Главная » Книги

Одоевский Владимир Федорович - В. Я. Сахаров. О жизни и творениях В. Ф. Одоевского, Страница 2

Одоевский Владимир Федорович - В. Я. Сахаров. О жизни и творениях В. Ф. Одоевского


1 2

крывающиеся в туманном завтра необозримые возможности, В прошлом же и настоящем русским романтикам чаще всего виделись разобщение и обособление людей, распад целостного знания о мире на отдельные науки, сухой и поверхностный рационализм.
  У Одоевского все время повторяется мысль о дисгармоничности бытия, о трагической разорванности
  человеческого
  сознания,
  порождающей неблагополучные судьбы, Любая литература, некритически принимающая и отражающая этот хаотичный, несовершенный мир и забывающая об идеальном будущем, вступает, по его мнению, на неплодотворный путь художественного распыления бытия. Одна из целей "Русских ночей" - художественное выявление, подчеркивание и разоблачение недолжного бытия. В примыкающих к этой книге "Психологических заметках" Одоевский развивает мысль Платона о гармонии ("Пир"), перенося ее из области чистой эстетики в поэтику "Русских ночей": "Тогда, когда каждый индивидуум будет знать звук, который он должен издавать в общей гармонии, тогда только будет гармония" {См. наст. изд., с. 271.}. В книге В. Ф. Одоевского показана дисгармоничность отдельных личностей и целых социальных систем. В то же время здесь настойчиво проводится мысль о возможности и необходимости социальной и нравственной гармонии.
  В повестях "Русских ночей" воплощены разные типы духовной глухоты, роковой неспособности уловить жизненный ритм, губящие не только героев, но и целые цивилизации. И потому перед читателем возникает отчетливая, объективная картина социальной и философской дисгармонии. Здесь содержится пророческая критика буржуазной индивидуалистической культуры. И эта критика была одним из основных достижений Одоевского. Другим его достижением стала романтическая "диалектика души". Недаром Гоголь, внимательно следивший за работой Одоевского над "Русскими ночами", отметил именно точность и глубину анализа движений человеческой души: "Это ряд психологических явлений, непостижимых в человеке!" {Н. В. Гоголь. Полн. собр. соч., т. X. Л., 1940, с. 248.}.
  Писатель делает героями повестей самых разных людей, от Баха и Бетховена до несчастного импровизатора Киприяно. И у всех персонажей- одна черта: неполнота жизни, дисгармоничность духовного развития. На нескольких страницах Одоевский сумел показать трагедию великого Бетховена, не могущего более выражать свои колоссальные замыслы на языке музыки. "Себастиян Бах" - печальное повествование о трудной, скорбной судьбе гения, знавшего только одно свое высокое искусство и постепенно превратившегося в "церковный орган, возведенный на степень человека".
  Повести "Русских ночей" о замечательных музыкантах и художниках и сегодня поражают глубиной проникновения в духовный мир этих изнемогающих в борении с собственным гением людей. Тут Одоевскому пригодились и знания и талант музыковеда, и немалый опыт сочинения и исполнения музыки, и постоянный интерес к тайнам человеческой души. В его черновиках сохранилась любопытная запись: "Была минута, когда Шекспир был Макбетом, Гете Мефистофелем, Пушкин Пугачевым, Гоголь - Тарасом Бульбою; из этого не следует, что они такими и остались; но чтобы сделать живыми своих героев, поэты должны были отыскивать их чувства, их мысли, даже их движения, их поступки в самих себе" {ОР ГПБ. ф. 539, оп. 1, пер. 24, л. 226.}. И этот редкий дар понимания, проникновения в сложнейший характер и духовное сродство со своими героями позволили Одоевскому создать своего рода "биографии талантов" (Белинский), интереснейшие портреты мятущихся, ищущих художников.
  Владимир Одоевский был одним из образованнейших людей своего времени, и сам Шеллинг, беседуя с ним, удивлялся глубине и разнообразию познаний русского философа. Но именно уникальные познания и высокая культура мысли и чувства давали Одоевскому право на сомнение. Именно на сомнение, а не на скептицизм, ибо автору "Русских ночей" слишком ясна была вся необходимость решительных утверждений, испытанных в горниле отрицания. И поэтому "Русские ночи" не только элегическое воспоминание русского философа о светлой эпохе юношеской веры и исканий, но и книга итогов и великих сомнении. Прав был Кюхельбекер: это именно книга вопросов и точного, прозорливого называния проблем, многие из которых не решены по сей день.
  Некоторые предвидения самого Одоевского ныне сбылись, и важнейшие открытая часто делаются сейчас именно на стыке нескольких наук, подтверждая мысль писателя об объединении различных областей знания. Поэтому современному читателю, и прежде всего ученым" интересно следить за целеустремленной работой этою сильного, чрезвычайно самостоятельного ума.
  Собрание сочинений 1844 года, первый том которого составили "Русские ночи", стало вершиной писательского пути В. Ф. Одоевского. Вокруг рождалась новая литература, и молодые литераторы 40-Х годов начинали смотреть на Одоевского как на писателя пушкинской эпохи, пережившего свое время. Писательская судьба Одоевского действительно была связана с пушкинской эпохой, и об этом очень хорошо сказал в 1845 году Кюхельбекер в письме к автору "Русских ночей": "Ты, напротив, _наш_: тебе и Грибоедов, и Пушкин, и я завещали все наше лучшее; ты перед потомством и отечеством представитель нашего времени, нашего _бескорыстного_ стремления к художественной красоте и к истине безусловной. Будь счастливее нас!" {"Отчет имп. Публичной библиотеки за 1893 год". СПб., 1896, с. 71.}. И Одоевский всю жизнь пребывал верен идеалам пушкинской эпохи, и это неизменно вызывало уважение людей самых разных поколений и взглядов. Он был признанным литературным авторитетом, а собрание сочинений 1844 года еще раз подтвердило, что Владимир Одоевский - один из лучших русских прозаиков.
  Именно поэтому уход Одоевского из литературы, произошедший вскоре после появления его сочинений, многими был воспринят как неожиданный и ничем не оправданный. Между тем к этому решению Одоевский пришел после многолетних размышлений над судьбой писателя в России. О 40-50-х годах он резко сказал: "Время это вовсе не литературно, а более ростбифно". В 3861 году в письме Одоевского композитору В. Кашперову говорилось: "В России еще нет ни отдельного пространства, ни отдельного времени для искусств... В такие эпохи отказываться от скучного, сухого дела для труда более привлекательного было бы при известной личной обстановке до некоторой степени эгоизмом, особливо теперь, когда Россия зажила новою жизнию, когда кипит в ней сильное, благодетельное движение, когда все отрасли общественной жизни, словно раскрытые рты, требуют здоровой разумной пищи - а между тем безлюдье большое, одними идеями не накормишь..." {В. Ф. Одоевский. Музыкально-литературное наследие. М., Музгиз, 1956, с. 517.} Конкретное дело, практические начинания становятся для Одоевского центральной задачей. И потому он упорно именовал себя не литератором, а химиком и механиком.
  В 1846 году в знаменитом "Петербургском сборнике" Некрасова появилась повесть Одоевского "Мартингал", его последнее заметное литературное выступление. В этом же году писатель становится директором Румянцевского музея (на его основе создана Государственная библиотека имени В. И. Ленина) и заместителем директора императорской Публичной библиотеки (ныне Государственная публичная библиотека имени М. Е. Салтыкова-Щедрина). Так четко обозначилась граница между литературной деятельностью и службой. Одоевский много сделал для расширения и улучшения работы этих крупнейших отечественных книгохранилищ. После его смерти сюда поступили его обширный и по сей день недостаточно изученный И разобранный архив и собрание редких книг, рукописей и старинных нот.
  Верный своей идее практического служения отечественной культуре, Одоевский все силы отдавал Теперь работе. Конечно, ежедневная канцелярщина, вечная забота о средствах для бедствовавшего музея и библиотеки были изнурительным трудом. Свои страдания благонамеренного чиновника Одоевский описал в незавершенной бюрократической мистерия "Сегелиель. Дон Кихот XIX столетия. Сказка для старых детей", где глубокий ум честного чиновника-духа теряется в лабиринте мышиных ходов канцелярской сметки и мелких обманов. Не случайно желчный Филипп Вигель намекнул, что "добрый дьявол" Сегелиель слишком похож на своего создателя.
  Внешняя жизнь Одоевского в 40-60-е годы казалась скудной и монотонной. На протяжении десятилетий в ней не происходило ничего значительного и яркого, бросающегося в глаза стороннему наблюдателю. Затянутый в вицмундир чиновник аккуратно являлся на службу, бывал у великой княгини Елены Павловны, исполнял свои обязанности при дворе. Столь же аккуратно отпускались Одоевскому анненские и владимирские кресты, чины и придворные звания. Он стал камергером, а затем и гофмейстером двора, действительным статским советником (от чина тайного советника писатель отказался, удивив этим сановных бюрократов). Это была обычная карьера светского человека, немногим отличавшаяся от карьеры князя Петра Вяземского, Владимира Титова, Тютчева, Соллогуба и других друзей Одоевского.
  Между тем внутренняя, духовная биография Одоевского 40-60-х годов поразительно ярка и богата. "Русские ночи" потрясли многих читателей почти экзотической уникальностью обширных и глубоких познаний. Действительно, многие имена и факты, встречающиеся здесь, И по сей день остались за пределами интересов науки. Некоторых упоминаемых в книге имен нет и в крупнейших энциклопедиях наших дней, не говоря уже об отсутствии научных исследований на эти темы. Углубляясь в малоисследованные области науки и искусства, Одоевский непрерывно расширял круг своих исканий и интересов. Уроки химии у академика Гесса, опыты с электричеством, идея управляемого аэростата - вот обрывки этих размышлений и занятий, рядом с которыми существовали сотни иных дел и тем.
  Насколько далеко смотрел Одоевский, свидетельствует его незавершенный научно-фантастический роман "4338-й год", где люди будущего освоили Луну, летают на управляемых электрических аэростатах, проносятся под землей и морями в электровозах, выращивают урожай при свете искусственного электрического солнца и т. д. Писатель задумывался и о том, что теперь именуется теорией информации.
  Мысли о будущем соединялись у Одоевского с постоянными размышлениями о настоящем, о судьбе русской науки, о распространении знаний в народной среде. А за этими размышлениями следовали практические дела. Конечно, Одоевский всегда оставался на позициях умеренного дворянского либерализма, наивно верил в действенность весьма ограниченных реформ 60-х годов и потому резко отрицательно отзывался о революционных демократах, в частности о Чернышевском. Его филантропизм был половинчат и неэффективен. Однако многие деяния Одоевского - общественного деятеля - заслуживают благодарного воспоминания.
  Велик вклад Одоевского в новое тогда дело популяризации науки для народа: он написал несколько учебников и издавал сборники для крестьян "Сельское чтение", вышедшие несколькими изданиями и содержавшие сведения из разных областей знания. Сборники эти произвели большое впечатление на Белинского и предвосхитили толстовские народные издания. Одоевский был одним из организаторов Общества посещения бедных, занимавшегося устройством детских приютов, школ и больниц. С работой Общества связано было его увлечение педагогикой и детской литературой. О своих филантропических действиях писатель говорил: "В существе всякая милостыня есть коммунизм, ибо всякая милостыня имеет целию равнять богатого с бедным" {ОР ГПБ, ф. 539, оп. 1, пер. 95, л. 12.}. Одоевскому и его соратникам удалось помочь многим тысячам униженных и оскорбленных. И все же он понимал всю ограниченность своей филантропической деятельности, ибо, по его словам, "крепостная барщина лежала как чурбан между самыми благими мерами и действительностию" {"Русский архив", 1874, кн. II, стб. 41.}.
  Социальная дисгармония русской жизни заставляла Одоевского задумываться о ближайшем будущем, которое угрожало России великими потрясениями. Крымская катастрофа 1855 года вызвала гнев писателя: "Ложь, многословие и взятки - вот те три пиявицы, которые сосут Россию; взятки и воровство покрываются этой ложью, а ложь многословием" {"Русский архив", 1874, кн. I, стб. 308.}. Одоевский отлично разбирался в технике и знал, что избежать взрыва паровой машины можно, открыв предохранительный клапан. Такой "клапан" писатель стремился отыскать в разладившейся машине русского общества. Он взвесил все возможности и сделал вывод: единственным спасением от общественных потрясений для России является освобождение крестьян.
  И потому в 50-60-е годы Владимир Одоевский становится активнейшим сторонником освобождения крестьян и других либеральных реформ, что, естественно, вызвало ярость в лагере крепостников, не ожидавших такого свободомыслия от князя Рюрикова рода. Тем не менее Одоевский принял участие в разработке проектов крестьянской и судебной реформ и не раз открыто выступал против реакционеров со статьями и блестящими памфлетами, среди которых выделяются "Перехваченные письма", продолжившие грибоедовскую традицию и предвосхитившие социальную сатиру Щедрина. Когда крепостное право было отменено, писатель приветствовал освобождение крестьян и с тех пор каждый год отмечал день 19 февраля как национальный праздник: "Этим днем заканчивается древняя история России и начинается новая" {"Русский архив", 1895, т. V, с. 53.}.
  В 1862 году Одоевский был назначен сенатором в Москву. В родном городе он поселился в доме князя Волконского на Смоленском бульваре, где разместил свою библиотеку и коллекцию музыкальных инструментов. Вскоре здесь начались привычные литературно-музыкальные собрания, и салон Одоевского как бы обрел вторую жизнь в более радушной, душевной и нечиновной атмосфере московского гостеприимства. Одоевский по-прежнему интересовался старинной русской музыкой и иконописью и потому в его собраниях рядом с Графом Львом Толстым оказывался вдруг бородатый раскольник, знаток северных икон и древнего пения "по крюкам". Продолжались И занятия в библиотеке. Посетитель салона Одоевского свидетельствовал: "В большой библиотеке его, с редкими сочинениями, едва ли был один том без его отметки карандашом" {"Русская старина", 1890, т. 9, с. 632.}. Одоевский в своих разысканиях пользовался и уникальной библиотекой своего друга, остроумца и библиофила Сергея Соболевского, жившего в том же доме.
  Многолетние труды не принесли Одоевскому богатства, и жизнь его была настолько скромна, что британский посол лорд Непир поразился скудости существования русского князя и воскликнул: "Не таким бы он был у нас в Лондоне!" {ЦГАЛИ, ф. 472, ОП. 1, ед. хр. 29, Л. 3.}. Но Одоевский никогда не стремился к материальному благополучию. Зато богатство, бодрость и сила духа, ясность мысли были им сохранены до конца, Князь Голицын, видевший писателя в последние годы его жизни, вспоминал: "Одоевский был небольшого роста, худощавый, с очень тонкими чертами лица, чрезвычайно подвижный и веселый" {ОР ГБЛ, ф. 261, к. 18, ед. хр. 5, л. 53.}. Столь же энергичны были и его статьи тех лет, и в особенности знаменитая статья "Недовольно", порицавшая общественный пессимизм тургеневского этюда "Довольно" и звавшая русских деятелей к активной работе. Эти статьи Одоевского - заметное явление в русской демократической публицистике.
  Статьи по педагогике, детские и народные книжки, основание Русского Музыкального общества и Московской консерватории, деятельная дружба с А. Н. Островским, А. Серовым и П. И. Чайковским, статьи и брошюры о музыке, заседания Общества любителей российской словесности и московского артистического кружка, слушание дел в сенате, беседы с композиторами Рихардом Вагнером и Гектором Берлиозом, изучение русских древностей в хранилищах подмосковных монастырей и сотни иных дел - вот чем были наполнены последние два десятилетия жизни Владимира Федоровича Одоевского. В одном его письме к историку М. Погодину есть очень точная характеристика собственной деятельности: "Во вкусах мы сходны, - ты любишь старое, и я люблю старое, только всегда обновляющееся, и следственно, нестареющее" {ОР ГБЛ, ф. Пог/II, к. 22, ед. хр. 79, л. 6.}.
  Одоевского часто называли русским Фаустом, и сам он признавал автобиографичность главного героя "Русских ночей" и так объяснял свое понимание этого образа: "Говорят, что Гете в "Фаусте" изобразил страдание человека всезнающего, постигнувшего все силы природы. Но знание природы, которое, сказать мимоходом, никогда не может достигнуть крайних пределов, никогда не производит чувства страдания; грусть лишь о том, что пределы не достигнуты" {ОР ГПБ, ф. 539, оп. 1, пер. 80, л. 254.}. И его собственная жизнь ученого и писателя - интереснейший пример вечного стремления самобытного ума к пределам живого знания. Исследования и публикации последних лет постепенно извлекают из забвения мысли и творения Владимира Одоевского, этого русского Фауста, талантливого писателя и философа, выдающегося деятеля отечественной культуры, К этому искреннему, взволнованному голосу писателя прошлого столетия, сообщающему нам живые, нестареющие истины, современный читатель, бесспорно, прислушается с должным вниманием и интересом.

Другие авторы
  • Коншин Николай Михайлович
  • Мятлев Иван Петрович
  • Найденов Сергей Александрович
  • Дорошевич Влас Михайлович
  • Франковский Адриан Антонович
  • Гретман Августа Федоровна
  • Тимковский Николай Иванович
  • Дикинсон Эмили
  • Воинов Иван Авксентьевич
  • Павлов Николай Филиппович
  • Другие произведения
  • Тургенев Иван Сергеевич - (Предисловие к отдельному изданию "Дыма")
  • Воровский Вацлав Вацлавович - Торжище суеты
  • Эрн Владимир Францевич - Толстой против Толстого
  • Пущин Иван Иванович - Пущин И. И.: Биографическая справка
  • Страхов Николай Николаевич - И. С. Тургенев. "Отцы и дети"
  • Дорошевич Влас Михайлович - Гамлет
  • Соловьев Сергей Михайлович - История России с древнейших времен. Том 17
  • Добролюбов Николай Александрович - Стихотворения А. Н. Плещеева
  • Корнилович Александр Осипович - Татьяна Болтова
  • Луначарский Анатолий Васильевич - Фурманов
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
    Просмотров: 224 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа