Раич С. Е. Из статей о сочинениях Пушкина // Пушкин в воспоминаниях современников. - 3-е изд., доп. - СПб.: Академический проект, 1998. - Т. 1-2.
Т. 1. - 1998. - С. 367-368.
ИЗ СТАТЕЙ О СОЧИНЕНИЯХ ПУШКИНА
ИЗ СТАТЬИ "РУСЛАН И ЛЮДМИЛА. СОЧИНЕНИЕ А. ПУШКИНА"
Я познакомился с Пушкиным в то время, когда он жил в Одессе; там читал он мне только что сбежавшую с пера "Песнь о вещем Олеге" и отрывки из "Евгения Онегина". Тогда он был в апогее своей славы и поэзии. Как он был предан ей! Как иногда боялся измены ее! Однажды, после продолжительного разговора со мною о поэзии, о своих произведениях, он умолк, задумался и тяжело вздохнул.
- Что с вами, Александр Сергеевич, - спросил я его, - о чем вы задумались?
- Есть о чем задуматься при мысли - что будет со мною, с моими произведениями?
- Если вы будете продолжать как начали, вы навсегда останетесь любимцем русской публики.
- O rus!* - Заметьте, что Пушкин любил играть словами, и это qui pro quo** он избрал эпиграфом для одной из глав "Евгения Онегина" 1. - Любимцем русской публики, говорите вы; но разве эта русская публика не восхищалась в свое время Херасковым? Разве не хвалила она его так же безотчетно, безусловно, как меня! И что же теперь Херасков? Кто его читает?
- Вы и Херасков - тут есть разница, к тому же в его время не было критики.
- А теперь разве она есть? Я не говорю о г. К<аченовском> 2 (Пушкин был предубежден против г. К<аченовского>, простим ему). Но отзыв Мерзлякова - даже жесткий, только справедливый отзыв, признаюсь, для меня был бы очень полезен; однако ж я его не слышу.
- И не услышите.
- Почему же?
-Потому что... потому что...
- Не договаривайте, - я понимаю вас, - он боится возвысить голос, чтобы гусей не раздразнить... Теперь представьте мое положение: кто имеет полное право произнести в деле словесности беспристрастный суд, тот боится произнести его, чтобы не показаться пристрастным; кто не имеет на это никакого права, тот произносит суд свой громко и смело, ему рукоплещут, - и толпа или, что все равно, благородная чернь становится его эхом. Теперь прошу покорно ожидать усовершенствования в поэзии, в искусствах вообще!.. O rus!...
ИЗ СТАТЬИ "БРАТЬЯ РАЗБОЙНИКИ. ЦЫГАНЫ. СОЧ. А. ПУШКИНА"
Пушкин любил говорить о Бессарабии, о своей там жизни, вольной, кочевой. "Часто, - сказал он мне однажды, вспомнивши о Бессарабии, - часто по целым неделям я не одевался, не брился, ходил по степи как сын природы - в одной сорочке и, признаюсь вам, никогда после не бывал так доволен собой, никогда не любил так поэзию". Пушкин говорил это в излиянии сердца, я верил и теперь верю его словам, - я вполне понимаю внутреннее состояние человека, всею душою преданного поэзии.
ИЗ СТАТЬИ "БОРИС ГОДУНОВ. С<ОЧИНЕНИЕ> А. ПУШКИНА"
Странное дело! - Пушкин не любил Батюшкова: он с каким-то презрением называл его поэтом звуков. Пушкин думал, что музыкальность и вообще тщательная отделка стихов вредит их силе, энергии 3.
ИЗ СТАТЬИ "ЛИРИЧЕСКИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ А. ПУШКИНА"
...Поэт должен быть выше отношений света, условий современности и житейских потребностей, если эти потребности не вопиющий глас нужды, а прихоть, которой нельзя насытить ни всем золотом Сибири. Пушкин и это хорошо понимал. "Я всякий раз чувствую жестокое угрызение совести, - сказал он мне однажды в откровенном со мною разговоре, - когда вспоминаю, что я, и может быть, первый из русских, я начал торговать поэзиею. Я, конечно, выгодно продал свой "Бахчисарайский фонтан" и "Евгения Онегина"; но к чему это поведет нашу поэзию, а может быть, и всю нашу литературу? Уж конечно, не к добру. Признаюсь, я завидую Державину, Дмитриеву, Карамзину: они бескорыстно и безукоризненно для совести подвизались на благородном своем поприще, на поприще словесности, а я!" Тут он тяжело вздохнул и замолчал 4.
Сноски к стр. 367
* О деревня! (лат; каламбурно: "О Русь!").
** Подстановка (лат.).
Воспоминания журналиста, поэта, переводчика "Освобожденного Иерусалима" Т.Тассо Семена Егоровича Раича (1792-1855) вкраплены в цикл его критических статей о сочинениях Пушкина и есть часть их общего замысла утвердить идеал "чистого поэта" в его эпигонско-романтическом варианте. Под этим углом зрения стилизован и облик Пушкина. Сохраняя фактическую основу своих разговоров с поэтом (июль - август 1823 г.), Раич дает им толкование, иной раз расходящееся с прямыми пушкинскими свидетельствами.
Впервые: Галатея, 1839, N 19, 24, 27, 29, без подписи.
ИЗ СТАТЕЙ О СОЧИНЕНИЯХ ПУШКИНА
Галатея, 1839, с. 132-134; N 24, с. 485-486; N 27 с. 44; N 29, с. 197.
1 "Евгений Онегин", гл. I. Эпиграф - Гораций, Сатиры, кн. II, сатира 6.
2 Ср. эту же мысль в "Разговоре о критике" (1830) (XI, 90).
3 Это неточно. В начале 1820-х годов Пушкин внимательно изучает Батюшкова и, действительно вступает с ним в творческую полемику (см.: В. Б. Сандомирская. К вопросу о датировке помет Пушкина во второй части "Опытов" Батюшкова. - Врем. ПК, 1972. Л., 1974, с. 16-35), но общая оценка его остается очень высокой; критика адресована подражателям, вопроизводившим технические приемы мелодического стиха.
4 Этот разговор (время и обстоятельства которого неясны) лишь отчасти соответствует позиции Пушкина, видевшего в товарных книгоиздательских отношениях естественный процесс процессионализации литературы.