѣку каменнаго вѣка простительно было бы горевать о тщетѣ человѣческой жизни; но мы, прослѣдивш³е работу человѣка отъ каменной эпохи до нашей, мы, сознающ³е святую связь между наукой, искусствомъ и жизнью,.... имѣемъ ли право предаваться унын³ю и взывать къ бездѣйств³ю.
   Красота - есть ли дѣло условное? мнѣ кажется этотъ вопросъ и существовать не можетъ. Вопросъ не въ красотѣ того или другаго произведен³я, a въ чувствѣ красоты, a это чувство, эта потребность суть стих³и, общ³я всѣмъ людямъ. Что нужды, что китаецъ любуется картиной безъ перспективы, или исслѣдован³емъ звуковъ, для насъ непонятнымъ, - дѣло въ томъ, что онъ любуется, что онъ находитъ удовлетворен³е своей потребности изящнаго...
  
  - ХV².
   Еще разъ - не погибаетъ ничто, ни въ дѣлѣ науки, ни въ дѣлѣ искусства; проходятъ, сокрушаются временемъ ихъ вещественныя проявлен³я, но духъ ихъ живетъ и множится. Правда, не безъ борьбы достается ему эта жизнь, но самая эта борьба, записанная истор³ею, есть для насъ назидан³е и ободрен³е на дальнѣйшее подвиженье (прогрессъ).... Наука.... спокойнымъ, ровнымъ, но непрестаннымъ шагомъ идетъ по землѣ, разсыпая свои милости направо и налѣво. Зиждительница градовъ и вѣсей, она поднимается и въ чертоги, не обходитъ ни утлой хижины, ни кельи ученаго труженика, ни судейской камеры. Всюду она охраняетъ, живитъ, укрѣпляетъ. И таково свойство ея благодѣян³й, что они не быстро проходятъ, какъ многое въ подлунномъ м³рѣ; каждый шагъ науки есть новый дѣятельный центръ, новое солнце, отъ котораго и свѣтъ, и тепло, и радуга...... Исчислен³е все болѣе и болѣе разростающихся успѣховъ науки обыкновенно прерывается вопросомъ..., такъ сказать, домашнимъ: стали ли мы отъ того счастливѣе? на этотъ стародавн³й вопросъ осмѣлюсь отвѣчать рѣшительнымъ "да!" съ услов³емъ: слову счастье не придавать фантастическаго смысла, a видѣть въ немъ, что есть въ самомъ дѣлѣ, т. е. отсутств³е, или, по крайней мѣрѣ, уменьшен³е страдан³й. Развѣ не возвысилась средняя жизнь въ Европѣ, т. е. не большее ли число лѣтъ мы можемъ и прожить сами, и видѣть живыми дорогихъ нашему сердцу? развѣ не счастьемъ считать возможность въ нѣсколько минутъ перемолвиться съ друзьями, съ родными, отдаленными отъ насъ огромнымъ пространствомъ? сколько семейныхъ тревогъ, сколько душевныхъ терзан³й успокоилось мгновеннымъ словомъ электричества? роскошь быстраго движен³я, подъ защитой отъ бурь и непогоды, удобство изустнаго сближен³я между людьми, возможность безъ большихъ издержекъ присутствовать при великихъ изслѣдован³яхъ, выводахъ, торжествахъ науки, наслаждаться далекими отъ насъ произведен³ями искусства или природы - не сдѣлалось ли нынѣ доступнѣе большему числу людей? Но гдѣ же, въ нѣсколькихъ строкахъ исчислить все добро, разлитое наукою почти во всѣхъ предѣлахъ земнаго шара! Дѣло въ томъ, что съ каждымъ открыт³емъ науки однимъ изъ страдан³й человѣческихъ дѣлается меньше - это кажется не подвержено сомнѣн³ю. - Я слышу возражен³е: a война, говорятъ мнѣ, a способы истреблен³я людей, добытые y науки же, развѣ не увеличили массу страдан³й другаго рода, но все таки страдан³й?.... возражен³е сильно, - но однако можно ли обвинять науку? можно ли обвинять огонь за то, что онъ хотя и грѣетъ и освѣщаетъ, но съ тѣмъ вмѣстѣ и производитъ пожары? Можно ли обвинять и солнце и оптика, если полоумный наведетъ зажигательное стекло на стогъ сѣна, и стогъ загорится? Кто виноватъ, если данныя, выработанныя наукой до сихъ поръ лишь въ весьма малой стенени входятъ въ государственное, общественное и семейное дѣло?.... наши общественныя науки не только далеко отстали отъ естественныхъ, но, сказать по правдѣ, находятся еще въ младенческомъ состоян³и.... Въ наукѣ ли причина войны? наука ли подготовляетъ ее? нѣтъ! наука говоритъ другое: она нещадно колеблетъ пьедесталъ военныхъ подвиговъ; она доказываетъ цифрами, что всѣ многосложныя причины переселен³й, войнъ, набѣговъ, грабежей, вообще насильственнаго движен³я народовъ, какъ равно и внутреннихъ переворотовъ, сводятся къ одной основной и весьма прозаической причинѣ: къ истощен³ю почвы, къ потребности себя пропитать.... Будетъ время, когда силы ума и тѣла не будутъ тратиться на взаимно-истреблен³е, a на взаимно-сохранен³е: данныя, выраработанныя наукою проникнутъ во всѣ слои общества, - и вопросъ о продовольств³и дѣйствительно уподобится вопросу о пользован³и водою и воздухомъ....
  - ХV²².
   Но оставимъ космополитическую сферу и приложимъ нашу мысль къ тому, что намъ ближе, къ дорогой намъ всѣмъ Росс³и. Скажемъ ли мы ей слово: "Довольно!" Съ 19 февраля 1861 г. всѣ силы Росс³и подвинулись. Наука развивается медленно, но все шире и шире. Поселянинъ начинаетъ понимать свое невѣдѣн³е и необходимость изъ него выйти. Земство, какъ бы ни были трудны первые шаги его, начинаетъ проявлять свою самобытность и прилагать здравый смыслъ русскаго человѣка къ многоразличнымъ услов³ямъ общественнаго быта, осложненнаго вѣковыми недоразумѣн³ями. Наконецъ, гласнымъ независимымъ судомъ образуется опора не только для внутренняго и внѣшняго довѣр³я, но и училище нравственности, всѣмъ доступное.... Все великое дѣло (19 февраля 1861 г.) сгибнетъ, если не найдетъ достойныхъ дѣлателей, и нужно ихъ не одинъ и не два. Есть ли возможность предаться бездѣйств³ю и сказать: "Довольно!"
   Не бѣда, что мы старѣемся, и въ послѣдн³я минуты мы не скажемъ Росс³и, какъ глад³аторы римскому кесарю: "умирая, мы съ тобою раскланиваемся": но припомнимъ.... Go ahead, never mind, help yourself! - что по русски переводится: брось прохладушки, недѣланнаго дѣла много!" {"Недовольно" изложено въ сокращен³и.}
  
   Въ 1865 г. въ московскомъ дворянскомъ собран³и обнаружилось стремлен³е мѣстнаго дворянства наверстать утраченное помѣщичье право пр³обрѣтен³емъ какого-то политическаго протектората надъ другими сослов³ями. Это стремлен³е, сейчасъ же подхваченное и раздутое по своему газетою "Вѣсть", возбудило противъ себя ожесточенную оппозиц³ю со стороны кн. Одоевскаго. Кн. Одоевск³й немедленно по прочтен³и статьи, помѣщенной въ "Вѣсти", написалъ противъ нея сильное возражен³е, которое за многими подписями должно было появиться въ газетахъ, но не появилось, по случаю прекращен³я "Вѣсти". Одоевск³й счелъ неприличнымъ настаивать на печатан³и своей статьи, слѣдуя пословицѣ "лежачаго не бьютъ", и за свою деликатность былъ наказанъ тѣмъ, что крѣпостники бѣлокаменной столицы распространили на его счетъ много сплетенъ, выдали его чуть не за доносчика, который хотѣлъ подслужиться правительству и затормозить общественное развит³е {Пятковск³й, Б³огр. кн. Одоевскаго, въ Истор. Вѣст. 1880. IV. 698.}.
   Вотъ дословное содержан³е протеста кн. Одоевскаго: "Въ No 4 (14 января) журнала "Вѣсти" помѣщена статья содержащая въ себѣ будто бы предположен³е большинства московскаго дворянскаго собран³я о разныхъ предметахъ, относящихся не до пользъ и нуждъ онаго московскаго дворянства, но до всего дворянства и даже до всего нашего государственнаго устройства. Имѣя честь принадлежать къ русскому дворянству, мы, нижеподписавш³еся, опасаемся, чтобы молчан³е съ нашей стороны не было сочтено знакомъ соглас³я на такое предположен³е, которое по его содержан³ю, a еще болѣе по рѣчамъ, высказаннымъ для истолкован³я его смысла, мы находимъ и несвоевременнымъ, и несообразным какъ съ настоящими потребностями Россiи, такъ равно съ ея истор³ей, съ ея политическимъ и народнымъ бытомъ и съ ея мѣстными и естественными услов³ями. Посему считаемъ долгомъ заявить, что по нашему глубокому убѣжден³ю, дѣло дворянства въ настоящую минуту состоитъ въ слѣдующемъ: 1) приложить всѣ силы ума и воли къ устранен³ю остальныхъ послѣдств³й крѣпостнаго состоян³я, нынѣ съ Бож³ею помощью уничтоженнаго, но бывшаго постояннымъ источникомъ бѣдств³й для Росс³и и позоромъ для всего ея дворянства. 2) Принять добросовѣстное и ревностное участ³е въ дѣятельности новыхъ земскихъ учрежден³й и новаго судопроизводства, и въ сей дѣятельности исчерпать ту опытность и знан³е дѣлъ земскихъ и судебныхъ, безъ которыхъ всякое, какое бы ни было учрежден³е осталось безплоднымъ за недостаткомъ способныхъ исполнителей. 3) Не поставлять себѣ цѣлью себялюбивое охранен³е однихъ своихъ сословныхъ интересовъ исключительно, не искать розни съ другими сослов³ями предъ судомъ и закономъ, но дружно и совокупно со всѣми вѣрноподданными трудиться для славы государя и пользы всего отечества. 4) Пользуясь высшимъ образован³емъ и большимъ достаткомъ, употреблять имѣющ³яся средства для распространен³я полезныхъ знан³й во всѣхъ слояхъ народа, съ цѣлью усвоить ему успѣхи наукъ и искусствъ, насколько то возможно для дворянства. Наконецъ, вообще, содѣйствовать искренно и честно, съ довѣр³емъ и любовью, тѣмъ благодатнымъ преобразован³ямъ, которыя нынѣ уже предначертаны мудрымъ нашимъ государемъ, не нарушая ихъ естественнаго хода и постепеннаго развит³я безвременнымъ и безправнымъ вмѣшательствомъ" {Тамъ же, стр. 698.}.
   Въ 1866 г. Одоевск³й, не упускавш³й изъ виду ни одного серьезнаго государственнаго вопроса, весьма живо отнесся къ зарождавшейся тогда въ Москвѣ тюремной реформѣ. Бывш³й рабоч³й домъ преобразовывался подъ руководствомъ графа Саллогуба въ исправительную тюрьму, въ которой примѣнялось уже начало исправлен³я арестантовъ посредствомъ правильно организованнагo труда. "Грустно подумать, писалъ по этому поводу Саллогубу, кн. Одоевск³й, что y насъ еще надобно доказывать необходимость труда, уничтожен³е наръ, раздѣлен³е половъ и пр. т. п. злоупотреблен³я, дурной выборъ людей, это особая статья вездѣ возможная, но что меня бѣситъ, наша страстная лѣнь, которая мѣшаетъ думать о вещахъ, которыя сами на думанье напрашиваются. Если бы Фурье пожилъ y насъ, то не написалъ бы своей системы гармонизац³и страстей, зане въ страсти лѣни, въ страсти ничего-недѣлан³я, онъ бы нашелъ такой элементъ, который уничтожаетъ всѣ друг³я".... {Пятковск³й, "Истор. Вѣст." 1880. IV. 700.}
   Съ 1862 г. Одоевск³й дѣлилъ свое время между занят³ями въ сенатѣ, гдѣ онъ былъ первопредсѣдательствующимъ и кабинетными занят³ями древне-русской музыкой. Въ Москвѣ онъ сошелся съ любителями и знатоками древне-русскаго искусства, Буслаевымъ, Филимоновымъ, Потуловымъ, свящ. Разумовскимъ, Безсоновымъ. Одоевскому по древнимъ нотнымъ рукописямъ, если не ошибаемся, при содѣйств³и Потулова и Разумовскаго, удалось открыть ключъ къ пониман³ю старинныхъ крюковыхъ нотъ и такимъ образомъ возстановить древн³е церковные напѣвы. Одоевск³й написалъ нѣсколько небольшихъ брошюръ о древней русской музыкѣ и собралъ значительное число старинныхъ нотныхъ рукописей, поступившихъ послѣ его смерти частью въ московскую музыкальную консерватор³ю, частью въ Румянцовск³й музей {Вѣстникъ Общ. древне-русск. Искусства 1874. IV-V. 36-39; Безсоновъ, Калики перехож³е. V, стр. 8.}.
   Въ 1867 г., по случаю 50-ти лѣтняго юбилея барона Корфа, Одоевск³й написалъ въ честь юбиляра небольшую книжку, гдѣ указывалъ на заслугу Корфа въ дѣлѣ введен³я въ Росс³и стенограф³и. Книжка носитъ заглав³е: "Воспоминан³е помощника директора В. Ѳ. Одоевскаго". Въ книжкѣ всего 9 стран. Воспоминан³е издано въ двухъ экземплярахъ, изъ коихъ одинъ отданъ юбиляру, a другой положенъ въ Публич. Библ. на хранен³е. Изъ "Воспоминан³я" видно, что Одоевск³й зналъ стенограф³ю.
   Незадолго до смерти Одоевск³й посѣщалъ публичныя лекц³и проф. Любимова по физикѣ. Въ 1868 г. онъ написалъ по поводу этихъ лекц³й небольшую статью и издалъ ее въ видѣ отдѣльной брошюры. Лекц³и Любимова названы здѣсь дѣломъ добрымъ и умнымъ {"Публичныя лекц³и проф. Любимова", К. В. Ѳ. О. Москва. 1868, стр. 22.}. Онъ высказываетъ сожалѣн³е, что нельзя было сдѣлать лекц³и безплатными и предлагаетъ устроить складчину для открыт³я безплатныхъ публичныхъ лекц³й, при чемъ говоритъ, что 100 чел. съ членскимъ взносомъ по 10 руб. или 200 челов. со взносомъ по 5 руб. съ человѣка могли бы вполнѣ обезпечить лекц³и съ матер³альной стороны. По словамъ Одоевскаго, въ Росс³и все есть, и непочатыя естественныя богатства, и разнообраз³е климатовъ, и народъ оказывается понятливымъ и воспр³имчивымъ къ знан³ю. Недостаетъ знан³я, науки, книжнаго учен³я. При развит³и знан³я, ученые люди появятся во всѣхъ концахъ русской земли, возникнутъ общедоступные библ³отеки, физическ³е кабинеты, химическ³я лаборатор³и. На фабрикахъ, желѣзныхъ дорогахъ, пароходахъ машинистами будутъ преимущественно русск³е люди. Простой мужикъ будетъ управлять локомобилемъ и приспособлять его къ мѣстному дѣлу. Расширятся всѣ земск³я силы. Земледѣлецъ зашибетъ лишн³й рубль. Государственные доходы увеличатся, и образуются, возникнутъ, новыя средства въ подмогу науки.
   Это было послѣднее слово Одоевскаго за просвѣщен³е, послѣднее его воззван³е о дѣятельной любви къ ближнему.
   Князь В. Ѳ. Одоевск³й скончался 27 февраля 1869 года послѣ непродолжительной болѣзни, "Кн. Одоевск³й, скажемъ въ заключен³е словами графа Саллогуба, оставилъ по себѣ прекрасную память, какъ человѣкъ, какъ общественный дѣятель, какъ писатель, какъ ученый, какъ музыкантъ. Выше всего стоялъ онъ какъ человѣкъ, и проч³я заслуги были только послѣдств³емъ его исключительно благородной, любящей, кроткой и неутомимо дѣятельной натуры".
  
  
  
  
  
  

Другие авторы
  • Леонтьев-Щеглов Иван Леонтьевич
  • Колычев Евгений Александрович
  • Уоллес Льюис
  • Трубецкой Евгений Николаевич
  • Белых Григорий Георгиевич
  • Минский Николай Максимович
  • Дмитриев Дмитрий Савватиевич
  • Соболь Андрей Михайлович
  • Ермолова Екатерина Петровна
  • Бухов Аркадий Сергеевич
  • Другие произведения
  • Каменев Гавриил Петрович - Стихотворения
  • Анненский Иннокентий Федорович - Е.В.Ермилова. Поэзия Иннокентия Анненского
  • Дживелегов Алексей Карпович - Торговля (История торговли до Xix в.)
  • Шулятиков Владимир Михайлович - Старое и "новое" в современной литературе
  • Горький Максим - Заключительная речь на первом всесоюзном съезде советских писателей 1 сентября 1934 года
  • Дудышкин Степан Семенович - Стихотворения Н. Некрасова
  • Надеждин Николай Иванович - Обозрение русской словесности за 1833 год
  • Сенкевич Генрик - Потоп
  • Федоров Николай Федорович - Страшный Суд философии
  • Игнатьев Алексей Алексеевич - Л. Третьякова. Остальная верста
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
    Просмотров: 335 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа