Мысли изъ Попа, Англ³йскаго Поэта.
Въ заговорахъ, крамолахъ, сектахъ и скопищахъ глупѣйш³е люди обыкновенно ревностнѣе всѣхъ дѣйствуютъ; ибо никакое животное, ниже пчела, столько не работаетъ, какъ невѣжда: с³и люди необходимо нужны для Политиковъ. Можетъ быть потому, что Государства походятъ на городск³е часы, гдѣ тяжесть помогаетъ дѣйствовать пружинамъ, болѣе полезнымъ, но малымъ.
Хотѣть тронуть народную толпу тонкою замысловатост³ю и остроум³емъ, значитъ то же, что бритвою рубить мраморъ.
Острой умъ и возвышенной умъ не столько полезны, какъ здравой смыслъ: кто сталъ бы носить при себѣ золото, не имѣя мѣлкой монеты, тому ежедневно встрѣчалось бы множество затруднен³й.
Знан³я то же что ртуть, которая, будучи въ рукахъ человѣка искуснаго, служитъ полезнѣйшимъ лѣкарствомъ, въ рукахъ не искуснаго - опаснѣйшимъ ядомъ.
Многосложные планы правительства, имѣютъ сходство съ мастерскими произведен³ями часоваго искуства; точность въ нихъ зависитъ отъ множества пружинъ и колесъ, подверженныхъ скорому разрушен³ю.
Тщеслав³е въ человѣкѣ всегда бываетъ въ противуположномъ содержан³и съ разсудительност³ю: чѣмъ болѣе одного, тѣмъ менѣе другаго;
Скромность сама себя оказываетъ съ хорошей стороны, и не имѣетъ нужды въ похвалахъ. Смиренномудрый человѣкъ всегда наслаждается спокойствомъ и непринужденност³ю, напротивъ того тщеславный безпрестанно мучится, желая казаться тѣмъ, чѣмъ не есть въ самомъ дѣлѣ. Если я уменъ - скромность служитъ тому доказательствомъ; если очень простъ - она закрываетъ во мнѣ недостатокъ. Краска въ лицѣ развратной прелестницы иногда бываетъ причиною, что ее почитаютъ честною женщиною: такъ скромность не рѣдко выдаетъ глупца за умнаго.
Польза человѣка состоитъ не столько въ томъ, чтобы совсѣмъ не подлежать погрѣшностямъ, какъ въ умѣньи исправляться. Съ заблужден³емъ ума бываетъ тоже, что съ негодною травою, которую сожигая, удобряютъ землю, и дѣлаютъ ее плодороднѣе, нежели какою была бы она безъ вредныхъ растен³й.
За чѣмъ краснѣться, признаваясь въ своемъ заблужден³и? это показываетъ, что вы сего дня стали умнѣе, нежели какимъ были вчера.
Предаваться гнѣву, значитъ наказывать себя за вину другаго.
Суевѣр³е есть чахотка души.
Безбожникъ есть глупецъ, безразсудно презирающ³й религ³ею; но лицемѣръ хладнокровно издѣвается надъ святынею; для него легче упасть на колѣна, чѣмъ сдѣлать доброе дѣло. Такой человѣкъ походитъ на безстыднаго должника, которой ежедневно посѣщаетъ своего заимодавца, не заботясь о платежѣ денегъ.
Въ молодости мы неутомимо трудимся, желая стѳлько приобрѣсть, сколько достало бы для пр³ятной жизни въ старости; но дождавшись старыхъ лѣтъ, видимъ, что уже поздно жить такъ, какъ мы предполагали.
Человѣкъ, обладающ³й высокимъ талантомъ, безъ сомнѣн³я способенъ отправлять обыкновенныя дѣла общественныя; но дѣла с³и не достойны, чтобъ онъ занимался ими. Гордой, красивой конь также способенъ носишь тягости, какъ и оселъ; однакожь его не употребляютъ на такое низкое дѣло.
Если благоразумно сомнѣваться во многомъ, то еще благоразумнѣе сомнѣваться, не заблуждается ли нашъ разумъ, принимаясь объяснять всѣ тайны.
Дурные критики, поносящ³е дурныхъ писателей, походятъ на шарлатановъ, которые безпрестанно совѣтуютъ остерегаться отъ мнимыхъ лѣкарствъ, для того чтобы скорѣе продать свои.
Я не знаю ни одного человѣка, которой не могъ бы съ Христ³янскою твердост³ю перенести несчаст³я своего ближняго {Ларошфуко сказалъ: "Мы всѣ имѣемъ довольно силы для перенесен³я несчаст³й, терпимыхъ другими."}.
Люди точно столько же благодарны, сколько мстительны.
Разсѣянная жизнь есть счаст³е для тѣхъ, которые не умѣютъ мыслить.
Большая часть стариковъ походитъ на древн³я лѣтописи. Они разсказываютъ намъ подробности скучныхъ, но истинныхъ произшеств³й - и болѣе ни къ чему не годятся.
Глазъ у критиковъ обыкновенно походитъ на микроскопъ, сдѣланный съ великимъ старан³емъ. Онъ открываетъ тончайш³я жилки, самыя мѣлк³я частицы; но не обнимаетъ всего предмета, не соединяетъ всѣхъ частей, и не даетъ видѣть гармон³и въ цѣломъ,
Женщина не можетъ ненавидѣть мущину, если онъ чувствуетъ къ ней любовь; но легко станется, что она возненавидитъ его, если мущина питаетъ въ сердцѣ своемъ только дружбу.
Люди воп³ютъ противъ неблагодарности; какая несправедливость! надлежало бы кричать противъ гордости; всѣмъ извѣстно, что явная, умышленная неблагодарность есть удѣлъ гнусной души. Но оказывающ³й услугу обыкновенно думаетъ, что дѣлаетъ болѣе, нежели должно; а одолжаемый почти всегда увѣренъ, что для него дѣлаютъ менѣе, нежели сколько онъ заслуживаетъ - вотъ гордость!
Душа никогда не бываетъ чище и яснѣе, какъ въ то время, когда открываетъ собственныя погрѣшности: такъ рѣчка показываетъ на днѣ своемъ тину, которой никто не видалъ бы, еслибъ вода не была чиста и прозрачна.
Хорош³е писатели обыкновенно платятъ страшную пеню за свою славу. Кто жь налагаетъ с³ю пеню? - люди ничего незначущ³е.
Шалость (folie) имѣетъ свои пр³ятности; она въ нѣкоторомъ смыслѣ есть соль земли: двѣ, три крупинки на языкѣ весьма вкусны; всыпьте въ ротъ пригоршню - будетъ несносно!
Душа честнаго человѣка не боится злыхъ людей. Только упрекъ можетъ нарушить ея спокойств³е - а ей упрекать себя не въ чемъ. Злоба и несправедливость иногда успѣваютъ въ своихъ предпр³ят³яхъ, но не иначе, какъ подлыя насѣкомыя, которыя больно ужаливъ, тутъ же умираютъ.
Всего лучше мстить завистникамъ подобно солнцу, которое отмщаетъ нетопырямъ ... яркост³ю блеска.
Попъ написалъ къ Гею: "пока не будешь ничьимъ слугою, до тѣхъ поръ можешь быть чьимъ-нибудь другомъ."
Женщины поступаютъ съ любовниками какъ съ картами: онѣ играютъ ими нѣсколько времени; выигравши бросаютъ; велятъ подать новыя: играя сими, часто лишаются того, что выиграли прежними.
Умъ у нѣкоторыхъ людей походитъ на потайной фонарь, которой обыкновенно свѣтитъ только тому, кто несетъ его въ рукахъ своихъ.
Малыя души тоже, что малыя бутылки съ узкимъ горломъ: чѣмъ менѣе въ нихъ напитку, тѣмъ болѣе бываетъ шуму, когда онъ выливается.
Человѣкъ, желающ³й переправиться на другой берегъ рѣки, видитъ вокругъ себя толпу лодочниковъ. Каждой предлагаетъ ему свои услуги; можно подумать, что всѣ они, забывъ о своихъ дѣлахъ о немъ одномъ помышляютъ. Но когда этотъ человѣкъ переплыветъ на другой берегъ; шумъ утихаетъ, никто не заботится о путешественникѣ. Не то же ли бываетъ съ Министромъ при вступлен³и въ должность и при его увольнен³и?
"Вѣстникъ Европы". Часть XXVI, No 8, 1806