Главная » Книги

Пругавин Александр Степанович - Программа для собирания сведений о русском расколе, или сектантстве, Страница 2

Пругавин Александр Степанович - Программа для собирания сведений о русском расколе, или сектантстве


1 2

й

  
   87. Отношение различных сект к правительству и его органам: суду, администрации, полиции. Взгляд сектантов на власть. "Часто говорят, что молокане отвергают власть: это сделалось всеобщим мнением о них. Сами молокане говорят об этом предмете так: мы не отвергаем власть, мы считаем, что следует ей повиноваться, исполняя изречение апостола Павла - покоряться предержащим властям. Надобно, говорят они, признавать власти, каковы бы они ни были, коль скоро они существуют; но мы думаем, что нельзя и не следует признавать превосходным все то, что исходит от власти, если собственный наш рассудок не убеждает нас в превосходстве этого. Равным образом нельзя и не должно исполнять повелеваемое властью, если то, чего требует власть, противно нравственным требованиям совести и правды. Так, они указывают на пример первых христиан, которых римские императоры, облеченные законной властью, принуждали поклоняться идолам... Признавая необходимость власти, молокане считают восстание против всяких властей, хотя бы и несправедливых, делом неправедным и проповедуют глухое терпение и упорство" (Костомаров. "Воспоминание о молоканах").
   88. Отношение различных сект к верховной власти. Признают ли сектанты моление за царя?
   89. Готовность сектантов исполнить те или другие требования начальства. Бывают ли случаи сопротивления сектантов властям, и если бывают, то чем они вызываются?
   90. Исправность сектантов в платеже податей и в отбывании других повинностей. Нет ли последователей секты неплательщиков? В чем именно состоит сущность учения этой секты? Условия и причины, вызывающие развитие этой секты.
   91. Отношение сектантов к войне, военной службе, воинской повинности.
   92. Отношение сектантов к присяге и паспортам.
   Некоторые секты, как, например, бегунская, или странническая, совершенно отрицают паспорта и печати, прилагаемые к паспортам, называют их не иначе как печатями антихриста. Тот, кто хочет спасти свою душу, никогда не должен брать паспорт1.
  
   1 См.: Розов. Бегуны, или странники // Вестник Европы. 1872. No 11.
  
   93. Отношение сектантов к современному гражданскому общественному строю, к сословным подразделениям и т. п. Учение их о "братстве" и "братолюбии".
   "Молокане, например, отвергают всякое различие сословий. По их учению, все люди равны между собою, все братья, не должно быть ни благородных, ни неблагородных. Равным образом всякие внешние знаки отличий, титулы, чины, по их мнению, суета и противны евангельскому учению" 1.
  
   1 Костомаров. [...] // Отечественные записки. 1869. No 3. С. 77.
  
   94. Отношение сект к духовенству. Не замечается ли враждебное отношение сектантов к православным священникам и в чем следует видеть причины такого отношения? Чем объясняют сами сектанты свое нерасположение к священникам и в чем именно выражается это нерасположение? Не сложились ли пословицы и поговорки, характеризующие отношение сектантов к православной церкви и священникам?
   В северных и северо-восточных губерниях чрезвычайно распространены, например, следующие пословицы: "Не бежим церкви, а бежим священников"; "Попят многие, а попов мало"; "Церковь не в бревнах, а в ребрах"; "Поп что ни говорит, а все в карман глядит". Г.Аксаков в своей известной записке о страннической секте приводит следующие пословицы, распространенные среди населения подмосковных губерний: "Поп дерет и с живого и с мертвого"; "Поповские глаза завидущи, поповские руки загребущи" 1.
  
   1 См.: Русский архив. 1866. No 4.
  
   95. Не называют ли некоторые сектанты православных священников "ставленниками" и что означает такое название?
   Секты беспоповцев называют православных священников "ставленниками" на том основании, что они поставлены и назначены епархиальным начальством, а не избраны миром или приходом, как это было в старину.
   96. Отношение сект к монастырям, монахам и монастырской жизни.
   97. Как относятся последователи различных сект к иноверцам? Не проявляются ли в этих отношениях враждебность, нетерпимость, презрение и т. п.? Чем следует объяснить правило беспоповцев относительно иноверцев: "Ни пити, ни ясти, ни на молитве общей быти"? Считается ли среди сектантов обязанностью помогать иноверцам?
   В этом отношении весьма интересно поведение штундистов: они всегда с готовностью помогают иноверцам, но в то же самое время относятся к православным и другим иноверцам весьма презрительно и называют их не иначе как "язычниками", идолопоклонниками и т. п.
   98. Не устраняются ли сектанты от участия в мирских делах? Если устраняются, то чем объясняют они свой образ действий в подобных случаях?
   99. Как относятся сектанты к другим национальностям? "Сютаевцы всех вообще людей признают братьями: турок, язычник для них - также брат"1.
  
   1 Тверской вестник. 1880. No 24.
  
   100. Как, в свою очередь, относятся к сектантам православные и другие иноверцы? Насколько проявляется терпимость в их отношении к тем сектам, которые считаются "особенно вредными", вроде бегунов, скопцов и т. п.? Не бывает ли случаев враждебных столкновений между сектантами и не сопровождаются ли такие столкновения побоищами?
   101. Как относятся различные секты друг к другу?
   102. Существуют ли взаимные сношения между сектантами различных отдельных местностей? Не имеют ли эти сношения правильно организованного характера? Не употребляются ли при этом сектантами какие-нибудь условные, иносказательные языки (тараборский, офеньский и др.)?
   У шалопутов Терской области существуем например, своя особая почта. Обыкновенно они используют для этого продавцов мелкого товара; эти продавцы периодически объезжают заранее намеченные пункты и возвращаются обратно. Как правило, они едут на Ставрополь, Ростов, Киев, затем ударяются на восток, достигают Перми и затем по Волге возвращаются обратно (сообщение г. Абрамова из Терской области).
   103. Не находятся ли сектанты, в сношениях со своими единоверцами, живущими за границей? Не оказывают ли заграничные сектанты заметного влияния в том или другом отношении на своих единоверцев, живущих в России?
   104. Не замечается ли стремление к соединению различных сект? Не устраиваются ли с этой целью особые съезды или соборы? Сообщить возможно более подробные сведения о подобных съездах.
   Такие съезды, или "соборы", происходят весьма часто в сектантской среде. Они составляются обыкновенно из представителей разных толков, избранных и уполномоченных различными сектантскими общинами. Нередко число подобных представителей доходит на съезде до ста и более человек.
  
  

VII

Борьба с сектантством. Миссионерства. Единоверие

  
   105. Если есть в изучаемой местности особые миссионерские общества или братства для борьбы с расколом, то было бы желательно иметь точные сведения об их деятельности. Из кого состоят эти общества? Не совмещают ли миссионеры в своем лице какие-нибудь другие обязанности, например приходских священников и т. п.? Время учреждения миссионерств.
   106. Живут ли миссионеры постоянно в своих участках или же посещают их только при разъездах? Величина участков. Часто ли миссионеры посещают местности, населенные сектантами, и насколько бывают продолжительны подобные посещения? Каким путем воздействуют миссионеры на сектантов, т. е. устраивают ли они публичные собеседования или же предпочитают воздействовать на расколоучителей и вожаков путем частных бесед и споров?
   107. Устраиваются ли состязания в спорах о вере? Где и как они происходят? Не устраиваются ли они в церквах? Не вызываются ли для этого сектанты через полицию? Характер состязаний и собеседований.
   108. Наиболее любимые темы споров. Умение начетчиков вести диспуты: начитанность их. Охотно ли посещают сектанты эти собеседования и если неохотно, то почему именно?
   109. Как относятся сектанты к миссионерам?
   110. Как велико число перешедших в последнее время из сектантства в православие? В чем состоят главные причины успеха или неуспеха православных миссионеров среди сектантов?
   111. Единоверие и его значение. Число единоверцев. Насколько искренне и сознательно принимается единоверие сектантами? Единоверческие священники; степень их образования и влияние их на прихожан.
   112. Увеличивается или уменьшается число единоверцев? Не переходят ли иногда в единоверие православные? Отношение различных сект к единоверию.
   113. Как велико число лиц, перешедших в последнее время из православия в те или другие секты? Какими условиями обставлен переход в сектантство из православия? Порядок увещаний в адрес лиц, выразивших желание оставить православие.
   114. Не заметен ли переход из православия в сектантство людей преклонных лет? Часты ли подобные случаи? Не переходят ли некоторые в сектантство перед смертью? Чем следует объяснить такие явления?
   115. Какие меры принимаются сектантами для распространения своих учений? Не существует ли организованной сектантской пропаганды?
   116. Не употребляют ли сектанты подкупы с целью склонить то или другое лицо в свою секту? Не перекрещивают ли они в свои секты больных, потерявших сознание и даже умирающих? Чем они объясняют подобные действия?
   117. Увеличивается или уменьшается раскол в изучаемой местности? Не заметно ли уменьшение одних сект и увеличение других? Какие именно секты слабеют и какие растут?
   118. Как отразилась на состоянии сектантства крестьянская реформа 19 февраля 1861 г.? Не вызвала ли она заметного усиления сектантства?
   119. Какую роль в развитии сектантства играют экономические вопросы народной жизни?
   Что вопросы эти оказывают значительное влияние на распространение сектантства, не может подлежать никакому сомнению. Разные народные бедствия, вроде неурожая, голода и т. п., обыкновенно непосредственно влекут за собою усиление раскола. Известный голод 1867 г., постигший весь север России, чрезвычайно много способствовал развитию раскола - это факт, который подтверждают как местные миссионеры и священники, так и все вообще лица, имевшие случай делать наблюдения над состоянием местного сектантства.
   120. Если сектантство растет, то в чем главным образом следует видеть причины этого явления? Ответ на этот вопрос должен быть подкреплен целым рядом точных наблюдений и фактов, почерпнутых непосредственно из жизни.
  
   Социология в России XIX - начала XX. Социология как наука. Тексты. / Под ред. В.И.Добренькова. М., Международный Университет Бизнеса и Управления, 1997.
  

Другие авторы
  • Безобразов Павел Владимирович
  • Алексеев Николай Николаевич
  • Туган-Барановская Лидия Карловна
  • Давыдов Гавриил Иванович
  • Медзаботта Эрнесто
  • Беранже Пьер Жан
  • Аладьин Егор Васильевич
  • Бельский Владимир Иванович
  • Маклаков Николай Васильевич
  • Стерн Лоренс
  • Другие произведения
  • Шпиндлер Карл - Царь Сиона
  • Кантемир Антиох Дмитриевич - Переписка кн. А. Д. Кантемира с сестрой Марией на итальянском языке. 1734-1744 гг
  • Авсеенко Василий Григорьевич - Школьные годы
  • Толстой Алексей Константинович - Поэмы
  • Бунин Иван Алексеевич - Устами Буниных. Том 2
  • Михайловский Николай Константинович - (О Ф. М. Решетникове)
  • Шаврова Елена Михайловна - Шаврова Е. М.: Биографическая справка
  • Ибсен Генрик - Строитель Сольнес
  • Каченовский Михаил Трофимович - Краткая выписка о первобытных народах, в России обитавших, и о пришельцах, с ними соединившихся до составления Государства
  • Добролюбов Николай Александрович - Известие
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
    Просмотров: 338 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа