v>
("Напутствие")
Во многих стихотворениях Огарев размышляет об итогах своей жизни, о ее
смысле. Свобода - вот что вбирает в себя все его стремления и определяет всю
его деятельность (стихотворение "Свобода").
Гражданские мотивы звучат в поэзии Огарева в эти годы еще сильнее, чем
в предшествующие, но и теперь рядом с ними продолжает существовать мягкая,
интимная лирика.
По краям дороги
В тишине глубокой
Темные деревья
Поднялись высоко;
С неба светят звезды
Мирно сверх тумана...
Сердце? Сердце просит
Нового обмана.
("По краям дороги...")
Личная жизнь Огарева сложилась трагически. Наталья Алексеевна не дала
ему счастья. Полюбив Герцена, она стала его женой, хотя формально и
продолжала носить фамилию Огарева. Никогда ни единым словом Огарев не
попрекнул ни друга, ни оставившую его женщину. Нравственная высота Огарева,
его спокойное мужество и доброта были удивительными, единственными в своем
роде.
Только осознав это, можно понять всю правоту Герцена, повторявшего
своим детям, что они безошибочно могут считать хорошим то что считает
хорошим Огарев, и плохим то, что находит плохим он. Сойдясь после разрыва с
Тучковой с женщиной из самых низов Лондона, Мэри Сэтерленд, Огарев
воспитывал, как родного, ее сына и до самых последних дней своей жизни не
оставлял ее. "Я хочу быть добрым без всякой награды, - писал Огарев в одном
из писем к Мэри. - Я хочу душевной красоты в этой жизни" {"Архив Н. А. и Н.
П. Огаревых". М.-Л., Гослитиздат, 1930, с. 114.}.
Параллельно "Былому и думам" Герцена Огарев пишет свои воспоминания: в
стихотворной форме ("Воспоминания детства", "Бабушка", "Exil") и в
прозаической. Автобиографическая проза Огарева представляет собой лишь
фрагменты - "Кавказские воды", "Моя исповедь", "Записки русского помещика" -
задуманного большого полотна. Но в этих отрывках нашли отражение важнейшие
этапы жизни Огарева: встреча с сосланными декабристами в "Кавказских водах",
становление революционных убеждений, тщательно прослеженное в "Моей
исповеди".
Автобиографический элемент значителен и в поэмах Огарева. "Юмор", над
которым он продолжал работу, "Тюрьма", "Матвей Радаев" воссоздают образ
человека передовых убеждений, ищущего пути борьбы с самодержавием и
крепостничеством.
Многие поэмы Огарева остались незаконченными, тем не менее их место в
творчестве поэта важно. Проблематика поэм, отражавшая идейные искания лучшей
части русского общества, в сочетании с реалистическим изображением
действительности и своеобразием творческого метода, позволившего Огареву
дать в поэмах органический синтез лирики, сатиры, иронии, сделали его поэмы
заметным явлением в развитии русской поэзии середины прошлого века. Они
широко распространялись в списках, отрывки из них заучивались наизусть,
перекладывались на музыку.
Присущее всему творчеству Огарева стремление к постановке важнейших
общественных вопросов, пафос революционности, понимание необходимости связи
с народными массами для победы того дела, которому всю жизнь служил Огарев,
заставляло его искать новые поэтические формы. В таких произведениях, как
"Восточный вопрос в панораме", "Гой, ребята, люди русские...", "За столом
сидел седой дедушка", "Песня русской няньки у постели барского ребенка",
Огарев использует разнообразные формы народной поэзии: раешник, речитатив,
приемы народных зрелищ, например, панорамы.
Эпиграммы, такие стихотворения, как "Отступнице", демонстрировали
возможности не только Огарева-лирика, но и Огарева-сатирика.
Эволюция взглядов Огарева, приведшая его от дворянской революционности
к революционному демократизму, сказалась в его творчестве четкостью и
определенностью политических оценок, непримиримостью в борьбе с
самодержавием и всеми формами угнетения человека.
Пережив в 1870 году смерть Герцена, оставшись одиноким, Огарев
продолжал работать, движимый верой в будущность своей - родины и
необходимостью деятельности для ее блага. За год до смерти Огарев писал:
"Хотелось бы на Русь. В самом деле, я новый социальный элемент вижу там, и
только там" {Н. П. Огарев. Избранные социально-политические и философские
произведения, т. II, с. 551.}. 31 мая (12 нюня) 1877 года Огарев скончался в
английском городе Гринвиче. В 1966 году прах Огарева был перенесен в Москву.
Судьба творческого наследия Огарева не проста. В течение многих
десятилетий при жизни Огарева и особенно после его смерти бытовала легенда о
нем как о "самом мрачном из русских поэтов" {П. П. Перцов. Н. П. Огарев. - В
кн.: "Философские течения русской поэзии". СПб., 1899, с. 172.}, певце
безнадежности, лишь волею случая оказавшемся в стане политических борцов. В
то же время всегда существовало и другое понимание жизни и творчества
Огарева. Белинский, Некрасов, Добролюбов, Чернышевский видели в Огареве
самобытного общественного деятеля, замечательного поэта, человека "высшего
разбора".
В ярком, созвездии русских поэтических имен имя Огарева светит
скромным, но самостоятельным светом. Его произведения, полные надежд и
скорби, разочарования и порывов к будущему, были для его современников и
остаются для нас примером неустанной работы духа, ищущего и мужественного в
своих исканиях.